Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Литература » "Шел в комнату, попал в другую"


"Шел в комнату, попал в другую"

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

«Три  первостепенных  поэта: Пушкин, Грибоедов и  Лермонтов, один за другим, на  виду у  всех ,  были  похищены  насильственной  смертью»  (Гоголь)
В 1829  году, в  Персии, убит   А. Грибоедов
В 1837 году на дуэли убит   А. Пушкин
В 1841 году на дуэли убит  М.Лермонтов.

http://s50.radikal.ru/i128/1103/a2/d00bc74779bd.jpg

Мы  знаем   биографии  Пушкина и  Лермонтова,  достаточно неплохо. И тот, и другой,   были  одарены  более  остальных, уже с  детства. А что до Грибоедова – знаем, в  основном   его , уже  взрослую,  жизнь.   А что еще, чем интересен  был Грибоедов, как  представитель 19 века?  А.В. Лунчарский  пишет о нем: «Человек ослепительных способностей»  Грибоедов – поэт и драматург, пианист и композитор, дипломат (посланник  в  Персии).
В 12 лет Грибоедов  поступил  в  университет и  за шесть лет окончил 3  факультета.
Знал 9  языков (т.е  свободно владел ими):  древнегреческий, латинский, французский,  английский, немецкий, итальянский, персидский, арабский, турецкий.
Литература (поэт и драматург), музыка (композитор и пианист), дипломатия (посланник в Персии).
Стал кандидатом  словесных наук  в  14 лет и  юридических – в  16.
«Для меня  моя  совесть – важнее  всяких пересудов»  - говорит о себе, сам А. Грибоедов.
Принято говорить о том, что у  Пушкина было немало  врагов,  Многие, из тех, кто сталкивался с  Лермонтовым, вначале  отзывались о нем, достаточно негативно и  только потом, узнав  получше – меняли свое  мнение  на   противоположное.
Каким был Грибоедов, в  глазах современников?
«Человек, который  не боялся быть странным» -  журналист К.А.Полевой
«Глаза у  многих змей  полны смертельным ядом,
И, видно, для того придуманы  очки,
Чтоб   Грибус,  созданный  рассудку  вопреки,
Не отравил кого-нибудь  своим  смертельным ядом»
(Эпиграмма  А.И. Писарева)
Главным свойством своей  натуры, Грибоедов  считал «Ненасытную охоту, к  перемене мест души»,   «Пламенную страсть к  новым  вымыслам, к  новым познаниям, к  перемене мест и  занятий, к  людям и делам необыкновенным»,  Это переплетается с  пушкинским  Онегиным («охота к  перемене мест» и лермонтовским Мцыри («одна, но пламенная  страсть»)
Творчество  этих  троих, так  или  иначе, переплетается, равно, как  и образы   созданных ими «героев»

Теги: Литература,Александр Грибоедов,Чацкий

0

2

Говоря  о наших современниках, принято считать, что мужчина, окончательно,  обретает  характер,  выбирает  свой  жизненный  путь, становится, что называется «на ноги», годам  к  30 – 35. А какого же возраста  были  те, кого принято считать  самыми яркими  образчиками  мужских  типажей,  19 века?
Нам  сложно  судить о настоящем возрасте  Чацкого,  Онегина и  Печорина, особенно, если  и  читали  через пятое – на десятое и смотрели   спектакли (фильмы) в  которых  актерам, изображающим героев,  не менее, а  то и  более  35 лет.
А возраст – немаловажен,  когда  мы  говорим  о поступках героев, о  их  нравственной  зрелости.
Давайте попробуем  разобраться.
По репликам героя комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» можно судить о том, что Чацкий – ровесник главной героини.  Почитав  внимательнее ,  понимаешь, что он старше  Софьи, минимум на  5  лет.
София:  «Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли…»

Чацкий:  «Где время то? Где возраст тот невинный,

Когда, бывало, в вечер длинный

Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,

Играем и шумим по стульям и столам…»

Хлёстова:  «Я помню, ты дитёй с ним часто танцевала,

Я за уши его дирала, только мало…»

Значит, Чацкому в 1822 году было 17 – 18 лет…

Почему же, тогда  он, практически, на равных  общается с  Фамусовым?
Фамусов: «Скажи, тебе понравилась она?  …не хочешь ли жениться?»
Чацкий:  «А вам на что?»
Как ни крути,  отец  он,  Софье…   Тогда почему  такой  тон?  И почему  Фамусов, вообще, заводит речь с  Чацким,  учитывая, что браки с  ровесниками не приветствовались, а  Фамусов,  строго придерживался заведенных  порядков?
Жена  должна быть  гораздо моложе, дабы не потерять уважение  к  нему, а  муж старше – чтобы  успеть сделать карьеру и  обеспечить семью.

Вот перевод фрагмента французского текста письма А.С.Пушкина Наталии Ивановне Гончаровой, матери его жены, от 26 июня 1831 года:

«Жена не может, сохраняя приличие, выслушивать, что её муж – презренный человек, и обязанность моей жены подчиняться тому, что я себе позволяю. Не женщине в 18 лет управлять мужчиною 32 лет».

Татьяна Берс (родная  сестра  жена  Льва Толстого) о нравах, господствовавших в дворянских семьях в девятнадцатом веке, писала:  «В те времена, если между женихом и невестой было менее 8 лет разницы, считалось неблагополучно».

0

3

Так неужели Чацкому 17 – 18 лет?

Посмотрим  комментарий Ю.М.Лотмана к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

«16 -17 лет дворянский юноша заканчивал учение, чтобы вступить в службу и пуститься в свет.  Однако год-два, уже выезжая в свет, молодой человек всё ещё вёл жизнь полуребёнка, живя в родительском доме и не располагая собственными денежными средствами. Около 18 лет он полностью переходил на положение самостоятельного человека, получая от родителей выделенную ему сумму собственного годового бюджета».

Таким образом…

18 лет должно было исполниться Чацкому до того, как он отправился путешествовать

Молчалин: «Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
Потом разрыв…»

Если Чацкий – ровесник Софьи, то три года назад, когда он уехал в Петербург, ему было 14 лет. Конечно, невозможно себе представить, что министры стали бы «связываться» с четырнадцатилетним ребёнком.

А ещё Александр Андреевич должен был получить достаточное для работы в министерстве образование.

А.С.Грибоедов родился в 1790 (по другим сведениям – в 1794 (95)) году в Москве.

Первоначальное образование будущий дипломат и писатель получил дома, в 1803 году поступил в Московский университетский благородный пансион, а в 1806 году стал студентом Московского университета.

Через четыре года в 1810 году в возрасте 20 (или 15 лет, что мало похоже на правду) он закончил философский факультет со степенью кандидата прав, но продолжил обучение до 1812 года на математическом отделении. Учёбу прервала война.

Очевидно, герой комедии, как и её автор, рано начал учёбу,

Но раньше многих своих сверстников сумел успешно завершить образование.

Так быстро пройти все ступени обучения мог только человек с незаурядными способностями.

В тот же Московский университетский благородный пансион М.Ю.Лермонтов был зачислен сразу в четвёртый класс в 1828 году (14 лет), а в 1830 году (16 лет, что ближе к современной норме) поступил в Московский университет, где проучился до 1832 года (18 лет), но был отчислен в связи со студенческими волнениями и поступил в Петербурге в школу гвардейских прапорщиков, которую и закончил в 1834 году (20 лет). Иван Александрович Гончаров родился в 1812 году в Симбирске, в 1822 - 1830 годах учился в Московском коммерческом училище (с 10 до 18 лет). В 1831 году (19 лет) поступил на Словесный факультет Московского университета, а в 1835 году Гончаров закончил курс в университете (и было ему 23 года). О чем говорят эти биографические данные? О том, что примерно таков был путь молодого дворянина к высшему образованию: домашнее и (или) пансионное воспитание, а затем Лицей (как у Пушкина), или университет (как у Грибоедова, Лермонтова, Гончарова и многих других), или другое высшее учебное заведение. Обучение в университете длилось от двух (для особо одарённых) до четырёх (а то и пяти) лет.

0

4

Из всего, что сказано выше, становится понятным:

Чацкий уехал из Москвы не раньше, чем ему исполнилось 18 лет, однако к этому времени он уже мог получить образование, достаточное для поступления на службу. Принадлежность к знатной фамилии открывала юноше двери министерских кабинетов.

Софья и Чацкий дружили, вместе играли и учились.

Затем Чацкий стал старше, «съехал», скорее всего, лет в восемнадцать (вспомним комментарий Ю.М.Лотмана), до этого времени Фамусов, очевидно, был опекуном молодого человека.

Александр Андреич начал жить самостоятельно, редко навещал Фамусовых (весьма возможно, что частым встречам мешала напряжённая учёба).

Потом Чацкий стал приезжать в гости чаще…

Затем вообще уехал из Москвы на три долгих года

Фамусов: «Три года не писал двух слов!

Скитался сколько лет!

Обрыскал свет…»

Где же был в течение трёх лет Чацкий?

В 1819 -1820 году герой уехал в Санкт-Петербург, затем, порвав с министрами-ретроградами, отправился поправлять здоровье на Кавказ.

Лиза: «Лечился, говорят, на кислых он водах…»

Чацкий (Горичу):  «Не в прошлом ли году, в конце,

В полку тебя я знал?»

Встреча Чацкого с Горичем «в полку» в 1820 - 1821 году – косвенное свидетельство того, что события происходили на территории России, не мог же целый полк российской армии в мирное время «обосноваться» в каком-то курортном месте Европы.

Чацкому в 1822 г. не меньше 22 лет…

Чацкий старше Софьи не меньше, чем на пять лет

Это не семнадцатилетний юноша, а молодой мужчина, получивший хорошее образование и ответственный за слова и принятые решения. Поведение Чацкого в доме Фамусова не проявление подросткового максимализма и не может быть вызвано недостатком воспитания.

0

5

Как Фамусов относится к своему воспитаннику?

Мнение Павла Афанасьевича выражено чётко и неоднозначно:

Александр Андреич Чацкий – человек неблагонадёжный, и при этом умный, хитрый, образованный, однако таланты свои применяет не для продвижения по карьерной лестнице, не для устройства своих дел, но и не для службы Отечеству.

Этот модно одетый сорванец легко тратит деньги, бездельничает, ни от кого не зависит, путешествует…

А Софья…

Чацкий старше Софьи минимум на пять лет, но, благодаря таланту автора, читатель не замечает несоответствия между настойчиво повторяющимися воспоминаниями Чацкого о детских годах, проведённых вместе с дочерью Фамусова (ей пять лет – ему 10, ей десять лет – ему 15) и «взрослым» поведением Чацкого, обилием событий в жизни героя (учёба, дружба с военными, работа в министерстве, три года путешествий), не «умещающихся» в биографии семнадцатилетнего юноши.

Можно предложить два варианта биографии Чацкого.

Родился в 1796 – 1797 году, в 16 лет в 1812 году поступил добровольцем в армию. В 1814 году (18 лет) поступил в Московский университет, который окончил в 1818 году в возрасте 22 лет («И славно пишет, переводит» (Фамусов)). В 1819 году уехал в Петербург (может быть, даже получил назначение на службу в один из департаментов). Затем, порвав с министрами-ретроградами, отправился поправлять здоровье на Кавказ.

Софья:  «Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала детскою нас дружбой; но потом

Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом;

Потом опять прикинулся влюблённым…»

Таким образом, когда Софии исполнилось 17 лет, Чацкому было 24 года или даже 27 лет, он старше героини на 7 – 10 лет, поэтому годится ей в женихи и может, как равный, разговаривать с Фамусовым, её отцом.

0

6

Но возникает проблема иного рода.

Как же прыжки с Софией по стульям и столам, обучение у одного ментора? Да, один педагог мог учить детей разных возрастов, но вряд ли разумно было проводить занятия одновременно с девочкой девяти лет и юношей 15 – 19 лет! Тут можно предположить, что София была гениальна, а Чацкий несколько отставал в развитии… Впрочем, дело не в этом. Герой действительно соответствует своему возрасту, об этом свидетельствует и речь Чацкого, и смелость в разговоре с пожилыми людьми, и уверенность в своей правоте, в знании истины, а вот героиню автор сознательно делает моложе…
Во-первых, интерес к старой деве уже невелик, и ничего нет удивительного, что засидевшаяся в невестах одинокая девушка готова коротать вечера хоть с Молчалиным. Во-вторых, героиня должна быть молода и прекрасна, иначе непонятна пылкость героя и его влюблённость. Кроме того, если три года назад Софии исполнилось только 14 лет, то что значат тогда слова Молчалина: «Любила Чацкого когда-то, / Меня разлюбит, как его»?
Значит, девочка 12-14 лет уже отвечает за свои чувства, как взрослая женщина? Не слишком ли строго судят окружающие вчерашнего ребёнка? А можно ли представить себе прыжки по стульям восьмилетней малышки и шестнадцати - восемнадцатилетнего молодого человека? Значит, «прыгали» и «прятались» Чацкий и Софья раньше, когда герой был гораздо моложе, когда ему можно было «дирать» уши за шалости.

Конечно, София ровесница Чацкого, но не ему семнадцать, а ей 24 года или 27 лет. Признать это, по тем временам, было невозможно - героиня теряла бы в глазах читателей и зрителей значительную часть своего обаяния, а в её характере наивность ранней юности превратилась бы в застарелую и неисправимую глупость, и этого автор не мог допустить.

Кроме того, снова возникла бы проблема несоответствия в возрасте жениха и невесты. Мы уже знаем, что брак между ровесниками не приветствовался в те времена, и Фамусову не было бы необходимости говорить Чацкому, что нужно сделать, чтобы претендовать на роль жениха Софии. Достаточно было бы сказать, что молодые по возрасту не подходят друг другу. Или уже можно было бы закрыть глаза на любые проблемы ради того, чтобы сбыть с рук засидевшуюся невесту.
Читатель не замечает несоответствия. Мы принимаем за чистую монету и утверждения, что София невероятно юна, и повторяющиеся воспоминания Чацкого о проведённых с нею вместе детских годах, и «взрослое» поведение главного героя, и обилие фактов его биографии, не «умещающихся» в короткие 17 – 18 лет. Всё сделано мастерски, и мы верим обману, поскольку психологически он выглядит правдоподобнее истины.

0

7

Итак, Чацкий уже не семнадцатилетний подросток, а молодой мужчина с высшим образованием, самостоятельный, ответственный и за слова, и за принятые решения.

Чацкий не служит из принципиальных соображений. Чем же он живёт? Откуда деньги на путешествия, лечение на «кислых водах»? Значит, он тратит деньги, которые поступают ему от доходов с имения. Поместье Репетилова заложено в Опекунский совет, о поместье Чацкого такие слухи не распространяются, зато Фамусов и Хлёстова очень задорно спорят, сколько душ крепостных у Чацкого, триста или четыреста.
Но триста человек – это десять классов одной школы. И вся эта толпа – взрослые мужчины призывного возраста; остальных, то есть детей и женщин, просто не упоминали при подсчёте крепостных. Это значит, что наш герой не беден, хотя и не настолько богат, чтобы соответствовать требованиям Павла Афанасьевича, предъявляемым к потенциальному жениху Софии. И наш герой живёт доходами с имения, при этом живёт весьма неплохо: он франт (значит, хорошо и модно одет), не стал бы Фамусов бедно одетого человека называть «франтом», герой позволяет себе длинные переезды, легко тратит деньги («мот»).

Чтобы «подобрать» дочери подходящего жениха, Фамусов «исследует» кредитоспособность всех молодых людей - знакомых Софии. Павел Афанасьевич знает, в порядке ли имение Чацкого, и видит, что имением Александр Андреич управляет «оплошно». Значит ли это, что герой барщину, скажем, заменил оброком? Вряд ли. Если изменения в деревне имели прогрессивный характер, это бы в лучшую сторону сказалось и на благосостоянии Чацкого. Но, видимо, находясь в разъездах и ничего не вкладывая в развитие хозяйства, наш герой так и не успел заглянуть в собственное поместье, однако денег требовал на наряды, путешествия и дорогую жизнь в столицах (Петербург, Москва). Поэтому Фамусов и считает Чацкого сорванцом и мотом.
Неизвестно, почему   А.Грибоедов  написал   «Горе от ума». Понятно другое:  вряд ли  Чацкого можно  считать «героем», как  таковым. "Чацкий - носитель прогрессивной идеи" – учили мы в  школе.  Отнюдь!  Молодой  мужчина,   единственное,   на что оказался  способным – «взбаламутить  воду», с  осевшим на дно, илом.  Фактически,  он  просто вынес  сор из  избы,  не изменив  ни  общество, ни себя,  ни  то положение, в  котором  оказался. А теперь подумаем: сделал ли  то же самое  Чацкий,  встреть, ту же  Софью,   но  влюбленную  в  него ,  а  не  в  Молчалина?

0

8

Грибоедов, творение свое "комедией" назвал не зря. И Чацкий его - такая же карикатура на молодежь того времени, как Фамусов - на московское дворянство. Ведь если присмотреться-то поближе, из-под светлого образа "нового человека" вылезает то еще мурло. Чем,  «правда  обличения»,  отличается  от обычных сплетен? Ровным  счетом – ничем! Мало того:  за  весьма  короткое  время, Чацкий  умудрился  облить грязью всех,  вплоть до  маленькой  собачки-шпица.
Вспомним   фамусовское : «Он  вольность хочет проповедать» . Вот, именно  в  этом  и  зацепка. Мы  соотносим слово «вольность» с  пушкинской  одноименной  одой, декабристами, но…все дело в  том, что Фамусов  говорил о другой  вольности: пренебрежении  общепринятыми правилами поведения. Да, в  смысле  этикета,  Чацкий  еще  не опустился до того, чтобы  сесть за стол в  грязной  одежде и  немытыми руками, он еще остается  аристократом, но его поведение, скорее  похоже  на поведение  разночинцев. Именно, поведение, а  не  суть  слов.  Оплевал  традиции  века :  «Служить бы рад – прислуживаться тошно…»  Но тут же  восхищается теми современниками, «кто служит  делу, а  не лицам»  Значит, даже в  эти  реакционные времена,  возможно было не прислуживаться, а  служить? Почему  тогда сам не  выбрал эту же  стезю?

"Искусность" беседы Чацкого хвалит Скалозуб, о его уме говорят и Софья, и Фамусов, и Репетилов:  «Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти - так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом...»

Но самую верную оценку ума Чацкого Грибоедов опять вкладывает в уста
Софьи: «этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал»

Вот,  та  единственная  задача, ради  которой  Чацкий  откровенно  хамит  всем  подряд. Ему  хочется  выставить себя  демоническо-байронической  личностью, а  вместо этого,  его  называют  сумасшедшим, более  того,  над ним смеются.
Умный  насмешник,  всегда  готов  держать ответ за  свои слова;  Чацкий  же,  поняв, что  Софья  отплатила ему  той же монетой – растерян и уязвлен. Оказывается,   не очень-то и приятно, когда о ТЕБЕ,   говорят  гадости… Его никто не боится,  он стал  смешон.  Соответственна и  реакция  «прогрессивной  личности – обычная  истерика:
«С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором, -
Безумным вы меня прославили всем хором…»

Это   говорит тот, кто  совсем недавно утверждал,  что все те, кто вокруг него, слишком  ничтожны и  заслуживают только насмешки. Каким же волшебным образом эти жалкие личности вдруг превращаются в могущественных врагов?

Но прогрессивная личность на жалобах не останавливается. Этот благородный, чистый человек без малейшего колебания сдает с потрохами свою якобы горячо любимую девушку ее отцу-самодуру:

А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам:
Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,
Я сватаньем моим не угрожаю вам.
Другой найдется, благонравный,
Низкопоклонник и делец,
Достоинствами, наконец,
Он будущему тестю равный.

Мальчик  протянул  руку  , чтобы взять  конфету, а  конфеты – не оказалось, забрали…Вот отсюда и  все истерики  Чацкого, только отсюда и  из желания,  оставить о себе  память, как  о  ярком,  умном, прогрессивным,  но  не понятом и  не принятом,   этой  толпой  консерваторов  и  лицемеров.

0

9

Странно, но либо никто  не обращал  внимание  на   критические  статьи, относительно  грибоедовской  комедии «Горе от ума», либо,   видели  в   Чацком  то, что  заставляли  видеть  школьные учителя.

Репетилов:  « Поздравь меня, теперь с людьми я знаюсь
С умнейшими!!...
Пожалоста, молчи, я слово дал молчать.
У нас есть общество, и тайные собранья,
По четвергам. Секретнейший союз...
у нас... решительные люди,
Горячих дюжина голов!
Кричим — подумаешь, что сотни голосов!..

Чацкий:  « Да из чего, скажи, беснуетесь вы столько?»

Репетилов:  « Шумим, братец, шумим...»

Чацкий:  « Шумите вы — и только?..»

А чем, собственно, занимается  сам Чацкий? Тоже  шумит, правда  в одиночку…

И, будь  Софья  помоложе  и  поглупее,  может и  дождалась она  Чацкого, и  все бы сладилось.  Но повзрослевшая,  она,   если не видит, то  ощущает, что  Чацкий  полон демонической энергии и не привязан всерьез ни к чему – ни на земле, ни на небе. Он идеальное  средство для  разрушения,  причем, бесцельного.
«Цель  грибоедовской  комедии -  характеры и  резкая  картина нравов… Чацкий – совсем не умный  человек. Первый  признак  умного человека -  с  первого взгляду  знать, с  кем имеешь дело и не метать бисер перед Репетиловыми и  тому подобными» (Пушкин)
«Это – просто крикун, фразер, идеальный  шут» -  В.Г. Белинский

0

10

Еще современники Грибоедова отыскивали прототип главного персонажа комедии среди реальных людей. Наиболее популярной была версия, что автор воплотил в образе Чацкого черты своего друга Чаадаева — выдающегося русского философа, человека блестящего ума и твердого характера. Даже внешний облик героя напоминает Чаадаева, и даже Пушкин интересовался, на самом ли деле Грибоедов списал образ с их общего знакомого. Безусловно, духовный облик Чаадаева частично отразился в образе главного героя. Но все же нельзя сказать, что в комедии выведен именно он.
Эта сильная, неординарная личность оказала влияние на мировоззрение многих современников, в том числе и Пушкина. Его биография подобна драме Чацкого. Чаадаев отказался от блестящей государственной карьеры, создал оригинальное философско-политическое произведение, где очень глубоко, исторически и психологически аргументированно определил место России в мировом процессе.

http://i004.radikal.ru/1103/10/6c90fc6cc257.jpg

Его самобытные суждения и подчеркнутая оппозиционность вывели из себя царя, и сам Николай Первый объявил Чаадаева сумасшедшим. Травля мыслителя была массовой, а слухи распространялись столь же легко и охотно, как и о Чацком: толпа не любит личностей, опередивших время и не нуждающихся в ее одобрении.
Однако в Чацком также запечатлены черты другого выдающегося современника — поэта, критика, литературоведа, декабриста Вильгельма Кюхельбекера. Беспредельно честный, бескорыстный служитель искусства, страстный и пылкий защитник свободы, демократических ценностей, Кюхельбекер всегда отстаивал свои взгляды, не глядя на неблагосклонность и неприятие аудитории. Его романтическое вольнолюбие, восторженность, доброе и доверчивое отношение к людям, максимализм в отстаивании своих взглядов, несомненно, помогли автору в создании образа Чацкого.

Автобиографический элемент также присутствует в облике главного героя. Грибоедов отразил в комедии и свои идеи и особенности характера: абсолютную независимость от общественного мнения и полную свободу самовыражения. Возможно, конфликт комедии автор почерпнул из своего жизненного опыта. Один из знакомых драматурга, университетский профессор Фома Яковлевич Эванс вспоминал, что однажды по Москве разнесся слух, будто Грибоедов сошел с ума. Сам он взволнованно рассказал профессору, что «два дня перед тем был на вечере, где его сильно возмутили дикие выходки тогдашнего общества, раболепное подражание всему иностранному и, наконец, подобострастное внимание, которым окружали какого-то француза, пустого болтуна». Взбешенный писатель разразился гневной тирадой, порицающей отсутствие национальной гордости и незаслуженное почтение к иностранцам. Светская толпа тут же объявила Грибоедова сумасшедшим, а он поклялся отразить это событие в своей комедии. «Французик из Бордо» и глупое поклонение ему фамусовского общества вызвали возмущение Чацкого: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хоть по языку нас не считал за немцев». Дружное признание Чацкого безумным, легко возникающие самые невероятные причины его душевного нездоровья — все это очень напоминает случай из жизни Грибоедова.

0

11

И все же, несмотря на сходство героя с реальными лицами, образ Чацкого — художественный, собирательный. Драма Чацкого типична для того периода русской жизни, который начался с национально-патриотического подъема 1812—1815-х годов и закончился полным крушением демократических иллюзий и усилением реакции в начале 1820-х годов. Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821-м внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 год Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828-1830 годах написал и издал историко-философский трактат: "Философические письма". Взгляды, идеи, суждения - словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора "Философических писем" постигло небывалое и страшное наказание: высочайшим (то есть лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим. Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее.
Долгое  время писали и  говорили, что образ Чацкого  дал  толчок   активным  действиям  декабристов, хотя, сам  Грибоедов, несмотря на то, что был арестован после  декабристского восстания,  был  оправдан. С него сняли  все подозрения  в  связях с  декабристами. Да, был знаком, но  не был  принят ни в  один  декабристский  Союз и не был сторонником  их  идей, особенно, относительно государственного переворота.   Как впоследствии скажет  сам А.С.Грибоедов о декабристах: « Двадцать пять поручиков захотели перевернуть мир…» 
Еще  позже, Л. Толстой  начнет писать роман «Декабристы», но так и  не закончил его, «по великой пустоте сюжета. Все декабристы суть те же "социал-женихи", предшественники проститутки и студента, рассуждающих о небе и земле. Хоть и с аксельбантами и графы. Это не трудовая Русь…»

Думаю,  лучшей  концовкой  темы  послужат слова Пушкина: « В этой  комедии, только одно  умное  лицо – автор»

0

12

Да,Лилит. тебе надо книгу выпускать: "думы современника о литературных героях того времени."
Замечательно пишешь!
По твоим словам выходит,говоря современным языком.что Чадский - славный пиарщик. http://s50.radikal.ru/i130/1007/fc/08a3e89264ad.gif
Но для меня Чадский всегда был уважаем. Почему? пока нет времени подытожить.
И вообщем то понятно все его поведение в те времена. Да,бунтарь на пустом месте. От скуки бунтарь. Ну что тогда было делать такому разгильдяю как Чадский? кино не было, бизнеса тоже))) Кстати таких как он щас пруд пруди.Каждый третий.))))
Но в основном Чадский персонаж собранный.а не конкретный.
Кстати о несходствах во врмеени грешат многие писатели.Тот же Дюма в "Монте-Кристо")))
Для нас хорошо то,что своими произведениями авторы того времени оставли нам живые примеры тех лет, обычаи,нравы,но,увы, как бы мы не пытались,до конца все понять не сможем.

0

13

Лана написал(а):

Да,бунтарь на пустом месте.

Ну  почему, на пустом?  Шел к  Софье, а  получил отказ. Вот тебе  и бунт.  http://s50.radikal.ru/i130/1007/fc/08a3e89264ad.gif  Потому и  название  теме  дала  такое. Не в  ту  комнату попал. http://s50.radikal.ru/i130/1007/fc/08a3e89264ad.gif

0

14

Лана написал(а):

Кстати таких как он щас пруд пруди.Каждый третий

Все правильно. У меня  тоже  такая  мысль появилась.

0

15

Все руки не доходили написать в этой теме.  Лилиточка, спасибо за интересную статью! Я читала раньше, что в Чацком угадывался намек на Чаадаева, но столь подробной и интересной информации не доводилось читать.
Чацкий у меня всегда вызывал как минимум непонимание, как максимум - неприятие. Молодой человек возвращается после 3-летнего отсутствия к любимой (по его словам) девушке и вместо признаний и комплиментов ей, начинает "поливать грязью" ее родню. Как выражается одна моя подруга: "Я бы занервничала";)
Кроме того - ну как-то не вызывает симпатии человек, который только и знает, что изрекает хулу. И закрадывается мысль : а может дело в нем, а не в том, что мир так плох? Ведь даже для любимой девушки он не находит слов, исполненных любви, даже признание с претензией:
"  Спешу к вам, голову сломя.
   И как вас нахожу? в каком-то строгом чине!
   Вот полчаса холодности терплю!
   Лицо святейшей богомолки!.. -
   И все-таки я вас без памяти люблю. "
И это после того как он "три года не писал двух слов".
В школе обычно противовпоставляли "хорошего Чацкого" - "плохим" Фамусову и Молчалину. Хотя их-то хоть можно понять - один заботится, как считает нужным, о счастье дочери:
"Сказал бы я, во-первых: не блажи,
   Именьем, брат, не управляй оплошно,
   А, главное, поди-тка послужи."
Думаю, любой  отец и сегодня  сказал бы примерно те же слова.
  Молчалин же пытается с нуля чего-то добиться в жизни (Молчалину даже Фамусов дает такую характеристику: "Один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой».
Они, конечно не без недостатков - несколько гротескно показаны их заискивания, подхалимство (например в рассказе Фамусова о Максим Петровиче, или молчалинское: "К собачке дворника, чтоб ласкова была"), но чем это лучше постоянного брюзжания Чацкого, который, в конце, действительно напоминает ребенка, которому не досталась игрушка - как в детском стишке:"Я на всех обижусь, в Африку уеду, конь мой деревянный увезет меня".  Хотя,  ничего не сделал, чтобы было по-другому - гадости в адрес всего и вся (в том числе и родных) - не лучший способ заслужить благосклонность девушки после долгой разлуки.

0

16

Мими написал(а):

Я читала раньше, что в Чацком угадывался намек на Чаадаева, но столь подробной и интересной информации не доводилось читать.

О-о-о...Чаадаев  был интересным человеком. Более  правдиво  он предстает в  образе  Онегина, у  Пушкина. http://s48.radikal.ru/i119/1007/33/b39bf2b53bd7.gif

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Литература » "Шел в комнату, попал в другую"


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно