Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Искусство танца » Танец Бога


Танец Бога

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

«Золотой бог» снискал внимание зрителей во всех странах, где довелось мне побывать. И, видимо, успех, и сценическое долголетие этого номера объясняется тем, что мир легенд, который тысячелетиями создавал народ Индии,  воплотился в  танце

...И как обычно, перед тем как начнется танец, зритель слушает рассказ о нем, такой же удивительный, как и сам танец.
- Далеко за отрогами Гималайских гор раскинулась дивная страна Индия. Прекрасна ее древняя культура, прекрасны ее единственные в своем роде древние танцы. Танцы Индии делятся на четыре стиля, четыре школы: Катакх, Катакх-хали, Манипури и самая сложная школа классического танца - Бхарат-Натьям. Танцы этой школы - это легенды, которые пересказываются посредством движений головы, рук, мимики лица. Один из танцев этой школы - танец-легенда о Золотом боге.

Медленно восходит золотое солнце над пустынной и мертвой землей. Ничего нет живого на ее безмолвных равнинах. Золотой бог просит бога Неба послать на землю живительную влагу. Пошел дождь. Оживилась земля, зашелестели листьями деревья, запели птицы, зацвели сады. Но дождь не может идти вечно. Он прекратится, и все живое погибнет. Золотой бог просит бога Неба послать на землю реки. По благодатной земле Индии величаво потекли воды Ганга. Но не всегда спокоен Ганг. Поднимается буря, набегают огромные волны, река выходит из берегов, затопляет селенья, посевы, сады. И тогда неисчислимы бедствия народа. Но Ганг утихнет, вновь войдет в свое русло и снова потечет величаво.

Золотой бог уходит, чтобы дать отдохнуть уставшей земле. Голубой бог Ночи вступает в свои права. Он окутывает землю прекрасным голубым сиянием. А завтра снова придет Золотой бог, чтобы согреть землю своими лучами. И так будет вечно.

...На сцене мрак. Только слышны мелодичные и размеренные звуки индийской музыки, призывающие к вниманию, к посвящению в таинство танца. Вспыхивает серебристый луч прожектора и вырывает из темноты сверкающее золотом 'изваяние'. Танцовщик находится в глубоком приседе с разведенными в сторвну коленями и руками. На голове сверкающая корона. Звучит музыка. А танцовщик все так же неподвижна сидит, не шелохнувшись. Через некоторое время вдруг замечаешь, что он уже, оказывается, немного поднялся. Значит, происходит движение тела, незаметное глазу.

Индийцы тысячу лет назад рассчитали эту скорость подъема танцовщика - так поднимается из-за горизонта солнце.
Зал замирает при виде этого удивительного зрелища. Как будто встает не человек, а само светило. Звучит музыка. Солнце всплывает над безмолвной пустыней. Наконец этот немыслимый подъем закончен. Мгновенно меняются освещение, ритм музыки. Золотой бог делает первый шаг. Неожиданно раздается серебристый звон колокольчиков, привязанных к его ногам. И мы уже видим не бога, а человека, который одушевляет все неживое, наполняет поэзией каждое движение своего тела, головы, ног, рук. Особенно выразительны руки. Когда они начинают извиваться, словно это сами волны Ганга, словно бесконечно плавно течет умиротворенная река, зал неизменно разражается аплодисментами. Кажется, что эти руки можно завязать в бант.
Лицо бесстрастно, спокойно, мудро.

Это очарование длится несколько минут. Но вот рассказ-действие окончен. Начинается 'уход' солнца за гори? зонт. И он столь же незабываем, как и 'восход'. И опять замирает зал от этого захватывающего зрелища.
Это не руки из мышц и костей, а просто ленты, извивающиеся змеи...

Теги: История танца,Махмуд Эсамбаев

0

2

Однажды на концерте в зале Чайковского, когда исполнялся «Золотой бог», присутствовал посол Индии Кришна Менон. После концерта он вместе с супругой и первым секретарем посольства Ахуджа прошел за кулисы и попросил провести его к Эсамбаеву. Он горячо поблагодарил Махмуда за блистательную, с его точки зрения, пропаганду индийского танцевального искусства и подарил ему цветы. Гости поинтересовались, сколько времени Эсам-баев готовил этот танец. Махмуд ответил встречным вопросом: «А как вы думаете?» Секретарь посольства сказал: «Для этого надо по меньшей мере восемь лет".  Индийцы страшно удивились, когда им был назван срок - двадцать дней. 'Если это так, - было ответом, - то Эсамбаев необыкновенный танцовщик».

http://www.youtube.com/watch?v=aTIsTETSC3o

Да, Эсамбаев – это неповторимый человек и талант. Второго нет, как нет второго Чаплина, второго Шаляпина.

«…это хорошо, что нет «вторых». В искусстве должны быть только первые. А вообще, я человек счастливый: прожить жизнь в искусстве и не иметь врагов, а иметь только друзей – чем не счастье? А друзья у меня не только здесь, во всем мире друзья. Я танцую танцы народов мира, значит – танцы друзей. Я исполнял их на родине, где они появились, и меня признавали индийцем, евреем, цыганом, испанцем... Представить трудно, что приз за лучший испанский танец получил не испанец, а чеченец – я... В Мексике меня наградили серебряным сомбреро с надписью «Лучшему исполнителю мексиканских танцев», а в Индии в одной из газет выделена шрифтом была такая фраза: «Учитесь танцевать индийские танцы у Эсамбаева!»

И уж совсем было трогательно, когда в Колумбии к Махмуду подошел старый ювелир и преподнес ему перстень с национальным гербом. Он сказал: «Я ночь не спал, чтобы успеть к утру и сделать вам этот подарок. Вы его заслужили так давно! Никто лучше наши танцы не исполнял...    Моя жизнь немыслима без танцев. Если я не танцую, я не живу.
»  (М.Эсамбаев)

Эсамбаев – это праздник танца. Человек-страсть, человек-полет – он был неподражаем, одухотворен, эмоционален.

Как точно в своих изумительных движениях мог он передать все нюансы человеческой души! Каждый его танец – это рассказ, новелла, повесть, поэма. Это картины, написанные пластикой движения. Это, в итоге, – огромный труд, самоотдача, напряжение.

0

3

Махмуд начал танцевать в 7 лет. Вся округа чеченского села Старые Атаги знала веселого парнишку, без которого не обходилась ни одна свадьба. Гибкий и пластичный мальчик начинал свой танец с того, что делал молниеносный пируэт на пальцах правой ноги, причем одновременно левой ногой касался головы. Он крутился юлой, мелькая босыми пятками, приводя в восторг взрослых. Танцевать Махмуд мог без устали, ведь это занятие с детства было его любимым делом.

В большой семье Эсамбаевых никто не смел ослушаться отца. Недовольный увлечением сына, Алисултан отправил сына в пастухи. Но юный Махмуд не унывал, вынося оскорбления братьев и побои отца. И только в самые трудные минуты мальчик, пряча красные от обиды глаза на плече своей матери, возбужденно твердил: «Я хочу танцевать, я не могу жить без танцев…» И мать многочисленного семейства, Бикату, гладила сына по голове, вселяя в него силы и надежду. Ее сын мечтал стать артистом, а она верила в его талант.

Махмуд Эсамбаев, будущий академик Международной академии танца, родился 15 июля 1924 года, 85 лет назад, в селе Старые Атаги, где умел танцевать каждый мужчина и каждая женщина. Не считая танец профессией, отец Махмуда, Алисултан, был в ярости, когда узнал, что его сын выступает со своим номером в коллективе кочующего по чеченским аулам цирка. Отец прятал от Махмуда одежду, запирал дома, но все было бесполезно. В 15 лет Махмуд поступил в хореографическое училище г. Грозного, куда переехала их семья. Одновременно участвовал в концертах Чечено-Ингушского ансамбля песни и танца.
Когда началась Вторая мировая война, Махмуд вместе с концертной бригадой ансамбля уехал на фронт. Во время одного из выступлений Эсамбаев был ранен в ногу. В полевом госпитале ему сделали операцию. По воспоминаниям его дочери Стеллы известно, что хирург сказал Махмуду: «Ногу я вам спас, а вот танцевать… вы не сможете».

Но Эсамбаев уже не мыслил себя без этой профессии. Он не только лечился после ранения, но и не переставал тренироваться, возвращая себя к прежней жизни.

Оказавшись в 1943 году в освобожденном Пятигорске, он так покорил администрацию местного театра оперетты своими танцами, что ему сразу предложили несколько ролей из репертуара, над которым работали актеры-профессионалы. Махмуд танцевал в спектаклях «Роз-Мари», «Холопка», «Раскинулось море широко». Несмотря на молодость танцора, никто из актеров не сомневался в его несомненном таланте.
Окончилась война. Казалось, что все самое плохое в жизни уже позади. Но когда Махмуд приехал в Грозный, то не нашел ни родных, ни друзей. Cталин принял решение о выселении чеченцев и ингушей с территории их национальной родины. Далее последовал Указ Верховного Совета СССР, который ликвидировал Чеченскую республику. Людей насильственно депортировали 23 февраля 1944 года в Среднюю Азию, Сибирь. Длилась депортация около 13 лет, она унесла жизни многих переселенцев. (Только в 1989 году СССР реабилитировал чеченцев и ингушей).

Для многих семей, в том числе и Эсамбаевых, это стало трагедией. Не перенесла переселения мать Махмуда, она умерла, тяжело заболел отец. Горе сблизило отца с сыном. Когда Махмуда приняли в Киргизский театр оперы и балета, он, увидев замечательных партнеров по сцене, начал упорно работать над своим телом у балетного станка. Потом это стало его ежедневной привычкой. Как писала его дочь Стелла, отец Махмуда, живший с ним в те годы, отмечал упорство и настойчивость сына, его поистине самоотверженный труд. «Прости старика, сынок, – как-то сказал он Махмуду, – только теперь я понимаю, как я был глуп».

0

4

http://s51.radikal.ru/i132/1004/fa/be426523a8c2.png

http://www.youtube.com/watch?v=nxSWso8vc7U

http://www.youtube.com/watch?v=mg3hssPjgbQ

Партии, исполненные Махмудом в спектаклях «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан», стали в дальнейшем эталоном хореографии тех лет. Больше 10 лет он работал в Киргизии. О танцоре Эсамбаеве писали в газетах, он стал призером многочисленных фестивалей и конкурсов. Его высоко ценила балерина Г. Уланова. А балетмейстер Большого театра Ю. Григорович говорил, что «каждое выступление Махмуда – это законченный балет».

Огромную помощь на протяжении всей жизни оказывала Махмуду его супруга Нина Аркадьевна, врач, с которой он познакомился, когда ему было 17 лет. Она всегда была рядом с ним – и в трудные, и в радостные минуты их долгой счастливой жизни.
В 1957 году, когда была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, Эсамбаев оставил академическую сцену и решил обратиться к народному танцу. Он работал в филармонии своей республики. Именно в это время артист стал создавать свои танцы-новеллы, изучая культуру разных народов мира. Спустя два года Эсамбаев со своей программой выступил в Москве.

Вскоре он был приглашен в известный столичный коллектив «Звезды советского балета», который побывал во многих городах нашей страны и за рубежом. Самобытные танцы: узбекский «Чабан», монгольский «Охотник и орел», башкирский «Воин», бразильский «Макумба», колумбийский «Бамбук» – не оставляли никакого равнодушным.

После этих гастролей Эсамбаев решает создать свой коллектив. Некоторые композиции он продолжает ставить сам, используя свой, от природы данный ему шаг и неповторимую мужскую грацию. Махмуд с легкостью мог подчинить себе любую зрительскую аудиторию. В его театре танцев у него не было конкурентов. Его композиции не мог повторить ни один актер. Мало кто знал, что во время репетиции, Эсамбаев пользовался секундомером, чтобы выверить каждое движение, придать ему нужную  пластичность и эффективность.
Со своей программой «Танцы народов мира» Махмуд Эсамбаев сумел покорить не только Россию, но и весь мир.

При жизни его вклад в культуру был оценен по заслугам. Он стал народным артистом не только СССР, но еще восьми республик. Эсамбаев неоднократно избирался Президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства. Однако даже став академиком Международной академии танцев, Героем Социалистического труда, депутатом Верховного Совета СССР, а потом и РФ, он всегда вникал в проблемы простых людей. Он умел примирить людей независимо от их национальности, веры и образа жизни.

Махмуд Эсамбаев умер 7 января 2000 года, в 76 лет. Его жена пережила его на два года.

Все, кто знал этого великого танцора, навсегда запомнили его добрый взгляд и мягкую улыбку. И сегодня, вспоминая о Махмуде Эсамбаеве, представляешь его в неизменной папахе, такой же приметной, как и предмет его особой гордости – талия, которая была осиной до самой старости…

0

5

Из  интервью:
Как странно, Махмуд, - сказала я в первую же минуту нашей встречи, - что к вам одинаково хорошо относятся и в Чечне, и в Москве, что независимо от того, как складываются отношения чеченцев и русских, лично к вам и у русских, и у евреев, и у татар, и у чеченцев отношение неизменно. Почему?
- Наверное, потому, что вопрос о национальности никогда не был для меня главным. Я счастлив, что никогда не заглядывал в чей-то паспорт. Смотрю всегда только в глаза, они для меня самый главный "паспорт". А еще я стараюсь сеять добро между народами, никого никогда не ссорю. Видно, есть у меня в душе тот камертон, который позволяет мне настраиваться на любовь ко всем. Никто не будет любить тебя, если ты сам никого не любишь. Люди - не арбузы, их не надо выбирать - этот лучше, тот хуже. Надо относиться к ним как к равным. Я к людям с уважением, и они ко мне тоже.
- Там, в Чечне, идет война, а здесь ходит по улицам один из самых уважаемых среди чеченцев человек. Здесь, в Москве, вы тоже чувствуете к себе уважительное отношение?
- Представьте себе - да. Выхожу на улицу и ощущаю добрые взгляды москвичей. Вчера, например, было холодно (я - мерзляк, для меня один градус мороза - уже Сибирь), но пошел за брынзой. Занимаю очередь, жду. Передо мной человек пять-шесть. И вдруг они чуть ли не хором: "Почему вы, товарищ Эсамбаев, стоите в очереди, подойдите, возьмите, вам же холодно, вы не должны стоять, вы - наш тепличный цветок". Тут включилась продавщица: "Вы - герой, ну подойдите, я вас отпущу". Не скрою, все это мне приятно. Я никогда свои регалии не использую для получения каких-либо благ, льгот. Регалии нужны для похорон, чтобы все видели, чего ты в этой жизни добился, чем был отмечен. Для человека главное не погоны, не награды, а доброта.
- Вы, Махмуд, с добром к русским, русские - с добром к вам. Почему же мы воюем?
- Если бы я был президентом, министром, разве допустил бы войну? Воюем потому, что попытались разьединить народы. А этого делать не надо. Чеченцы - гордый народ, он не хуже и не лучше других народов. Не надо его обижать, и так ему в истории сильно доставалось, частенько били ни за что. Чеченцы - люди очень скромные и сдержанные. Чеченец скорее умрет, чем попросит кусок хлеба, даже если очень голоден. Но когда Борис Николаевич Ельцин вручал мне орден Дружбы народов, я, поскольку дружил с ним 35 лет, приезжал в Свердловск каждый год, попросил: "Не трогайте чеченцев, не надо блокады, пусть ходят к нам поезда, летают самолеты, ведь в Чечне живут и русские, и татары, и ингуши, и евреи, не надо перекрывать им дороги". Я сказал: "Каким бы ни был президент Чечни, он избран нашим народом, поговорите с ним, иначе добра не будет". Он ответил так: "Я помогу". И помог... Думаю, если бы они с Дудаевым поговорили, войны не было бы. А теперь мне постоянно задают вопрос: что делать, как прекратить эту войну?
- А в самом деле, как?
- Рецепт один, вывести войска. Пусть уйдут солдаты, пусть наши мальчики не видят военную форму, танки, пулеметы. Чеченцы сами разберутся в своих делах, только оставьте их в покое.
- А может быть, стоило собрать совет старейшин и выработать какое-то мудрое, иное решение, нежели те, что принимались и принимаются ныне?
- Уже собирались, уже принимали решения. Но очень трудно что-либо делать, так далеко все зашло. Сейчас уже не просто война идет - месть. В результате гибнут чеченские юноши, в пульмановских вагонах отправляют в Россию не просто неопознанные трупы российских мальчиков, но и оторванные руки, ноги, тела. Результат мести... Месть, кстати, подогревается телевидением. Оно, на мой взгляд, разжигает войну больше, чем кто бы то ни было. ТВ, получается, самое большое зло сейчас.

0

6

- Почему вы пришли к такому выводу? То же телевидение показывает вас довольно часто, может быть, именно благодаря телевидению вы так популярны в России.
- Дело не во мне. Зачем показывать бесконечно одно и то же, одни и те же военные действия по тысяче раз? Не лучше было бы показать, как мы друг к другу относимся, все хорошее, что есть в наших отношениях, подчеркивая, что у нас есть возможность сделать шаг навстречу друг другу? До недавних пор я еще предполагал, что придираюсь к ТВ. Но вот прошел мой 70-летний юбилей, четыре часа меня чествовали в торжественной обстановке, говорили много хороших слов, было много друзей и много цветов. Теперь вот уже полтора года пленка лежит, хотя с меня и взяли на первом канале 25 тысяч долларов за полуторачасовой фильм. Я обращался - никакого результата. Виктор Степанович Черномырдин написал письмо в ОРТ: "В связи с тем, что идет война, покажите, как на вечере чествовали Махмуда Эсамбаева, всем будет приятно посмотреть, ведь Эсамбаев - сын всего российского народа". Но в ОРТ на письмо Черномырдина не отреагировали. Им нужно американское телевидение, им такая архаика, как Эсамбаев, не нужна. Пугачеву показывают каждый день по нескольку раз, для Эсамбаева времени нет. Даже за его собственные деньги.
- Судя по всему, нет времени у телевидения и для чеченских, татарских, грузинских, армянских песен и танцев. Помните, как часто раньше мы могли все это видеть на экране? Теперь, кажется, нет ничего. К сожалению.
- Знаете, в чем была сила Советского Союза? В том, что мы не считали, кто какой национальности, просто наши национальные песни и танцы многоголосием вливались в общую гамму песни. Песни, танцы народов, как блестки, собирались в один огромный бриллиант. Поэтому нас восторженно встречали везде, поэтому в Америке люди не спали ночами, хотели попасть на наши концерты. Сейчас в Америке никто не стоит за билетами по ночам в очереди, чтобы насладиться нашим искусством. Мы себя сами опозорили на весь мир. Был у нас крепкий кулак, теперь получился шиш.
- Кстати, о творчестве. Вроде бы вы свое оттанцевали, можете почивать на лаврах. И вдруг новый спектакль на сцене Кремлевского дворца, новая интересная роль. Она трудно далась вам?
- Я танцевал с "Русским балетом" Вячеслава Гордеева. Гордеев узнал, что я мечтаю станцевать в "Жар-птице", что эта роль у меня готова, и предложил поработать. Я, разумеется, согласился. Может быть, в 100 лет я успокоюсь, но сейчас чувствую, что должен танцевать. Балет Гордеева очень хорош, там все звезды, даже в кордебалете.
- Вы часто говорите, что хотели бы открыть свою школу. Есть ли надежда, что эта мечта осуществится?
- Я верю в это. Дружу с руководителем Московского департамента образования Любовью Петровной Кезиной - изумительной женщиной, доброй и решительной. Я, конечно, надеюсь на ее помощь, но не прошу ее о здании для этой школы. Мой принцип - не создавать проблем моим друзьям.
- Остается надеяться, что здание дадут и без дополнительных просьб. Например, так, как дали квартиру в Москве.
- Я не просил квартиру, мне ее дал сам Юрий Михайлович Лужков. Он сказал: "Дорогой Махмуд! Нам стыдно, что вы, великий танцовщик, столько сделавший для нашей страны, живете в однокомнатной квартире. Вы принимаете много гостей, мы это знаем, но нам стыдно, что вы живете так стесненно. Мне стыдно как мэру города. Пожалуйста, примите квартиру на выбор в Москве". После этого я выбрал квартиру в реконструированном доме на Новом Арбате. Для меня это очень важно, потому что в Грозном я потерял дом и все мое богатство - костюмы, картины, коллекции. То, что было у Эсамбаева, не было ни у одного артиста Советского Союза, на средства от продажи всего этого имущества я мог бы построить в Москве целую улицу. На одном из костюмов было нашито более 1200 бриллиантов. Многое из того, что я имел, было подарками, которые я получал в разных странах после своих гастролей, концертов. Все это пропало.
- Почему же вы не перевезли все это в Москву?
- Кто ж знал, что так все повернется, кто знал, что я живу в такой стране, где могут ограбить в один момент?
- Махмуд, а кто будет жить в новой квартире?
- Я и моя жена. Она сейчас с внуками на Таганке.
- Жена? Мы всегда видим вас одного. Большая у вас семья?
- Я, жена, дочь, зять, внук и внучка. Жена у меня прекрасная, она армянка. Женился я на ней в 1945 году, с тех пор мы всегда вместе. В 1946 году родилась моя дочь. Во Фрунзе, где танцевал в оперном театре четырнадцать лет, я был первым народным артистом Киргизии. Восемь мальчиков один за другим у нас родились и умерли. Наверное, потому, что рождались зимой. А девочка родилась 5 июня, лето прожила, окрепла. Жена у меня, кстати, прекрасный врач и идеальный человек. Я молю Бога, чтобы умереть раньше нее. Не смогу пережить, если с ней что-то случится.

0

7

http://i058.radikal.ru/1004/25/a6e08bf6cfac.png

- Где же вы нашли свою судьбу?
- Конечно, в театре, во Фрунзе. Она пришла на "Лебединое озеро". Ее подруга Оля Чалова танцевала со мной, она-то и познакомила меня с Ниной. Тут же произошел немного неприятный инцидент. Подошла ко мне знакомая - директор магазина, которая во время войны подкармливала меня и моих друзей, давала хлеб, крупу. Подошла и попросила билеты на танцы в кинотеатр. Я не мог ей отказать, но поскольку перед этим отдал свои билеты Оле, тут же их отобрал и вручил директору магазина. Нине это очень не понравилось, она даже сказала моей партнерше, что я - хам и она со мной даже рядом бы не встала. Когда Оля Чалова рассказала мне об этом, я сказал в ответ: "Ничего, через неделю эта армянка выйдет за меня замуж". Через неделю мы сыграли свадьбу.
- Как вам это удалось?
- С помощью танцев, конечно. Меня пригласили в гости к командующему Средне-Азиатским военным округом: у него была дочь, и он хотел видеть меня своим зятем. Нину тоже пригласили, потому что она была соседкой командующего. Танцы были всю ночь, я танцевал со всеми, кроме Нины. В конце концов она спросила меня, почему я только с ней не танцую. Я повторил ей те сказанные ею слова, что она рядом со мной даже стоять не хотела, не то что танцевать. Мы помирились, а потом и поженились.
- Как ее армянская богатая семья отнеслась к родственнику-чеченцу?
- Они ходили на балеты с моим участием и знали меня. В их семье меня звали Мишей, так меня до сих пор и зовет жена. Кстати, национальный вопрос в нашей семье вообще отсутствовал. Моя мачеха-еврейка всегда кричала во дворе: "Мойша, иди домой!" Потом, когда она умерла, отец женился на цыганке, и та звала меня тоже по-своему.
- Махмуд, как складывались и складываются ваши отношения с лидерами Чечни?
- Джохара Дудаева я знаю очень хорошо. Ведь по его просьбе я стал министром культуры Чечни и пробыл на этом посту целых 10 дней. Успел за это время немало: заплатил работникам зарплату, которую те не получали 7 месяцев, снял с работы двух заместителей министра за взятки.
- А потом?
- А потом попросил Игоря Моисеева дать мне телеграмму, что меня вызывают на конкурс, поехал в Москву, оттуда позвонил Дудаеву: "Джохар, я с большим уважением к тебе и к народу, но я не чиновник, быть министром - не моя сфера, не мое дело, сидеть в кабинете я не смогу".
- Знакомы ли вы с Доку Завгаевым?
- Он был моим соседом, мы часто ходили в гости друг к другу. Это человек большой европейской культуры, знает Кавказ как надо, прекрасный государственный деятель, умница. Жена у него русская, родом из Нижнего Новгорода. Дай Бог, чтобы чеченки так разговаривали на своем родном языке, как Фая, его жена, чтобы так умели готовить чеченские национальные блюда, как она. Женщина всегда может стать такой, какой ее муж, а муж всегда может стать таким, какова его жена. Каким бы ты ни был мужественным, сильным, все в руках женщины. У Завгаева хорошая жена, она всегда умела создать дом, уют, воспитать детей.
- А кто самый лучший руководитель республики?
- Самым лучшим был секретарь обкома партии Александр Владимирович Власов. Сибиряк, русский парень, он десять лет был секретарем, построил город, в него был влюблен весь наш народ.
- В Москве у вас много друзей. А в Чечне остались друзья еще с тех, молодых лет?
- Конечно.
- Кто из них самый близкий?
- Все. Чтобы в Грозном пройти два квартала, мне нужен минимум час с лишним. А по большому счету, вся Россия - мои близкие друзья. И я этим горжусь. Хочу поклониться "Учительской газете" и поблагодарить ее за то, что она собирает книги для чеченских ребят: помощь друзей в трудную минуту - самое ценное, что может быть в жизни.
Виктория МОЛОДЦОВА

0

8

http://s52.radikal.ru/i136/1004/d2/c135ad55449e.jpg

Я помню, какой  восторг  вызывали  танцы  Махмуда Эсамбаева. Это, действительно, уникальный танцор. Но еще  больше поразилась,  читая  материалы  о нем, интервью с  ним.  Человек будущего, так  я  бы  назвала его. Хоть немного ума бы тем, кто всеми силами разжигает  рознь между, некогда  дружными народами  бывшего СССР.  Даже,  во время  чеченской  войны, он остался  верен себе, своей  совести и  порядочности, говоря :"Чечня и Россия - два моих крыла..."

http://www.youtube.com/watch?v=lpwVb785KFM

http://www.youtube.com/watch?v=iiFckVTZxyk

Для  тех, кто захочет почитать об этом удивительном  танцоре и  чловеке побольше:

http://www.shake-dance.ru/polza/409/

0

9

Lilitochka
Я отдыхала в Феодосии, 1977году. И ходила на концерт Махмуда Эсамбаева.
Это бог танца, бог. Я была потрясена и влюбилась в него. Он танцевал как молодой мальчишка, прыжок на невероятную высоту, и это 54 года, легко, воздушно. А костюмы, я видела его переливающие костюмы. Впечатление невероятное. Когда приехала домой, рассказывала бесконечно о его танцах, феноменальной гибкости.

И папаха, знаменитая серая папаха. Феодосия, лето-июль, жара и он прогуливается с кем-то по набережной в папахе, прошел пешком по всей набережной, и никто не приставал с автографами, человек наслаждался морем.
И потом, я ходила в театр эстрады на его выступление, и опять же неизгладимое впечатление. http://s58.radikal.ru/i162/0910/7d/2931f5a9f1a7.gif

0

10

Я в  живую  не видела, но  сколько  интервью, с  ним показывали...потрясающий  мужчина. http://s46.radikal.ru/i111/0905/1e/6ad435fe09cf.gif

0

11

Lilitochka написал(а):

Я помню, какой  восторг  вызывали  танцы  Махмуда Эсамбаева. Это, действительно, уникальный танцор.

Дважды была на концертах Махмуда Эсамбаева в 1978г.( мне подарили  на ДР билет на его концерт) и в 1980г. Восторг и сожаление, что  не была на его концертах раньше.

0

12

Да, пластика у него была необыкновенная и танец Бога в его исполнении я всегда смотрела,не отрываясь. http://i051.radikal.ru/0906/96/fdd72f36a931.gif

0

13

Белиссима написал(а):

танец Бога в его исполнении я всегда смотрела,не отрываясь.

И невозможно было понять, как  он  поднимается и опускается потом. Незаметно совершенно...

0

14

Lilitochka написал(а):

как  он  поднимается и опускается потом. Незаметно совершенно...

Да Лилиточка, я отбила себе все ладони, насколько была потрясена танцем.

0

15

Lilitochka написал(а):

Партии, исполненные Махмудом в спектаклях «Лебединое озеро»,

Когда я была первый раз на концерте Махмуда Эсамбаева, показывали фрагмент из фильма "Лебединое озеро", в котором Эсамбаева станцевал партию Злого гения - Ротбарта. Было такое чувство, что он создан для этой роли.
А его танцы народов Мира - это завораживающее зрелище. Танцор, исполнение, костюмы - фейерверк эмоций. http://s42.radikal.ru/i096/0905/29/4cbdb3e6fae2.gif

Отредактировано Solnce (2010-04-02 23:02:50)

0

16

Вот еще:

Испанским всегда начинается второе отделение концерта. Медленно раздвигается занавес, Луч прожектора из зала освещает и одновременно проецирует на экран фигуру замершего в неподвижности испанца. Он стоит в профиль, высокий, стройный, в черном берете, черных, плотно облегающих ноги брюках, в короткой малиновой бамбетке с золотым шитьем. Левая рука упирается в бок, правая закинута за голову и держит конец алого плаща, который стелется по полу. Поражает необыкновенно изящная, тонкая талия танцовщика. Когда Эсамбаев гастролировал во Франции, один из парижских законодателей моды, увидев артиста, воскликнул: 'Наконец-то во Францию вернулась истинно французская талия!' А объем этой талии 47 сантиметров.

Не успевает замереть занавес, как зрители разражаются аплодисментами. Это неизменно повторяется на каждом концерте Эсамбаева. Неподвижная фигура танцовщика необычайно грациозна, выразительна. И это уже танец (та самая 'ожившая скульптура, сошедшая с пьедестала').
Звучит музыка. Но ее отдельно не воспринимаешь. Только с танцем. Музыка и танец взаимно растворяются друг в друге. Это удивительное ощущение. Я сделал для себя недавно любопытное открытие. Взглянул на снимок, где Эсамбаев танцует испанский, и мгновенно в ушах зазвенел мотив и ритм музыки, сопровождавшие именно это движение артиста. Я подумал, что это случайность. Взглянул в другой раз - то же самое ощущение. Прямо-таки синхронная видеозапись.

Трудно говорить об этом танце, он непередаваем словами, его надо смотреть. Махмуд танцует и блестяще изображает бой с невидимым быком. Он смотрел корриду в Мадриде и до мельчайших деталей запомнил движения матадоров. Он рассказывал мне подробности этого своеобразного зрелища, в котором прекрасное и изящное чередуется с жестоким и диким, мужество и самообладание испанцев - участников боя контрастирует с необузданными страстями испанцев-зрителей. Видя Эсамбаева, невольно вспоминаешь рассказы Хемингуэя н великолепный документальный фильм о великих матадорах. Трудно говорить об этом танце. Кратко на вступительное слово ведущей:

- Вы слышите мелодии Испании. Я приглашаю вас в страну, танцы которой вот уже столько лет покоряют нас своей изысканностью и какой-то неповторимой свободой. И, глядя сегодня на танцующих испанцев, мы твердо верим, что этот замечательный народ вновь завоюет свою свободу. И танцы Испании будут еще упоительной и горячее. Я приглашаю вас посмотреть мелодии Испании. Здесь нет ошибки, именно посмотреть.
И это так. Мы действительно 'видим' мелодии Испании.
Окончен танец, в котором столько страсти и темперамента, что этот накал чувств передается зрителю. Вдруг замечаешь, что сидишь напряженный и эмоционально взвинченный, как будто сам танцевал.
Девушка с цветами спешит на сцену. Артист берет букет, целует ей руку, потом ведет к краю сцены. Бросает плащ на лестницу, она смущенно шагает по этому алому ковру. Он сводит ее с лестницы, потом легко взбегает на сцену н целует плащ в том месте, куда ступила ее туфелька. Зал приходит в восторг. Это продолжение танца. Испанец до конца остается испанцем.

Ваши танцы можно смотреть бесконечно, как смотришь полотна великих мастеров или слушаешь прекрасную музыку. В них органически слились грация, пластика и бурный темперамент.,. Завораживает вступительная поза испанца. Какое изящество!
Это живопись, достойная кисти Веласкеса. Эффектен и ярок финал, в котором неизбежный атрибут тореадора превратился в полыхающее знамя свободы.

0

17

http://i077.radikal.ru/1210/60/e942f25549a7.gif

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Искусство танца » Танец Бога


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно