Чуть поскрипывает снежок под ногами запоздалого путника, спешащего в родной дом. Улицы освещены мягким светом, льющимся через край окон. Из дымарей вверх поднимается белый дымок и растворяется в чернильном взваре ночи. Время от времени из хаты в дверном проёме появляется крутящаяся во все стороны головёнка на тонкой шее – это семейный дежурный, который занят самым важным на сегодня делом – уследить, когда же загорится на небе первая звезда. Именно с её торжественным появлением у православных начнётся Святой Вечер – Канун Рождества, Навечерие Господне, Рождественский Сочельник. Самый прекрасный и самый таинственный вечер в году, когда вместе соберётся весь Род, чтобы общими усилиями закрепить ещё одно звено в цепочке поколений радостным известием: «Спаситель родился!» А значит, живы еще в наших душах Вера, Надежда и Любовь.
6 января – последний постный день, поэтому хозяйки до первой звезды спешат успеть приготовить 12 постных блюд и накрыть стол по старинному обычаю. В этой Богатой, но постной трапезе, хозяйка представляет самые главные плоды поля, огорода, сада. Как бы давая отчет новому году за своё трудолюбие в прошлом году. Есть до первой звезды было нельзя. Ничего случайного не может быть в этот вечер, ничего нельзя делать спустя рукава или в плохом настроении, нельзя ссориться, ругаться. Все в торжественном ожидании чуда, которое произойдет в этом году 2012-й раз.
Хозяйка вносила в комнату пучок сена, горстку зёрен, чеснок и несколько монет. Она раскладывала это по углам стола и покрывала белоснежной рождественской скатертью. Сено – в честь того, что Младенец Иисус родился в яслях, в которых лежала еда для скота. Считалось, что святвечернее сено имело особенную силу. Потом, после Крещения, пучок отдадут корове, чтобы молоко всегда было, пучок – в куриное гнездо, чтоб неслись хорошо, а еще одним пучком обмотают ствол дерева - чтобы не сточил его жук. Зерно под скатертью – чтобы был хороший урожай, чеснок – чтобы все в семье были здоровы и никакая нечисть не могла к дому прибиться, а монеты – на материальный достаток.
Дальше на столе появлялись 12 постных блюд (главным из которых была кутья) – в честь 12 апостолов, которые были у Спасителя. Как только на небе появлялась первая звезда, отец или дедушка – самый старший мужчина в роду – заносил в дом дидуха. Это сноп, перевязанный особым образом: у него должна быть голова и как минимум три ноги (иногда пять). Украшают его красной лентой, а также сухоцветами, маковками. Обычно в качестве дидуха использовали первый сноп, сжатый на своем поле во время уборки урожая. Его торжественно прятали в комору и хранили там до начала святок. А на Святвечер с молитвой вносили в дом и ставили в красном углу — «на покути», под иконами. Сноп находился в хате от Святвечера до Крещения.
Прежде чем всем сесть за трапезу, хозяин должен накормить всех домашних животных, так как служат они ему верой и правдой. Начинал он свой обход с собаки. Садился у будки и говорил:
- Год ты мне служил, добро творил, Святвечер приходит, Господь наш рождается, порадуйся и ты вместе со всеми, - сначала давал псу ломоть хлеба, а потом всего клал понемногу из взятой со стола праздничной еды. Потом также обходил всех животных, которые были в хозяйстве. Люди верили, что в полночь животные приобретают дар человеческой речи, чтобы рассказать Господу, хорошо ли смотрит за ними хозяин, сытно ли кормит, и давал ли отведать святвечерней пищи. Если плохо обращается со скотиной хозяин, то Бог мог и забрать у него всё.
- Слуг, данных нам Господом, накормил, теперь не грех и самим к столу сесть, - приговаривал глава семейства, возвращаясь в хату. Святой вечер начинался с общей молитвы при свече.
Святая вечеря – это трапеза всего Рода. На неё собираются и живые, и ушедшие в иной мир. Поэтому на стол ставили дополнительный прибор. После ужина еда со стола не убиралась, посуду не мыли – чтобы души предков до утра могли трапезничать за общим столом. Садясь на лавку, дули на то место – «чтобы мертвую душеньку не придавить», потому что в этот вечер душ на трапезу приходила несчётное множество «и везде они есть: и на окнах, и на лавках, и на столе, и под столом!» Хозяин приглашал души предков на Святую вечерю. Становился перед образами на колени и молился вместе со всей семьей за души усопших: «Просим Тебя, Боже, чтобы и те души на вечерю пустил, о которых мы и не знаем; что в лесу заблудились, в водах утопились, в тёмных дебрях задушились. Молимся Тебе, Боже, о тех, что никто про них не знает, ложась и вставая, и дорогой идучи, никто не вспоминает. А они, бедные душеньки, горько в пекле страдают и этого Святого Вечера ожидают. От нас в этот вечер молитвы отлетают и их поминают!»
Трижды перекрестившись, вся семья повторяла за отцом другую молитву «за себя»:
«Господи, защити скотинку мою от зверя, а меня грешного от веры поганой и безверья – на росах, на водах, на тяжких переходах. Благодарим Бога Святого, что помог нам дождаться в мире и покое этих Божьих праздников. Так помоги, Боже, их в радости провести и на следующий год дождаться. Аминь».
После молитвы хозяин снова брал в руки миску с кутьёй, полотном и свечкой и передавал хозяйке с такими словами: «Мы все, от чистого сердца и с Божьей волей, зовём праведные и грешные души на Святую Вечерю, даём им всё, что сами имеем, чтоб они на том свете вечеряли, как мы здесь. Вспоминаем мы и о тех умерших душах, что на свете погибли и спасения не получили. Пускай Бог примет и для них эту нашу вечерю. Я их стольких зову и приглашаю на нашу вечерю, сколько в этом полотне дырочек и сколько зёрен в сладкой кутье Божьей. Аминь».
Теперь можно было всем садиться за стол. Хозяин садился во главе и, прочитав «Отче наш», набирал ложку кутьи. Все ждали этого момента, затаив дыхание. Подбрасывал сочиво к потолку: сколько зёрен к нему прилипнет, таков и урожай в этом году будет.
После того, как первую ложку попробует сам хозяин, по очереди кутью пробуют все члены семьи. А уже после этого можно было отведать и другие блюда, заботливо приготовленные хозяйкой. Не должно было во время совместной трапезы громко разговаривать, вставать из-за стола. Вспоминали за столом всех усопших этого рода, все хорошие дела, что сделали они при жизни. Чтобы было чем гордиться младшим за Род свой, чтобы не прерывалась связь поколений.
После трапезы мама собирала в торбочку немного снеди и детвора отправлялась «носить вечерю» бабе с дедом, тёткам и дядьям, крёстным родителям, а в некоторых регионах носили вечерю и бабе-повитухе, которая принимала этого ребёнка, так как она тоже считалась частью этой семьи. На Гуцульщине более зажиточные соседи несли вечерю беднякам: Святой Вечер должен быть радостным у всех. Малышня приходила к родственникам и приговаривала: «Добрый вечер, Святой Вечер! Отец с мамкой вечерю вам предали». За то давали ребятне сладких пряников, орешков, монет; хозяйка вынимала из торбы гостинцы, и, в свою очередь, наполняла её своими пирожками, хлебом, пряниками. И снова с полной торбочкой в руках семенил святвечерний гость в другую родственную семью.
Подростки и молодежь в это время собирались группками, переодевались в ряженых и выходили колядовать. В каждой хате колядников ждали с нетерпением. От их числа зависело, насколько уважают тебя в громаде – чем больше колядок услышишь в свой адрес, тем больше и уважение, тем щедрее для тебя будет наступающий год.
Небольшая группка подходила к окну и, стучась, приговаривала:
- Благословите колядовать!
- Колядуйте!
- А кому?
- Хозяину!
И звонкий голос заводил:
Ты, хозяин, не томи,
Поскорее одари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Либо из печи пироги,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
И в подпечку котят!
У каждой хаты исполнялась «своя» колядка.
В одной – девка на выданьи, значит нужно ей хорошего суженого посулить, в другой – молодые живут – им детишек кучку пожелать, зажиточному крестьянину – добра и процветания. Не обходили стороной и бедных вдов. Для них тоже свои колядки были – чтобы Бог счастьем и вдовью судьбинушку наделил. Знали, что не одарит бедная вдова белым калачом или бумажным рублём, но все равно шли. Потому что грехом считалось бедные хаты стороной обходить. Колядовать могли и мальчики, и девочки, и парни, и девушки. В части регионов колядовали даже старики. Но если свои «дары» молодежь делила между собой, то взрослые, как правило, колядовали «на церковь», все собранное делилось потом между бедняками громады.
Ходили колядовать и на само Рождество. 6 января пост заканчивался, а потому 7-го января на столе появлялись гуси, поросята, утки, индюки, колбасы и окорока. Начинались Святки.
В предложенном списке блюд, которые можно приготовить в Сочельник, их больше, чем 12. Выбирайте, которые вам больше придутся по душе и со Святвечером вас!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем , и бытьем,
И богатством!