Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Философия » Пословицы и поговорки


Пословицы и поговорки

Сообщений 31 страница 60 из 86

1

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПОСЛОВИЦА ОТ ПОГОВОРКИ?

Все очень просто:

Пословица — самостоятельное законченное предложение, которое несет в себе смысл. (Пример: Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Смысл есть? Есть — чтобы получить результат, нужно приложить усилия.)

Поговорка — слово, или словосочетание (два-три слова), которыми характеризуется человек, поступок, либо какая-нибудь ситуация. Самостоятельно практически не применяется. Употребляется в разговорах для разнообразия, юмора, характеристики человека, или поступка. (Пример: Легок на помине — только вспомнили о нём, он и появился. Не солоно хлебавши — вернуться ни с чем. Валять дурака — ничего не делать, притворяться.)

+1

31

“Для милого дружка и сережка из ушка“

Для любимого, дорогого человека ничего не жаль, отдашь самое лучшее. Говорится, когда из чувства симпатии человек щедр по отношению к другому, готов всё для него сделать.

Пример из литературы:
— Если хотите, я вам скажу другое средство от болезни и гораздо дешевле, уж так и быть, не утаю от вас, для милого дружка и серёжка из ушка (Д. Григорович, “Бобыль”).

0

32

“В чужой монастырь со своим уставом не ходят“

В дореволюционной России каждый монастырь имел свой устав — свод правил, которыми руководствовались все живущие в данном монастыре. Эти правила устанавливали сами монахи и в жизни следовали только своему уставу; тот, кто приходил в монастырь, должен был подчиняться принятым здесь правилам. В гостях или где-либо не у себя дома подчиняются тем правилам, порядкам и обычаям, которые там существуют, свои порядки не устанавливают. Говорится, когда кто-нибудь, следуя своим привычкам, пытается нарушить чужие обычаи, не подчиняется принятым нормам поведения или вмешивается не в своё дело, стараясь изменить его по-своему.

Примеры из литературных произведений:

1) — Э, да вы ничего не кушаете! У нас обычай таков: никто ни за кем не ухаживает, каждый сам за собой. Но в виде исключения…— И он наложил на тарелку Серафимовича столько всякой снеди, что тот испуганно замахал руками. — Ничего, ничего! В чужой монастырь со своим уставом не ходят. А у нас устав один: до последней крошки (Р. Хигерович, “Путь писателя”);

2) — А тебе, мой друг, не следовало не в своё дело вмешиваться. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Девчонка провинилась, и я её наказала. Она моя, и я что хочу, то с ней и делаю (М. Салтыков-Щедрин, “Пошехонская старина”);

3) — Одну минуточку,— начальственно сказал Сердюк.— В чужом монастыре своих законов не устанавливают. Порядок у нас такой вошёл — выходить без разрешения нельзя (В. Попов, “Закипела сталь”).

0

33

“В чужом пиру похмелье“

Пир — торжество, праздник с большим количеством приглашённых гостей и угощением для них. На пирах подавалось очень много еды и вина. Похмелье — плохое самочувствие после выпитого накануне большого количества спиртного. Буквальный смысл пословицы таков: у кого-то (у чужих) был пир, а голова болит у того, кто там не был. Кто-то виноват, а расплачиваться за его вину приходится невиновному. Говорится, когда в каком-либо деле неприятности выпадают на долю того, кто к этому делу не имеет никакого отношения.

Пример из литературы:

Все выскочили, схватились за ружья.. Крик, шум, выстрелы; только Казбич уж был верхом и вертелся среди толпы по улице.., отмахиваясь шашкой. “Плохое дело в чужом пиру похмелье,— сказал я Григорию Александровичу, поймав его за руку: — не лучше ли нам поскорей убраться?” — Да погодите, чем кончится.— Да уж верно кончится худо. (М. Лермонтов, “Герой нашего времени”).

0

34

“Вашими бы устами да мёд пить“

Уста — рот, губы. Мёд — здесь: сладкий опьяняющий напиток из пчелиного мёда и воды с добавлением хмеля (растения, применяемого в пивоварении) и пряностей. В древности без мёда не обходилось ни одно торжество. Хорошо, если бы всё было так, как вы говорите. Говорится в ответ на добрые предсказания, предположения, слова утешения и т.п.

