Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Наши таланты » Русская матрешка


Русская матрешка

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Истинное время появление  матрешки, весьма  сомнительно. Иногда, это событие датируют 1893-1896 годами,  т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1 пишет о том,  что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад,  а в 1913 году
в докладе Бюро кустарному совету он сообщает,  что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично,
поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года,  когда матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже,  и за границей появились заказы на её изготовление
Самая  общеизвестная  версия:  матрёшка появилась в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин,  выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова,  а прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы,  он же Фукурокуджу.

Теги: Игрушки,матрешка

+1

2

Другая версия появления будущей матрёшки в России:  первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер,  побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской. Правда, точных  сведений, откуда  взялась эта  легенда  нет, да и  потом:  а  с  какой  стати  христианин,  позарился  на  типично языческую безделицу?  Впрочем,  может,  монаху  пришла в  голову  мысль переделать  игрушку  на свой  лад?

Еще  одна  версия гласит:  японскую фигурку  привезли с острова  Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в  Абрамцево. «Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред,  когда в усадьбу наезжала художественная элита,  хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка
заинтересовала художника Сергея Малютина,  и он решил сделать  нечто подобное. Но, поскольку,  на японское  божество, особого спроса не  было бы,  он  сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в  цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее,  пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была  с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба.  появился в расписной  рубахе братец  и  образовалось семейство,  дружное и трудолюбивое. Изготовить  свою небывалинку он заказал лучшему токарю  Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в  Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью,  выглядит она не очень-то празднично. И все  бы  ничего, да вот только  токарь Звездочкин не  работал до 1905 года в Сергиево-Посадских мастерских…

0

3

Но есть и  еще  одна  версия: родилась матрёшка  в  Леонтьевском переулке  в Москве, в доме № 7,  где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу  Мамонтову,  брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович,  как и его брат, увлекался национальным русским  искусством.  В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. Первую матрешку расписал сам Сергей Малютин. Первая фигура изображала круглолицую крестьянскую девушку с черным петухом на сарафане. В нее был вложен мальчик, затем опять девочка, и т.д. вплоть до последней, восьмой фигурки, изображавшей спеленутого младенца.
Первые матрешки покрывали воском, а лаком их стали покрывать тогда, когда они стали детской игрушкой. Лак предохранял краску, не давал им так быстро портиться, обкалываться, сохранял дольше цвет. Самое интересное, что в первых матрешках было выжигание контуров лица и костюма. И даже если краска облезала, то, что сделано выжиганием, оставалось надолго.
Потомственный мастер по росписи С.А.Рябышкин вспоминал, как его отец в 1902 году привез из Москвы матрешку и все соседи ходили на нее смотреть, они удивлялись и восхищались необыкновенной куклой. Надо заметить, что в те времена матрешка стоила очень дорого, по сообщению Н.Д.Бартрама стоимость игрушки доходила до 10 рублей за штуку, тогда это были огромные деньги. Впоследствии многие иконописцы занялись росписью матрешек, среди них А.И.Сорокин, Д.Н.Пичугин, А.И.Токарев, а также мастерские Р.С.Бусыгина, братьев В.С. и П.С.Ивановых и другие. Старые матрешки отличались благородством и теплотой колорита, в них использовались живописные эффекты иконописи: роспись "тычком", "контуровка", тщательная прорисовка лица. Заготовки для росписи поставляли в посад из Бабенок Подольского уезда, где впервые была налажена промысловая выточка матрешки. Подольским мастерам в токарном искусстве не было равных.

0

4

В 1891 году в Сергиевом Посаде по инициативе земства была открыта учебно-показательная мастерская игрушек, руководителем которой был Владимир Иванович Боруцкий, на ее базе в 1913 году организовали кустарно-промышленную артель игрушечников, которая после революции стала называться артелью имени РККА, а затем в 1928 году она была преобразована в фабрику игрушек (ныне фабрика игрушек №1). Там и стали изготавливать матрешек после закрытия в Москве мастерской "Детское воспитание". В 1905 году в Сергиевскую мастерскую В.И.Боруцкий пригласил токаря В.П.Звездочкина, который обучил сотни учеников. В 30-х годах в Загорск (так переименовали Сергиев Посад в 1930 году) приехали подольские токари Ромахины, Кузнецовы, Березины, Белоусовы, Нефедовы, Новизенцевы. Мастера С.Ф.Нефедов, Д.И.Новизенцев, В.Н.Кожевников до сих пор остаются лучшими изготовителями матрешек.

    Матрешка пользовалась большим спросом не только в России, но и за границей. После Всемирной Выставки в Париже (1900г.) земская мастерская получила на нее заказы, ежегодно игрушка появлялась на ярмарке в Лейпциге, дошло даже до того, что матрешку начали подделывать иностранцы, о чем сообщил в Санкт-Петербург из Германии российский консул в 1908 году (занималась этим нюрнбергская фирма "Альберт Лерх").

0

5

Постепенно ассортимент матрешек в Сергиевом Посаде расширился. Кроме матрешек изображавших девушек в сарафанах и платках с корзинками, узелками, серпами, букетами цветов, снопами стали изготавливать девушек в полушубке с шалью на голове и валенками в руках, пастушка со свирелью, старика с окладистой бородой и большой палкой, старообрядку в черном сарафане с четками, жениха и невесту со свечками в руках, внутри помещались родственники. Была выпущена большая серия бояр. В 1909 году к столетию со дня рождения Н.В.Гоголя были сделаны матрешки Тарас Бульба, Городничий, в котором помещалась Анна Андреевна, Хлестаков, судья, почтмейстер и другие персонажи комедии "Ревизор". В 1912 году к 100-летнему юбилею Отечественной войны с французами были выпущены восьмиместные матрешки, изображавшие Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались члены их штабов. Мастера изготавливали матрешек на темы сказок и басен: "Репка", "Квартет", "Золотая рыбка", "Конек-Горбунок", "Иван-царевич", "Жар-птица". Пытались также изменить форму матрешек, стали выпускать фигуры в виде древнерусского шлема, а также конусообразные, но эти игрушки не нашли спроса, их производство прекратилось. До настоящего времени выпускаются матрешки традиционной формы. Надо заметить, что матрешками называются не все деревянные фигурки, а лишь те, которые вкладываются друг в друга.

0

6

В 1911 году Сергиевская земская учебно-показательная мастерская выпускала двадцать один вид 2-24-местных матрешек. Самыми ходовыми были 3-, 8- и 12-местные. В 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была выточена 48-местная матрешка бабенским токарем Н.Булычевым.
    В двадцатых годах прошлого века производство матрешек было налажено в Нижегородской губернии (сейчас Горьковская область) в городе Семенове, деревне Меринове, в селе Полхов-Майдан. Мастер А.Ф.Майоров (1885-1937) привез матрешку из Сергиевого Посада, игрушка понравилась, стали делать своих матрешек: расписывали по крахмальному грунту, рисунок пером расцвечивался анилиновыми красками. Семеновская матрешка более стройная и вытянутая, вместо сарафана и передника на кукле изображаются цветы. Загорская (Сергиевская — в 1991г. Загорску было возвращено старое название — Сергиев Посад) матрешка расписывалась гуашью, иногда покрывалась лаком.

    В 1918 году в Москве был создан Музей игрушки, при котором была открыта мастерская, в которой изготавливали игрушки. В 1931 году Музей игрушки переехал в Загорск. В 1932 году в Загорске был открыт первый в мире научно-экспериментальный институт игрушки, среди многочисленных образцов разных игрушек была выточена 42-местная матрешка к 42 году Советской власти. При содействии института игрушки производство матрешек разошлось по многим областям СССР. В каждом районе матрешка имела свой собственный облик

0

7

А был ли Фукурума? Некоторые сомневаются,  хотя  почему тогда появилась эта легенда,  да и легенда ли? Вроде бы деревянный божок до сих пор хранится в Музее игрушки в
Сергиевом Посаде. Возможно,  это тоже одна из легенд. Кстати, сам Н.Д. Бартрам,  директор Музея игрушки,  сомневался в том, что матрёшка «заимствована нами от японцев. Японцы
большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрёшку не похожи». Кто же такой наш загадочный Фукурума,  добродушный лысый мудрец,  откуда он все-таки взялся? …По традиции японцы на Новый год посещают храмы,  посвященные божествам удачи,  и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть,  легендарный Фукурума  содержал внутри себя шесть остальных божеств удачи?

В.П. Звездочкин совсем не упоминает Фукуруму – фигурку святого,  которая раскладывалась на две части,  затем появлялся другой старичок и так далее. Заметим,  что в русских народных промыслах разъёмные деревянные изделия также пользовались большой популярностью,  например,  всем известные пасхальные яйца. Так что был Фукурума,  не было  его,  узнать затруднительно,  да не так уж и важно. Кто его  теперь помнит? А вот нашу матрешку знает и любит весь  свет!»
Почему оригинальную деревянную  куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически  единодушно все исследователи ссылаются на то,  что это  название происходит от женского имени Матрёна,  распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от  латинского Matrona,  что означает «знатная женщина»,  по-церковному,  писалось Матрона ( среди уменьшительных имен: Мотя,  Мотря,  Матрёша,  Матюша,  Тюша, Матуся,  Туся,  Муся). То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой)?. Звучит,  конечно, странно,  хотя чем хуже,  например,  «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя — Марфа. Или Агафья,  между прочим,  популярная роспись по фарфору  называется «агашка». Хотя согласимся,  что  «матрёшка» название очень удачное,  кукла   действительно стала «знатной».

0

8

Само имя Матрона  действительно означает «знатная женщина» в переводе с латыни,  и включено в Православный церковный календарь. Но,  что касается утверждения многих исследователей о том,  что Матрёна – женское имя,  очень любимое и распространённое в среде крестьянства в России,  то и здесь имеются любопытные факты. Некоторые исследователи  попросту забывают,  что Россия большая. А это значит,  что  одно и то же имя,  или один и тот же образ могут заключать в  себе как положительное,  так и  отрицательное,  иносказательное  значение. Так,  например,  в «Сказках и преданиях Северного края»,  собранных И.В. Карнауховой,  есть  сказка «Матрёна». В которой повествуется о том, как баба по имени Матрёна чуть было не умучила чёрта. В публикуемом тексте прохожий-горшечник избавляет чёрта от ленивой и вредной бабы и,  соответственно,  в дальнейшем пугает ею чёрта. В данном контексте Матрёна является неким прообразом злой жены,  которую боится сам чёрт. Подобные описания встречаются и у Афанасьева. Сюжет о злой жене, популярный на Русском Севере,  неоднократно записывался экспедициями ГИИС в «классических» версиях,  в частности,  от А.С. Крашанинниковой,  79 лет,  из д. Мешкарево  Повенецкого уезда  На одном из форумов на  тему культуры,  в частности,  развёрнутой в сети Интернет,  прозвучало буквально следующее: «Прототип русской  матрешки (имеет ещё и индийские корни) – японская  деревянная кукла. За образец взяли японскую игрушку – даруму,  куклу-неваляшку. По своим истокам она представляет собой изображение древнего индийского мудреца Дарумы (санскр. Бодхидхарма) в V веке перебравшегося в Китай. Его учение в средние века широко распространилось в Японии.
Дарума призывал к постижению истины через молчаливое  созерцание,  и в одной из легенд он – пещерный  затворник,  располневший от неподвижности. По другой легенде,  от неподвижности у него отнялись ноги (отсюда безногие  скульптурные изображения Дарумы).
Тем не менее,  матрёшка  сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.

0

9

Существует поверье,  что если внутрь  матрёшки положить записку с желанием,  то оно непременно  исполнится,  причем,  чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись  матрёшки,  тем быстрее желание исполнится. Матрёшка –   это тепло и уют в доме»  С последним трудно не согласиться – чем больше мест в матрёшке,  т.е. чем больше внутренних фигурок,  одна меньше другой,  тем больше можно положить туда записочек с желаниями и ждать,  когда они  исполняться. Это своего рода игра,  и матрёшка здесь  выступает в роли очень обаятельного,  милого,  домашнего символа,  настоящего произведения искусства.

Что касается восточного мудреца Дарумы– честно говоря,  располневший от неподвижности,  да ещё с отнявшимися  ногами «мудрец» крайне плохо ассоциируется с  русской игрушкой,  в которой каждый человек видит позитивный, нарядный символический образ. И ведь благодаря этому   прекрасному образу наша матрёшка пользуется огромной  известностью и популярностью практически во всём мире. Речь  вовсе не идёт о «матрёшках» в виде политических  деятелей мужского (!) пола,  карикатурными ликами которых  предприимчивые кустари в девяностые годы наводнили весь Старый Арбат в Москве. Речь идёт,  прежде всего,  о  продолжении старых традиций разных школ в росписи русской  матрёшки,  о создании разных по количеству (так называемой, «местности») матрёшек.
Не стоит забывать,  что в древности,  и не  только на Руси,  различные украшения (женские и мужские),  предметы обихода,  а также игрушки,  вырезанные из дерева или сделанные из глины,  играли роль не просто предметов, скрашивающих быт – но являлись ещё и носителями  определённой символики,  имели какой-то смысл. А само понятие символизма тесно переплеталось с мифологией.

0

10

Так, удивительным образом встретилось совпадение имени Матрона, перекочевавшего (по общепринятой версии) из латинского в русский язык,  с древнеиндийским образами:МАТРИ (др.-инд.«мать»),  ударение ставится на первый слог – в индуистской мифологии  божественные матери, олицетворяющие созидательные и губительные силы природы.
Идея активного женского начала получила широкое признание в индуизме в связи с распространением культа шакти. Матри рассматривались как женские персонификации творческой энергии великих богов: Брахмы,  Шивы,  Сканды,  Вишну,  Индры и
т.д. Число Матри колебалось от семи до шестнадцати; в некоторых текстах о них говорилось как о «великом множестве» Вам ничего это не напоминает? Матрёшка – она же «мать»,  которая символизирует собой,  по сути,  СЕМЬЮ,  да ещё состоящую из разного количества фигурок,  которые символизируют детей разного возраста. Это уже не просто совпадение,  а доказательство общих,  индоевропейских корней,  что имеет прямое отношение и к славянам

0

11

Отсюда можно сделать следующий вывод: образно говоря,  если символическое «путешествие» необычной деревянной фигурки начинается в Индии,  затем получает своё продолжение в Китае,  оттуда фигурка попадает в Японию,  а уже затем «неожиданно» находит своё  место в России – утверждение о том,  что наша русская  матрёшка была скопирована с фигурки японского мудреца, несостоятельно. Хотя бы потому,  что сама фигурка некоего  восточного мудреца не является исконно японской. Вероятно, гипотеза об обширном расселении славян и распространении их  культуры,  которая оказала последствии своё влияние на  культуры других народов,  в том числе проявившая себя и в языке,  и в божественном пантеоне имеет под собой общую для индоевропейской цивилизации основу.

Однако,  скорее всего, идея деревянной игрушки,  которая состоит из нескольких фигурок,  вставляющихся одна в другую,  была навеяна мастеру, создавшему матрёшку,  русскими сказками. Многие,  например, знают и помнят сказку о Кощее,  с которым борется Иван-царевич. Например,  сюжет о поисках царевичем «кощеевой смерти» звучит у Афанасьева:
«Чтобы совершить такой подвиг,  нужны необычайные усилия и труды,  потому что смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане,  на острове на Буяне есть зелёный дуб,  под тем дубом зарыт железный сундук,  в том сундуке заяц,  в зайце утка,  в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает» Сюжет мрачен сам по себе, т.к. связан со смертью. Но здесь речь идёт о символическом значении – где спрятана истина? Дело в том,  что этот, практически идентичный мифологический сюжет встречается не только в русских сказках,  да ещё в разных вариантах,  но и у других народов! «Очевидно,  что в этих эпических выражениях таится мифическое предание,  отголосок  доисторической эпохи; иначе как бы могли возникнуть у разных  народов столь тождественные сказания? Кощей (змей,  великан, старый чародей),  следуя обычному приему народного эпоса, сообщает тайну своей смерти в форме загадки; чтобы разрешить её,  нужно подставить метафорические выражения
общепонятными» .

0

12

Это наша философская культура. И  поэтому высока вероятность того,  что мастер, выточивший матрёшку,  помнил и хорошо знал русские сказки – на Руси часто проецировался миф на реальную жизнь.
Другими  словами,  одно в другом спрятано,  заключено – и чтобы  найти истину,  необходимо дойти до сути,  открыв,  одну за  другой,  все «шапочки-нахлобучки». Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой  замечательной русской игрушки,  как матрёшка – напоминание потомкам об исторической памяти нашего народа?
Технология изготовления матрешки - одна из самых патриархальных в русских народных промыслах. Лучшая древесина для изготовления игрушки - липа, береза, ольха, осина. Деревья спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, непременно оставляя в нескольких местах кольца коры: в противном случае древесина при сушке потрескается. Бревнам замазывают торцы и укладывают их в штабеля так, чтобы между ними оставался зазор для свободного доступа воздуха. Древесину выдерживают таким образом не менее двух лет. Степень готовности материала определяет опытный мастер. «Созревшие» бревна распиливают на заготовки.

Чтобы выточить на токарном станке матрешку, мастер должен обладать незаурядными навыками, а также умением пользоваться сравнительно небольшим набором простых инструментов - ножей и стамесок разной длины и конфигурации. Первой обычно вытачивают самую маленькую, неразъемную фигурку, а уж потом - все остальные. Готовые куколки грунтуют крахмальным клеем и сушат. Наконец они готовы к росписи.
Первый в России и в мире музей матрешки открылся в 2001 г. в Москве. Он расположился на территории Фонда народных промыслов в Леонтьевском переулке. Директор музея Лариса Соловьева посвятила изучению матрешек много лет, она автор книг на эту тему.

0

13

Посаде. Вся история русской матрешки здесь как на ладони. Матрешечный атаман Степан Разин, пирующий     с ближайшими сподвижниками и персидской княжной. Расписные матрешки на сюжеты литературных произведений русских классиков – “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о рыбаке и рыбке” Пушкина, “Конек-Горбунок Ершова, басня “Квартет” Крылова и другие… Уникальная серия матрешек в виде героев гоголевских произведений, датируемых 1909 г., когда отмечали 100-летний юбилей писателя. Раздел «Этнография и национальный костюм», отражающий стиль, фасоны и детали традиционной одежды народов Прибалтики, Крайнего Севера и других регионов. Матрешки стиля «а ля рюсс» 1990-х годов, для которых характерна проработка костюма в подчеркнуто русских традициях с платками и шалями, очень напоминающими павловские.
Поп-звезда Мадонна по случаю своих российских гастролей заказала мастерам коллекцию из пяти матрешек. Каждая фигурка – изображение певицы на одном из звездных этапов ее карьеры. Эксклюзивная партия «Мадонн-матрешек» составила 5 тыс. экземпляров. Фанаты раскупили необычный сувенир в считаные минуты.

0

14

Девчушки с кошечками больше всех понравились!

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Наши таланты » Русская матрешка


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно