Здесь же, на Маросейке мы можем увидеть еще один интересный храм:
Храм Николая Чудотворца в Кленниках
Предположительно впервые построен в 1468 г. царем Иваном III. В 1657 г. выстроен каменный храм. Откуда произошло название "В Кленниках" - одни считают, что вокруг была небольшая кленовая рощица - отсюда и "кленники", другие считают, что первоначально она называлась "В Блинниках", которые трансформировались в "кленники". Знаменита эта церковь прежде всего благодаря тому, что в 1892-1923 гг. настоятелем храма был прот. Алексей Мечев, замечательный московский старец.
19 марта 1893 г.он был рукоположен к одной из самых маленьких церквей в Москве, Св. Николая на Маросейке. Бедный приход, маленькая пустая церковь, развалившийся гнилой церковный дом, построенный над ямою, куда стекалась вода со всего двора. К этому еще прибавилась весьма серьезная хроническая болезнь его горячо им любимой жены. Новому настоятелю приходилось ухаживать за годами лежавшей неподвижно женой, заботиться о детях и вместе с тем создать жизнь прихода, который существовал только юридически. Его меры в этом направлении были встречены насмешками соседних священников. Нужна была большая вера в свое дело и большая преданность своему долгу, чтобы ежедневно совершать богослужение, которого от него никто не требовал, и притом возможно тщательно и согласно уставу. "Восемь лет я служил каждый день Литургию при пустом храме",- рассказывал впоследствии отец Алексей.
Параллельно церковной службе о. Алексей в этот период своей жизни ведет работу в Обществе Народного Чтения, читает по тюрьмам, по столовым. Он открывает в своей квартире церковную школу для беднейших детей своего прихода. 29 августа 1902 г.умирает жена о. Алексея, и в страшном горе, близком к отчаянию, о. Алексей бросается за помощью к тому, в ком видел дерзновение и истинную молитву -- к Иоанну Кронштадтскому. "Ты жалуешься и думаешь, что больше твоего горя нет на свете, так оно тебе тяжело. А ты будь с народом, войди в его горе, чужое горе возьми на себя -- и тогда увидишь, что твое горе маленькое и легкое по сравнению с тем горем; тебе и легко станет". Так ответил ему Кронштадтский пастырь.
Этот совет есть ключ к пониманию деятельности о. Алексея:"Пастырь должен разгружать чужую скорбь и горе",-- многократно и упорно учил он впоследствии, опираясь на опыт своей жизни.
Пустая церковь переполняется богомольцами. С раннего утра до поздней ночи толпится вокруг дома, где живет о. Алексей, народ,-- на лестнице, во дворе. В приемные дни люди приходят ночевать у ворот, чтобы наверняка попасть к о. Алексею. Среди простых людей, по преимуществу женщин, все более и более появляется интеллигенции: профессора, врачи, учителя, писатели, инженеры, художники, всевозможные артисты. Среди православных -- лютеране, магометане, даже евреи. Среди верующих -- попадаются и неверующие. Но со всеми устанавливаются в этой крохотной комнатке свои особые. вполне индивидуальные отношения. О. Алексей не спрашивал приходящего: "Как ты веруешь?", а спрашивал: "Чем ты страдаешь и как живешь?" -- и старался соприкоснуть его с духовным миром в той мере и в том виде, в каких это было собеседнику доступно. В о. Алексее не было ничего теоретического надуманного. Он не любил рассуждать о молитве: "Бог дал мне твердую детскую веру",-- нередко говорил он. "Христианство есть прежде всего жизнь, и это мы превратили его только в одно учение",-- говаривал о. Алексей.
Отец Алексей скончался в 1923 году.
В 1919 году был рукоположен во священники сын отца Алексия Сергий, который служил сначала с отцом, а после его смерти и до закрытия храма в 1932 году был здесь настоятелем. В 1941-м отца Сергия расстреляли.
В 1932 г. храм был закрыт, купола разобраны. Вновь освящен в 1990 г., к настоящему времени полностью восстановлен.