Дмитрий Дидоренко
Родился 17 декабря 1967 г. С 1988 г. - студент Харьковского Художественно-промышленного института, факультета "Дизайн". Начал работать в технике акварели, тема - городской пейзаж. Его акварели - живые и дышащие улицы родного города, величественные дворцы и узкие улочки Крыма. Церкви, дворцы, дома, окна, ослепленные солнцем или омытые дождем, все имеют свое лицо, свою неповторимую индивидуальность. Каждая разговаривает со своими зрителем и рассказывает свою тайную историю. К 1990 г. около 700 работ находились в частных коллекциях СНГ и 19 странах мира. Картины рождает не взгляд художника, а рука, руководит которой внутренее солнце, - истина, известная давно, и нашедшая сегодня еще одно подтверждение.
Имя молодого харьковского художника Дмитрия Дидоренко хочется выделить прописными буквами. Даже первое и поверхностное знакомство с его творчеством и судьбой вызывает изумление, рядом с которым любое слова и формулировки представляется суетными и излишними. Подобная реакция вызвана несовместимостью между привычными представлениями о границах искусства и человеческих возможностей и реальностью, созданной силой его таланта и неукротимого духа. Его имя ассоциируется с чем-то исключительным, феноменальным, вызывающим глубокий интерес к этой незаурядной личности и восхищение ею.
Начало творческой биографии Дидоренко довольно типично для периода конца 80-х - начала 90-х годов, поры широкого интереса к изобразительному искусству, его выхода к массовому зрителю и покупателю. Талантливому студенту Харьковского художественно-промышленного института удалось достаточно быстро и прочно завоевать внимание многих любителей и профессиональных знатоков искусства. Им было создано около 700 акварелей, графических работ пером и тушью, которые разошлись по частным коллекциям Украины, России, находятся собрании 19 зарубежных стран. Живописные городские пейзажи Харькова, Крыма, решенные в несколько необычном, Фантастическом ракурсе, серия комиксов с массой занятных, ювелирно отработанных деталей - все это имело спрос. Одна из ранних графических работ "Высоты" с тех лет находится в Донецком художественном музее.
Этот многообещающий период творчества резко оборвался при драматических обстоятельствах. В годы армейской службы художник приобрел профессию сапера. Представляется, что не только романтика, но и что-то еще другое привело художника в состав поисковой экспедиции, занятой обнаружением мин периода Второй мировой войны на харьковской земле, их обезвреживанием и перезахоронением солдатских останков. Возможно, это другое - сформированное или даже наследственное чувство долга или просто судьба. В любом случае у профессии сапера есть своя печальная статистика, и в результате несчастного случая, спасая других, Дмитрий потерял зрение. Произошло это в июле 1991 г. в предместье г.Харькова во время проведения поисковой экспедиции и погребения незахроненных останков солдат, погибших во 2-ой Мировой войне.
Возрождение к творчеству началось при прозаических обстоятельствах, с телефонного звонка давнего знакомого заказчика, беседы о творческих планах и предложение вскоре устроить выставку прежних работ. Речь зашла и о новых работах, о новых планах. Так и появилась цель, наполнившая жизнь смыслом, чувством восстребованности.
Выставки Дмитрия Дидоренко, состоявшиеся в первые годы после ранения, в марте 1992 и в апреле 1993 гг. в Харькове, стали свидетельством преображения не только технического арсенала художника, но и всего образного строя. Профессиональная требовательность к себе, наработанные знания о законах композиции и цвета подвели к изобретению, что позволило специалистам из Германии обратить внимание на состоявшегося мастера. Позже в 2000 г. они занесли его имя в издание "Всеобщая Энциклопедия Искусств. Изобразительные художники всех времен и народов" 216 стр. том Мюнхен-Лейпциг. Возможно, для постороннего наблюдателя процесс создания композиций Д. Дидоренко, избравшего технику гуаши, разочаровывающее прост, лишен ореола чудесного, мистического. Но чудесен сам по себе результат, обнаруживающий удивительную чистоту цвета, сложные композиционные решение, смысловую наполненность. Около 300 произведений, созданных в 90-е годы, вылились в серии исповедального, личностного плана - "Параллельный Харьков", "Харьковские окна", "Желание", "В тур", "Крымская. Семь настроений", "Рождественская", "Любопытство" и др. В совокупности этих работ на первый план выступают не жанровые характеристики, а иносказательность, яркость образного видения. Извлеченные из глубин памяти, снов или навеянные силой конкретного переживания, они напоминают об убежденности античных мыслителей в превосходстве мусических искусств над миметическими. Очевидно и сходство с завоеваниями экспрессивного абстракционизма, сюрреализма, магического реализма, проявляющееся в некоторой зашифрованности образов, в дистанции между уровнями явных и подспудных смыслов, в том, что Василий Кандинский называл <чистым воздействием красок>.
Поводом для поэтической рефлексии может стать предвкушение от душистой сладости арбуза ("Жаркая"), серебристый тембр мелодии прощания ("Твой последний трюк"), всеет озарения или вообще чувство включенности в целостный мир, во всеобщее ("Озарение", "Храм в душе", "Открытые возможности", "нужный разрез"). Стремление к лаконизму органично сочетается с ассоциативностью образов, их смысловой многозначностью. В произведении память уцелевшего полковника вызывает резонанс арегинальность построение композиции и глубина изучена историей автором. Не лишен художник в творчестве и юмора. Еще одно поразительное свойство отличает композиции Дидоренко - светоносность цвета, обычно мягкого, нежного, почти бархатистого. Стихия цвета одновременно конкретизирует изображенное и выступает как символ духовного движения и энергии мысли. Не потому ли его работы дарят ощущение радости, просветленности?
Несколько сходных по смыслу доминируют в образной системы Дидоренко - это мотивы открытого окна, двери, арки или врат. Символика этих мотивов довольно прозрачна. Она открывает нам доступ в сложный и содержательный внутренний мир художника, по самой своей природе, по организации души и рук неспособного не творить. Энергия его творчества выливает не только в изобразительной, но и в поэтической форме. Почти каждое изображение дополняется словесными аналогом, называемым самим художником "аннотацией". На деле же это - подлинные белые стихи, еще одна ипостась его творческого духа.
Создавая эти оригинальные "дневники на обочине" в красках и в слове, мастер становится еще более интересным и значительным. Многое можно сказать о феномене Дмитрия Дидоренко, но для каждого зрителя он свой, ибо открывается особыми гранями, специалисты затрудняются и единодушно придти к точному определению названия стиля, в котором работает автор. По этому можно предположить, что Дидоренко создал свой собственный стиль и технологию создания произведения, хотя окончательную точку в этом вопросе поставит время. В его индивидуальной судьбе угадывается дух нашего непростого времени. Живет он жизнью деятельной, зная цену времени и уже упущенных возможностей. За годы, прошедшие после ранения, состоялось 16 персональных выставок не только на Украине, но и в Бостоне, Нью-Йорке, Осаке; его работы были также представлены на 25 групповых тематических выставках. В ноябре 1995 года в Донецке художнику была присуждена премия им. А. Куинджи. В 1999 он представил персональный проект в Московском международном художественном салоне, был принят в члены международной федерации художников профессионально- творческий союз художников и графиков. Еще один союз принял в свои ряды Дидоренко: "Профессиональный союз художников г. Москва" и был принят в "ЦДХ - 99".
В 2001 г мастер удостоен статуса "Ника", медали и диплома от "Международного клуба рекордсменов", а так же стипендии в области изобразительного искусства им. С Васильковского за 2003 - 2004 можно перечислять еще много грамот от губернаторов и дипломов от министерств, но питает Дмитрия признание простых людей, зрители на выставках и коллекционеров полюбивших его творчество.
Вот несколько работ художника, лишившегося привычного нам зрения
Теги: Искусство,Дмитрий Дидоренко,Лайза Фиттиполди , слепые художники,Эсреф Армаган
Отредактировано Monika (2010-08-14 14:45:05)