На каждом этапе развития нашей страны к образованию выдвигались новые требования. Необходимо было усовершенствовать систему образования - именно это стало одной из главных задач вступившей летом 1762 года на русский престол императрицы Екатерины II. Она как продолжатель дел великого царя (Петра I) особое внимание среди других задач обратила на обновление русского общества, а оно в то время представляло собой весьма странную картину, если не сказать уродливую картину: в нем, особенно в столицах, причудливо сочетались роскошь, показной блеск и проявление старинного невежества, почти варварства.
Императрица находилась под воздействием идей французских просветителей и разделяла их веру в силу и возможности образования и воспитания. Она считала, что прогресс могут обеспечить лишь люди «новой породы», но таких людей еще предстояло «взрастить». Помощником в этом деле Екатерина II выбрала Ивана Ивановича Бецкого.
Внебрачный сын генерал-фельдмаршала князя Ивана Юрьевича Трубецкого, сокращенную фамилию которого впоследствии получил, и, вероятно, баронессы Вреде. Родился в Стокгольме, где отец его был в плену, и там же прожил детские годы. Получив сначала под руководством отца «преизрядное учение», Бецкой был послан для дальнейшего образования в Копенгаген, в местный кадетский корпус; затем недолго служил в датском кавалерийском полку, во время учения был сброшен лошадью и сильно помят, что, по-видимому, и принудило его отказаться от военной службы. Он долго путешествовал по Европе, а 1722—1726 годы провел «для науки» в Париже, где, вместе с тем, состоял секретарем при русском после и был представлен герцогине Иоанне Елизавете Ангальт-Цербстской (матери Екатерины II), которая и в то время, и впоследствии относилась к нему очень милостиво.
Екатерина, знавшая Бецкого с самого приезда своего в Россию, приблизила его к себе, оценила его образованность, изящный вкус, его тяготение к рационализму, на котором и сама воспиталась. В дела государственные Бецкой не вмешивался и влияния на них не имел; он отмежевал себе особую область — воспитательную.
Указом 3 марта 1763 года на него было возложено управление, а в 1764 он был назначен президентом Академии художеств, при которой он устроил воспитательное училище. 1 сентября 1763 года был обнародован манифест об учреждении московского воспитательного дома по плану, составленному, согласно одним данным, самим Бецким, согласно другим — профессором Московского университета А. А. Барсовым, по указаниям Бецкого. По мысли Бецкого, в Петербурге было открыто «воспитательное общество благородных девиц» (впоследствии Смольный институт), вверенное его главному попечению и руководству.
Теги: История