Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Моя Москва » Булгаковская Москва


Булгаковская Москва

Сообщений 1 страница 30 из 62

1

Долго я не решалась начать эту тему - уж очень она необъятна, очень много информации,  много различных версий -  не знаешь за что хвататься. Потому начинаю с некоторой опаской - если у кого-то  будут дополнения,  буду очень рада!

Начать хотелось бы с Патриарших прудов.

"Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в  Москве, на Патриарших
прудах,  появились два гражданина".

"Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера.
Не только у  будочки, но  и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице,
не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было
дышать,  когда солнце, раскалив Москву,  в сухом тумане валилось куда-то  за
Садовое кольцо, -- никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста
была аллея. Тут  приключилась  вторая  странность, касающаяся  одного Берлиоза.  Он
внезапно  перестал  икать,  сердце  его  стукнуло  и  на  мгновенье  куда-то
провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме  того,
Берлиоза охватил необоснованный,  но столь сильный страх, что ему захотелось
тотчас  же бежать с Патриарших без  оглядки."

http://s49.radikal.ru/i124/0911/ba/7f4f088f9334.jpg
(Н. Рушева Иллюстация к роману "Мастер и Маргарита")

Теги: Виртуальное фотопутешествие,Булгаковская Москва

0

2

Когда-то на этом месте располагалось Козье болото (в честь которого получили своё название Большой и Малый Козихинские переулки). По одной из версий, Козьим болото называлось от находившегося поблизости Козьего двора, с которого отправлялась шерсть к царскому и партиаршему дворам. Из Козьего болота вытекал ручей Черторый.
Издавна в этих местах паслись козы, но как-то, при загадочных обстоятельствах, вблизи болот стали пропадать люди. Кто-то говорил, что видел черного козла, кто-то считал, что это большой кит затягивает людей в болото, но, несмотря на различность теорий, люди побаивались этих мест, обходили их стороной. прекрастились исчезновения лишь тогда, когда это место стало патриаршей резиденцией.
В начале XVII века это место для своей резиденции выбрал Патриарх Гермоген и на месте болота появилась Патриаршая Слобода. В 1683—1684 годах Патриарх Иоаким для осушения болот и разведения рыбы к патриаршему столу распорядился вырыть три пруда. До наших дней сохранился лишь один.
http://s51.radikal.ru/i133/0911/27/de62a98e6839.jpg

0

3

Сейчас об этом месте рассказывают немало  легенд- вот одна из них, рассказанная журналисткой в одной статье:
" – Зимой у нас тут съемки были назначены с телевизионщиками. Хотели снимать фильм о Булгакове. Как только первые кадры сняли, тут же отказала аппаратура и разрядились все батарейки. Долго-долго они настраивали свою технику, через несколько часов, когда все окончательно замерзли, вроде бы заработала. Только начали снимать, подходит человек в длинном кожаном плаще, огромной шляпе, с козлиной бородкой. Молча становится прямо перед камерой, смотрит на нас и говорит:
   – Фильм снимаете? – камера в это время работает. – А призраки здесь больше не живут.
   После этого человек удалился в секунду. Откуда он взялся, никто не помнит. Дело было ночью, когда людей здесь в это время обычно не бывает. Ребята матерятся: пленка испорчена, все надо заново писать. Отматывают пленку, а мужика на ней нет. Пустая пленка! И, представляете, в этот же момент к нам вдруг подваливает толстяк с огромной бородавкой:
   – Ну что, покурить, конечно, не дадите?
   Мы целую пачку отдали, лишь бы только не мешал. Он минут пять стоял, вертел-вертел, так и не взял ни одной сигареты, положил пачку в карман оператору:
   – Я рад, что в Москве остались добрые люди.
   И на глазах исчез. Режиссер Юрий Лошак не выдержал и засмеялся:
   – Да ладно, Ирин, все это совпадения!
   Я предупредила:
   – Юр, ну нельзя смеяться. Можно верить или не верить, но смеяться нельзя – наказывает…
   В ту же секунду раздается телефонный звонок, и жена Лошака сообщает, что попала в аварию, врезалась в «мерседес», придется искать пять тысяч долларов. Юра побелел. Теперь уже у оператора начинается нервный смех. Правда, продолжался он недолго – в следующий момент он падает и разбивает дорогущую камеру."
Можно счесть это очередной журналистской байкой, но она показывает атмосферу и отношение к этому необычному месту.