Примеры из литературы:

1) — Сколько за ним ни примечал, видится, что из него выйдет добрый, хороший хозяин, и не то чтоб сорить денежками, а станет беречь да копить их.— Вашими бы устами да мёд пить, Потап Максимыч, — грустно проговорила Дарья Сергеевна (Мельников-Печерский, “На горах”);

2) — Что будет из всего этого, трудно ещё сказать. Но гений века, сила вещей,— этот главный архитектор,— работает без устали над всем.. Время возьмет своё..— Вашими бы устами мёд пить! — вставая из-за стола.., сказал Вечереев (Г. Данилевский, “Девятый вал”);

3) — Всё! — Витька шлёпнул ладонью по столу и поднялся.— Осенью куплю вам новый. Решено и подписано.— Твоими бы устами…— с сомнением сказала мать (Н. Студеникин, “Меж высоких хлебов”).

0

35

"Век живи, век учись - дураком помрешь"

Век — жизнь (человека). Учиться можно в течение всей жизни, каждый день приносит новые знания; познание бесконечно. Говорят в качестве доброго совета постоянно учиться или говорится в шутку, когда узнают что-либо новое, чего до сих пор не знали.

Примеры из литературы:

1) Когда воротилась Дуня и увидала шкафы со множеством книг, весело кивнула отцу миловидной головкой, тогда он, указав ей на них, сказал: — Читай, Дунюшка, на досуге, тут есть чего почитать. Хоть ты теперь у меня и обученная, а всё-таки храни старую нашу пословицу: “Век живи, век учись” (Мельников-Печерский, “На горах”);

2) Прежде всего я оглядел сапоги Павловского. По виду — сверху — советские, офицерские, они имели подошвы немецких армейских сапог, подбитых гвоздями с широкими шляпками, каблуки были охвачены металлическими подковками. Такого гибрида за три года войны я ещё не встречал — век живи, век учись (В. Богомолов, “В августе сорок четвёртого…”).

+1

36

“Где тонко, там и рвется, а где толсто, там наслаивается“

Неприятность, беда случается обычно там, где что-нибудь ненадёжно, непрочно. Говорят, когда новые неприятности начинаются именно там, где и до этого уже было плохо.

Пример из литературы:
(Роман) горестно сетовал (жаловался): — Где тонко, там и рвётся. У богачей десятки кобыл гуляют в степи, и ничего им не делается. А тут одну-единственную волки съели (К. Седых, “Даурия”).

+1

37

“Глаза страшатся, а руки делают“

При виде большой работы делается страшно, что не справиться с ней, а приступив к работе, понимают, что способны преодолеть все трудности. Говорится, чтобы подбодрить перед началом большой или незнакомой работы, или произносится с радостью, когда такая работа сделана.

Пример из советской газеты:
В совхоз мы приехали утром, а уже после обеда были в поле. Сначала стало не по себе. Кусты такие огромные, ряды такие длинные — конца не видно. Но, как говорится, “глаза боятся, а руки делают”. Работали мы в совхозе 12 дней и за эти дни подвязали около 50 тысяч виноградных кустов (Комсомольская правда, 20 августа 1976).

+1

38

“Голод не тетка“

Раньше было: голод не тётка, пирожка не подсунет. Говорится о человеке, когда он, испытывая чувство голода, ест даже то, что не любит.

Пример из литературы:
Хлеб этот, кирпичом который, она (бабушка) ни за что есть не станет, потому как, и на хлеб вовсе не похож… Но хлеб кирпичом бабушка есть всё же стала — голод-то не тётка! (В. Астафьев, “Последний поклон”).

+1

39

“Голь на выдумки хитра“

Голь (устаревшее слово) — значит нищие, беднота.
Хитра — краткая форма от хитрый, здесь (устаревшее слово): изобретательный, искусный в чём-либо. Недостаток, отсутствие чего-либо заставляет быть изобретательным, использовать то, что имеется, что есть под рукой. Говорится с одобрением или удовлетворением, когда из-за недостатка в чём-либо необходимом придумывают нечто оригинальное и, как правило, дешёвое.

Пример из литературы:

1) — Много труда стоило, Михаил Ларионович, лес найти. А перекладины мы из старых телег соорудили. — Голь на выдумки хитра! (А. Раковский, “Кутузов”);

2) — Голь на выдумки хитра. Как говорит Кирилл Васильевич Долгин материальные затруднения, обостряют ум учёного, — смеясь, подхватил Андрей (Д. Гранив, “Искатели”).

+1

40

Все трын-трава
http://s5.uploads.ru/t/eOjND.jpg

Таинственная "трын-трава" — это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась "тын-трава", а тын — это забор. Получалась "трава подзаборная", то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

0

41

Всыпать по первое число
http://sg.uploads.ru/t/j790k.jpg

Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват.

И если "наставник" переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

0

42

Гол как сокол
http://s6.uploads.ru/t/ioFfq.jpg

Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе.
Но она здесь ни при чем. На самом деле "сокол" — старинное военное стенобитное орудие.
Это была совершенно гладкая ("голая") чугунная болванка, закрепленная на цепях.
Ничего лишнего!

0

43

Сирота казанская
http://s5.uploads.ru/nzSMJ.jpg

Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить.

Но почему сирота именно "казанская"?

Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным.

Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

+1

44

Непутевый человек
http://sg.uploads.ru/xG8YN.jpg

В старину на Руси "путем" называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя.

Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми.

Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь — должность.

А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.

+1

45

Шиворот-навыворот
http://sh.uploads.ru/n9SRc.jpg

Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение.

А когда-то оно связывалось с позорным наказанием.

Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь
в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под
свист и насмешки уличной толпы.

+1

46

Водить за нос
http://sd.uploads.ru/eYylf.jpg

Обманывать, обещая и не выполняя обещанного.
Это выражение было связано с ярмарочным развлечением.
Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо.
И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

+1

47

Козел отпущения
http://s0.uploads.ru/thRWc.jpg

Так называют человека, на которого сваливают чужую вину.
История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов.
Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа.
После этого козла изгоняли в пустыню.
Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

+1

48

Точить лясы
http://s5.uploads.ru/ilqnM.jpg

Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка.
Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер.
Наверное, сначала "точить балясы" означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу.
Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше.
Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

+1

49

Ассолька, очень интересно, пасибки. Что то знала, а что то даже старшему прочитала.  )))

0

50

Тертый калач
http://sa.uploads.ru/6dCE5.jpg

В старину действительно был такой сорт хлеба — "тертый калач". Тесто для него очень долго мяли, месили, "терли", отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица — "не терт, не мят, не будет калач". То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.

0

51

Зарубить на носу
http://s0.uploads.ru/bI67i.jpg

Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким — согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово "нос" не имеет ничего общего с органом обоняния. "Носом" называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

0

52

Ни пуха, ни пера
http://s2.uploads.ru/zmuDL.jpg

Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, "перевод" которого выглядит примерно так: "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!" На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: "К черту!". И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

+1

53

Втирать очки
http://s1.uploads.ru/WGPgd.jpg

Как очки можно "втирать"? Куда и зачем? Очень нелепо выглядела бы такая картина. А нелепость происходит потому, что речь тут идет вовсе не об очках, которые служат для исправления зрения. Есть и другое значение слова "очки": красные и черные знаки на игральных картах. Есть даже азартная картежная игра, так и называемая — "очко". С тех пор, как существуют карты, были на свете и нечестные игроки, шулера. Они, чтобы обмануть партнера, пускались на всякие фокусы. Умели они, между прочим, незаметно "втирать очки" — превращать семерку в шестерку или четверку в пятерку, на ходу, во время игры, вклеивая "очко" или замазывая его особым белым порошком. И выражение "втирать очки" стало означать "обжуливать", отсюда родились и другие слова: "очковтирательство", "очковтиратель" — ловкач, который умеет приукрасить свою работу, плохое выдать за очень хорошее.

+1

54

После дождичка в четверг
http://sf.uploads.ru/amSv6.png

Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

0

55

Поговорки о жизни

*********************

Без дела жить — только небо коптить.

***
Без правды жить — с бела света бежать.

***
Без ума житьё — рай.

***
Бояться смерти — на свете не жить.

***
В болоте тихо, да жить там кончено.

***
Где виден путь прямой, не езди по кривой.

***
Горькая жизнь - как оплывшая свеча: ни света, ни тепла.

***
Доверие и жизнь теряют только раз.

***
Дорога даже в ухабах лучше бездорожья.

***
Живем не тужим, никому не служим.

0

56

Живи всяк своим добром да своим горбом!

***

Живи не как хочется, а как Бог велит.

***

Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

***

Живите дружно, как братья, а в делах поступайте, как чужие.

***

Жизнь висит на нитке, а думает о прибытке.

***

Жизнь даёт один только Бог, а отнимает всякая гадина.

***

Жизнь дана на добрые дела.

***

Жизнь измеряется не годами, а трудами.

***

Жизнь как луна: то полная, то на ущербе.

***
Жизнь прожить — не поле перейти.

***

0

57

Жизнь что река, - своим ходом течет.

***

Жил — не жил, а помирай.

***

Жил — не мешал, умер — не жаль.

***

Жил в неге, а ездил в телеге.

***

Жить весело, да есть нечего.

***

За молодым жить весело, а за старым хорошо.

***

Каково живется, таково и поется.

***

Коли тут житья нет, так жди перевода на тот свет.

***

Кто рано встает, тот долго живет.

***

Кто ходит больше, тот живет дольше.

***

0

58

Артельный (общий) горшок гуще кипит
http://s4.uploads.ru/BOv2h.jpg

АРТЕЛЬНЫЙ (общий) ГОРШОК ГУЩЕ КИПИТ. Сообща легче справиться с любым делом. Ср. В полплеча работа тяжела, а оба подставишь — легче справишь. Старики сидели пришибленные нежданным скандалом. Ладная, мирная жизнь, оказывается, не была мирной. И году не прошло, как собрались под одной крышей, а уж о разделе речи ведут. Разговоры за семейным столом: чАртельный горшок гуще кипит» да шутливые присказки — вроде: «Вместях-то и батьку легче бить». Н. Жернаков, Краснотал.— Сколько,— говорит,— нас наберется, а работать коллективно будем: общий горшок гуще кипит. М. Голубкова, Два века в полвека.
—  Даль: Артельная  кашица гуще живет.

0

59

АППЕТИТ ПРИХОДИТ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ.
http://s7.uploads.ru/HU2pn.jpg

Потребность в чём-л., стремление, интерес к чему-л. возрастают по мере того, как испытываешь, узнаешь что-л. Говорится тогда, когда кто-л., войдя во вкус, увлечется тем, что начал делать без видимого желания, охоты. < Аппетит приходит во время еды»,— говорит пословица. Разыгрался он и у Ивана Павловича. Стал Иван Павлович жить не по средствам. Заделался постоянным посетителем Охотничьего клуба, бегов. Играл на бирже. Вьюрков, Рассказы о старой Москве. А традиции? Славные традиции русской армии, вы про них забыли? Но ничего. Вы только начните по приказу тех, кто думает за вас, а там... А там — аппетит приходит во время еды! Надеюсь видеть вас, господин есаул, еще генерал-майором. Шолохов, Поднятая целина.

Но к Виктору Александровичу <пришел аппетит во время еды», и он перестал довольствоваться чисто военной консультацией и делал замечания режиссерского порядка и даже писал Антону Павловичу в Ниццу письмо, в котором жаловался на игру некоторых актеров. М. П. Чехова, Из далекого прошлого.
— Франц. L'appetit vient en mangeant.
— Соболев: Аппетит  приходит во время еды.

0

60

Авось да как-нибудь до добра не доведут

АВОСЬ ДА КАК-НИБУДЬ ДО ДОБРА НЕ ДОВЕДУТ.

— Зря вы нас, Осип Егорыч, даю благородное слово.. Уж вы не обижайтесь, авось скотину пригоним в средней упитанности.
— Против ожидания, Веревкин ответил очень спокойно, даже коротко:
— Авось и как-нибудь до добра не доведут.
В. Авдеев, Гурты на дорогах.

— Даль: Авось до добра не доведет; Авось да небось к добру не доведут;
Разумов: Авось да как-нибудь до добра не доведут.

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Философия » Пословицы и поговорки


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно