«Золотой бог» снискал внимание зрителей во всех странах, где довелось мне побывать. И, видимо, успех, и сценическое долголетие этого номера объясняется тем, что мир легенд, который тысячелетиями создавал народ Индии, воплотился в танце
...И как обычно, перед тем как начнется танец, зритель слушает рассказ о нем, такой же удивительный, как и сам танец.
- Далеко за отрогами Гималайских гор раскинулась дивная страна Индия. Прекрасна ее древняя культура, прекрасны ее единственные в своем роде древние танцы. Танцы Индии делятся на четыре стиля, четыре школы: Катакх, Катакх-хали, Манипури и самая сложная школа классического танца - Бхарат-Натьям. Танцы этой школы - это легенды, которые пересказываются посредством движений головы, рук, мимики лица. Один из танцев этой школы - танец-легенда о Золотом боге.
Медленно восходит золотое солнце над пустынной и мертвой землей. Ничего нет живого на ее безмолвных равнинах. Золотой бог просит бога Неба послать на землю живительную влагу. Пошел дождь. Оживилась земля, зашелестели листьями деревья, запели птицы, зацвели сады. Но дождь не может идти вечно. Он прекратится, и все живое погибнет. Золотой бог просит бога Неба послать на землю реки. По благодатной земле Индии величаво потекли воды Ганга. Но не всегда спокоен Ганг. Поднимается буря, набегают огромные волны, река выходит из берегов, затопляет селенья, посевы, сады. И тогда неисчислимы бедствия народа. Но Ганг утихнет, вновь войдет в свое русло и снова потечет величаво.
Золотой бог уходит, чтобы дать отдохнуть уставшей земле. Голубой бог Ночи вступает в свои права. Он окутывает землю прекрасным голубым сиянием. А завтра снова придет Золотой бог, чтобы согреть землю своими лучами. И так будет вечно.
...На сцене мрак. Только слышны мелодичные и размеренные звуки индийской музыки, призывающие к вниманию, к посвящению в таинство танца. Вспыхивает серебристый луч прожектора и вырывает из темноты сверкающее золотом 'изваяние'. Танцовщик находится в глубоком приседе с разведенными в сторвну коленями и руками. На голове сверкающая корона. Звучит музыка. А танцовщик все так же неподвижна сидит, не шелохнувшись. Через некоторое время вдруг замечаешь, что он уже, оказывается, немного поднялся. Значит, происходит движение тела, незаметное глазу.
Индийцы тысячу лет назад рассчитали эту скорость подъема танцовщика - так поднимается из-за горизонта солнце.
Зал замирает при виде этого удивительного зрелища. Как будто встает не человек, а само светило. Звучит музыка. Солнце всплывает над безмолвной пустыней. Наконец этот немыслимый подъем закончен. Мгновенно меняются освещение, ритм музыки. Золотой бог делает первый шаг. Неожиданно раздается серебристый звон колокольчиков, привязанных к его ногам. И мы уже видим не бога, а человека, который одушевляет все неживое, наполняет поэзией каждое движение своего тела, головы, ног, рук. Особенно выразительны руки. Когда они начинают извиваться, словно это сами волны Ганга, словно бесконечно плавно течет умиротворенная река, зал неизменно разражается аплодисментами. Кажется, что эти руки можно завязать в бант.
Лицо бесстрастно, спокойно, мудро.
Это очарование длится несколько минут. Но вот рассказ-действие окончен. Начинается 'уход' солнца за гори? зонт. И он столь же незабываем, как и 'восход'. И опять замирает зал от этого захватывающего зрелища.
Это не руки из мышц и костей, а просто ленты, извивающиеся змеи...
Теги: История танца,Махмуд Эсамбаев