Роман Лебедев
В лучах Чёрного Солнца
За внешней экзотерической оболочкой многовекового солнцепоклонничества лежит скрытое, воистину эзотерическое познание о Чёрном Солнце и загадочной энергии Vril. Знание, доступное только посвящённым, избранным сосудам, способным вместить в себя фиолетовое излучение для обретения Высшего «Я» путём трансмутации человеческой самости в Высшую Самость Мага и Сверхчеловека. Сказители древних Вед, индусские и тибетские Гуру, древнегреческие философы и мистики, средневековые европейские алхимики и масоны, оккультисты и адепты тайных орденов пытаются постичь в своих лабораториях, молельнях и храмах тайны этого скрытого для профанов Светила и обуздать его энергию для изменения не только Самого Себя, но и всей Земли и даже Космоса.
Инженер Эмиль Рюдигер («Общество Эдды») и Рудольф Мунд (последний гроссмейстер «Ordo Novi Templi» — ONT; комтур «Ордена рыцарей Христа») как последователи германского эзотерика Карла Марии Вилигута (Lobesam, Вайстор, Ярл Видар; был близок к ONT; Рыцарь и канцлер в ложе Schlarrafia, покинул её в 1909 г.) с опорой на 27-е Речение Хальгариты трактуют Чёрное Солнце (Sandär) как выгоревшее солнце, которое и сегодня вращается вокруг Земли в полностью затвердевшем состоянии, как застывшее космическое тело.
Эмиль Рюдигер утверждает, что всего несколько столетий назад «каждый северный скальд средневековья знал о существовании и закономерном взаимодействии трёх Солнц: видимого, или активного, невидимого, или пассивного — Sun, — и более древнего, сегодня остывшего, тёмного Солнца — Santur, Sandär, или Гиперион». Новое активное Солнце, возникшее из пассивного Sun, противостоит охлаждённому, старому активному Солнцу, Santur. Между активным Солнцем и пассивным Солнцем происходит обмен частиц Айтара (мирового эфира), который можно уподобить «песочным часам», отсюда и переворачивание соотношения «Солнце — Sun»; Santur = Sanduhr». Слово «Sunur» из 27-го Речения Хальгариты, посвящённого Чёрному Солнцу, трактуют как Двойное Солнце. Одно из них видимо, согласно принципу Ur, принципу активного Солнца.
Другое невидимо (является погасшим), согласно принципу Sun, принципу пассивного Солнца.
Вернер фон Бюлов, обобщив сведения, сочинил литературный перевод Речений Хальгариты. Приведём первую строку из 27-го Речения: «Сага говорит о двух Солнцах благотворных в чередующемся правлении Ur и Sun, подобно вращающимся песочным часам, помогающим единому, высшему, продвигаться к Победе»*.
* Мунд Р., фон Верфенштайн Г. Миф о Чёрном Солнце.
Член Теософского общества и Американской федерации астрологов, основатель Общества философских исследований, масон и розенкрейцер Мэнли Палмер Холл в своей знаменитой книге «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии» пишет, что, согласно некоторым мистическим школам, каждая солнечная система содержит три солнца: духовное солнце, интеллектуальное (душевное) и материальное солнце. Три солнца, соответственно, являются проявлениями Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа. В масонстве данная троичность солнц зашифрована в символе трёх свечей.
В человеческой природе три солнца воздействуют на три части: дух, душа и тело. Физическое тело человека развивается и оживляется материальным солнцем, духовная природа освещается духовным солнцем, интеллектуальная, соответственно, интеллектуальным солнцем. Следствием наличия трёх солнц в небесах является то, что орбиты планет не круговые, а эллиптические.
Солнечная система — Большой человек. Три центра активности соотносятся с тремя главными центрами жизни в человеческом теле: мозгом, сердцем и воспроизводительной системой*.
* Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. — М.: АСТ: Астрель, 2006. Стр. 104.
Эти представления можно сравнить с учением о чакрах. Получается следующая картина:
1) центр духа влияет на мозг, ему соответствует чакра Сахасрара, духовное солнце;
2) центр души воздействует на сердце, чакра — Анахата (или Манипура?), интеллектуальное солнце;
3) телесный центр — на воспроизводительную систему, в системе чакр относится к Свадхистхане, материальное солнце.
Относительно данных представлений Парацельс писал: «Имеется земное солнце, которое есть причина всего тепла, и все, кто может видеть, видят Солнце, а те, кто слепы, могут чувствовать его тепло.
А есть Вечное Солнце, которое является источником всей мудрости, и те, чьи духовные способности разбужены к жизни, увидят это Солнце и будут осознавать Его существование, но те, кто не достиг духовного сознания, всё же могут почувствовать Его силу через внутреннюю способность, называемою Интуицией»*.
* Там же.
Розенкрейцеры выделяют также три Солнца: духовное солнце, которое они называют Вулкан, душевное и интеллектуальное солнце — Христос и Люцифер соответственно, и материальное солнце — еврейский Демиург Иегова. Чёрное Солнце сравнивается с вулканом в исследовании Р. Мунда «Миф о Чёрном Солнце»: «Ещё и сегодня Sandär каждое утро восходит на севере, но, являясь остывшим космическим телом, остаётся невидимым. Заметить его можно лишь тогда, когда на нём происходят извержения вулканов — такие наблюдения неоднократно описаны»*. Налицо совпадение взглядов розенкрейцеров и новых тамплиеров (ONT).
* Мунд Р., фон Верфенштайн Г. Миф о Чёрном Солнце.
Все три солнца имеют своё население. Например, раса материального солнца, как считает Мэнли Холл, чьи тела состоят из излучающего духовного эфира, не очень отличающегося от состава пылающего шара солнца. Они бело-золотого цвета — цвета Солнца, и от них идёт эманация четырёх потоков Vril. Эти потоки часто имеют большую длину и находятся в постоянном движении.
Франц Гартман в трактате «Секретные символы розенкрейцеров» определяет алхимическое солнце как «Символ мудрости, Центр Силы или Сердце вещей. Солнце есть центр энергии и хранилище силы. Каждое живое существо содержит внутри себя центр жизни, который может вырасти до Солнца. В сердце возрождённая божественная сила, обогреваемая Светом Логоса, вырастает в Солнце, которое освещает его ум». В сноске тот же автор добавляет: «Земное солнце есть образ или отражение невидимого небесного солнца; первое есть область Духа, в то время как второе — область Материи; но последнее воспринимает свою силу от первого»*.
* Холл М. П. Энциклопедическое изложение.... Стр. 104.
Таким образом, материальное, видимое солнце есть, скорее, отражатель, нежели источник силы. Материальное солнце — щит, несомый богом солнца, например, скандинавским Фреем.
Это солнце отражает свет невидимого духовного Чёрного Солнца, которое есть истинный источник жизни, света и истины. Системы, где имеется два солнца: материальное — отражаемая энергия и истинное — источник энергии, — можно найти во многих религиях, где материальное солнце представлено в виде ока Божества. Так, в Индии Солнце-Сурья — око Варуны, в Египте — око Ра, в Греции Гелиос — око Зевса, в Исламе Солнце — око Аллаха.
Иконографическое изображение Чёрного Солнца характерно для культур Древнего Шумера и Вавилона. Так, в «Иллюстрированной энциклопедии символов» (сост. А. Егазаров, 2007) на стр. 138 мы видим Стелу Нарам-Сина (Нарамсина), где высечены два Солнца; на стр. 139 изображён пограничный камень из Южного Вавилона, на нём — два Солнца и Луна; на стр. 603 Вавилонский рельеф IX в. до н. э. со сценой поклонения богу Солнца Шамашу, где изображены луна, мирское Солнце и Чёрное Солнце.
Взаимосвязь видимого солнца как отражателя и истинного солнца как источника рассмотрел в своей статье «Митра и гиперкосмическое солнце» Дэвид Юлэнси*.
* Юлэнси Дэвид. Митра и гиперкосмическое солнце wwwhermeticsociety.ru/researches/ulansey.htm.
Наличие двух солнц Д. Юлэнси обнаруживает в иконографии митраизма, где представлено две солнечных сущности: солнечный бог и Митра в качестве «sol invictus», «непобедимого солнца». «Митраисты, — пишет Д. Юлэнси, — не были одиноки в вере в существование двух солнц, так как концепцию существование двух солнц, одно из которых — обычное космическое солнце, а другое — так называемое «гиперкосмическое», находящееся по ту сторону сферы неподвижных звёзд, мы обнаруживаем в платонических кругах». Он утверждает, что «в течение второго века н. э. (а может быть и значительно раньше) в среднеплатонических кругах имели место теории относительно существования второго солнца, помимо обыкновенного, видимого солнца: солнца “гиперкосмического”, расположенного в “занебесной области” (hyperouranios topos), описанной в Федре Платона».
Платоническая традиция о «гиперкосмическом солнце» восходит к «Халдейским Оракулам» (кон. второго века нашей эры). Д. Юлэнси приводит такую цитату Ганса Льюи: «Халдейские Оракулы различали два огненных тела: то, что принадлежало ноэтической природе, и видимое солнце. Считалось, что первое управляет последним. Согласно Проклу, “солнечным миром” Оракулы называли то, что располагалось в надмирной области “чистого света”. В другом месте данный философ утверждает, что надмирное солнце было известно им под именем “время времени”...»*
* Юлэнси Дэвид. Митра...
«Халдейские Оракулы» — продукт среднеплатонического круга — пронизаны идеями и образами, известными по целому ряду следовавших Платону мыслителей, от Филона до Нумения. Согласно «Халдейским Оракулам», в сотворённом космосе имеются три концентрические сферы, охватывающие умопостигаемый и чувственно воспринимаемый уровни бытия. Первая сфера — Огненный мир («Эмпирея») — полностью принадлежит умопостигаемому миру. В нём господствует сверхприродное Солнце. «§67. Есть и Источник другой, возглавляющий Мир Эмпирея. §68. Он — всем истокам предел и Источник Истоков». «§130. Из этой наитаинственнейшей беседы мы узнаём, что весь Он в целостности своей пребывает в сверхприродных сферах, ибо есть солнечный мир и есть Безграничный Свет, что подтверждают и оракулы халдеев» *.
* Халдейские оракулы // Халдейские оракулы; А. Кроули. Восемь лекций по йоге. — М.: Ганга, 2009. Стр. 237.
Вторая сфера — Эфирный мир — включает в себя неподвижные звёзды и планетарные сферы, она доступна чувственному восприятию, но причастна умопостигаемому миру. Для этой сферы характерно видимое, природное Солнце, которое есть лишь окно, проводник, рефлектор Огня от Истинного Солнца. «§133. Солнце — Огонь, и русло Огня, и податель Огня»*.
* Там же. Стр. 245.
Третья сфера — Материальный мир («Вещество»,
«Плоть») — охватывает всю подлунную область, включая Землю. Светилом для материального мира является Луна. С каждым из этих светил трёх сфер отождествляются свои телетархи («владыки посвящения»), а также три добродетели: для Огненного Мира — Любовь-Эрос; для Эфирного — Истина, Правда; для Материального — Вера. Данные добродетели есть сущности, участвующие в сотворении Вселенной и поддержании миропорядка*.
* Анна Блейз. Происхождение «Халдейских Оракулов» // Халдейские оракулы; А. Кроули. Восемь лекций по йоге — М.: Ганга, 2009. Стр. 194-197.
Во введении к «Халдейским Оракулам», где говорится об «эфирах стихий», имеются такие слова: «Тонкие эфиры, речь о которых шла выше, в свою очередь. служат покровами божественного Света, ибо оракул гласит, что за ними сокрыты “солнечный мир” и “Безграничный Свет” (§130). Этому Божественному Свету воздаются все мысленные почести. Не следует полагать, будто под ним подразумевается всем нам известный солнечный свет: выражение “надзвёздные пределы, выше сферы неколебимого” (§132) толкуется совершенно однозначно, и именно в этой сфере пребывает “Солнце вернейшее” (§131); теософы без труда поймут, что означают эти слова, “вернейшее Солнце”, ибо, согласно “Тайной доктрине”, зримое Солнце — всего лишь материальное вместилище некоего иного, сокровенного сияния»*.
* Халдейские оракулы // Халдейские оракулы; А. Кроули. Восемь лекций по йоге — М.: Ганга, 2009. Стр. 224.
В «Оракуле от Порфирия» имеются строки, которые, несомненно, можно отнести к Чёрному Солнцу — «Солнцу Вернейшему»: «§1. Превыше небесных светочей есть Пламя нетленное, вечноблистающее; источник жизни, основа всего живого, начало всего сущего! Пламя сие порождает всё во вселенной; и ничто на свете не гибнет, кроме того, что Оно же и поглотит. Оно возвещает о Себе чрез Себя же. Огонь сей не удержится ни в каком вместилище, и нет у него ни тела, ни вещества. Он объемлет всё небо. И исходят из него малые искры, из коих и состоят огни солнца, луны и всех звёзд»*.
* Там же. Стр. 254.
В платоновском «Государстве» можно обнаружить идею о двух солнцах. Одно солнце — это обыкновенное солнце, которое есть «источник освещения и понимания в видимом мире (horatos topos)», и Солнце-Благо, символ высших идеальных Форм Платона, «высший исток бытия и понимания в мире форм (noetos topos, или «интеллигибельном мире»)». Это Солнце-Благо есть Чёрное Солнце, «видимый символ высшей из Форм и исток всего сущего». Данные ощущению эмпирические тела, вещи и явления — мир явлений — не абсолютно отделены и изолированы от мира идей. Мир явлений — некая искажённая копия и слабая тень мира идей.
Мир идей — вечно неизменный божественный проект изменчивого человеческого мира.
Истинное познание — это познание бытия, т. е. мира идей. Оно доступно лишь избранным, философам. Толпе же не присуще быть философом. Об этом же нам говорят и «Халдейские Оракулы». В них изложена концепция, где выделяется два типа людей: Теурги, чьи души прошли очищение и вырвались из плена материи, и «стадо», «толпа» — всё великое множество людей, порабощённых страстями.
Ещё выделяют и третий тип — «средние» люди. Все три типа соотносятся с тремя мирами: Теурги — с Огненным миром; «средние люди» — с Эфирным; «толпа» — с Материальным*. Теургам дано знать тайны Чёрного Солнца.
* Анна Блейз. Происхождение «Халдейских Оракулов» // Халдейские оракулы; А. Кроули. Восемь лекций по йоге — М.: Ганга, 2009. Стр. 200.
В писаниях Филона мы также находим упоминания о Чёрном Солнце. В его работе De Opificio Mundi сказано: «В блеске своего сияния интеллигибельное столь же превосходит видимое, сколь солнечный свет с несомненностью превосходит тьму. Ныне невидимый свет, что воспринимается лишь разумом... есть сверхнебесная констелляция [hyperouranios aster], источник констелляций чувственно воспринимаемых. Не было бы неверным определить его как “всесиянность”, дабы обозначить, что из него солнце и луна, а равно как и неподвижные звёзды с планетами, получают, в зависимости от собственной особенности своей, свет, каждому из них подобающий... Здесь перед нами упоминание Филоном существования в интеллигибельной сфере “гиперкосмической звезды” (hyperouranios aster), которую он связывает с образом солнечного света, и которую он рассматривает как конечный источник света для видимых небес ».
Концепция двух солнц присутствует и в писаниях Плотина: «В главе 3, параграфе 11, его чет-
вёртой Эннеады Плотин говорит о двух солнцах, обыкновенном видимом солнце и “интеллигибельном солнце”. Согласно Плотину, Тамошнее Солнце есть Ум (пусть это будет примером для нашего рассуждения), следующее в порядке — Душа, зависящая от него и пребывающая, поскольку пребывает Ум; Душа даёт свои пределы, граничащие с видимым Солнцем, этому Солнцу и, посредством себя, делает его связанным с Тем; Душа словно бы истолковывает для Того Солнца то, что приходит к нему от этого, и этому — то, что приходит к нему от Того...»*.
* Юлэнси Дэвид. Митра...
Теги: Черное Солнце