Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Ростов-на-Дону » Донские казаки


Донские казаки

Сообщений 31 страница 60 из 119

31

Делия написал(а):

Красивый мужчина и седина ему к лицу.

Красивый...я  уже после  смерти мамы, особо  назойливым  теткам,  укорот  давала, чтобы  и  не мечтали  пристроится  к  нему  жить.   http://i071.radikal.ru/0905/c0/bbf44f05e66b.gif  А по молодости, до развода  один раз  дошло из-за  его ухажорок. http://s59.radikal.ru/i165/0905/3d/9169ba188e6d.gif  Благо, бабушка   (по маме)  вмешалась, а  папа  ее  побаивался и не спорил никогда. http://s61.radikal.ru/i173/0905/d8/985f45cd5eb0.gif

0

32

Интересные фотографии :)

0

33

Лилит,очень интересно,продолжай,пожалуйста!А моя свекровь тоже из зажиточной семьи,она рассказывала,дед ее был атаманом,а жена его-сербка(т.е.из Сербии).Самое интересное:у нее фигура,как у казачек-плечи 44размер,а попа-48,50.Эта фигура передалась моим дочкам через мужа,очень сильная кровь!

0

34

ВАЛЕРИЯ написал(а):

Самое интересное:у нее фигура,как у казачек-плечи 44размер,а попа-48,50.

Это - да. Казачки  очень следили  за своими  фигурами, несмотря на то, что  крупных  женщин не было, а  вот нижнюю часть, иной  раз специально  делали   попышней, надевая  не одну, а  две-три юбки. http://s42.radikal.ru/i096/0905/07/d9100a299a79.gif

0

35

КАЗА́КИ, этническая группа, в основном  составе русского народа. Численность в Российской Федерации — 140 тысяч человек (2002), численность потомков казаков оценивается в 5 млн. человек. В тюркских языках «казак» — вольный человек, так у кочевых народов называли людей, оторванных от своей социальной среды, по разным причинам не желавших нести груз общинных и семейных обязанностей. Разрывая связи с родом, казаки уходили в пограничные районы расселения своего народа, сбивались в группы, жили за счет охоты и промыслов, а также грабительскими налетами на земли соседних народов. Казаки охотно принимали участие в войнах, составляя передовую, легкоконную часть кочевого войска.
После монголо-татарского нашествия казаки появились и в пограничье Руси и Золотой Орды. Их ряды стали интенсивно пополняться выходцами из восточнославянских земель, и в относительно короткое время славянский этнический компонент у казаков стал преобладающим. Но еще до монголо-татарского нашествия выходцы из Руси появлялись в Степи, составляя общности типа казаков (бродники); сильно обрусела и часть кочевников, поселившаяся у русских границ (черные клобуки).
Термин «казаки» на Руси известен с 14 века. Первоначально для казаков характерна нестабильность их организации, частые смены мест обитания. В целом, в 14-15 веках казаками называли свободных людей, воинов, объединенных в «ватаги» или «шайки», которые жили на южных и восточных границах Руси, Литовского княжества, Польского государства. При этом казаки противопоставляются ордынцам, для них характерно христианское вероисповедание. К 1444 году относится запись в русских летописях о казаках южных районов Рязанского княжества. В Южной Киевщине и Восточной Подолии казаки появилось во второй половине 15 века. Русские князья старались привлечь казаков к себе на службу. В 1502 году впервые упомянуты «городовые казаки», которые за службу по охране границ получали от князя землю и денежное жалованье. С этого времени можно говорить о сословии казачества, параллельно развиваются две его группы — служилые казаки и вольные казаки. Грань между служилыми и вольными казаками легко преодолевалась. Зачастую служилые казаки уходили «казаковать в поле», а вольные поступали на «государеву службу».

0

36

В 16 веке сформировались общины донских, гребенских, терских, яицких и волжских казаков. Их численность быстро росла за счет беглого населения из разных социальных групп, особенно в периоды внутриполитических кризисов, войн, голода. После реформ патриарха Никона усилился поток раскольников на окраины Руси, в том числе и на казачьи окраины.
Со второй половины 16 века правительства России и Речи Посполитой привлекали вольных казаков для охраны границ, участия в войнах. На Украине было сформировано реестровое казачество, получавшее за службу вознаграждение. Царское жалованье в 17-18 веках стало одним из главных источников существования казаков. В 17 веке у донских, терских и яицких казаков завершилось формирование казачьего войска как относительно самостоятельного военно-политического образования, связанного с центром договорными отношениями. Казачья община сочетала функции социальной, военной и хозяйственной организации.
Значительный вклад внести казаки в освоение присоединенных земель в Сибири, Казахстане, на Кавказе и Дальнем Востоке. Основными источниками комплектования новых казачьих войск в 18-19 веках были сельские переселенцы из центра России, служилые казаки из других войск, отставные солдаты. В 1733 году было создано Волжское войско. Многие из новых казачьих войск расформировывались, а казаки переводились в состав других войск. Процесс формирования казачества в особое военно-служилое сословие завершился в 19 веке. Государство передало на «вечное пользование» казачьим войскам земли, которые они занимали, освободило казаков от рекрутских повинностей и уплаты государственных податей. Казаки пользовались правами беспошлинной торговли некоторыми товарами, безоброчной ловли рыбы, соледобычи. Главной обязанностью казаков была военная служба, на которую они являлись на своем коне, с полным вооружением и обмундированием (кроме огнестрельного оружия). С начала 18 века военная служба казачества практически превратилась в регулярную. Срок службы в 18 веке — 25-35 лет, в 19 веке — 20 лет, у уральских казаков — 22 года. Кроме военной службы, охраны границ, казаки несли дорожную и почтовую, ремонтную (часто за счет войсковой казны) повинности, проводили межевание земель, переписи населения, сбор налогов.

0

37

В 18 веке казаки привлекались для подавления крестьянских восстаний, выступлений горнозаводских рабочих Урала. В 19 веке на казачество были возложены охранные функции, в том числе подавление народных выступлений против самодержавия в центре и на окраинах. Казаки участвовали почти во всех войнах 18 — начала 20 веков.
Накануне революции 1917 года существовало 11 казачьих войск — Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское. Численность населения в областях казачьих войск на 1 января 1913 года — 9 млн. человек, из них войскового сословия — 4,165 млн. Доля войскового населения в разных войсках колебалась от 97,2% в Амурском до 19,6% в Терском войске. Казаки говорили на русском языке, выделялись говоры — донской, уральский, оренбургский. Своеобразна была речь кубанских казаков (потомков запорожцев), изобиловавшая украинизмами. Среди казаков в 19 веке было широко распространено двуязычие, особенно в Донском, Уральском, Терском, Оренбургском, Сибирском войсках.  Верующие казаки в подавляющем большинстве были православными, старообрядцы составляли значительную часть в Уральском, Сибирском, Донском войсках; были представлены и другие конфессии.
В этническом отношении разные группы казачества не были идентичными. Сходство определялось общностью происхождения, социального положения и бытового уклада; локальное своеобразие — конкретными историческими, географическими и этническими факторами.Среди казаков были представители народов Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Сибири и Дальнего Востока (калмыки, ногаи, татары, кумыки, чеченцы, армяне, башкиры, мордва, туркмены, буряты). В ряде войск они образовывали отдельные группы, сохранявшие этническую самобытность, язык, верования, традиционную культуру и быт. Участие нерусских народов в этнокультурных процессах формирования казачества наложило отпечаток на многие стороны быта и культуры.

0

38

В ранний период существования казачьих общин на Дону, Тереке, Волге и Яике ведущим занятием было разведение скота, подсобный характер имели рыболовство, охота и бортничество. До конца 18 века на Дону существовал запрет на занятие земледелием. Но с начала 19 века земледелие обычно во всех казачьих областях. В Донском, Уральском, Астраханском, Оренбургском и Сибирском войсках долгое время господствовала залежная система полеводства, трехпольный севооборот появился позже и не имел широкого распространения. Главные сельскохозяйственные культуры в Донском войске: пшеница, овес, просо, ячмень; в Оренбургском — рожь, яровая пшеница, просо; в Кубанском — озимая пшеница, гречиха, просо, горох, чечевица, фасоль, лен, конопля, горчица, подсолнечник, табак. Пахотные орудия — плуг, сабан, для рыхления почвы использовали рало с деревянными и железными зубьями, бороны; убирали хлеб серпами, косами (литовками). При обмолоте использовали каменные и деревянные катки, обмолачивали зерно при помощи животных — гоняли быков и лошадей по разостланным на току снопам. В богатых хозяйствах с конца 19 века применялись уборочные машины, нередко казаки в складчину арендовали или покупали сельскохозяйственную технику.
Животноводство имело товарный характер в Донском, Уральском и Сибирском войсках, с конца 19 века — в Кубанском и Терском войсках. Ведущими отраслями на Кубани и Тереке были коневодство и овцеводство. В казачьих хозяйствах Дона держали тягловый скот (лошадей и быков), коров, овец, птицу и свиней. В Уральском войске — лошадей, верблюдов (на юге), коров, овец, птицу и свиней (на севере). В Кубанском войске разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, свиней и птицу. В конце 19 века товарный характер приобрело пчеловодство. Рыболовство носило промысловый характер в Донском, Уральском, Астраханском, частично в Кубанском, Терском и Сибирском войсках. Орудия рыбного лова в большинстве войск были сходны: удочки, бредни, переметы. На Урале существовали особые орудия лова (ярыга — мешок из сети). Система рыболовства в большинстве войск (Донском, Терском, Астраханском и Уральском) была основана на естественном ходе рыбы из моря в реку и обратно. Своеобразием отличались промыслы на Урале, строго регламентированные, имевшие в большинстве случаев общинный характер. Рыба осетровых и частиковых пород в свежем, вяленом, копченом и сушеном виде, икра были предметом вывоза в Уральском, Донском и Сибирском войсках. Из других промыслов известны соледобыча, сбор дикорастущих растений, выделка пуховых платков (Оренбургское войско), домашнего сукна и войлока, заготовка кизяка и охота. Извоз имел большое значение в Уральском, Оренбургском, Сибирском и Амурском войсках.

0

39

Для поселений казаки выбирали выгодные в стратегическом отношении места: крутые берега рек, возвышенные участки, защищенные оврагами и болотами. Селения окружались глубоким рвом и земляным валом. Нередки были случаи смены места поселения.
В 18-19 веках специальными правительственными распоряжениями регламентировались характер застройки и планировка военных казачьих поселений, расстояние между ними. Основными типами таких поселений были станицы, крепости, форпосты, реданки и пикеты (небольшие сторожевые посты). Строительство фортификационных сооружений (крепостных стен, валов и рвов) активизировалось в периоды обострения военно-политических отношений между Россией и кавказскими, среднеазиатскими государствами. После «замирения» исчезали и укрепления вокруг поселений, менялась их планировка. Чисто хозяйственное значение имели хутора, зимовья, коши и выселки, в которых казаки содержали скот, позже рядом с ними располагались посевы. Резкий рост числа и размеров хуторов в Донском, Терском, Уральском войсках был вызван переходом к земледелию в 18 — начале 19 веков. Многие из них превратились в постоянные поселения, жителями которых были не только казаки, но и наемные иногородние работники.
Средние размеры казачьих станиц намного превосходили размеры крестьянских сел. Первоначально казачьи поселения имели круговую застройку, облегчавшую оборону при неожиданном нападении неприятеля. В 18-19 веках планировка казачьих станиц и форпостов регламентировалась правительством и местным войсковым начальством: вводились улично-квартальная планировка и деление на кварталы, внутри которых казакам выделяли участки для усадьбы, строго соблюдалась фасадная линия.
В центре казачьей станицы находились церковь, станичное или поселковое правление, школы, торговые лавки. Большинство казачьих поселений располагалось вдоль рек, иногда растягиваясь на 15-20 км. Окраины станиц имели свои названия, их жители иногда различались по этническому или социальному признаку. Дома иногородних находились как среди казачьих усадеб, так и в некотором отдалении от них.
Казачьи усадьбы обычно огораживались глухими высокими заборами с плотно закрытыми воротами, что подчеркивало замкнутость казачьего быта. Нередко дом размещался в глубине двора или повернут к улице глухой стороной. Самые ранние жилища казаков — землянки, полуземлянки и шалаши. В жилых постройках 18-19 веков на Кубани доминировали черты, присущие украинскому и южнорусскому жилищу; у уральских казаков немало сходства с русским жилищем центральных районов; у оренбургских и сибирских казаков переплелись традиции Севера и Юга России. Материалом для строительства в разных регионах служили дерево, камень, глина, камыш, в ряд районов строевой лес завозился. Хозяйственные постройки (базы, сараи, ледники, навесы, загородки для скота) чаще всего сооружались из местных строительных материалов. В казачьей усадьбе всегда строилась летняя кухня, в которую семья переезжала в теплое время года.

0

40

Во второй половине 19 века увеличивается размер жилой площади дома, выделяются кухня и спальня. В Донском, Кубанском, Терском, Астраханском и Уральском войсках распространились многокомнатные дома («круглые», то есть квадратные); часто с железной крышей и деревянным полом, двумя входами — с улицы и со двора. Богатые казаки строили в станицах кирпичные дома (одно- и двухэтажные), с балконами, галереями и большими застекленными верандами. Стены казачьей хаты украшали оружием и конской сбруей, картинами с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи. Под влиянием горских народов у терских казаков в домах лавки накрывались коврами, постель убиралась в стопу на видном месте.
Особое отношение было у казаков к военной форме. Форма и фуражка хранились как семейные реликвии. Форма сохранила ряд элементов традиционного мужского костюма (бешмет, черкеска, чекмень, бурка). Отдельные компоненты формы получили распространение в качестве повседневной одежды: китель, гимнастерка, галифе, папаха. В казачьем мужском костюме прослеживается влияние других народов. В традиционный костюм терских, кубанских и донских казаков вошли бурка, башлык, черкеска, бешмет, заимствованные почти без изменений у народов Кавказа. Уральские казаки в 18 — первой половине 19 века носили халат, чекмень, бешмет и малахай, мягкие сапоги — ичиги, покрой которых аналогичен крою сапог у татар, башкир, ногайцев. Наиболее распространенным видом обуви были сапоги. Зимой носили валенки. Лапти почти не бытовали (в конце 19 века известны как смертная обувь).

0

41

Походная одежда казака состояла из грубого суконного зипуна, подпоясанного ремнем, шаровар, убранных в голенища сапог, и шапки из овчины.
Зипун — это вид распашной одежды без ворота, с узкими рукавами, надевавшийся поверх рубахи.
Особые условия жизни донских казаков — воинов и охотников, активных защитников пограничных рубежей, страстных борцов за свободу — наложили отпечаток на культуру и бытказачества, устройство их жилищ, обычаи, обряды и, конечно, одежду.
В своеобразном облике донской казачьей одежды гармонично слились черты, характерные для многих народов. Приходили и беглые на Дон в своей русской одежде, а здесьносили одежду, которая попадала им в качестве добычи в походах и поисках.
Когда московское правительство стало присылать казакам жалованье, то в числе других предметов им присылали сукна. Существует легенда, почему казаки синие штаны стали отделывать красными лампасами. Как известно, царь присылал казакам за военную службу жалованье, которое состояло из пороха, селитры, хлеба, оружия и сукна обычно красного и синего цвета. Казаки собирались на кругу и делили все поровну. Когда очередь дошла до сукна, то выяснилось, что синего привезли в достаточном количестве, а красного —совсем мало, и когда все поделили поровну, то синего сукна досталось всем по большому куску, а красного — по небольшой полоске, которой хватило только для того, чтобы синие штаны отделать красными лампасами.
Казачки научились из овечьей шерсти ткать тонкое сукно, но домотканую одежду казаки носили большей частью дома и в походах, а во время праздников очень любили блеснутьнеобыкновенной пышностью в одежде.
Быстрый процесс экономического развития Дона в 80–90-х годах XIX века, сопровождавшийся ростом неказачьего населения, ломал рамки казачьей замкнутости, способствовалисчезновению особенностей быта, поэтому и менялся стиль в одежде.

0

42

Несмотря на изменения, которые происходили в форменной одежде казаков в XIX веке, она еще сохраняла элементы национальной одежды к началу Первой мировой войны. Нопервые же боевые действия заставили внести изменения. Так, приказом по военному ведомству от 18 октября 1915 года «Об упрощении казачьего обмундирования» в казачьихчастях вводилась гимнастерка пехотного образца и фуражки. К 1917 году казачья форма имела одинаковый вид с общеармейской, за исключением парадной формы офицеров инижних чинов, где еще сохранились фуражки с красным околышем и выпушкой по тулье.
Особое место в мужской одежде занимала шапка. Казак мог продать или пропить все, но не крест, шапку и шашку. Важную роль шапка играла при выборе атамана. На круге каждый выступающий, выходя в круг, снимал шапку, что означало покорность и послушание, приведение своей воли в подчинение, остальные казаки находились в шапках. Но когда атамана выбирали, роли менялись. Атаман торжественно надевал атаманскую шапку, а все казаки, наоборот, снимали. И с этой минуты атаман был главным.
«Единая казачья форма для всех казачьих войск была введена в 1801 году. Донские казаки носили темно-синий суконный чекмень и шаровары; обшлага, воротник и кант разного цвета в зависимости от полка; на голове кивер, высокий головной убор, украшенный белыми нитяными шнурами и кистями с султаном из белых, черных и оранжевых перьев. Чекмень подпоясывался кушаком. В летнее время вместо чекменей носили темно-синие куртки, заправленные в шаровары. В такой форме изображались казаки на старинных гравюрах периода Отечественной войны 1812 года»
В конце XIX века казаки расстались с чекменями, как когда-то с зипунами и кафтанами. Форма донцов стала строже и проще: синий мундир с красным кантом на обшлагах и наворотнике, синяя фуражка с красным околышем и красным кантом, брюки с красными лампасами, форменная шинель, папаха с красным верхом и сапоги.
Общий стиль одежды казаков сложился в быту на протяжении длительного времени, он всегда соответствовал облику казака, его образу жизни, труду, идеалу красоты.
Все детали в казачьей одежде определяли ее особенно-сти, создавали ее колорит.

0

43

Очень живописной была праздничная одежда казачек, особенно жен богатых казаков. Казаки щедро баловали своих любимых дорогими подарками. Верхнее платье казачки - кубелёк - шилось из шелка, парчи, бархата с высокой талией и застёжкой спереди. Пояса отделывались золотом, серебром драгоценными камнями. Нарядной и богатой была зимняя одежда. Каждая казачка получала в приданное "донскую" шубу, которая шилась на меху (лисьем, беличьем или овечьем) без талии, без застежки, с длинными рукавами, без воротника, но опущенная по краям дорогим мехом выдры. Верх шубы шили из шерсти, шелка, парчи или бархата. С шубой одевали сапожки-красноголовки с железной подковой под каблуком, надевали круглые собольи шапки с плоским верхом, унизанные жемчугом. Наряды казачьи, особенно шубы и пояса, стоили так дорого, что выстроить курень и обзавестись хозяйством стоило дешевле. Казаки, как известно, народ православный, поэтому все женщины обязательно носили головной убор. На голову надевали шлычку (колпак). Которая затягивалась тесёмкой и держала причёску, колотовочку (платок), закрывавшую до половины лоб, виски и уши . А сверху надевалась большая шерстяная шаль с набивным турецким рисунком. Девушки носили как верхнюю одежду рубаху с высоким стоячим воротником и очень широкими рукавами. Женщины надевали сверху сарафан, кубелёк или сукман (верхнее платье). Яркий женский костюм в 80-х годах XIX века ушел из быта. И преобладающим на Дону стал комплект женской одежды, состоящий из юбки и кофты, его называют "двойка" или "парочка".

0

44

Женская  одежда, которая  хранится  в  музеях , 46–48 размеров. Это свидетельствует о том, что казачки соблюдали посты и имели красивые фигуры.
У костюмов,  очень красивые линии силуэта, цветовые гаммы, линии кроя. Мода того времени очень интересна. Она говорит о хорошем вкусе казачек. Яркие цвета одежды свидетельствуют о том, что ткани для нее подыскивали, готовили к празднику, они, в свою очередь, создавали праздничный настрой, легкость фактуры, цветовые эффекты.
Женские юбки были самые длинные, девичьи короче, но и те другие очень широкие, прямого или расклешенного покроя. Юбок носили много - пять и даже девять, иногда они выглядывали снизу, чтобы показать дорогие кружева.Юбки казачки носили  летом — легкие, зимой — теплые, из шерсти.
В то время праздничные юбки изготавливались из покупной ткани: ситца, сатина, бархата, батиста, нанка, малескина, репса, кашемира. Самые модные юбки шили в то время чаще из бенгалина. Чего только нет на этих юбках, сборки и оборки по подолу, клинья, пуговицы, бисер, ленты, кружева, оторочка другой тканью. Одевали по 4–5 нижних юбок. Чем богаче была казачка, тем больше юбок. Теплые юбки шили на теплой подкладке и внизу со щеточками. Они не давали низу подола изнашиваться.
С этими юбками носили "кирасы" - плотно облегающие корпус кофты с небольшой баской до бедёр, рукава длинные, в верхней части расширяющиеся - с "дулями", а ниже плотно облегающие руку. Воротник небольшой, стоечкой, застёжка спереди на частых пуговицах. В начале XX века вошли в моду плиска - плюшевое ватное пальто, отделанное черными лентами и кружевами. А также бурнус - пальто с расшивками. На женскую одежду заметное влияние оказал мужской военный костюм - медные пуговицы, пояса, канты, глухие ворота или стойки. Шили очень красивые кофты или блузки из того же материала, что и юбки. Украшения блуз были тоже очень разнообразны: кружева и прошвы, жемчуг, бисер, ленты, пуговицы. Сказалось это и на выборе темных цветов платья: синих и черных.
Детских костюмов, как таковых не было, детей одевали так же, как и взрослых.

0

45

А рукодельницами были казачки отменными. Собирались вечерами, пряли и вязали. Вязали чулки шерстяные на спицах из сученой шерсти — черные, белые или узорные: сверхубелые, ниже — черными полосами и зигзагами. Носили чулки с обувью. А в начале XX века пришла мода на резиновые галоши. Их стали носить с белыми шерстяными чулками, исейчас нам приходится на станичных улицах встречать отголоски этой старинной моды.
Почти у каждой женщины на Верхнем Дону была коклюшная шаль или косынка, но вязать на коклюшках умели не все. И работа мастериц-коклюшниц пользовалась большимспросом.
В конце XIX века пришла к нам и новая мода на обувь. Появились полусапожки с цветными гарусными чулками, башмаки с ушками, чирикú (черевики), гусарики.
«Чирикú — праздничные туфли с гладкой кожаной подошвой, вырезом сверху, с ушками и бантиком. Носили их летом по сухой погоде. Надевали их и на шерстяной чулок. Чулки носили без подвязок.
Были и гусарики — праздничные кожаные цветные сапожки на каблуке, в конце XIX века их носили девушки и женщины из зажиточных семей. Пожилые женщины ходили в ботинках с провками, в которых только задник, бока и носок отделаны кожей; носили их с галошами. А суровой зимой носили валенки мужчины и женщины только из зажиточныхсемей. Валенки с короткими голенищами надевали по дому, а с длинными — в дорогу» .
По сей день сохранилась у нас мода на обувь, вязанную крючком из сученой шерстяной пряжи без завязок. У многих казачек пожилого возраста можно их увидеть и сейчас.
А еще по вечерам казачки ткали пояса. Ткали их для своей семьи из шерстяных ниток, голубых, синих, красных, черных, белых. Такой пояс носили поверх рубахи, юбки. Длина пояса была 1,5–2 метра и ширина 3–4 сантиметра. На концах пояса делалась бахрома из оставленных ниток. Для мужчин плели широкий пояс из шерсти (синей или красной). Пояс назывался кушак. Им подпоясывали сукмáн.

0

46

В начале XX века в обиходе у молодых женщин появилась «шлычка», которая надевалась на пучок волос и прикалывалась блестящей шпилькой. Вот как рисует облик Аксиньи М.А. Шолохов в романе «Тихий Дон». «Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком „шлычка…» .
Мода на платки была всегда. В быту встречались платки из холста с тканым узором по краям, обшитые бахромой из шерсти, из набивного ситца (по красному фону синие, желтые,зеленые, черные цветы), платки из атласа или шелка, алого, зеленого, синего, желтого цвета, в крупную и мелкую клетку (с кистями по краям). Платок был будничным и праздничнымголовным убором. Девушки носили платки, завязав их под подбородком. Женщины делали завязку платка сзади. Зимой носили полушалки или шали — «бумажные» или шерстяные. «Во второй половине XIX века особой популярностью среди казачек стали пользоваться павлово-посадские платки и шали. Свое существование павловские платки берут с 1863 года, когда Яков Лабзин открывает кустарную мастерскую по набивке шалей и платков на тонкой шерстяной ткани — кашемире. Первоначально рисунок на платках был не крупным, многие шали имели восточный орнамент в подражание турецким и индийским» .
Но в начале XX столетия стали изготавливать платки с алыми, белыми, желтыми розами. Эти платки можно было приобрести в станичных лавках и магазинах.
Таким образом, в заветном сундуке казачки скапливался большой набор платков, предназначенных для каждого случая жизни: для сенокоса, свадьбы, поминок, посиделок, для воскресенья, для покрывания под шаль и т. д. Старинные русские тканые шали и набивные платки и сегодня восхищают красотой, бесчисленностью сказочных узоров, удивительносмелыми композициями, праздничными цветовыми сочетаниями.
Удивительно красивые платки, шали, подшальники ткались и изготавливались способом ручной набивки в многочисленных мелких мануфактурных заведениях России. Спрос на них был огромный. «Стоили шали баснословно дорого и как великая ценность продавались за золото. Мерное полотно под названием „кашемировоењ не замедлило привлечь внимание зарубежных деловых людей. Так, мерное полотно помещицы Веры Андреевны Елисеевой из Нижне-девицкого уезда турки покупали и увозили в Турцию, разрезали его на куски, пришивали к нему свою бахрому и продавали даже в Багдаде и Басре, выдавая за всемирно известные в то время шали индийского княжества Кашмир» .
На общем фоне казачьей женской одежды платок не только служил ярким цветовым акцентом, но и мягко обрамлял лицо.
Любили казачки в праздники надевать и украшения: монисты, ожерелья. Они изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Из жемчуга бусы носили более состоятельные казачки.

Женщины долго сохраняли одежду тех мест, откуда они пришли на Дон. Историк В.Д. Сухоруков писал, что одежда жен казачьих старшин отличалась восточной пышностью и богатством. В одежде особенно чувствовалось влияние Востока. Казаки приходили из военных походов и приносили красивые украшения матерям, женам, сестрам, детям.
Головы казачки должны были обязательно покрывать. Покрытие головы связано с поверьем древних славян о том, что волосы женщины обладают магической силой. Выходя замуж, она становилась членом чужого рода и, чтобы не принести вреда своему мужу и его родне, должна была тщательно скрывать свои волосы.

0

47

И, естественно, казачки очень следили  за  кожей  лица. В качестве  отбеливателей  и  увлажнителей  кожи, использовали  сметану  и простоквашу, а  если  приходилось   работать под  палящим  солнцем, надвигали   на  лицо  платочек так, чтобы  на него не падали  солнечные  лучи. Из  косметики  использовали  сурьму,  подводя  бровки  и  помаду для  губ. Белое  лицо, черные  брови и  алые губы - канон  красоты  казачки.

Основой питания казаков были продукты земледелия, животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства. Среди способов приготовления и употребления пищи доминировали традиции русских, сильным было влияние украинской кухни. В приемах обработки, хранения и консервации пищевых продуктов немало заимствований у народов Кавказа, Средней Азии, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока (замораживание мяса, рыбы, пельменей, молока, сушка творога, овощей, фруктов и ягод). Повсеместно наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске. Хлеб выпекали в русской печи (на поду или в формах), из кислого теста пекли пироги, пирожки, шаньги, булки, блины, оладьи. У уральских казаков в хлеб, предназначенный в дорогу, запекали яйца. Праздничным и повседневным блюдом были пироги с начинкой из рыбы, мяса, овощей, круп, фруктов, ягод.
Из пресного теста пекли лепешки (преснушки), бурсаки, колобки, кныши, маканцы, орешки, розанцы (хворост). Готовили их в русской печи или обжаривали в масле. Лепешки нередко готовили на сковороде без жира, аналогично традициям хлебопечения у кочевых народов. Из кислого заварного теста готовили булки и крендели. Блюда из муки, заваренной в кипятке, — затируха, джурьма, баламык, саламат составляли основу постного рациона, их готовили во время рыболовного промысла, в дороге, на сенокосе. Галушки, вареники, лапша, пельмени входили в число блюд повседневного и праздничного стола. Из муки варили также кулагу (муку заваривали фруктовым отваром), кисель для поминальной и постной трапезы. Большую роль в питании играли крупы; каши на воде и молоке, в них добавляли овощи (тыкву и морковь). На основе каш готовили пшенники (из пшена и риса), с добавлением яиц и масла. «Каша с рыбой» была известна у уральских, донских, терских и астраханских казаков.

0

48

Основой для приготовления многих блюд было кислое молоко. Сушеный сыр (крут) был распространен у многих войск. Кубанские казаки делали сыр согласно традициям адыгейской кулинарии. Во многие блюда добавлялся каймак — топленые в русской печи сливки. Ремчук, сарсу — блюда из кислого молока, заимствованные у кочевых народов, бытовали у уральских, астраханских, донских казаков. Из молока делали также варенец, ряженку, сметану, творог.
Блюда из рыбы — основа питания донских, уральских, астраханских, сибирских, амурских, частично кубанских казаков. Рыбу варили (уха, щерба), жарили (жарина), томили в печи. Из рыбного филе готовили котлеты и тельное — блюдо, известное также у поморов. На праздничный стол подавали пироги с рыбой, заливную и фаршированную рыбу. Из икры частиковой рыбы делали котлеты и фрикадельки. Рыбу сушили, коптили, вялили (балык). Из мяса готовили первые блюда (борщ, щи, лапша, похлебка, суп), вторые блюда (жаркое с овощами, жарина, пожарок), начинку для пирогов.
Самым популярным овощным блюдом у кубанских, донских и терских казаков был борщ с мясом, у уральских — щи из мяса, капусты, картофеля и крупы. Морковник, тыквенник, тушеная капуста, жареный картофель входили в повседневный рацион. Кубанские и терские казаки готовили блюда из баклажанов, помидоров, перца, согласно традициям кавказской кухни. Также как и туркмены уральские казаки делали вялушки из дыни, только после вяления на солнце томили их в русской печи. Овощные блюда с квасом (окрошка, редька тертая) были популярны у сибирских, забайкальских, оренбургских, уральских и донских казаков. Бахчевые культуры — арбузы, дыни и тыквы доминировали в пище многих войск в летнее время. Арбузы и дыни солили. Мякотью арбуза заливали соленые помидоры, огурцы, капусту. Широко распространенным блюдом из арбузной и дынной патоки у донских, астраханских, уральских казаков был бекмес. Терские и кубанские казаки добавляли в блюда пряные приправы из трав. Дикорастущие плоды (терн, вишня, смородина, алыча, яблоки, груши, орехи, шиповник) употреблялись повсеместно. Терские и кубанские казаки варили мамалыгу из кукурузы, парили ее в русской печи, отваривали. Из фасоли, гороха и бобов варили каши и жидкие блюда. Черемуху широко употребляли забайкальские казаки, пекли пряники (курсуны), делали начинку для пирогов.

0

49

Казаки пили квас, компот (узвар), кислое молоко, разведенное водой, сыту из меда, бузу из солодкового корня. Хмельные напитки подавались к праздничному столу: брага, кислушка, чихирь (молодое виноградное вино), самогон (горилка). Среди казаков большой популярностью пользовался чай. Он проник в повседневный быт во второй половине 19 века. Чаепитием завершались все праздничные, часто и ежедневные трапезы. Забайкальцы пили чай с «забелой» из молока, масла и яиц, добавляя в него пшеничную муку и конопляное семя. Старообрядцы соблюдали запрет на употребление чая, заваривали дикорастущие травы и коренья.
Кстати сказать, сейчас  в  Ростове, тебя  могут пригласить  "на  кофе", который  давно  пользуется  особой любовью. Естественно не  растворимый, а  натуральный. Но  приглашение "на  кофе", не означает, что тебя  кофе и будут  поить.  Обязательно   блюда  из синеньких (так  на Дону  называют баклажаны) - острые и  вкусные - как  закуска,  помидорчики-огурчики  соленые, квашеные  или  маринованые, капуста. Мясные  блюда, отдельно только на праздничные столы  подаются, а  так  его готовят  с  картошкой  и овощами. И называется  это  "соус". Иногда, на скорую  руку  жарят  картошку, но, обязательно, на  сале (свежем  или  соленом). Если  борщ, а  его  чаще  готовят на Дону, так  от него - не оторваться. Вино стараются  домашнее  подавать на стол. Причем, неважно, что у  тебя  нет  собственного  сада.  Летом и  по осени, фрукы и  ягоды, достаточно дешево можно купить, а  уж  рецепты  приготовления  вина, можно  поспрошать у  знакомых. Мужчины  предпочитают  водку или  коньяк.  Вяленая  или  жареная  рыба - очень  популярна. На рынках ее  много. Свежую  вам и  почистят, и  разделают (если  она  крупная). Икру, если  ее  много  женщины  сами  солят, а  если  нет - пекут  икряники, те.  смешивают икру  с  тестом, как для  оладьев,  подсаливают и  жарят в  масле.

0

50

Пироги, пирожки со всевозможными  начинками - да,  пекут. Но  часто  делают  хворост. Причем - разнообразный. Иногда - просто  льют жидкое  тесто в  кипящее  масло и  получается  совсем  воздушный  хворост,  иногда -  нарезают   тонко раскатанную  лепешку  на  прямоугольки,  делают  посредине разрез,  протаскивают одну половинку прямоугольника  через разрез  и  получается "бантик". А на  праздники  хворост  пекут "розочками".

Из  безалкогольных напитков  делают  компоты.  Т.е. из фруктов  и  ягод  варят  компот и  закатывают его  в  баллоны. Или  варят  узвар  из  сухофруктов, причем, без  сахара.  Не из  экономии (у  нас  на еде  не экономят). Просто  фрукты и  ягоды, когда их  много  и так  создают  сладко-кислый  вкус. Кабачки,  коих тоже  много  растет, часто  делают "ананасами" в  компотах. Для  этого,  берется  кабачок,  очищается  от кожуры,  семечек  и  нарезается  на  квадратики (около  1 см.),  добавляется  желтая  алыча (в  одинаковых  пропорциях,  сахар  по  вкусу,  все это  заливается  водой и  варится, как  копмот. Затем закатывается в  баллоны. Зимой  открываете,  вкусный  сок, а  кабачки не  отличить от  ананасов.
В общем,  готовить казачки  любят,  угощать - еще  больше. http://s61.radikal.ru/i173/0905/d8/985f45cd5eb0.gif

0

51

Лилиточка, с большим удовольствием читаю тему! Столько нового узнала! http://i016.radikal.ru/0906/f9/4a4e4b353689.gif

0

52

Хворост литый.

Взять 1 стакан сухой муки, 2 ложки сахара,  смешать со стаканом молока, чтобы тесто было жидкое, положить 4 желтка и 4 взбитые белка, размешать.
Спускать тесто в кипящее масло через маленькую воронку ниточкою по разным направлениям так, чтобы хворост имел вид сетки. Подрумянить его с обеих сторон, выбрать на решето на пропускную бумагу, подать горячим, осыпав  сахарной  пудрой.

Хворост литый - 2 :

Растереть добела 6 желтков с сахаром, всыпать немного муки так, чтобы тесто было жидкое, размешать до гладкости. Спускать тесто в кипящее масло с ложки - ниточкою.

Хворост - 1

1 яйцо, 2 стол.ложки воды, 4 стол.ложки водки, мука.

Замесить тесто. Муки взять столько, сколько возмет. Тесто должно быть крутым. Разделить тесто на 4 части, каждую из которых необходимо очень тонко раскатать, разрезать на полоски - примерно шириной три сантиметра и длиной восемь. В середине каждой полученной полоски сделать надрезик и продеть один конец. Жарить в подсолнечном масле, предварительно сильно его раскалив. Хворост готов как только появится чуть золотистый цвет. Готовый хворост остудить и посыпать сахарной пудрой.

Хворост-2

4 яйца, 1 стол.ложка сметаны, 1/4 стакана молока, 2 стол.ложки водки или коньяка, 1 чайн.ложки сахара, соль, около 3-х стаканов муки.

Смешать все компоненты, тонко раскатать, нарезать полосками,  сделать разрез  посредине, протащив  через него  один  край  полоски  и жарить в подсолнечном масле.
Готовый  хворост посыпать сахарной  пудрой.

0

53

"Розочки"

1/2 стакана молока, 1 стол.ложка сметаны, 3 желтка, 1 стол.ложка сахара, 1/4 чайн.ложки соли, 2.5 стакана муки.

Раскатать готовое  тесто  тонким  слоем,  широким бокалом  или  тонкостенным  стаканом,  нарезать  кружочки. На  кружочках  сделать надрезы не  доходя  до  центра,  сантиметра  на  два. Слепить  по три  кружочка по центру  яичным  белком так, чтобы  разрезы  на  кружочках не совпадали. Осторожно  наколов   готовую  "розочку"  вилкой,  опустить ее  в  кипящее  масло и  придержать,  чтобы  лепестки   хорошо  раскрылись.
Таким  же  образом  можно  делать и  "хризантемы",  если  надрезов  будет  больше.
Как  только   "розочки"  станут  залотистыми - вынуть  их  шумовкой  и  посыпать сахарной  пудрой.
Сделать  все  "розочки"  нужно заранее, потому, что печется  все очень  быстро.

0

54

"Ананасы" из кабачков

Берем кабачки средней спелости. Очищаем от кожуры и удаляем сердцевину. Оставшуюся часть режем  кубиками толщиной 1 см. Укладываем в чистые стерилизованные банки. Сверху укладываем  горсть  (с  десяток, если она  крупная) желтой кислой алычи. Заливаем горячим сахарным сиропом 50% концентрации (1 кг сахара на 1 л воды).
Время стерилизации: 0,5 л - 10 мин; 1 л - 12 мин. Закручиваем, переворачиваем вверх дном, укутываем.

0

55

"Ананас" - 2

Кабачок режем кубиками и засыпаем примрно половиной стакана сахара, добвляем сок половинки лимона.
Добавляем немного воды и варим на медленом огне, не давая  бурно  кипеть, до готовности. Кабачки должны быть не слишком  мягкие, но и  не  жесткие.

Мы  называли  это  блюдо  "пышечки",  бабушка  моя  очень  вкусно их  готовила, но оно  не из  донской  кухни. Это  уже  кабардинское  блюдо, которое  готовят и  терские  казаки.

"Лакумы"

Все ингридиенты, как всегда, на глаз.
В тeплом молоке разводим дрожжи, добавляем соль и муку. Замешиваем довольно клейкое тесто, но оно должно быть гуще чем на оладьи. Даeм тесту подойти, в идеале два раза, но можно и один. Стол присыпаем мукой и выкладываем тесто, раскатываем пласт толщиной 1 -1, 5 см.  и режем на квадратики или треугольники, кому как нравится. В сковородке нагреваем растительное масло( масла должно быть много, как для фритюра) и выкладываем  лакумы, жарим с обеих сторон пока они не зарумянятся, даeм стечь лишнему маслу.
Лакумы можно есть с чем угодно - с салатом, сыром, мясом- как хлеб, вареньем; их можно запивать чаем, кефиром. В общем очень универсальное блюдо.
И одна и  вторая  бабушки, добавляли  еще  и  сахар, чтобы  они  получались  чуть  сладковатыми.

0

56

А были ли среди казаков бедные? Как в остальной России? Те,которых называли голытьба. Которые и пошли за большевиками,чтобы "отобрать и разделить".

0

57

Делия написал(а):

А были ли среди казаков бедные? Как в остальной России?

Были, конечно. Но это из  тех, кто  дома  предпочитал  сидеть,  да и  дома, не особо  работал. Еще  были такие, что  жили  одинокими, бобыли или  бобылки.  Чаще  всего, казачьи семьи, как  я  и писла, были  многочисленными,  в  одном  дворе  жили  дети, невестки, внуки, племянники (если  с  родителями что случалось). И  хозяйство  совместное  вели,  и  подарки всем  поровну привозили  из  походов.  Тогда семья  была  крепкая  и  каждого могла  на ноги  поставить.  Кроме того,  бывали  случаи,  когда  казачка  выходила  замуж  за  чужого (кацапа, хохла), вот тут - помощи  не жди. Решила по-своему - управляйся  сама.
Там, где  нет  большой  семьи, нет  главы  семьи - самого  старшего - все могло быть. 
А вот в  семье, отец мог  отходить  своего сын  нагайкой при внуках и  правнуках, если тот  накуролесил.   Женщину  при детях  не наказывали, иначе, как  потом  они ее  слушаться  будут?  Тихо, чтобы  никто не  видел, "мозги  вправлял" отец  или  мать (свекр или  свекровь).
За всеми  детьми  следила, иной  раз,  самая  старшая  невестка. Дочек незамужних, особо не  нагружали  подобной  работой,  нагуляться  давали. Не в плохом  смысле, естественно. Но ей - самое  лучшее  и  дорогое, самое  вкусное. В общем,  дочерей  в  казачьих  семьях к хозяйству  приучали  (шить, вязать, готовить),  но и баловали  безмерно. Потому  и  вырастали они  с  мыслью, что  они - свет в  окошке. Такое  отоношение  и у  мужей  к  ним  было. Мог и  кулаком  по столу, и  нагайкой  пригрозить, но  и  подарками  заваливал, и  прислушивался к  ней.
К невесткам,  тоже  хорошо  относились, если  те уважали  семью, в  которую  ее  взяли.  Короче,  каждый  получал, что заслуживал.

0

58

А это  лакомство  пекла  летом, в  основном,  моя  бабушка  по папе.  Называются  они  "Шулики", но  она  их  называла "МаковОчки". И я вечно  таскалась  к  ней, из-за них.  http://s61.radikal.ru/i173/0905/d8/985f45cd5eb0.gif  Мак в  выпечке и  по сих пор люблю.

"Шулики"

2 стакана муки, 4 ст.  ложки  молока , 1   яйцо ,  мак (количество -  по желанию)

Яйца растереть с медом, добавить промы­тый и запаренный мак , замесить с остальными компонентами крутое тесто. Сформировать небольшие  шарики  и  запечь их  в  кипящем  масле. Вынуть  шумовкой, дать стечь маслу  и  полить  растопленным  медом.

0

59

Сегодня  вечером  постараюсь  еще  выложить  рецепты  первых и  вторых   казачьих блюд  и кое-что  из  засолок.

0

60

Мими написал(а):

Лилиточка, с большим удовольствием читаю тему! Столько нового узнала!

Спасибо. http://s58.radikal.ru/i160/0905/bc/6c976cff5a15.gif

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Ростов-на-Дону » Донские казаки


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно