Мими написал(а):Еще ведь во время войны было многое разрушено, ведь на Смоленщине бои были очень долгие.
Конечно, это так...Революция опять же, раскулачивание...
Но как-то не вязались у меня в голове фотографии Гжатска начала века с представлением о процветающем уездном городе. И, оказывается, жирную точку в развитии города поставила...мать-природа.
ЗЛОПОЛУЧНЫЙ ГОД
Город медленно зализывал раны после войны. Постепенно прибавлялось население, налаживалась торговля, опять съезжались на ярмарку с пушниной и галантереей нижегородские, казанские, серпуховские, дальнегородние купцы, по-прежнему уходили вниз по Гжати барки, груженные мешками с мукой, овсом, бочками меда, масла, пенькой, кожами. Город воспрял духом. Одну за другой играли свадьбы, с весельем, плясом и хмельем по две-три недели кряду, бахвалясь друг перед другом. Но в 1836 году новое испытание обрушилось на город. Гжать преподнесла купцам «подарок»: вскрылась необычайно рано, в конце февраля. Это было похлестче, чем если бы по городу прокатился горный сель. В пять дней была снаряжена едва ли десятая часть барж... Тех, кто не успел отправить суда, ждали громадные убытки. Еще хуже пришлось тем, кто все же отправил баржи. На следующий день вернулись морозы, и баржи оказались вмороженными в лед в полусотне километров от Гжатска. Когда же река вскрылась вновь, то вода спала настолько, что пришлось ставить запруды через каждые тридцать-сорок километров.
Караван пришел в Петербург лишь через полгода, Петербургский порт уже закрылся. Хлеб был закуплен у других. Приведшие с неимоверным трудом караван гжатские купцы были разорены.
«Памятником» той караванной эпопее и раннему половодью долгое время служили развалины богатых особняков, что стояли некогда на тенистых улицах Гжатска. Лишь несколько купеческих семей чудом избежали полного банкротства.
С того злополучного года город начал терять свое значение и постепенно превращаться в захудалый провинциальный городок вдали от шумных дорог и напряженной жизни. Причины, окончательно подорвавшие гжатскую торговлю, сошлись, как водится, клином. В 1851году открыли Николаевскую железную дорогу — у гжатских караванщиков появился соперник, одолеть которого было невозможно. Вдобавок вдруг резко обмелела Гжать, и без того доставлявшая столько хлопот. Неожиданно выяснилось, что и лес, годный для постройки барок, уже почти весь переведен и цены на него подскочили.
Сто сорок лет назад, в 1871году, от Гжатской пристани отвалила последняя барка...