Конец человека
Григорий Тарасевич, редактор отдела «Науки» журнала «Русский репортер»
Евгений Гусятинский, корреспондент отдела «Культуры» журнала «Русский репортер»
Юлия Идлис, редактор отдела «Культуры» журнала «Русский репортер»
Виталий Лейбин, главный редактор журнала «Русский репортер»
Константин Мильчин, автор «Эксперт Online»
22 июля в прокат выходит «Начало» Кристофера Нолана — главный блокбастер этого лета. Леонардо Ди Каприо играет промышленного шпиона, который проникает в подсознание, сновидения и воображение других людей с целью получить секретную информацию и видит там идеи, способные привести к глобальным катаклизмам и полностью изменить реальный мир. Апокалипсис — ключевая идея христианского мира, и вера в прогресс ее не только не преодолела, но даже добавила ей правдоподобия. Массовый кинематограф методично отрабатывает все вероятные сценарии конца света и подсознательные страхи нашей цивилизации. Какие же механизмы гибели (самоубийства) нашего мира кажутся сегодня наиболее правдоподобными?
У Голливуда есть для человечества две новости: плохая и хорошая.
Плохая состоит в том, что, в отличие от ученых, которым точные сроки апокалипсиса пока неизвестны, кинематографисты знают их наверняка, и сроки эти близки. Конец света в большинстве фильмов происходит прямо сейчас или в ближайшем будущем, если уже не произошел. Действие лишь нескольких картин отнесено в следующее тысячелетие; во всех остальных человечество должно погибнуть с минуты на минуту.
Массовый кинематограф показывает нам наиболее вероятные сценарии скорой гибели — от глобального потепления до ядерной войны и смертоносных вирусов. Все это истории о том, как разные продукты человеческой деятельности выходят из-под контроля и оборачиваются против людей. Киноварианты апокалипсиса — это слабые места человечества, и случайный или намеренный удар в любое из них запросто может нас всех уничтожить.
Впрочем, есть и хорошая новость: факел апокалипсиса в руках человечества. То, что мы можем погибнуть от собственных изобретений и поступков, — обратная сторона веры человека в собственные силы. Массовое кино о конце света создает человечеству запас прочности: у каждой сказки про глобальную катастрофу есть своя позитивная мораль.
Всерьез появится основание насторожиться, только если самые правдоподобные фильмы о конце света будут все чаще выходить без очевидной морали: если катастрофа в них будет возникать ниоткуда, мистическим образом, и если герой даже теоретически ничего не сможет с ней поделать. Вот это и будет означать, что человечество действительно напугано и перестало верить в прогресс и в свои силы. Тогда и вправду пора будет копать бункеры и закупать консервы.