Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Народные промыслы, ювелирное искусство » Народные промыслы


Народные промыслы

Сообщений 61 страница 90 из 117

61

Изготовление Холуйской шкатулки - длительный и трудоемкий процесс, секреты которого сохраняются с момента возникновения этого художественного промысла и известны только холуйским мастерам.
На начальном этапе создания уникальной холуйской лаковой миниатюры из качественного древесного картона прессуются многослойные трубки, форма и размер которых очень разнообразны. Эти трубки называются навивами. Они пропитываются горячим льняным маслом, а затем сушатся в специальных печах, пока масло не затвердеет.
Холуйский мастер из такого навива делает заготовку будущей лаковой миниатюры- полуфабрикат, на который предстоит нанести грунт. Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины.
Высушенный грунт шлифуют, и красят шкатулку красным и черным лаком, после чего она попадает в руки художника, владеющего секретами создания уникальной лаковой миниатюры Холуя.
Рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошел из глубины веков. Такими красками работали мастера древней Руси, создавая свою знаметитую иконопись. Минеральный порошок растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом. Правильно приготовленные краски - одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. Холуйский художник работает тончайшими беличьими кистями. Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишневой смолы, что придает холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность.
Расписанная шкатулка покрывается несколькими слоями лака. Лаковое покрытие выравнивается на специальных матерчатых кругах.
Заключительный этап создания лаковой миниатюры - полировка. Лак полируется до тех пор, пока не исчезнут мельчайшие царапины. Качественная полировка подчеркивает художественные достоинства лаковой миниатюры, выявляет ее яркость и глубину.
http://s11.radikal.ru/i183/1003/37/11518acb4b5c.jpg

0

62

О Холуйских мастерах иконописи впервые упоминается в документах 1613 года.
Исследователи иконописных художественных промыслов Палеха, Мстеры и Холуя указывают, что раньше всего иконописание возникло именно в Холуе. В XVII веке Холуйская слобода была признанным центром иконописи.
Холуйская иконопись развивалась на основе традиций византийского иконописания.
http://s60.radikal.ru/i170/1003/76/8a08fd374c59.jpg

0

63

Мими, отличный материал! http://s58.radikal.ru/i162/0910/7d/2931f5a9f1a7.gif  Лаковая миниатюра очень нравится!

0

64

Серега, спасибо! Мне тоже лаковая миниатюра нравится, чуть позже еще выложу ;)

0

65

Ждём!

"Просто" лиственница...

http://i078.radikal.ru/1003/15/7098f73d7875.jpg

+1

66

Лунарик88 написал(а):

Очень нравятся Сергеево Посадские платки.......

Я тоже их люблю,у меня аж 4 штуки(от сверови один,дочь подарила,сама раньше купила,на работе давно подарили).Их часто не ношу,вот они все новые.

0

67

Серёга написал(а):

"Просто" лиственница...

И "просто" ... КРАСИВО !!!
Люблю новые работы, еще не используемые. Можно каждую линию, волну рассматривать до бесконечности !!!11 http://i016.radikal.ru/0906/f9/4a4e4b353689.gif
ПРОСТОТА......... ЗАЛОГ  СОВЕРШЕСТВА !!! http://s55.radikal.ru/i147/0906/8c/9ed374b293ec.gif

0

68

Серега написал(а):

"Просто" лиственница...

Шикарно! какой яркий, гармоничный узор,  такие солнечно-медовые разводы! http://i016.radikal.ru/0906/f9/4a4e4b353689.gif

Федоскинская миниатюра - вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.
Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) козырёчное производство. Несколькими годами позже Коробов побывал на фабрике Штобвассера, в Браушвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше и завёл на своей фабрике изготовление популярных в то время табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком. Во второй четверти XIX века табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.
http://s61.radikal.ru/i172/1003/92/167d08e0c174.jpg

Отредактировано Мими (2010-03-04 17:37:37)

0

69

После смерти П. И. Коробова фабрика непродолжительное время находилась во владении его дочери Е. П. Коробовой, перейдя затем по родственной линии в собственность московским купцам Лукутиным, которым принадлежала на протяжении восьмидесяти пяти лет. Расцвет производства приходится на вторую половину XIX века, когда фабрикой владел А. П. Лукутин. Изделия этого времени называют «лукутинскими». Мастера работали на фабрике по найму, многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. Известны имена некоторых из них — С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др.
Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.
http://s50.radikal.ru/i130/1003/c6/bdc4e2161f34.jpg

http://i070.radikal.ru/1003/ee/9480e1b4f7a1.jpg

0

70

«Федоскинская лаковая миниатюра» исполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются замалёвок (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.
Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе. Ассортимент изделий фабрики был очень разнообразен — ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру коробочки, крышки альбомов, чайницы, очёчники, кошельки, пасхальные яйца и др. Последний из Лукутиных — Николай Александрович, известный московский промышленник, коллекционер и меценат, поддерживал федоскинское производство, не приносившее ему прибыли. В 1893 году им был построен новый усадебный дом, в котором разместились и живописные мастерские. В 1904 году, спустя два года после смерти Н. А. Лукутина, фабрика была закрыта.
http://i065.radikal.ru/1003/9b/6625226b5a11.jpg

0

71

В мае 1910 года десять мастеров учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея. В 1912 году в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской. Уже в 1913 году изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве. Некоторое время изображение этой медали штамповалось на оборотной стороне выпускавшихся изделий. В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеров непосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрыть мастерские. Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923 года, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве.
Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу. Большую творческую помощь в 1930-х годах оказали федоскинским миниатюристам известные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко.
В настоящее время традиции федоскинской миниатюры развиваются, в основном, художниками, работающими самостоятельно. Среди них — Г. И. Ларишев, А. А. Толстов, А. И. Козлов, С. И. Козлов, Ю. В. Карапаев, Н. М. Солоникин, В. Д. Антонов, С. С. Чистов, Е. Ю. Хомутинникова, О. Д. Сенько, а также молодыми художниками.
http://s004.radikal.ru/i207/1003/93/3f0af2ae8ec8.jpg

http://s47.radikal.ru/i115/1003/6a/36e0733d32fb.jpg

0

72

Лунарик88 написал(а):

И "просто" ... КРАСИВО !!!

Мими написал(а):

Шикарно! какой яркий, гармоничный узор,  такие солнечно-медовые разводы!

http://i051.radikal.ru/0906/96/fdd72f36a931.gif Спасибо!

Мими, тема очень интересна! Иллюстрации - просто абалдеть! http://i016.radikal.ru/0906/f9/4a4e4b353689.gif

0

73

Мимиша,очень красиво! http://i016.radikal.ru/0906/f9/4a4e4b353689.gif

0

74

Торжокское золотое шитье

Вышивальный промысел промысел, зародился в Торжке с 13 в. и получившил широкое развитие в 18 в. . В это время торжокские мастерицы вышивали по заказу и на продажу головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки и различные детали праздничного народного костюма, а также предметы церковного обихода. При вышивке по плотным тканям применяли главным образом так называемый "кованый шов" (представляет собой ряд плотно уложенных по картонной форме стежков, создающих впечатление монолитности. Рабочая нить образует рисунок по изнанке, золотная – по лицевой стороне) и шов "в прикреп" по настилу (золотые нити кладутся по определенному пространству вертикальными рядами и прикрепляются в известном порядке стежками шелка. Порядок этих стежков и образует узор).
http://i053.radikal.ru/1004/ca/fe45a2005c2c.jpg

0

75

О славе торжокских вышивальщиц и уровне их мастерства свидетельствуют многочисленные заказы, поступавшие от русского двора. Им неоднократно заказывались парадные платья для членов императорского дома, например, для Екатерины II и Александра II .

Рисунки для вышивки составляли сами мастерицы. Наиболее характерны растительные узоры, основным мотивом которых была ветка розы с цветами, бутонами и листьями, дополненные завитками, усиками, блестками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону.
http://s56.radikal.ru/i154/1004/bf/1e31de3c44d8.jpg

0

76

Во второй половине 19 столетия вследствие изменения моды и из-за высокой стоимости золотной вышивки спрос на торжокскую вышивку значительно снизился, и промысел, да и искусство золотного шитья в целом переживали значительный упадок.

Заботу о сохранении традиции золотного шитья взяла на себя новоторжокская земская управа, открывшая в 1894 году учебно-показательные мастерские и обеспечившая сбыт изделий. Большую роль в развитии промысла сыграла А. Н. Пашкевич, художник кустарного отдела земства, преподававшая в учебной мастерской композицию и рисунок для золотошвейных и кружевных изделий. На рубеже 19-20 веков искусство торжокских швей было отмечено высшими наградами крупных международных выставок в Париже, Лондоне, Турине и др.
http://i057.radikal.ru/1004/d8/fb60e92861ef.jpg

0

77

Учебно-показательные мастерские продолжали свою работу и после Октябрьской революции. В 1923 году на их базе была основана профтехшкола для подготовки инструкторов по вышивке, а уже в 1928 году ее выпускники объединились в торжокскую золотошвейную артель имени 8 Марта, выпускавшую преимущественно знаки отличия для Красной армии, и лишь в небольшом количестве традиционные изделия тюбетейки, бювары, декоративные подушки, сумочки. На предприятии, преобразованном в 1960 году в фабрику, выпускались знаки отличия Советской армии и малыми тиражами закладки, панно, очешники и т. д.

Традиции золотного шитья продолжаются и в наши дни. В последние годы возобновилось шитье церковных облачений и утвари.Существует также музей золотого шитья в Торжке.
http://s49.radikal.ru/i126/1004/57/56fc713e9f03.jpg

http://s58.radikal.ru/i159/1004/45/a6c9eb93da03.jpg

0

78

Бог мой...какая  вышивка... http://i016.radikal.ru/0906/f9/4a4e4b353689.gif  Мимиша,  потрясающе! http://s58.radikal.ru/i162/0910/7d/2931f5a9f1a7.gif  Спасибо http://s56.radikal.ru/i152/0906/e1/e7a06e16842a.gif

0

79

Лилиточка, я рада, что поравилось!  http://s56.radikal.ru/i152/0906/e1/e7a06e16842a.gif

0

80

Обалденный материал. http://i016.radikal.ru/0906/f9/4a4e4b353689.gif  Обзорно, конечно, обо всём знала, но так красочно! Спасибо, Мими! http://s58.radikal.ru/i161/0906/e6/4bc0a24d9f48.gif

0

81

Спасибо, Козерожка!!! :)

0

82

Полюбовалась Федоскинской миниатюрой - в ней есть НАСТРОЕНИЕ, душу трогает...

А вот Торжокское золотое шитье и платки - почему-то не "цепляют", хотя глазами вижу и мастерство и виртуозность работ...Хотя  вышивка с котиком, и с луной, и с солнцем - тоже хороша...но все же не так трогает, не пойму почему...наверное, не люблю черный фон... :dontknow:

Спасибо, Мимишек!  http://i051.radikal.ru/0906/96/fdd72f36a931.gif

0

83

Талушка, и тебе спасибо большое за отзыв!

Вот нашла информацю еще об одном промысле:

Нижнетагильские расписные подносы

Подносный промысел на Урале возник в середине XVIII века в Нижнем Тагиле. Отсчет истории тагильского подносного промысла начинается с даты символической и условной - 1746 год - самые ранние сведения о железных подносах с художественной отделкой, выявленные в архивах.

http://s19.radikal.ru/i192/1005/35/610ede3718e4.jpg
  Среди  тагильских лакировщиков,особенно ярко и уверенно раскрылся талант художников Худояровых - Вавилы и Федора. Потомственные иконописцы, используя самые простые приспособления - кисти, масло, доску и куранты для растирания красок, лак - они так освоили тайны лакировки, достигли в ней такого навыка, который граничил с искусством и переходил в него. Худояровы использовали многие приемы декора иконописи: серебро, металлические пески, золото. Владели техникой цыровки по разным землям (цветному фону). Цыровка (цырь) - интересный, изысканный древний прием, применявшийся в орнаментации икон. Секрет "цыри" состоит в том, что поверх золота густо заливали красочный фон. Краски твердели. После этого тонкой иглой осторожно соскребали красочный слой до золота, создавая золотые узоры по цвету. Узоры, получаемые таким способом, отличались большой изысканностью. Лак, используемый мастерами в покрытии своих изделий, известный под названием "тагильского", превосходил все используемые другими мастерами лаки своей удивительной прочностью и прозрачностью. Такой лак, с любовью нанесенный умелой рукой, без пузырьков воздуха, соринок и других неприятных мелочей, придавал краскам особую драгоценную цветовую яркость, дивную трепетную сочность, едва уловимые переливы тончайших оттенков.

0

84

В нач. XIX в.была учреждена промышленником  Н.Н. Демидовым   школы живописи (1806-1820 гг.). В школу принимались мальчики с 12 лет на полное господское обеспечение. Учебный курс был рассчитан на четыре года.Выпускники школы живописи самым положительным образом оказали влияние на качество росписей.  Особенно это коснулось такого сорта тагильских подносов, как подносы-картины.
http://s005.radikal.ru/i210/1005/5f/667e61711693.jpg

В начале 19-го века, когда заводы стали испытывать трудности с рабочей силой, заводовладельцы принимают меры по принудительному изменению состава промысла: мужчин-живописцев заменили женщины.

0

85

Мими написал(а):

Среди  тагильских лакировщиков,особенно ярко и уверенно раскрылся талант художников Худояровых - Вавилы и Федора.

Очень знакомая  фамилия.. В памяти, но откуда, в  связи с  чем? Такое  впечатление, что из  художественной  литературы... Купец Худояров?...
  http://s59.radikal.ru/i165/0905/3d/9169ba188e6d.gif

0

86

http://s001.radikal.ru/i196/1005/cd/0905276173ed.jpg
В начале ХХ века промысел поддерживали несколько артелей в Нижнем Тагиле, после войны - завод эмалированной посуды.
В настоящее время интерес к лаковой живописи на Урале не угас. В Нижнем Тагиле существует училище, выпускающее художников, занимающихся росписью по металлу. Нижнетагильский поднос был представлен на многих российских и международных выставках и снискал всемирное признание и славу.
http://i070.radikal.ru/1005/a7/c62a4deed6d9.jpg

0

87

Lilitochka написал(а):

Такое  впечатление, что из  художественной  литературы...

Похожая фамилия - Мухояров (из "Обломова"), может по созвучности ассоциируется?

0

88

Мими написал(а):

Похожая фамилия - Мухояров (из "Обломова"), может по созвучности ассоциируется?

Нет, я  даже  думала, что из  пьес Островского...Был  такой  -хан Худояр. Но вот откуда он у  меня  в  памяти -загадка...

А подносы - сложно назвать подносами и, уже тем более, пользоваться ими. Картины... http://i016.radikal.ru/0906/f9/4a4e4b353689.gif  http://s58.radikal.ru/i162/0910/7d/2931f5a9f1a7.gif

0

89

И, все-таки, из пьес  Островского, хотя,  по-моему,  у  Шаляпина  есть песня  о разбойнике Кудеяре... http://s61.radikal.ru/i173/0905/d8/985f45cd5eb0.gif 

.."Злоупотребления и беззакония трактовались в его произведениях не как порождение последнего царствования, недостатки которого могут быть устранены реформами нового царя, — они выступали в его пьесах как последствие длинной цепи исторических обстоятельств, борьба с которыми имеет также свою историческую традицию. В качестве героя, воплощающего эту традицию, в «Воеводе» изображен легендарный разбойник Худояр, который

…народ не грабил
И рук не кровянил; а на богатых
Кладет оброк, служилых да подьячих
Не жалует и нас, дворян поместных,
Пугает крепко…

Этот народный герой в драме идентифицируется с беглым посадским, скрывающимся от притеснений воеводы и объединившим вокруг себя обиженных в недовольных".
На самом  деле - историческая  личность. На русский  манер  звался  Кудеяром, и его былое  ханство - не отрицается, был  достаточно богат и без грабежей.

0

90

Уже приходится потрудиться, чтобы найти информацию о других народных промыслах, не столь широко известных, как, скажем, Хохлома или Гжель. Но зато, когда нахожу - бываю воистину вознаграждена  красотой совершенно новых для меня изделий, традиции которых складывались годами (чем-то эти изделия напоминают мне народные песни, если такое сравнение уместно) ;)
Казаковская филигрань
Филигрань (от латинских слов "нить" и "зерно") - один из древнейших видов художественной обработки металлов. При изготовлении филигранных изделий использовали скрученные проволочки и маленькие шарики ("зернь"). Узор из тонкой медной проволоки накладывали на бумагу, приклеивая по нарисованному контуру, затем элементы узора соединяли при помощи пайки.
На  Руси скань была известна очень давно. Филигранные изделия встречаются еще в раскопках курганов IX века. В России одним из крупнейших центров сканного производства становится село Казаково Нижегородской области.
http://s43.radikal.ru/i100/1005/34/8cd6c54fef1c.jpg

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Народные промыслы, ювелирное искусство » Народные промыслы


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно