АНДРЕЕВСКИЙ КРЕСТ (КОСОЙ КРЕСТ)
Его называют также диагональным или косым. На таком кресте страдал и принял мученическую смерть апостол святой Андрей. Согласно легенде, он посчитал себя недостойным быть распятым на таком же кресте, как и Христос, и поэтому попросил своих палачей повернуть его.
Римляне использовали этот символ для обозначения границы, проход за пределы которой воспрещался.
салтир
Андреевский крест символизирует единство категорий потенциальной монады, то есть нирваническую природу Реальности. Он также символизирует совершенство, число 10.
Косой крест называется в геральдике салтир и по форме напоминает букву X, первую букву имени Христа в греческом написании. Также его называют crux decussata (от изображения римской цифры 10).
Крест символизирует разных святых, в зависимости от своего цвета: золотой — святого Албана (первый британский великомученик); синий или белый — святого Андрея; черный — святого Осмунда; красный — святого Патрика.
Святой Андрей — покровитель России, и когда Петр Великий создавал русский военно-морской флот (в 1690-х годах), он принял для флага флота синий косой крест на белом фоне. Этот флаг использовался до революции 1917 года.
Андреевский крест (белый на синем фоне) примерно в XII веке был принят в качестве национальной эмблемы Шотландии. В 1606 году (12 апреля), через три года после того, как Яков (Джеймс) VI Шотландский стал Яковом I Английским, этот крест появился на новом «Юнион-флаге».
В Ирландии косой крест называется крестом святого Патрика, в честь святого покровителя Ирландии, который около 432 года н. э. принес на ирландские берега христианство. Его цвета — красный на белом фоне. Хотя ирландцы никогда не использовали его как национальный символ, этот крест был включен в геральдику флага Великобритании в 1801 году. Также этот крест присутствует на флаге острова Джерси.
ТАУ-КРЕСТ (КРЕСТ СВЯТОГО АНТОНИЯ)
Тау-крест назван так из-за сходства с греческой буквой Т (тау). Он символизирует жизнь, ключ к верховной власти, фаллос. Такую форму имеет крест в митраизме, Молот Тора («мститель», «сокрушитель»), атрибут богов грома и богов кузнецов. В геральдике это Всемогущий Крест.
Древние египтяне использовали знак Т для обозначения плодородия и жизни.
В библейские времена, поскольку этот символ был последней буквой еврейского письма, тау-крест стал означать конец мира, а также служил знаком Каина, знаком спасения израильтян, стоящих в дверях, чтобы защитить свои дома, когда Ангел Смерти прошел по Египту, чтобы «уничтожить всех перворожденных с этой стране»; это сделало знак общим символом защиты.
Альтернативные названия этого креста: crux commissa, а в христианских церквях — крест святого Антония, названный так в честь основателя христианского монашества Антония Великого (IV век).
В начале XIII века этот крест сделал своей эмблемой Франциск Ассизский.
Тау-крест выступает также в качестве креста-распятия. Некоторые полагают, что именно такой была форма креста, на котором распяли Христа. Из-за сходства с виселицей, как ее делали в древности, его также называют «крестом виселицы».
В магии Т-образный крест означает нисхождение духа из высшего плана в область земного (вертикаль) через область времени (горизонталь).
Поскольку вертикальная линия является символом «лестницы», пролегающей между Землей и областью спиритуального, довольно часто символисты изображают на этом Т-образном кресте змею, чтобы подчеркнуть мысль, что каждый, совершивший успешное путешествие в духовную сферу, обретет мудрость.
ЕГИПЕТСКИЙ КРЕСТ - АНКХ
Анкх — наиболее значимый символ у древних египтян, известный также как крукс ансата, или «ансате», или «крест с рукояткой». В этом кресте объединены два символа: круг (как символ вечности) и подвешенный к нему тау-крест (как символ жизни); вместе же они обозначают бессмертие, вечную жизнь.
Египетский анкх также олицетворяет вечную жизнь, «жизнь, которая придет», «время,
которое настанет», скрытую мудрость, ключ к тайнам жизни и знаниям, а также ключ, открывающий врата смерти.
Анкх символизирует Древо Жизни: овал — это вечность, а расширение креста в длину и ширину — непреодолимое пространство. Возможно, он символизирует также солнце, поднимающееся над горизонтом.
ХРИСТИАНСКИЙ АНКХ-КРЕСТ
Ранние христиане Египта, копты, использовали этот символ для обозначения загробной жизни. В более близкие к нам времена анкх использовался колдуньями в ритуалах, ворожбе, гадании, врачевании и помощи роженицам. Во времена движения хиппи в конце 60-х годов XX века анкх был популярным символом мира и правды.
КОПТСКИЙ КРЕСТ
Принадлежит коптской церкви в Египте.
Существует еще один вариант того же символа: четыре дуги, пересекающиеся в круге и образующие крест.
Коптской церкви в Египте принадлежит крест с четырьмя гвоздями; они символизируют те гвозди, которые использовались при распятии.
КРЕСТ ПАТЕ
Крест, края которого расширяются к оконечностям, символизирует раскрытые крылья птицы
МАЛЬТИЙСКИЙ КРЕСТ
Мальтийский крест также называют восьмиконечным крестом. Он символизирует четырех великих богов Ассирии: Ра, Ану, Белуса и Хеа. Эмблема рыцарей Мальтийского ордена.
Белый крест этой формы на черном фоне с самого начала был эмблемой военного и религиозного ордена госпитальеров, называемых также иоаннитами, которые посвятили себя освобождению от мусульман Святой земли во времена крестовых походов (1095-1272). Изгнанные в 1291 году, они перенесли свою штаб-квартиру на Родос (в 1310 году), а позднее — на Мальту (в 1529 году) — отсюда это название.
В наши дни мальтийский крест можно увидеть в Британии как обозначение Санитарной бригады святого Иоанна; также он присутствует на некоторых орденах, дающих рыцарское звание, например, на «Ордене Бани».
В филателии мальтийский крест — это первый почтовый штемпель, которым гасились почтовые отправления с 1840 по 1844 год.
КРЕСТЫ С ПЕРЕКЛАДИНАМИ
Экклезиастические кресты с двумя перекладинами означают архиепископов и патриархов, а с тремя перекладинами — папу.
Лорранский крест, или крест Лоррана, имеет две поперечные линии. Происходит от нагрудного знака фамилии Гизов, которые правили герцогством Лорранским во Франции с начала XVI века. Жанна д'Арк, родившаяся 6 января 1412 года в Домрема, неподалеку от Лоррана, как утверждается, имела именно этот крест своей эмблемой. Эта форма креста была одобрена генералом Шарлем де Голлем в июне 1940 года как символ освобождения Франции от нацистских оккупантов, а также как символ организации «Свободная Франция».
Патриарший крест — с двумя горизонтальными перекладинами — используется архиепископами и кардиналами. Это символ православной церкви, его также называют католическим крестом кардинала и крестом с двумя перекладинами. Верхняя перекладина представляет собой titulus (титулус—доску для написания имени), введенную по распоряжению Понтия Пилата. Под названием архиепископский крест он часто встречается на гербах архиепископов. Иногда его ошибочно называют лорранским крестом, хотя на последнем верхняя и нижняя перекладины размещаются на равном удалении от концов вертикальной перекладины.
Этот крест широко распространен в Греции и иногда называется анжуйским или лотарингским.
Папский крест с тремя горизонтальными перекладинами известен также под названием
тройной крест, используется в процессиях, в которых участвует папа. Три перекрестные линии символизируют власть и Древо Жизни.
Восьмиконечный крест — наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. "А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (…) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная, до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе", – обличал раскольников святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала "распяли Его" (Ин. 19:18), а потом только "Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте" (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили "одежды Его" воины, "распявшие же Его" (Мф. 27:35), а уж только потом "поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский" (Мф. 27:3.7).
Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста, именуется в Святом Евангелии все же "крестом Его" (Мф. 27:32, Мк. 15:21, Лк. 23:26, Ин. 19:17), то есть так же, как и с табличкой и подножием после распятия (Ин. 19:25). На Руси крест этой формы употреблялся чаще других.
Крест седмиконечный - эта форма креста довольно часто встречается на иконах северного письма, например, псковской школы XV века: образ святой Параскевы Пятницы с житием — из Исторического Музея, или образ святого Димитрия Солунского — из Русского; или московской школы: "Распятие" работы Дионисия — из Третьяковки, датированное 1500 годом.
Видим седмиконечный крест и на куполах Русских храмов: приведем, к примеру, деревянную Ильинскую церковь 1786 года в селе Вазенцы (Святая Русь, СПб, 1993, илл. 129), или можем видеть его над входом в собор Воскресенского НовоИерусалимского монастыря, построенного патриархом Никоном.
В свое время богословами горячо обсуждался вопрос о том, какой же мистический и догматический смысл имеет подножие как часть искупительного Креста?
Дело в том, что ветхозаветное священство получало, так сказать, возможность приносить жертвы (как одно из условий) благодаря "золотому подножию, к престолу приделанному" (Пар. 9:18), который, как и поныне у нас — христиан, по Божию установлению, освящался через миропомазание: "и помажь им, — сказал Господь, — жертвенник всесожжения и все принадлежности его, (…) и подножия его. И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится" (Исх. 30:26-29).
Таким образом, подножие крестное — это та часть новозаветного жертвенника, которая мистически указывает на священническое служение Спасителя мира, добровольно заплатившего Своей смертью за чужие грехи: ибо Сын Божий "грехи наши Сам вознес телом Своим на древо" (1 Пет. 2:24) Креста, "принеся в жертву Себя Самого" (Евр. 7:27) и, таким образом, "сделавшись Первосвященником навек" (Евр. 6:20), утвердил в Своем лице "священство непреходящее" (Евр. 7:24).
Так и утверждается в "Православном исповедании Восточных Патриархов": "На кресте Он исполнил должность Священника, принесши Себя в жертву Богу и Отцу для искупления рода человеческого" (М., 1900, стр. 38).
Но не будем путать подножие Святого Креста, открывающее нам одну из таинственных его сторон, с двумя другими подножиями из Священного Писания, — поясняет св. Дмитрий Ростовский.
"Давид говорит: "превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его; свято Оно" (Пс. 99:5). А Исаия от лица Христова говорит: "прославлю подножие ног Моих" (Ис. 60:13), — поясняет святитель Димитрий Ростовский. Есть подножие, которому поклоняться велено, и есть подножие, которому поклоняться не указано. Говорит Бог в Исаином пророчестве: "небо престол Мой, а земля — подножие ног Моих" (Ис. 66:1): этому подножию — земле никто не должен поклоняться, но только Богу, Творцу ее. И еще пишется в псалмах: "сказал Господь (Отец) Господу (Сыну) моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пис. 109:1). И этому подножию Божию, врагам Божиим, кто захочет поклоняться? Какому же подножию поклоняться Давид повелевает?" (Розыск, кн. 2, гл. 24).
На сей вопрос само слово Божие от лица Спасителя отвечает: "и когда Я вознесен буду от земли" (Ин. 12:32) — "от подножия ног Моих" (Ис. 66:1), то "прославлю подножие ног Моих" (Ис. 60:13) — "подножие жертвенника" (Исх. 30:28) новозаветного — Святого Креста, низлагающего, как мы исповедаем, Господи, "врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пс. 109:1), и поэтому "поклоняйтесь подножию (Креста) Его; свято Оно!" (Пс. 99:5), "подножию, к престолу приделанному" (2 Пар. 9:18).