Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Преданья старины глубокой » Русский двор


Русский двор

Сообщений 1 страница 25 из 25

1

В своих воспоминаниях «При дворе двух императоров» дочь поэта Тютчева пишет о придворном этикете: «Это не только преграда, отделяющая Государя от его подданных, это в то же время защита подданных от произвола Государя. Этикет создает атмосферу всеобщего уважения, когда каждый ценой свободы и удобств сохраняет свое достоинство. Там, где царит этикет, придворные – вельможи и дамы света, там же, где этикет отсутствует, они опускаются на уровень лакеев и горничных, ибо интимность без близости и без равенства всегда унизительна, ровно для тех, кто ее навязывает, как и для тех, кому ее навязывают…»
   
В России придворный этикет начинается примерно с 15 века, когда Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Зое (Софии) Палеолог. Гречанка довольно ревниво следила за устройством Двора, хотя этикет ее опочившей родины был по тем временам довольно допотопным и сильно отдавал азиатчиной. Женщины устранялись с придворных церемоний, а государю оказывались уж слишком коленопреклоненные знаки почтения. («Что ж ты все падаешь?» – спрашивает Жоржик Милославский думного дьяка в бессмертной комедии «Иван Васильевич меняет профессию»). Впрочем, весь этот нарочитый падеж придворных к ногам суверена не спас русский Двор от смуты даже в великом фильме Гайдая, – что уж там про историю говорить…

     Иностранцы изумлялись варварски обильным и пышным пирам при московском Дворе (вместо вилок пирующим подавались лебединые перья для исторжения съеденного и замены оного новыми кушаньями) и странным манерам бояр, которые сидели, как статуи, в своих шубах и шапках в жарко натопленных низких и тесных царских палатах, украдкой пуская, тем не менее, «шептуна» в свои златотканные одеяния. Быть может, боярам в какой-то степени это заменяло отсутствие прений в парламенте…

     Все резко изменилось с приходом к власти Петра Великого. А вернее, после того, как он побывал «в Европах». Уже в 1700 году всем было предписано носить «венгерское и польское платье», в следующем году – «немецкое», в 1706 году брить бороды всему мужскому населению (исключая попов и крестьян). Сие принималось с большим вопежем самого населения: немецкое кургузое платье было не только неприличным, по мнению русаков, но и впрямь мало пригодным для нашего невеселого климата, а бороды до того на Руси брили, главным образом, мужчины нетрадиционной сексуальной ориентации…

Теги: История

0

2

Забавно, что Петр рьяно взялся за европеизацию не отношений в обществе, а за быт и внешний облик его. В результате его Двор напоминал смесь казармы, матросского притона и танцзала в заштатном немецком городке. На знаменитых его «ассамблеях» вместе с придворными тусовались купцы и матросы. В одном зале и танцевали (при этом сразу же после танца дамы и кавалеры разбегались по разным углам), и курили табак, и резались в шашки, заглушая музыку «минувета». Для полноты картины не хватало лишь азартной игры в карты, – но Петр ее не терпел, предпочитая «хитрые» шашки и шахматы.

Петр понимал, что без одобрения церкви его нововведение не имеет будущего. Священный страх перед царем, как перед воплощением бога на земле – это одно, но ужас перед дном адовом и падении бессмертной души это другое. Чтобы переломить традиционное неприятие танца служителями культа, Петр вовлекает в это светское мероприятие и черное духовенство.
Согласно указу первоприсудствующего в Синоде, с 1723 года учреждались ассамблеи в московских монастырях. 29 декабря 1723 года была проведена первая ассамблея у архимандрита Донского монастыря. На нее были приглашены президент Синода архиепископ новгородский Феодосий, архиепископ Крутицкий Леонид, архиепископы московских монастырей, чиновники синодальной конторы. Это тоже имело неоднозначные последствия. Митрополит Казанский Сильвестр в доносе осуждал это действо, но в основном имело положительный отклик.

0

3

Обычно для ассамблеи "очищались" четыре комнаты побольше: в одной танцевали, в другой беседовали, в третьей мужчины курили табак и пили вино, в четвертой играли в шахматы и шашки. Если в доме не находилось четырех подходящих комнат, ассамблею могли проводить и в одной, и тогда, как свидетельствовал современник, возникали неудобства: "В комнате, где дамы и где танцуют, курят табак и играют в шашки, отчего бывает вонь и стукотня, вовсе не уместная при дамах и музыке".

Ассамблеи давались по очереди всеми придворными. Иногда Петр сам решал, в чьем доме следует собраться. О дне ассамблеи глашатаи извещали барабанным боем, а на всех перекрестках о том развешивали объявления. Прийти на ассамблею мог всякий прилично одетый человек, за исключением слуг и крестьян. Среди гостей рядом с вельможами и чиновниками можно было увидеть и состоятельных купцов, и духовенство, и ремесленников, и матросов. Люди женатые обязательно приходили с женами и взрослыми дочерьми.

По заведенному порядку хозяин дома выбирал между молодыми женщинами царицу бала и преподносил ей живую розу. В конце ассамблеи царица должна была вручить этот цветок одному из кавалеров, что значило: в следующий раз ассамблея будет у него в доме.

На ассамблеях играл духовой оркестр, состоящий из труб, фаготов, гобоев, валторн и литавр, к которым иногда присоединялись и скрипки. Непривычную еще к танцам русскую публику усердно учили пленные шведские офицеры и жительницы Немецкой слободы. Осваивалось танцевальное искусство медленно.

0

4

Вскоре Петром был издан указ "О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем", регламентировавший поведение на ассамблеях.

О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем

Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:

1. Мыту старательно, без пропускания оных мест.

2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести.

3. Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе.

4. Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть.

5. В освещённом зале возникнув вдруг - духом не падай, телом не дубей, напротив, - округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся.

6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.

7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.

8. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут - пить сидя. Лежащему не подносить - дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Руси издревле почётна есть.

9. Ежели меры не знаешь - на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет.

10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.

11. Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.

12. Будучи без жены, а то, не дай Бог, холостым, на прелести дамские взирай не с открытой жадностью, но из под тишка - они и это примечают. Hе сомневайся - таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывёшь.

13. Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают.

14. Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай - ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей.

15. Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно.

16. Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся - услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней.

За сим, с Богом, вперёд !!! Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья.

0

5

Первое время на ассамблеях играла только духовая музыка, но в 1721 году приехавший в столицу герцог Голштинский привез с собой небольшой струнный оркестрик, который быстро завоевал популярность. Стали появляться и свои музыканты, правда, инструменты приходилось завозить из-за границы. Но затраты стоили того, царь появление доморощенных музыкантов приветствовал, а расторопного боярина за создание оркестра мог и наградить.

Вначале на ассамблеях танцевали так, как это описал А.С. Пушкин в повести "Арап Петра Великого": "Во всю длину танцевальной залы... дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали, сперва прямо против себя, потом поворотясь направо, потом налево, там опять прямо, опять направо и так далее".

В дальнейшем на ассамблеях стали танцевать полонез и менуэт, отличавшиеся сдержанностью, неспешностью и изяществом движений. Во второй половине мероприятия начиналось общее веселье, и танцы были ему под стать – контрданс, альманд, англез. Особенно нравился молодежи альманд, начинавшийся весьма сдержанно, но затем следовали экспромты, первая пара должна была выдумывать новые па, а остальные их повторять. Первыми поочередно становились новые пары, поэтому танец мог продолжаться долго, вызывая всеобщее веселье. Танцующие пары вереницей несколько раз могли обойти не только зал, но и всю амфиладу комнат, постоянно придумывая новые движения.

Во время ассамблей Петр ходил взад и вперед по зале, присаживался к какой –нибудь компании и вступал в общий разговор. Когда он был в хорошем настроении, то не было человека веселее и разговорчивее его. В танцах он был мастером своего дела и большим затейником. Царь выделывал такие «каприоли», которые составили бы честь лучшим балетмейстерам того времени. Все танцующие кавалеры должны были в точности выделывать ногами, что и государь.

0

6

Императрица с супругом, с герцогом Голштинским или с князем Меншиковым как правило открывала танцы. Екатерина, как и Петр Великий, танцевала прекрасно. В паре с супругом она успевала сделать три круга, тогда как остальные не оканчивали еще и первый. Но прилежно она танцевала только в паре с государем, с остальными кавалерами была небрежна и ходила шагом. Всякому свободно было просить танцевать великих княжон, и так как многие искали чести, то они не знали отдыха. Одна только царевна Прасковья, младшая дочь брата Петра I Ивана V, не любила танцев и шла танцевать не иначе как по повелению самого государя под нахмуренные брови «батюшки – дядюшки».

Постепенно ассамблеи прижились, на них появилась непринужденная обстановка, и даже старые бояре перестали тайком креститься при виде откровенных декольте. Стало традицией целовать даму по окончанию танца, причем не в ручку или щечку (что не возбранялось), а в губы, чему молодежь, несомненно, была рада.

Ассамблеи были зимним удовольствием. Летом Петр устраивал свои торжества и празднества на свежем воздухе – в садах и на просторах реки Невы.
В Летнем саду торжественно праздновался день именин царя и предшествовший им день «преславной виктории» (Полтавской победы). Праздник начинался около пяти часов вечера, после обеда; к этому времени на обширной лужайке сада – Царицыном лугу – выстраивались Преображенский и Семеновский полки; царь угощал солдат, поднося им собственноручно в деревянных чашах вино и пиво. Приглашенные гости должны были добираться до места, как до некоего острова исключительно водным путем – по Неве. Затем, сойдя на берег принять чарку вина из рук императрицы или ее дочерей. Дальнейшее веселье тоже было сильно регламентировано.

0

7

У государя была страсть к торжественным шествиям, аллегорическим процессиям и маскарадам, и он старался устраивать все это при всяком удобном случае. Одним из наиболее известных маскарадов является пятидневный маскарад. Проходивший в Москве в начале 1722 года по поводу подписания Ништадтского мира. За несколько дней до маскарада, император лично осматривал костюмы участников и в случае неудовлетворения заставлял все переделывать. Ношение масок во время маскарада было обязательным. Известен случай. Когда в день маскарада 11 февраля 1724 года сенаторы заседали с масками на лицах. Ситуация абсурдная. Но характерная для своего времени. Люди приобщались к новым правилам поведения в обществе, надевали одежду нового образца, учились по новому веси дела. Для многих участников это было дорогое и утомительное мероприятие. Так маскарадная составляющая постепенно перетекала в повседневную жизнь, постепенно становясь привычкой.

После смерти Петра ассамблеи претерпели сильные изменения. Из единых мероприятий для всех постепенно стали увеселением только для отдельных слоев общества. С одной стороны, балы высшего света. А с другой стороны – танцы для средних слоев общества, объединяющие людей одного социального круга.

0

8

Россию в веке 18-м, историки называют  «бабьим царством»: две трети столетия на российском престоле сидели женщины.
     Конечно, никакой такой «воспитательницы» из вечно пьяной и неприбранной распустехи Екатерины Первой не могло быть. Сумбурное и краткое царствование Петра Второго также блеском придворной культуры себя не увенчало. Юный государь предпочитал охоты да «банно-прачечные» амуры в усадьбах своих царедворцев, в объятьях крепостных чаровниц.

     Лишь при восшествии на престол Анны Иоанновны русские увидели, что такое блеск европейского Двора. Вернее, полуевропейского: прожив в заштатной Митаве почти всю жизнь, Петрова племянница не отличалась ни вкусом, ни какой-либо элементарной культурой. Таковыми были и ее придворные. Иностранцы отмечали, что нередко драгоценная ткань была испоганена неумелым кроем, а роскошную карету тащили сущие «одры». (Этот хронический «недолет» русского Двора бросился в глаза и сто лет спустя маркизу де Кюстину, который отметил скверные экипажи и плохую одежду на слугах будущего Александра Второго.)

     Анна Иоанновна обожала зрелища и празднества, проявляя при этом порой изуверскую оригинальность. Чего стоила одна только история Ледяного дома, где престарелые жених и невеста вынуждены были всю брачную ночь дрожмя дрожать среди ледяных стен и на постели изо льда!
     Над придворными Анна Иоанновна позволяла себе откровенно глумиться, то зачисляя в шуты знатнейшего князя Голицына (кстати, жениха в Ледяном доме), то повелевая, чтобы поэт Тредиаковский, аки пес, полз к трону на коленях, держа в зубах оду венценосной сей балдище! И все это под великолепную музыку Баха, Вивальди, Скарлатти, Арайи, – она была в почете при русском Дворе.

Точную характеристику личности новой императрицы дал В.О. Ключевский: Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве ... среди придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали, как русско-прусско-польской игрушкой, она, имея уже 37 лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений.

Забавы Анны Иоанновны стоили казне очень дорого, и хотя она, в отличие от Петра, терпеть не могла спиртное, содержание ее двора обходилось в 5-6 раз дороже. Более всего она любила наблюдать за шутами, среди которых были представители знатнейших фамилий - князь М.А. Голицын, граф А.П. Апраксин, князь Н.Ф. Волконский. Не исключено, что таким образом Анна продолжала мстить аристократии за свое унижение кондициями, тем более что ВТС не разрешил в свое время въезд в Россию ее курляндскому фавориту - Э. Бирону.

0

9

Резкая «премена» произошла с восшествием на престол в 1741 году «дщери Петровой» Елизаветы. У нее был отличный вкус, природная грация и необычайная красота. Китайский посол заметил, что она была бы самим совершенством, если бы не чересчур большие (по китайским меркам) глаза…

В начале своего правления Елизавета была очень озабочена тем, чтобы не посрамить имени и наследия отца. Она настолько была привержена этой идее, что даже пыталась заниматься делами, но с годами лень и нерадение все более брали над ней вверх. Среди развлечений государыня с трудом находила время для чтения бумаг и слушания докладов. Важнейшие документы неделями лежали, ожидая подписи Елизаветы.

Известно, что Елизавета имела слабости, которые недешево обходились казне. Страсть к нарядам и к уходу за своей красотой у императрицы граничила с манией. Долгое время вынужденная стеснять себя в этом смысле по экономическим соображениям, она со дня восшествия на престол не одевала одного платья дважды. Танцуя до упаду и подвергаясь сильной испарине вследствие преждевременной полноты, императрица часто по три раза меняла платье во время одного бала.

В 1753 году во время пожара в одном из ее московских дворцов сгорело 4000 платьев, однако после смерти в ее гардеробах осталось еще 15 000 "роб", большей частью "не надеванных", а кроме того, два сундука шелковых чулок, тысяча пар туфель и более сотни кусков французских материй. Елизавета ожидала прибытия французских кораблей в Петербург и приказывала немедленно покупать новинки, привозимые ими, прежде чем их увидели другие. За три месяца после своего прибытия в Москву на коронацию она успела надеть костюмы всех стран мира.

Впоследствии при дворе два раза в неделю происходили маскарады, и Елизавета появлялась на них переодетой в мужские костюмы - то французским мушкетером, то голландским матросом. Императрица строго следила за тем, чтобы никто не смел носить платья и прически нового фасона, пока они ей не надоедали. Однажды Лопухина явилась во дворец с розой в волосах, тогда как государыня имела такую же розу в прическе. В разгар бала Елизавета заставила виновную встать на колени, велела подать ножницы, срезала розу вместе с прядью волос и, закатив виновнице две пощечины, продолжала танцевать.

0

10

В елизаветинскую эпоху дворянству привился вкус к развлечениям и утонченным удовольствиям. Императрица любила хорошо поесть и знала толк в вине. Главному повару Фуксу положен был оклад в 800 руб., что было огромной суммой. Правда, это был едва ли не единственный хороший повар на весь Петербург. Не оставалась без внимания и духовная пища.

Уже во время своей коронации Елизавета велела выстроить в Москве оперный театр. Оперные представления чередовались с аллегорическими балетами и комедиями. При Елизавете Петровне на русской сцене стали ставить отечественные пьесы на местные сюжеты. Первым русским драматургом считается Александр Сумаков, а его пьесы на древнерусские сюжеты "Хорев"(1747) и "Синав и Трувор"(1750) были очень популярны.

Впрочем, иноземные наблюдатели, а в особенности французы, отмечая все эти новшества русского двора, жаловались на то, что изобилие роскоши не покрывает недостаток вкуса. Сплетни и слухи об интимной жизни придворных были для Елизаветы любимым развлечением. Она разбирала семейные скандалы, выясняла обстоятельства супружеских измен. Любя веселье, Елизавета хотела, чтобы окружающие развлекали ее, но беда была обмолвиться при ней хотя бы одним словом о болезнях, покойниках, о прусском короле, о Вольтере, о красивых женщинах, о науках, и все большею частью осторожно молчали.

Собственно, и роскошь по европейским меркам во многом оставалась мишурной. Настоящих дворцов, удобных для проживания, еще не было. Строили их с изумительной быстротой, буквально за считанные недели, но при этом забывали о комфорте. Случалось навстречу иноземному послу, являвшемуся во дворец на аудиенцию, выносили всякий сор из внутренних покоев. Да и нравы старого московского двора не совсем еще отошли в прошлое. Государыня любила посиделки, подблюдные песни, святочные игры. На масленицу она съедала по две дюжины блинов. Разумовский приохотил Елизавету к жирной украинской кухне - щам, буженине и гречневой каше. Этим он нанес ущерб красоте своей подруги: Елизавета расплылась.

Другие излишества также расстраивали здоровье императрицы. Она редко ложилась спать до рассвета и засыпала с большим трудом, лишь после того, как начинали чесать пятки. Пробуждалась она около полудня. Елизавета никогда не знала, что такое режим, и при дворе не ведали, когда будет обед, а когда ужин.

0

11

Свою «матерную» доброту и щедрость над придворными распахнула лишь чистокровная иностранка Екатерина Великая.

     Русский Двор при ней достиг своего наивысшего блеска. Но сама царица, в духе немецкой экономии и французского просветительства, отличалась почти показной непритязательностью в быту: чашка крепчайшего кофею утром, яблочко – на сон грядущий… Любимое блюдо – разварная картошка с телятиной. В отношениях со слугами – трогательная патриархальность. Говорят, ее камердинер один имел право ворчать на свою «непутевую» госпожу. При нем Екатерина робела, как девочка (комплекс, сформировавшейся у нее после ранней утраты горячо любимого отца).
     Как-то молоденькая служанка задержалась (проспала), и Екатерина терпеливо ждала чуть не час, когда та прибредет к ней, чтобы подать ледяной воды для умывания. (Кстати, девушка была камчадалкой по национальности). Пришедшей, наконец, распустехе Екатерина только, смеясь, заметила: «Я-то все от тебя стерплю, а вот как выйдешь замуж, – супруг тебе такого не спустит!»
     Впрочем, один анекдот того времени отдает «черным юмором». А дело было так. Как-то утром среди прочих приказов Екатерина изрекла: «А из Корпа чучело сделать!» При Дворе поднялась суматоха: Корп был придворным банкиром. Вполне возможно, что он заслужил немилость. Но чтобы чучело из крещеного человека набить… Вроде о таком и в восточных сатрапиях слыхом не слыхивали. Но делать нечего, приказ есть приказ: полицмейстер обратился к медикам, палачам, шорниками и даже скульпторам, а затем, когда дело было уж совсем на мази, поехал и к самому злополучному Корпу изъяснить тому волю императрицы. С банкиром началась форменная истерика. Корп дорвался-таки до царицы и привел ее в ступор. Потом Екатерина долго не могла придти в себя от хохота. Она велела не из банкира чучело набить, а из околевшего накануне шпица Корпа. Этот анекдот послужил сюжетом для блестящего рассказа С. Наровчатова «Абсолют».

0

12

Эпоха Екатерины II ознаменовалась новыми явлениями в бальной культуре русского дворянства. Важнейшей чертой данного периода стало разделение общественных и частных балов. С постройкой Благородного собрания Москва стала славиться своими общественными балами, которые проводились по четвергам. Однако Москва особенно славилась и своими частными (партикулярными) балами, которые отличались особой задушевностью и веселостью. Балы радовали глаз своей живописностью.

Великолепные залы освещались тысячами восковых свечей, украшались зеркалами. Зеркало было неотъемлемым атрибутом и самого бала, украшая парадную лестницу и танцевальную залу. Участники имели возможность взглянуть на себя со стороны. Зеркала, украшавшие бальную залу, словно "размыкали" ее пространство, многократно повторяя отражения и усиливая ощущение противопоставленности бала реальной жизни. В организации пространства бального ритуала использовались различные театральные средства, включая расстановки живых картин. Между колонами ставили золотые рамы, в которых красавицы изображали произведения великих живописцев.

Важными атрибутами общественного бала были не только парадность, но и сословность его огромного пространства. Описывая бал в Благородном собрании, Е. П. Янькова отмечала его блеск и парадность, а также доступ в него только дворянства. Она свидетельствовала, что "старшины зорко смотрели за тем, чтобы не было никакой примеси, и члены, привозившие с собой посетителей и посетительниц, должны были отвечать за них и не только ручаться, что привезенные ими точно дворяне и дворянки, но и отвечать, что привезенные ими не сделают ничего предосудительного, и это под опасением попасть на черную доску и чрез то навсегда лишиться права бывать в собрании" . Постепенно балы приобретают новую функцию — самоидентификационную, которая давала возможность участвующим в танцевальных собраниях ощутить себя среди "своих".

Дворянство могло посещать придворные частные и публичные балы. На придворные балы являлись лица, состоявшие в одном из четырех первых классов по табели о рангах, старейшие офицеры гвардейских полков с женами и дочерьми, молодые офицеры в качестве "танцоров" и лица по специальному указанию императоров. Контингент частных балов зависел исключительно от желания хозяев дома. Сословность бального пространства заключалась в том, что каждый дворянин занимал определенное место в бальном пространстве.   

Танцор должен был вернуться после танца на то место, которое было отведено его социальной группе. Это правило касалось даже чисто дворянских балов, на которых сановная знать всегда занимала позицию в противоположной стороне от оркестра, вокруг которого теснились молодые чиновники .

0

13

В эпоху Екатерины II сложились особые правила бального этикета. Бал начинали с приглашения за несколько дней с тем, чтобы приглашенные могли позаботиться о своих нарядах и настроиться на бал. На придворные балы полагалось приезжать раньше назначенного часа, на все остальные — чуть-чуть опаздывать. Считалось довольно неловким явиться первым в соответствии с поговоркой "Приехавший первым зажигает свечи". И действительно, такие гости заставали еще в бальных залах слуг, занятых последними приготовлениями и зажиганием света. Правила вежливости определяли, чтобы входя в большую залу, участник бала приветствовал его организаторов — хозяев, а затем других гостей сообразно их полу и возрасту: дам и стариков приветствовали прежде всех.

Порядок приглашения на танцы также был определен еще в XVIII веке. Перед открытием танцев молодые люди ангажируют дам. Участники бала, не твердо знающие фигуры и не имеющие слуха, должны были непременно воздерживаться от танцев. Танцующие девушки были обязаны принимать приглашение всех без исключения кавалеров. Танцевать более трех раз с одним и тем же партнером в течение одного бала считали моветоном (от фр. mauvais ton — дурной тон), исключение — жених и невеста.

Для того чтобы не забыть всех своих кавалеров, дамам полагалось иметь при себе маленькую записную книжку, которая имела три названия на разных языках — карнэ (от фр. carnet — записная книжка), агенда (нем. agenda) и таблетка, привешиваемая на маленькой цепочке (31). В любом случае это была миниатюрная, не более ладони, книжечка в серебряном, костяном или кожаном переплете с золотым тиснением и с подвешенным к ней крошечным карандашиком. Странички были бумажные или костяные, которые служили практически вечно: записи стирали резинкой или влажной тряпочкой. Дама записывала в агенду номер танца и фамилию кавалера. Если у дамы оставались "свободные танцы", то приглашения на них принимались обязательно. Если она устала и не хочет танцевать, ей лучше выйти в другую комнату. "Свободные танцы" в агенде воспринимались как свидетельство неуспешности девушки на балу.

Отказав пригласившему ее кавалеру, дама должна была пропустить этот танец. Считалось крайне неприличным и оскорбительным отказать одному и тотчас принять приглашение другого кавалера. Танец с незнакомцем воспринимался как вопиющее нарушение всех правил этикета. Дамам тяжело было удержаться от соблазна считать бальную книжечку списком своих любовных побед, ведь обычно имя кавалера, появившееся на страницах агенды, говорило о его симпатии и интересе к ее обладательнице. Однако правила этикета подчеркивали, что записи в бальной книжке и успех в обществе не связаны прямым образом.

0

14

На балу ценили три умения: умение одеваться, танцевать и общаться. По определению А. В. Колесниковой, бал заменял "современные дефиле", где все наряды, сшитые на заказ, были произведениями высокой моды. Как правило, эти платья второй раз уже надевали редко. От женского костюма требовалась свежесть и новизна, от мужского — простота и элегантность.
Главное, чтобы костюм способствовал в танце благородной грации, естественности и непринужденности и уверенности движений и жестов. Этикет запрещал мужчинам жать даме руку, слишком приближаться к ней и говорить неприличные комплименты. На балу нельзя было утомлять серьезными и деловыми разговорами присутствующих. Бальные беседы обычно сводились к обсуждению спектаклей, постановок, концертов, спортивных событий, вопросов литературы и искусства…

Дамам не рекомендовалось говорить о нарядах и украшениях, мужчинам — о коммерции, технике и политике. Балы представляли еще и отличную возможность для получения или передачи информации, которую невозможно было получить официальным путем, здесь мгновенно распространялись сплетни, слухи и т. д. На балах завязывались знакомства и нередко решались вопросы карьеры, формировалось общественное мнение, и потому искусство общения здесь играло огромную роль. По окончании бала гости уезжали без особых прощаний, но в течении недели они обязаны были сделать хозяину благодарственные визиты.

Самым грандиозным праздником времен Екатерины был, без сомнения, бал, данный в ее честь князем Потемкиным в Таврическом дворце в апреле 1791 года. Здесь, посреди благоухавшего зимнего сада выстроили настоящий храм, на жертвеннике которого имелась надпись: «Матери отечества и моей благодетельнице». За храмом находилась беседка, внутренность которой была отделана зеркалами. В день праздника внешние решетки ее были украшены лампадами в форме яблок, груш и виноградных гроздьев. Везде в саду на деревьях висели светильники в форме дынь, арбузов, ананасов. Всего в этот вечер Таврический дворец освещало 20 тысяч свечей и 140 тысяч лампад.
     Пришедший через пять лет к власти Павел разместил здесь казармы, манеж и конюшни, – наверно, в память о нелюбимой матери…

0

15

В 1796 году власть перешла к 42-летнему Павлу I, ждавшему своего звездного часа 34 года. Он страстно желал сразу все переделать, изменить, выкорчевать ненавистный ему дух матушки Екатерины Великой.

Царь считал, что дворяне разнежились, распустились, разучились служить. Он объявил войну своему дворянству: одних лишал прав, отбирал земли, ссылал, других возвращал приближал, награждал. Никто не мог знать, что с ним будет завтра, как обернется судьба. Наступило угрюмое, суровое время. Все должно было подчиняться царским повелениям.
Даже императрица Мария Федоровна без разрешения Павла не могла пригласить к себе своих детей и невесток.

Буквально в течение дня смерти Екатерины вид придворных преобразился: вместо светлых шелковых кафтанов и кружев – суконные мундиры и ботфорты по прусскому образцу. «Лафа» для изнеженных екатерининских вельмож кончилась. Теперь они обязаны были к семи утра являться во дворец к целованию руки государя. При этом Павел как-то причудливо сочетал при своем Дворе дух прусской казармы и воспоминание о Версале, который пленил его сердце еще в юные годы. Во всяком случае, именно при Павле завершается в основе своей создание русского придворного этикета.

0

16

Безусловно, самым воспитанным из русских царей был Александр Первый. Когда находившиеся в ссылке декабристы (а многие из них были его придворными) читали в газетах славословия в честь Александра Второго, то лишь головами качали: «Не знаем, как при Николае, но НАШ Александр ТАК кувыркаться перед собою не дозволял!»

     Выдержанность Александра простиралась весьма далеко. Известно, что в день начала войны 1812 года он был на балу под Вильно, в десяти километрах от передовых частей французской армии. Однако о нашествии неприятеля гостям было объявлено только после окончания празднества.
     Через несколько дней там же свой бал давал уже Бонапарт. В отличие от утонченного Александра, император французов плюхнулся в кресло, отшвырнул подушку, положенную у его ног, и закричал: «Дамы, садитесь!» Это означало, что дамы могут танцевать.
     На этом балу было много женщин, имевших придворные звания фрейлин и статс-дам русских императриц (жены и матери Александра). Но почти все они были польками, и ни одна не надела «шифр» – вензель императрицы. Исключение составила только графиня Шуазель-Гуффье – дочь французского эмигранта.
      – «Что это за орден?» – осведомился у нее Бонапарт. Графиня объяснила. «Так вы русская?!» – «Нет, сир, к сожалению, я не имею чести быть русской!» – ответила эта дама. До этого она могла похвастаться дружбой Александра. После своего ответа ее сильно зауважал и Наполеон.

0

17

Еще при Екатерине Великой придворные празднества достигли громадных размеров. И, хотя блеск и веселье конца XVIII века сменили военные парады и смотры начала XIX века, при Александре I ежегодный новогодний народный маскарад в Зимнем дворце собирал более 30 тысяч человек!

Устройство балов было светской обязанностью для человека высшего общества. Как же все происходило? Гости съезжались, например, к 8 часам вечера, а разъезжались к утру. В передней множество лакеев принимало одежду; перед входом в зал останавливались перед зеркалом и тщательно осматривали свой туалет. Затем здоровались с хозяевами дома, а после – со знакомыми дамами.

В гостиных играли в карты. Где-то к середине вечера все приглашались на ужин, после этого танцы продолжались. После бала устраивались развлечения: фейерверки, зимой – катанье с гор. В начале XIX века на балах популярно было использовать театральные средства: например, стена зала вдруг оказывалась гротом с ниспадающими источниками, каскадами, нимфами и наядами. Или же в одной из зал ставились золотые рамы, в которых первые великосветские красавицы изображали произведения великих живописцев. Это называлось «живые картины».

Порядок танцев записывался в бальные книжечки – агенды (agenda или carte de bal, бальная карточка), показывать которые кому-либо считалось дурным тоном. Отказать приглашающему ее кавалеру дама не могла, если только не обещала этот танец другому. Но кавалеру не следовало приглашать одну и ту же даму более двух раз.

Русский бал всегда начинал полонез: первыми парами всегда шли хозяева бала с наиболее почетными гостями. Любимым танцем русских офицеров начала XIX века была кадриль, где пары образовали четырехугольник - carre. Популярен был контрданс, где танцующие располагались друг напротив друга в две шеренги.

Появляются и новые танцы – полька, мазурка, «чувственный и непристойный» вальс, который получил распространение лишь после смерти императрицы Марии Федоровны, считавшей его совершенно неприличным для светского общества.

0

18

По исторической легенде после вхождения русских войск в Париж после бала в ратуше в честь Александра 1, Император спросил, а что делают войска? Получил ответ, что войска сидят у костров в местах дисклокации. «Как, почему не танцуют? Ведь весь Париж танцует всю ночь», – воскликнул Император. «Нет приказа, да и не все офицеры умеют танцевать мазурку, а что говорить о нижних чинах», - таков был ответ. Тогда Император продиктовал простейшую схему мазурки и велел в приказном порядке к вечеру научиться её танцевать всем чинам без исключения. И с полудня все полки под мелодию мазурки учились танцевать и к вечеру научились. Автор схемы танца сделал попытку воспроизвести мазурку той эпохи и той необычной ситуации, начиная от простейших шагов в первых шестнадцати тактах до сложного варианта в конце танца.

При Александре I вновь оживилась. Возобновилась и возникшая во времена Елизаветы Петровны традиция открывать каждый Новый год большим балом и маскарадом, на который приглашались представители дворянства и купечества. Знаменитая портретистка Виже-Лебрен, часто посещавшая Зимний дворец и дома знатных вельмож, писала: "Русским мало, что у них зимой в комнатах весенняя температура; ко многим комнатам примыкают стеклянные галереи, наполненные самыми лучшими цветами, какие у нас появляются лишь в мае месяце... Зимою квартиры освещаются роскошно; их окуривают уксусом, в который бросают веточки мяты, отчего распространяется очень приятный и здоровый запах. Все комнаты убраны длинными и широкими диванами, и я так привыкла к такому роду сидения, что не довольствовалась уже креслом".

0

19

Особого блеска русский Двор достиг в царствование Николая Первого. Если незаконная властительница престола Екатерина хитро делала акцент в своем поведении на снисходительном «матерном» отношении к своему окружению, то Николаю церемониться с придворными было необязательно. Да и придворные вокруг толпились уже «не те»: не буйные екатерининские вельможи и не интеллектуалы «дней Александровых прекрасного начала». Буря 1825 года выкосила высшее общество, оставив в нем лишь подлых молчалиных да бравых скалозубов.

     О духовном ничтожестве этих людей говорит один анекдот. Как-то царь велел министру Двора князю Волконскому принести табакерку из комнаты с наградами: царь решил кого-то ею наградить. А Волконский был страшный скупердяй и выбрал ну самую завалящую… Царь удивился, но делать нечего: и он подарил ее… самому князю, которого как раз и намеревался-то одарить по-царски…

     Уровень культуры придворных и императора был невысок. Сам Николай часто любил повторять про себя: «Мы, инженеры», рядясь в «тогу» простого гвардейского офицера.

     В обычной шинели прогуливался он по набережным Невы. И однажды повстречал девушку с нотной папкой под мышкой. Встречи стали регулярными. Царь разговорился с милашкой, представясь «простым» полковником. Та пригласила его к себе. Тайный, но весьма предприимчивый ловелас, Николай был страшно заинтригован и в назначенный час явился в скромную квартирку хорошенькой музыкантши. Встретила его на пороге огромная задница служанки, – баба сия мыла лестницу и крикнула на него: «Куда прешь?! К нам щас сам анпиратор пожалуют…»

     Любовные приключения полуинкогнито позволял себе не только сам Николай, но и его дочери. Знаменитые строки Лермонтова:
…Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки… –
     эти строки, по свидетельству И. С. Тургенева, отражали реальные приставания на одном из маскарадов, которым подвергся Лермонтов со стороны дочерей Николая Первого. Нечего говорить, что царь тоже был «в курсе» и счел себя оскорбленным…

0

20

Все в Николае были ложь и фальшь. Он окружил жену почетом и неслыханной роскошью. Но в то же время имел массу связей с фрейлинами и актрисами. Причем одна дама заметила Кюстину, что ежели бы она отказала царю, то первой не понял бы ее отказ… ее же собственный муж!

     Он покровительствовал искусствам, – но процвел при нем разве что балет. И Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь, и Герцен, и Глинка, – все самое лучшее в русской культуре тогда оказалось в тайной или явной оппозиции ко Двору.

     Николай заботился об армии и флоте, однако оказался позорно неподготовленным к Крымской войне.
     Есть версия, что царь ушел из жизни добровольно, поняв, что роль сыграна, пьеса его жизни бесславно оборвалась.
Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, –
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.
      (Ф. И. Тютчев)

0

21

А самым веселым и непринужденным русским Двором был, вероятно, Двор Александра Второго. Во всяком случае, этот симпатичный, легкомысленный бонвиван и поклонник парижской оперетты вел себя всю жизнь весьма естественно: от того момента, когда он разрыдался при известии о том, что стал наследником престола, до последнего дня своей жизни, когда перед роковым для него отъездом из Зимнего предался любви с морганатической своей супругой княгиней Юрьевской чуть ли не на бильярдном столе… Государю «стукнул» тогда 63-й год!..

     Он пришел к власти в критические для страны минуты. Участник его коронации поэт Тютчев писал, что у него во время церемонии было чувство, будто он заперт в карете, которая летит в пропасть. К чести Александра, ему удалось несколько разрядить обстановку, отменив крепостное право, проведя ряд важных реформ. Но ценой этого стала его собственная жизнь…

     Если духом Двора Николая Первого был полонез, то духом Двора его сына был, безусловно, вальс. Впрочем, царь не стеснялся и галопа, и польки, и даже – о, ужас! – рукоплескал «неприличнейшему» канкану. Впрочем, для сего рукоприкладства ему пришлось приехать в Париж.
     При своем Дворе он ввел немало послаблений, – во всяком случае, показные «приличия» были заметно потеснены, – к неудовольствию высшего света, все больше проникавшегося духом ханжеской викторианской морали.

Да и как же иначе, если свою законную жену Марию Александровну царь не любил, а темпераментом отличался отменным? Вопреки желанию семьи, он, после смерти императрицы, женился вторично на давней своей любовнице княжне Долгоруковой, которая получила титул княгини Юрьевской. И в этом смысле царь сам был немножко «Анна Каренина». (Кстати, роман Толстого очень тонко передает двойственную и двусмысленную атмосферу придворных кругов при описании салона Бетси Тверской, – здесь можно было позволить себе любую вольность, но с оглядкой на этикет… Придворные вынуждены были балансировать между моральным либертинажем императора и строгой моралью отличного «семьянина» наследника…)

0

22

Двор Александра Третьего в этом смысле – весьма показателен. Царь, этот большой добродушный и умный пьяница, очень любил свою жену, свою семью, уютные маленькие комнатки и широкую простую одежду, не обременявшую его обширные телеса. Вероятно, это, а не только соображения идеологические, послужило причиной изменения военной формы. Вместо узких брюк и мундиров – широкие кители, шаровары и поместительные сапоги, за голенищами которых Александр прятал фляжку с коньяком от бдительной и энергичной своей супруги.

     Придворные были скандализованы новой «мужицкой» формой. Масса военных подала в отставку, только чтобы иметь возможность появляться в свете в старой, элегантной александровской униформе.
     Конечно, по торжественным дням Зимний дворец преображался, и балы там давались самые блестящие. Но царь не являлся отличным танцором, как его отец. Да и манеры его были самые добродушно простые. Он был, скорей, «буржуа», чем государь. В любимой и безопасной от террористов Гатчине Александр занимал маленькие комнатки. Так и видится он с лейкинскими «Осколками» в руках или с тромбоном, выдувающим звуки музыки своего любимого П. И. Чайковского. Обывательский привкус не только мещанского слоя, но и всего общества, всей эпохи так тонко и точно ощутил А. П. Чехов…

     Примерно с царствования Александра Третьего все заметнее тон в светской жизни обеих столиц задают не царские балы, а балы в Дворянских и Купеческих собраниях, а также общественные благотворительные «базары», где особенно славились праздники французской колонии, на которых демонстрировались последние достижения парижских мод и искусства.

0

23

Двор Николая Второго знал период расцвета, – до русско-японской войны 1904–05 гг. Балы устраивались еще по старым правилам, когда гвардия надевала мундиры образца 1812 года, а дамы появлялись в специально разработанных богатейших придворных нарядах, напоминавших древнерусские костюмы.

«…По пышности мундиров, по роскоши туалетов, по богатству ливрей, по пышности убранства… зрелище так великолепно, что ни одни Двор в мире не мог бы с ним сравниться…» – писал тогдашний французский посол граф М. Палеолог. Однако же примечательно: посол обращает внимание не на манеры, склад ума, любезность и т. п., а только на внешнюю, чисто декоративную сторону придворного обихода.
     Празднества при Дворе начинают носить зловеще символический смысл. Чего стоит, например, Ходынская катастрофа, ознаменовавшая коронацию Николая. Заметим, что в тот же вечер царь вальсировал на балу французского посла, – а мимо ярко освещенного дворца тянулись обозы телег с трупами.

     Последний костюмированный бал состоялся при Дворе в 1903 году. По иронии судьбы, все приглашенные были одеты в костюмы времен царя Алексея Михайловича, с которыми боролся основатель империи Петр Великий.
     Конфузом обернулось и торжественное открытие Первой Государственной думы в Зимнем дворце. Пышные одеяния придворных и царские регалии так не вязались уже с бестолковой толпой депутатов в пиджаках, а то и в косоворотках… Блеск монархии не ослепил народных избранников, а только раздражил их…

     Сам Николай Второй отличался пренеприятной чертой: чем любезней он был с человеком, тем более верный то был знак, что обласканного им собеседника ждет опала. Самого царя даже близкие к нему люди считали совершенной посредственностью. А начавшиеся неурядицы в стране (война с Японией, первая русская революция, первая мировая война) и неурядицы в царской семье (болезнь наследника и появление Распутина) поставили крест на былом великолепии русского императорского Двора.

0

24

Балы в императорском дворце и в самых модных особняках петербургского дворянства становились событием светской жизни столицы. Тщательная подготовка велась заранее, продумывалась программа, оформление интерьеров парадных залов, составляли списки приглашенных и приглашения.

В отличие от Москвы и других российских городов, светский Петербург жил поздней жизнью. Балы начинались в 10 часов вечера после театра. В день, или вернее в вечер торжества, дом превращался в волшебный замок – полупрозрачный от яркой иллюминации: в бра и люстрах горели до двух-трех тысяч свечей, окна освещались плошками с горящим маслом. В вестибюле у парадной лестницы в высоких светильниках горели свечи, окруженные стеклянными фонарями, которые защищали огонь от сквозняка открывающихся дверей. На ступенях лестницы стояли ливрейные лакеи. У входных дверей или на площадке первого марша хозяин с хозяйкой дома встречали и приветствовали каждого гостя.

Традиционно, бал открывался полонезом. Стиль каждого танца диктовал не только тему, но и стиль разговора. А разговоров на балу бывало много, от этих разговоров нередко зависело положение в свете, а иногда даже продвижение по службе. «Непроизвольные шутки, нежные признания и решительные объяснения распределялись по композиции следующих друг за другом танцев».

Хорошо танцующий человек ассоциировался в свете с хорошо воспитанным человеком. Неточность движений в танце и некрасивость жестов сразу же выдавала низкое происхождение. Обучение танцам и фехтованию придавалось большое значение, и начинали учить этому с самого раннего детства дома, в гимназиях, кадетских корпусах, институте благородных девиц, лицее и в других учебных заведениях. Детей с пяти-шестилетнего возраста подвергали многочасовой балетной муштре. Совсем маленький ребенок уже должен был иметь соответствующую осанку, уметь делать разные поклоны, знать основные танцы. А в возрасте десяти-двенадцати лет детей вывозили на детские праздники, устраивали для них танцевальные вечера и детские балы.

Одним из самых торжественных, праздничных дней в молодежной дворянской среде был первый выезд в свет – первый настоящий взрослый бал. Девушка начинала выезжать в возрасте от шестнадцати до двадцати лет. Первый бал волновал юношей и барышень, о нем думали и мечтали, от него много зависело в дальнейшей судьбе, к нему серьезно готовились. Это событие было окружено целым рядом формальностей и этикетных правил. Необыкновенно важным было, кто и как представит на балу, какое произведет впечатление юный танцор, сколько будет приглашений и свободных танцев у юной дебютантки.

В свете значимость бала была необыкновенно велика. И даже сам факт присутствия на балу означал принадлежность к высшему обществу. Каждый бал был своеобразным «балетным парадом», но не военным парадом на площади, и не шумным народным гулянием – это был «светский парад», который демонстрировал тонкости дворянской культуры, особый тип поведения, имеющим свои особенности, связанные с придворным смыслом и петербургским столичным блеском.

Однако,  дочерям последнего царя так и не суждено было насладиться великосветской жизнью: с началом войны 1914 года балы при Дворе были отменены. В залах Зимнего разместили госпиталь. Императрица и ее дочери надели платья сестер милосердия.

По материалам  инета

0

25

Lilitochka написал(а):

В отличие от Москвы и других российских городов, светский Петербург жил поздней жизнью. Балы начинались в 10 часов вечера после театра.

Даже по нынешним меркам...это поздний вечер))) Некоторые жаворонки уже спят....а тут асамблея-танцы до утра. И как потом приходить в себя.......
Попробовала представить весь этот чад от свечей....и не позавидовала дамам....
Но видимо желание развлечения-брало вверх)))

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Преданья старины глубокой » Русский двор


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно