ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА
Двойное название этого двунадесятого праздника указывает на его дохристианские истоки (как и в случае с праздником Пасхи). Рождение собственно христианского праздника Святой Троицы произошло, как считают историки, в конце мая 30 г. н. э. и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы; поэтому наш календарь сохраняет оба термина.
Название "Пятидесятница" (греч. Пэнтэкостэ) имеет формально хронологическое происхождение и не выраражает существа чествуемого события, но означает лишь то, что праздник совершается через пятьдесят дней после Пасхи (как у евреев, так и у христиан).
Первоначально это был земледельческий праздник Жатвы, день радости и благодарения, когда в жертву Богу приносились "начатки" собранного к концу мая первого урожая. Затем он стал отмечать и памятную годовщину древнего ("ветхого") Синайского Союза-Завета, заключенного Богом с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после Исхода из Египта (середина XIII в. до н. э.), события которого стали основой еврейской Пасхи. Так Пятидесятница стала днем рождения Ветхозаветной Церкви, о чем мы уже говорили в предыдущем выпуске этой газеты. Теперь постараемся понять - как родилась Церковь Нового Завета, Церковь Христова. Обратимся к текстам.
После Вознесения Господа с горы Елеонской апостолы вернулись в Иерусалим. Прошло десять дней, и наступил праздник Пятидесятницы. Ученики и Богоматерь, как и повелел им Иисус Христос, - пишет евангелист Лука, - "были все вместе. И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках..." (Книга Деяний Апостольских 2:1-4).
Иерусалим был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи. Они услышали этот неожиданный шум, подобный шуму бури и надвигающейся грозы, пришли в смятение и поспешили к дому апостолов. Их изумлению не было конца, когда они увидели простых галилеян, вдохновенно вещавших на разных языках.
"И все изумлялись, говоря:
Эти проповедующие - не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились, - парфяне, и мидяне, и эламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, - слышим их, говорящих нашими языками о великих делах Божиих?" (2:7-11).
Настало время исполнения древних пророчеств, - обращается к собравшимся апостол Петр, - Мессианское Царство уже основано, а Иисус из Назарета, распятый "руками беззаконных", воскрес. Именно Он, отвергнутый ослепленной националистическим безумием толпой, и есть обетованный Мессия, - цель и смысл всей ветхозаветной истории ожидания. Дух Божий, излившийся в мир, просветит разум каждого, желающего стать "гражданином" Его Царства. Для этого нужно лишь покаяться и принять крещение "во имя Иисуса Христа", получив при этом "дар Святого Духа" (2:38).
Это Мессианское Царство, смысл которого стал понятен самим апостолам лишь в эти минуты, отныне пребывает в мире в образе Церкви Христовой. Само же слово "Церковь" (по гречески - Экклесиа) означает "Собрание", а чудо понимания апостольской проповеди является знамением ее вселенского призвания, так как слушатели происходят из всей Вселенной (Ойкумены, или Экумены), как называли тогда Римскую империю. Трагическое разделение народов, происшедшее некогда у Вавилонской башни, приходит к концу: Бог "всех призвал к единству", - как поется в кондаке праздника. Приведем его полный текст:
Когда сошел Всевышний и смешал языки,
то Он тем разделил народы.
Когда же Он раздал огненные языки,
то всех призвал к единству;
и мы единогласно славим Всесвятого Духа.
Сила проповеди апостола Петра была ни с чем не сравнима: около трех тысяч человек приняли крещение в день Пятидесятницы. Так родилась Новозаветная Церковь.
Что же произошло с учениками Христа? Историки не могут дать на это ответа. Бесспорным является лишь то, что в этот день они наконец стали истинными апостолами ("посланниками"). В страхе бежавшие из Гефсимании, а в день Вознесения надеявшиеся на воссоздание земного Израильского царства, они обращаются теперь ко всему миру. Мир будет преследовать их, сажать в тюрьмы, бросать на арены Колизея в лапы диких зверей, - но окажется бессильным перед таинственным Даром, полученным в Пятидесятницу. Пройдет три века, и горделивые римские императоры, именовавшиеся "спасителями отечества" и причислявшиеся Сенатом к "сонму богов", признают себя скромными подданными Царства Галилейского Учителя.
В день Пятидесятницы мир воспринял тайну Триединого Бога: Ветхий Завет знал Единого Бога, положившего основание Ветхозаветной Церкви; Сын, воплотившись на земле, создал Церковь Нового Завета; Дух Святой открыл ее историческое время и действует в ней "до скончания века". Поэтому праздник ее рождения именуется Днем Святой Троицы.
Богословское учение о взаимоотношении Лиц Святой Троицы было окончательно сформулировано еще в IV веке, в период ожесточенных тринитарных споров, вызванных лжеучением Ария Александрийского, и закреплено в Никео-Цареградском Символе веры. Но далеко не всем известно, что первые храмы во имя Святой Троицы появились в христианском мире гораздо позднее, не ранее XII в., причем, сначала на Западе (этот вопрос требует специальных изысканий). Вскоре, в 1335 г., скромный инок Сергий построил первую на Руси деревянную Троицкую церковь посреди глухого Радонежского бора, ставшую основой будущей Троице-Сергиевой Лавры, - центра духовной жизни России.
Празднику Пятидесятницы предшествует Троицкая родительская суббота - день поминовения усопших.
В самый день праздника, после Литургии, совершается Вечерня, на которой читаются три молитвы, обращенные к Триединому Богу. В это время, впервые после Пасхи, все становятся на колени.
Первый понедельник после Пятидесятницы именуется Днем Святого Духа. Он является как бы продолжением праздника Святой Троицы и посвящен особому чествованию Ее Третьего Лица.
Ко Дню Троицы храмы и дома у нас украшаются деревьями, травой и цветами. Обычай связан с историческим воспоминанием обрядов ветхозаветной Пятидесятницы, - принесением Богу зеленеющих начатков жатвы, а также с русской народной традицией проводов весны и встречи лета.
Явление Трех Странников патриарху Аврааму у дуба Мамрийского (близ Хеврона), изображаемых обычно в виде ангелов, понимается христианскими богословами как прикровенное явление в ветхозаветном мире Святой Троицы. Этот знаменательный эпизод библейской истории, имевший место почти четыре тысячелетия тому назад, породил замечательный иконографический тип "Троицы ветхозаветной", вершиной которого стала икона "Троица" кисти преподобного Андрея Рублева.