0

4

Здесь Берлиоз попал под трамвай, «поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную, (…) и под решетку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый темный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной. Это была отрезанная голова Берлиоза». Однако на описанном в романе месте трамвайных путей никогда не было.
Ближайший к Патриаршим прудам трамвай проходил по Садовой улице, где в доме № 10 находилась «нехорошая» первая московская квартира Булгакова № 50.

0

5

http://s48.radikal.ru/i122/0911/c8/b9857df87609.jpg

http://i042.radikal.ru/0911/b1/236f5d0a75f7.jpg

0

6

Патриаршие пруды -
Утки около воды
Замерли.
Ветер песенку поёт,
Уткам грезится полёт
За море.
Уткам скоро улетать:
Здесь так холодно и так
Голодно.
Над прудами тает день,
Тает день, витает тень
Воланда.

К Патриаршему пруду
На скамеечку приду
К бабушкам.
Ни русалок, ни наяд,
Лишь стареющий ноябрь
Рядышком.
В свете меркнущего дня
Вдруг опутает меня
Оторопь,
И проступят из воды
Бывшей Козьей слободы
Контуры.

И уже я не живу,
И как будто наяву
Снится мне,
Что, летя в желанный ад,
Маргарита кружит над
Сивцевым.
Хвост поднявши, словно меч,
Бегемот толкает речь
Тронную,
И прогнулась у стены
Под пятой у Сатаны
Бронная.

От подобнейших чудес,
Может, кто бы и полез
На стену,
Для меня же благодать,
Да вот только не видать
Мастера.
В той долине теневой
Да пребудут для него
Зорькою
Патриаршие пруды,
Как награда за труды
Горькие.

Вечер, отходя ко сну,
Красной по небу мазнул
Пастою.
Оградят ли от беды
Патриаршие пруды
Нас с тобой?
Оцарапав, как иглой,
Что-то на сердце легло
Камушком...
То ли вспомнил про дела,
То ли масло пролила
Аннушка.

В. Егоров  1987

0

7

А где проходжит граница между Чистыми прудами и Патриаршими ? Вроде это же рядом...
Вот я выходу с м. Чистые пруды - первый пруд должен быть как раз Чистым...

0

8

Это не совсем рядом, Патриаришие в р-не метро Баррикадная или Маяковская.

0

9

Ой... а где там пруды, ни разу не видел...

0

10

Неподалеку от Садово-Кудринской ул.

0

11

Мона написал(а):

Мимишечка,мне ужасно интересно и все нравится!! Давай исчо,плииз!!

Спасибо, Мона! Я рада, что интересно! Продолжу обязательно - но через денек - сегодня уезжаем к бабуле на день рождения, а как вернемся - всенепременнейше продолжу, благо очень уж много всего, а наспех такую тему делать нельзя!

Отредактировано Мими (2009-11-20 15:33:59)

0

12

Мимиша! С благоговейным трепетом прочитала и посмотрела весь материал! К Булгакову у меня особенное отношение... http://i051.radikal.ru/0906/96/fdd72f36a931.gif
Продолжай обязательно!!! http://s58.radikal.ru/i162/0910/7d/2931f5a9f1a7.gif

0

13

Спасибо, Нина!

"Нехорошая квартира" ( квартира 50 N302-бис  по Садовой улице )

"Степа  Лиходеев, директор  театра Варьете, очнулся утром  у себя в той самой квартире, которую он занимал пополам  с покойным Берлиозом, в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на Садовой улице. Надо скаать, что  квартира эта -- N 50  -- давно уже пользовалась если
не  плохой, то,  во  всяком  случае, странной репутацией".

Именно в этой квартире столкнутся потусторонний мир и мир современной Москвы.
В квартире №50 в доме №10 Булгаков прожил с 1921 до 1924 года. А с августа 1924 до ноября того же года Булгаков провел в квартире №34 в том же доме, планировка этой квартиры напоминала квартиру №50. Вымышленный номер 302-бис - это зашифрованный номер 10 здания-прототипа по формуле 10=(3+2)х2. Кроме того, фантастически большой номер (ни на одной из Садовых улиц в Москве не было и нет дома с таким большим номером) должен подчеркнуть нереальность происходящего.

0

14

Дом № 10 по Большой Садовой был построен в 1902-1903 годах по проекту архитекторов Э. С. Юдицкого и А.И. Милкова в модном в начале века стиле модерн. Хозяином участка и дома был московский купец, владелец и ныне существующей табачной фабрики «Дукат» Илья Давыдович Пигит. Первоначально дом проектировался как производственный корпус, а затем, из-за запрета городских властей строить фабрику вблизи церкви св. Ермолая и в пределах Садового кольца, был перестроен под доходный дом «покоем», как описывал его Булгаков.
Здесь, в доме Пигита, известном своей меценатской деятельностью, квартировали художники, артисты, врачи. Четырёхэтажный корпус с эркером в глубине двора был специально спроектирован под студии художников.
В 1910 году в квартире № 24 поселился знаменитый художник Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956) со своей семьёй — женой Ольгой Васильевной и детьми. Мастерская Кончаловского располагалась в квартире № 40. В ней так же неоднократно бывал в гостях и работал В. И. Суриков.
А этажом ниже, прямо под мастерской П. П. Кончаловского в квартире № 38, была мастерская театрального художника Георгия Якулова (1884-1928). Именно здесь в начале ХХ века Пётр Кончаловский и Аристарх Лентулов вместе с Георигием Якуловым создали творческое объединение «Бубновый валет».В этой мастерской познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан.
В 20-е годы мастерская художника стала своего рода салоном для творческой интеллигенции. Кто только ни успел здесь побывать! Часто заходили Василий Качалов, Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Андрей Белый, Алиса Коонен, Фёдор Сологуб, Анатолий Луначарский… Именно эта бурная богемная жизнь стала источником для сплетен других обитателей коммуны. Студию считали борделем, а его хозяйкой — экстравагантную супругу Якулова Наталию Юльевну Шифф. Эти домыслы Булгаков позже использовал при работе над «Зойкиной квартирой».
В квартире № 36, расположенной под мастерской Г. Якулова , располагалась студия фон Бооля. С 1933 года в этой квартире работают скульпторы династии Рукавишниковых.
В июне 1917 года доходный дом Пигита приобрело Московское Благушинское Домовладельческое Акционерное общество.
После революции здание стало одним из первых в Москве рабочих домов-коммун, где управление и обслуживание было передано общественности . В рассказе М. А. Булгакова «№ 13-Дом Эльпит-Рабкоммуна» этот поворот в судьбе дома отражен очень ярко. Квартиры превратились в коммуналки. Особенно не повезло левому крылу дома, как раз тому, куда в 1921 году въехали Булгаковы. До революции несколько квартир здесь были перепланированы под общежитие Высших женских курсов. В итоге образовались гигантские коммунальные квартиры по 9-10 комнат. Одну из таких комнат посередине длинного коридора и занимал Булгаков с 1921 по 1924 год.
http://s41.radikal.ru/i092/0911/0c/ed894c1c1fe2.jpg

0

15

http://s43.radikal.ru/i102/0911/57/f9757c70e480.jpg
Первая жена Булгакова Т. Н. Лаппа вспоминала квартиру №50 и прототипа погубившей Берлиоза Аннушки Чумы: "Эта квартира не такая, как остальные, была. Это бывшее общежитие, и была коридорная система: комнаты направо и налево. По-моему, комнат семь было и кухня. Ванной, конечно, никакой не было, и черного хода тоже. Хорошая у нас комната была, светлая, два окна. От входа четвертая, предпоследняя, потому что в первой коммунист один жил, потом милиционер с женой, потом Дуся рядом с нами, у нее одно окно было, а потом уже мы, и после нас еще одна комната была. В основном, в квартире рабочие жили. А на той стороне коридора, напротив, жила такая Горячева Аннушка. У нее был сын, и она все время его била, а он орал. И вообще, там невообразимо что творилось. Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: "Спасите! Помогите!" Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А милиция приходит - они закрываются на ключ и сидят тихо. Его даже оштрафовать хотели".
Сейчас там располагается музей Булгакова
http://s44.radikal.ru/i106/0911/9b/1e76af82d162.jpg

0

16

Но  интересна и современная история "Нехорошей квартиры".
После публикации "Мастера и Маргариты" сюда началось настоящее паломничество молодых людей. Девушки мечтая о вселенской любви, покупали мимозы и приходили в "нехорошую квартиру" просить  счастья у потусторонних сил.
Вот как писала в своей стстье об этом времени журналистка Ярослава Танькова:
В то время дом был расписан даже снаружи. Первым бросался в глаза огромный портрет Маргариты в черной шляпе и с букетом желтых нарциссов, а не мимозы. Ведь нарциссы тоже появляются «одними из первых», как написано в романе. В подъезде же был исписан даже потолок: цитаты, глубокомысленные изречения, предсмертные записки, признания, мольбы о любви... Я поднималась на пятый этаж, читала и плакала от избытка чувств. Ощущение чуда здесь было таким густым и «намоленным», что его можно было резать кусками, как торт.
Его чувствовали почти все, кто приходил тогда в этот подъезд. И многие становились его постоянными обитателями, членами тайного общества «детей духа Булгакова». На лестнице постоянно «зависали» стихийные тусовки. Мы сидели на ступенях, пели Чижа, Цоя и рассуждали о тщете всего сущего, пока вызванная соседями милиция не разгоняла нас. Но мы снова возвращались.
Для посещения подъезда были свои традиции. У порога надо было задумать вопрос и, поднимаясь по ступеням, смотреть в пол, а потом в какой-то момент поднять взгляд на стену. Надпись, которую увидишь первой, - ответ. А еще в соответствии с изречением «стучите, и вам откроют» надо было постучать в дверь. Она была двустворчатая, деревянная, высоченная, покрытая кружевом письмен, и всегда заперта. Все знали, что там никто не живет, но в душе каждый надеялся, что однажды дверь откроет кто-то из «свиты», и с этого момента начнется новая жизнь.
Однажды поздним вечером я в полном одиночестве забрела в подъезд, поднялась, как водится, постучала в дверь... А она открылась! На пороге стоял некто длинный и худой. Треснувшего пенсне не было, но моя фантазия его дорисовала.
- Тебе чего? - спросил он.
- Зайти в гости, посмотреть... - пролепетала я в полуобморочном состоянии.
- Ну заходи, - сказал длинный и растворился во тьме огромной квартиры.
Самое интересное, что я до сих пор понятия не имею, кто это был. На мой вопрос «А ты кто?» он таинственно улыбался и отвечал: «А ты как сама думаешь?» Через полчаса пришли другие люди, с которыми я познакомилась благодаря тому, что была уже в квартире. А тот длинный исчез, и больше я ни разу его не видела".
http://i004.radikal.ru/0911/32/5b6d5deb722b.jpg

0

17

"Ничего не могу сказать по поводу кота Бегемота и прочих персонажей из романа - лично я их не видела, хотя рассказывали всякое. Но сама огромная квартира, казалось, дышала и, как океан Солярис, могла родить любой образ. Особенно это чувствовалось ночью. Именно с наступлением темноты «оживал» старый паркет и начинал скрипеть то тут, то там, будто от чьих-то легких шагов. Эти «шаги» слышали даже самые скептически настроенные гости. Большинство считали, что это дух самого Булгакова.
Ходить ночью по квартире было страшновато, тем более что свет был всего в паре комнат. Возникало сильнейшее ощущение чьего-то дыхания в затылок. Самой страшной была комната, где жил сам Булгаков. Прямо напротив нее в абсолютно темной нише стояло четырехметровое старое зеркало в черной толстенной раме. Оно немного искажало отражение и делало его чуть темнее. Кого только, по слухам, в нем не видели! Многие считали его входом в то самое измерение, где проходил бал.
Ночью в нем отражалась комната, и, как ни вставай, ты оказывался спиной либо к самой комнате, либо к этому зеркалу. Абсолютно у всех на этом месте возникала жуткая паника. А легенды гласили, что, если выдержать, стоя так, лицом к зеркалу, какое-то время, твое отражение превратится в другое, которое ответит на любые вопросы. Мол, у кого-то получалось. Я пыталась, но через минуту ужас делался невыносимым, и я сбегала.
Как-то там у молодого парня остановилось сердце. То есть он вскрикнул, а когда мы прибежали - лежал на полу. На «Скорой» отправили в больницу. Врачи сказали - инфаркт. Может, пить надо меньше, а может...
Еще одна девушка просто исчезла. Ночью ушла из квартиры. Последний раз ее видели на подоконнике четвертого этажа. Она сказала, что хочет побыть одна. А наутро она исчезла. Навсегда. Ни дома, ни в квартире так и не появилась. Она дружила с Никой Турбиной, писала стихи и считала себя ведьмой.
Самое страшное, что я помню, пожалуй, даже страшнее зеркала, была девочка с порезанными венами, на коленях перед дверью плачущая: «Любви нет... Пусть Воланд заберет меня! Не могу больше жить!» Она искромсала себе бритвой всю руку, а кровь все останавливалась и останавливалась, не текла. А потом приехала «Скорая».
http://s55.radikal.ru/i149/0911/4e/4f19cbe12a28.jpg
(один из многочисленных портретов, которые когда-то были на стенах в подъезде)

В 2000 году воспрял духом и Фонд Булгакова в «нехорошей» квартире. Они получили разрешение от префектуры на аренду квартиры минимум на ближайшие пять лет. Сделали ремонт, мемориальные комнаты с обстановкой 20 - 30-х годов, отвоевали право для посетителей проходить через подъезд с часу дня до шести вечера.
Саму же «нехорошую» квартиру, где побывала неделю назад,  после ремонта я узнала с трудом. Мистическим образом куда-то исчезло зеркало. Новый паркет больше не скрипит под таинственными шагами. Никакой чертовщины. Уютный, чистый музей.
Правда, директор Инна Мишина говорит, что дух Булгакова по-прежнему там. Например, по ее словам, здесь не уживаются люди «с червоточиной, которые думают не об искусстве, а о выгоде», - он выгоняет."

0

18

Я еще застала это "буйство" на стенах - я пришла в нехорошую квартиру,  после первого прочтения романа, мне было 12 лет. И почему-то мне там очень понравилось - и эти стихийные надписи и рисунки на стеных (помню, когда походила к подъезду - первая фраза которую прочла на входной двери - "Что делало бы твое добро без моего зла?".
Полазила там немного,  да и пошла дальше - искать подвал Мастера...

0

19

Какой  хороший  портрет Булгакова... http://s46.radikal.ru/i111/0905/1e/6ad435fe09cf.gif

0

20

Мими написал(а):

Здесь Берлиоз попал под трамвай, «поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную

Надо поискать это место :D Может и следы обнаружу :D Берлиоза  http://i005.radikal.ru/0906/e1/5b5db54f6406.gif

0

21

Мимиша! Я в восторге!!! http://s58.radikal.ru/i162/0910/7d/2931f5a9f1a7.gif

0

22

Нина,спасибо, я рада, что понравилось!

Теперь перехожу к подвалу Мастера
"Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой... (...) Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике.
- Ах, это был золотой век,- блестя глазами, шептал рассказчик,- совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой,- почему-то особенно горделиво подчеркнул он,- маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен".

Сразу хотелось бы сказать - точной версии, где мог находитья этот подвал не существует, об этом по сей день спорят исследователи. Однако большинство из них склоняется к мнению, что подвал Мастера находился в доме по адресу Мансуровский переулок 9.
http://s44.radikal.ru/i106/0911/a0/e48bcd2c903d.jpg

0

23

Однажды, копаясь в фототеке Музея архитектуры, булгаковед Леонид Паршин как-то разговорился с одним архитектором. "Он с интересом посмотрел мои материалы и вдруг спросил: "А разве вы не знаете, что подвал Мастера был в Мансуровском переулке?" Вопрос этот не особенно удивил меня. Множество людей сообщало мне множество адресов, где "абсолютно точно" находился подвал. "Почему вы так думаете?" - спросил я без особого энтузиазма. "Да это все знают!" Хорошенькое дельце - все знают, кроме меня. "А более серьезные доводы у вас есть?" - "А как же! Там жил друг Булгакова, художник Топленинов. В подвале. Булгаков часто бывал там. Это точно тот самый подвал. Да вы только войдите туда, сразу поймете!" Я вспомнил фотоснимок с Топлениновым, сделанный Н. А. Ушаковой, и каким-то шестым чувством вдруг уловил, что это серьезно. "Адрес?" - "Мансуровский, 9". Через минуту, бросив незаконченную работу, я, превышая скорость и нарушая правила движения, мчался в Мансуровский. Вот он! Долго стучал в ворота и окна. Безуспешно. Дома никого не оказалось. Побегав вокруг дома, я махнул через забор...
Это было как во сне. Я попал в другой мир, в другое измерение. Только что была Москва. Громадная, стремительная, шумная, а тут... До неправдоподобия неподвижный, совершенно заросший дворик с замершим заброшенным домом. Особенно поражало, что ни один звук с улицы не доносился сюда. Тишина, неподвижность и тени. Множество теней таращилось на меня отовсюду. Мигом припомнились все таинственные дома, о которых мне довелось когда-либо читать. Я будто попал в колодец, доверху затопленный тайной. Самая большая и густая тень сидела за дверью, ведущей в подвал. "А ведь он был прав, ох как прав..." - бормотал я, продвигаясь к подвалу. Вошел, зажег спичку. Вниз уходило несколько ступенек, где-то рядом журчала вода. Прошло только несколько секунд, а я уже не знал, нахожусь ли я в незнакомом доме или читаю у себя "Мастера и Маргариту".
Нет. Так нельзя. Я вышел наружу. Все надо проверять. Мансуровский переулок... Тут где-то жил друг Булгакова Ермолинский. Надо будет ему позвонить, может быть, он что-нибудь слышал об этом доме. "Мансуровский переулок, 9? - спросил Сергей Александрович.- Да это мой адрес! Я десять лет прожил в этом доме!" Через несколько дней я уже сидел в пронзительно скрипящем плетеном кресле в коттедже Сергея Александровича в Переделкино и слушал о Булгакове, Елене Сергеевне, о доме в Мансуровском переулке, жившем некогда искрящейся, веселой и беспокойной жизнью. О том, как по вечерам под листвой окаменевшего теперь сада зажигался огонек импровизированного кафе "Нато Вачнадзе", и стекались на свет его друзья, друзья, друзья... О художнике Топленинове, стучавшем щеткой в потолок подвала, приглашая сидящих наверху Булгакова и Ермолинского на рюмочку чего-нибудь".

0

24

Я подвал мастера впервые увидела в мае - был дождивый день,  и во дворе дома цвела сирень - и в воздухе остро пахло этой мокрой сиренью - очень хорошо это помню...

"Она приходила ко мне каждый день, а ждать ее я начинал с утра.  За десять минут я
садился к оконцу и  начинал прислушиваться, не стукнет ли ветхая  калитка. И
как курьезно:  до встречи моей  с нею в наш дворик мало кто приходил, просто
сказать, никто не приходил, а теперь мне казалось, что весь город устремился
в него. Стукнет калитка, стукнет сердце, и, вообразите, на уровне моего лица
за  оконцем обязательно чьи-нибудь грязные сапоги. Точильщик. Ну, кому нужен
точильщик в нашем доме? Что точить? Какие ножи?
     Она входила в калитку один раз, а биений сердца до этого я испытывал не
менее десяти. Я не лгу. А  потом, когда приходил ее час и стрелка показывала
полдень, оно даже и не переставало стучать до тех пор, пока без стука, почти
совсем   бесшумно,  не  равнялись   с  окном   туфли  с  черными   замшевыми
накладками-бантами, стянутыми стальными пряжками.
     Иногда она  шалила и, задержавшись у второго оконца, постукивала носком
в стекло. Я  в ту же  секунду оказывался  у  этого окна, но  исчезала туфля,
черный шелк, заслоняющий свет, исчезал, -- я шел ей открывать."

0

25

Мими,спасибо! Купаюсь в этой теме,как в золотых лучах колдовской луны! Приятно и немного щекотно от прикосновения к тайне.

0

26

Спасибо, Делия!

Теперь - Особняк Маргариты
"Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место!"

"Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки, где кружками продают керосин и жидкость от паразитов во флаконах, она перерезала в одно мгновение… Третий переулок вел прямо к Арбату".

Здесь еще  сложнее, чем с подвалом Мастера. Точное место неизвестно и на сей раз и существует 2 основные версии:

1. По местоположению:
С какой стороны Арбата находился особняк, с правой или с левой? "Она пересекла Арбат, поднялась выше, к четвертым этажам, и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок с высокими домами". Итак, чтобы попасть к театру, ей пришлось пересечь Арбат, значит, особняк находится с противоположной стороны. Театр на Арбате только один - театр Вахтангова, и стоит он на правой от центра стороне Арбата, значит, искать надо в переулках, расположенных слева от Арбата. Разделим эти переулки пополам и попробуем определить, в какой части надо искать: ближе к центру или ближе к Садовому кольцу? Чтобы попасть в переулок, на углу которого стоит театр, Маргарита проплыла мимо здания театра, следовательно, она летела от центра. Отпало уже три четверти переулков. Еще мы знаем, что искомый переулок третий от Арбата. Отбросим тогда все первые, вторые и четвертые от улицы Арбат переулки. Осталось всего три: Большой Власьевский,Малый Власьевский и переулок Аксакова.
А где была нефтелавка? Вновь поднимаем довоенные справочники. Нефтелавок в этой части Арбата оказалось три, а в зоне поиска лишь одна: нефтелавка № 34 в Сивцевом Вражке, дом 22. А вот и особняк! Малый Власьевский, дом 12. Действительно прекрасный, двухэтажный, каменный, с пышным садом, чугунной решеткой и воротами. Проверяя еще раз, пройдем по маршруту полета Маргариты. Выходим (а жаль, что не вылетаем) через ворота в первый переулок, пересекаем мимо места нефтелавки второй - Сивцев Вражек и через третий, Калошин переулок, выходим прямо на Арбат.  мы около театра!
http://i065.radikal.ru/0911/db/451da96fa1d7.jpg
Одно только обстоятельство не укладывается в легенду: особняк не готический и фонаря с трехстворчатым окном не видно.

0

27

Потрясающе...  http://i078.radikal.ru/0908/05/1e7f6d26290b.gif   Какая  ты молодец,  Мими... http://s56.radikal.ru/i154/0905/50/d8d02dca53e3.gif

0

28

2. По описанию:
существует альтернаятивная версия прочтения романа, ее автор Альфоред Барков. Не буду сейчас приводить здесь ход поисков,  так как он достаточно долог,  скажу лишь, что путем сложных исследований, автор пришел к выводу, что особняк Маргариты - это д.17 ул Спиридоновка.
Возможно, Булгаков здесь решил объединить два дома в один: первый – это дом, который выглядит «правильно», но с другим местоположением. А второй – это дом, который выглядит по-другому, но зато находится там, где и должен быть.
Особняк очень красивый и безусловно с элементами готики, в отличие от всех остальных претендентов. Он построен в 1898 году по проекту академика архитектуры Шехтеля для миллионера Саввы Морозова.
http://i081.radikal.ru/0911/72/547cf7da92f4.jpg
Савва Морозов был влюблен в актрису Марию Федоровну Андрееву (сценический псевдоним; по паспорту — М.Ф. Желябужская).  она бывала в этом особняке.  Но миллионеру Морозову она предпочла  писателя,  а именно - Максима Горького.
Морозов застраховал свою жизнь на 100 тыс. рублей,  в 1905 году покончил жизнь самоубийством. А страховую премию завещал он Андреевой, в то время — одной из ведущих актрис Художественного театра. Вступив в права наследования, Андреева использовала 10 тысяч на выплаты по обязательствам Горького. Вот такая история (есть некоторая параллель - романе Мастер выиграл в лотерею 100 тыс. рублей. Когда он почувствовал, что с ним происходит что-то плохое, он все оставшиеся от 100 тыс. деньги, а именно - 10 тыс., отдал Маргарите).

0

29

Спасибо, Лилиточка! Я рада, что  интересно -   вот ходишь по городу и думаешь - сколько же образов здесь рождалось, сколько историй,  сколько событий...

0

30

Театр Варьете

  "В то время, как случилось несчастье с Никанором Ивановичем, недалеко от
дома N 302-бис, на той же Садовой, в кабинете финансового  директора Варьете
Римского находились двое: сам Римский и администратор Варьете Варенуха.
     Большой кабинет на втором этаже театра двумя окнами выходил на Садовую,
а одним, как раз за спиною  финдиректора, сидевшего за  письменным столом, в
летний  сад  Варьете, где помещались прохладительные буфеты, тир и  открытая
эстрада.
Дверь  открылась,  и  капельдинер  втащил   толстую  пачку  только  что
напечатанных  дополнительных  афиш.  На  зеленых  листах  крупными  красными
буквами было написано:
     Сегодня и ежедневно в театре Варьете
     сверх программы:
     Профессор Воланд
     Сеансы черной магии с полным ее разоблачением"

Прототипом театра Варьете послужил Московский мюзик-холл, существовавший в 1926-1936 гг. и располагавшийся неподалеку от Нехорошей квартиры по адресу: Б. Садовая, 18. Ныне здесь находится Московский Театр Сатиры. А до 1926 г. тут размещался цирк братьев Никитиных, причем здание специально было построено для этого цирка в 1911 г. по проекту архитектора Нилуса. Цирк Никитиных упоминается в "Собачьем сердце". Кстати, программа Т. В. содержит ряд чисто цирковых номеров, вроде "чудес велосипедной техники семьи Джули", прототипом которой послужили знаменитые циркачи-велофигуристы семьи Польди (Подрезовых), с успехом выступавшие на сцене Московского мюзик-холла.

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Моя Москва » Булгаковская Москва


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно