ВСТРЕЧАЕМ КОЛЯДУ
Сегодня навязывается мнение будто Новый год люди русские стали праздновать чуть ли не благодаря петровскому указу. Однако и во времена допетровские, значительно более древние, россияне встречали на свой лад пришествие нового времени...
Ритуал празднования Нового года очень древний – не только допетровский, но и дохристианский. Связан он с культом предков. Заканчивался один жизненный цикл, начинался другой, и в этот краткий миг «открывались ворота» из одного мира в другой – «встречались» живые и мертвые.
Нынешний новогодний персонаж – Дед Мороз – не случаен. Это образ деда-предка, приходящего «проведать» родных и близких. Христианство, органично восприняв элементы язычества, внесло свои компоненты, и со временем сложилась трехчастная форма праздников: Рождество 7 января (25 декабря – ст.ст.) – Новый год 14 января (1 января ст.ст.) – Крещение 19 января (6 января – ст.ст.).
По старому стилю (Юлианский календарь): Три самые длинные зимние ночи «Карачун» (21-24 декабря) – кульминация тьмы, а потом рождение солнца, света – прибавление дня. 25 декабря – Рождество Христово.
Канун рождественского праздника – Сочельник (24 декабря) – последний день поста. Постились «до звезды», и трапеза соответствовала поминальной – ели кутью, поминая предков.
В Белоруссии, кстати, и сейчас этот день называется «деды» – время диалога с ушедшими. Сейчас в гламурных журналах, привыкших писать о постельной жизни «звезд» и «бомонда», развивается эротическая мифология Деда Мороза. Оказывается, был злой языческий бог Трескун или Морозко, потом он стал добрым Дедом Морозом, женатым на Зиме. Потом у Деда Мороза и Весны родилась Снегурочка, ставшая ему впоследствии внучкой. Эта зимняя мыльная опера не имеет никакого отношения к правильному пониманию образа Деда Мороза.
Не было такого славянского бога Деда Мороза, ни с кем он не спал и никто у него не родился. По древним славянским повериям в виде Деда Мороза предстал твой дедушка или прадедушка, или даже твоя любимая бабушка из далекого детства, они принесли тебе праздник Новый год и подарки под Рождество.
Можно, конечно, допустить, что это родители положили подарки под елочку, но ведь им-то об этом напомнили их дедушка и бабушка из их детства. Эти дедушки и бабушки несут защиту, благополучие и покровительство своим потомкам, всем их начинаниям. Поэтому Новый год – самый семейный праздник. Поэтому на Новый год нужно вспомнить всех своих живущих и ушедших.
От Рождества до Крещения (25 декабря – 6 января) длились святочные дни – колядовали, гадали, шумно веселились. Колядование на Святки тоже связано с культом предков, ведь колядники-ряженые – это ритуальные люди. Они считались как бы посредниками между двумя мирами. «Шли мы издалека...» – странники, «дальние люди».
Колядование было удивительной возможностью изменить, как бы мы сейчас сказали, социальный статус. «Ряженые» одевались, чтобы их не узнали. Можно было выбрать «роль» и в ней пожить, поиграть. Пошалить. Освободиться от привычного, дать разгуляться эмоциям, показать широту и удаль.
Между греками и католиками в средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова демоны скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном или огненном виде, терзая, мучая, увлекая встречных и поперечных.
Переряженные или святочники умышленно представлялись личинами бородатыми, рогастыми. Колядники пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньями.
Главным даром для колядников изначально был каравай хлеба. Потом уж со временем дары стали разнообразнее – конфеты, сладости, игрушки.
На восьмой день Святок приходился Новый год. 1 января (14 января – по новому стилю) церковь отмечает день памяти святого Великого Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379), а потому в народе Новый год называли «Василь-день».
В дохристианское время на 8 день после солнцестояния древние люди приносили дары Матушке-Земле, чтобы она проснулась и дала богатый урожай. Поэтому и Василий Великий в народе считался покровителем плодородия, подателем урожая и приплода домашнего скота, особенно свиней. Еще у него есть народное прозвище «Василий-свинятник». На некоторых иконах Василия Великого изображали пасущим свиней. На Старый Новый год, как сейчас называется в народе этот праздник, на столе не лишней может оказаться свинина или печенье («козули») в виде свинюшек.
В ночь перед «вещим» Василь-днем, также как и в Сочельник, особенно верными считались предсказания гаданий. Гадали только девушки (замужним женщинам нельзя было этого делать), обычно – о женихе или урожае. Гадать могли разными способами: на воде, на кольце, на зеркалах, по башмачку и многими другими способами. Самые отчаянные девушки гадали в овинах, заброшенных избах или неосвещенных банях. Они обнажали некоторую часть тела и выставляли ее из двери бани, приговаривая: Шани меня Мани меня По голой попище Мягкой ручищей или: Мужик богатый, Ударь по ж...е рукой лохматой!
Если девушка чувствовала руку мохнатую, то предполагался богатый жених, если голая – бедный, если шершавая – то будет бить в замужестве, а если мягкая – любить. Правда, бывали случаи, что пробравшиеся тайком к двери бани парни играли роль «шершавого жениха», и такие гадания могли закончится даже психической травмой для гадающей девушки.
После христианизации Руси и до Петра подарки на Рождество – хороший урожай и довольство в доме – дети и взрослые просили не у Деда Мороза, а у Василия Великого. В православных странах Греции, Болгарии, Кипре до сих пор подарки под елочку приносит не Никола-Чудотворец (или Санта-Клаус), не лапландский Йоллопукки (в переводе с финского «Козья морда») и даже не Дед Мороз, а Святой Василий.
После перехода на григорианский календарь православная церковь продолжает в богослужении придерживаться старого стиля (разница – в 13 дней). И народный календарь аграрных работ, основанный на днях православных праздников, продолжает жить в народном сознании.
Поэтому праздник Старый Новый год остался для россиян самым «своим», интимным и душевным праздником. Пусть это не красный день календаря, но Вознесенский в стихотворении «Старый Новый год» писал: «С первого по тринадцатое Жены не ждите мужей...»
В советское время три праздника Святок преобразились так: Новый Год – Рождество (каникулы) – Старый Новый Год. В Старый Новый Год заканчивались все праздники, разряжалась елка, но все дети стремились к последним отзвукам праздника.
Поэтому, когда подходит Новый год, на всякий случай приготовьте монетку или конфетку: а вдруг к вам в дверь постучит Коляда?
Владимир Журавлев