Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Байкал » Байкал-краса планеты


Байкал-краса планеты

Сообщений 31 страница 60 из 165

31

Ой какие веселушки-хохотушки...! http://s58.radikal.ru/i160/0905/75/3aff2391e53a.gif

0

32

Делия, тема - супер!!! Супер!!! http://s56.radikal.ru/i152/0906/e1/e7a06e16842a.gif

0

33

Спасибо всем за лестные оценки! Я вас всех очень люблю. http://i051.radikal.ru/0906/96/fdd72f36a931.gif

0

34

Легенда о Золотай Чаше

В легенде, услышанной А. П. Окладниковым в глухой якутской тайге о далеком море Баягале (Байкале), о жестоком степном царе и золотой чаше, рассказывается, что на дне моря Баягала видна была драгоценная золотая чаша и сидевшая возле нее женщина редкой красоты. Алчный властитель здешних мест ? царь ? воспылал страстью к морской красавице и так же страстно захотел овладеть ее золотой чашей. Он не раз посылал нырять за нею самых смелых юношей своего народа, но ни один из них не вернулся назад.

В это время существовал обычай умерщвлять стариков, достигших преклонного возраста. Но один юноша настолько любил отца, что даже под страхом смерти нарушил жестокий обычай и спас своего слепого отца, спрятав его. Когда очередь нырять за золотой чащей дошла до этого юноши, отец сказал ему, что чаша и красавица находятся не на дне озера, а на высокой горе над ним и только отражаются в воде. Юноша взошел на гору, добыл красавицу и золотую чашу, а гордый и жестокий властитель народа после этого бесследно исчез. С тех пор стариков перестали убивать. Аналогичная легенда рассказывается и бурятами.

http://pic.ipicture.ru/uploads/091024/1RQSkCStYa.jpg


Легенды острова Ольхон

Остров Ольхон является главной сакральной точкой священного Байкала, географическим центром этнической территории бурят, проживающих в Предбайкалье и Забайкалье. Он изобилует сакральными объектами общенародного значения. Два из них - это гора Жима (Ижимей) на мысе Ижимей и мыс Бурхан (Пещерный, Шаманка). Гора Жима находится на восточной, гористой стороне острова. Считается, что название связано со словом "эжэн" (хозяин, горный владыка). Мыс Бурхан двумя высокими каменными гребнями вдается в воды Байкала и вместе с другим скалистым мысом - Богатырь - создает единый ансамбль-триаду.

Легенда о Ижимее повествует о том, что с монголами, заселявшими прежде побережье Байкала и Ольхон и исповедовавшими шаманскую веру, жил уважаемый тэнгриями могучий шаман Награй боо с женой Заграй хатан. Когда тэнгри Угутэй нойон задумал переселить монголов в Забайкалье, Награй боо попросил оставить его на Ольхоне. Тэнгри разрешил ему остаться, к тому же в качестве дворца подарил гору Ижимей, а вместо детей, которых у него не было, дал орла.

По другой версии, божество грома Угутэй нойон, сын Неба, пожелал поселиться по соседству со знаменитым ольхонским шаманом Награй боо и его женой Заграй хатан. Но затем уступил шаману свой дворец на Ижимее и стал жить в пещере мыса Бурхан.

Мыс Бурхан в народе известен прежде всего как место пребывания хозяина Ольхона (Ойхони эжэн Хан Хото бабай, Ойхони Буурал бабай, Ута саган нойон, Ойхони Ехэ бабай Ялабша). Здесь он пребывает как на скале, так и в ее пещере.

По кудинской версии, Бохо Тэли, соперник Бохо Муя, стал Гужир тэнгрием, женился на дочери западного неба Тэмэ ногон и имел от нее трех сыновей - Эрлэн хана, Гэгэн бурхана (Далай-ламу) и Хан Хото бабая. Третий сын стал хозяином острова и живет в большом дворце в озере Байкал. В его подчинении целый аппарат духов (ноеной суглан). Хан Хото бабай женат на дочери восточного неба Саг саган тэнгри по имени Саг сагай саган и имеет сына-орла.

Существуют и другие природные памятники: скала Дева и мыс Хобой (Клык) - северная оконечность Ольхона, круто обрывающаяся в холодные байкальские воды. С юга очертания этой скалы напоминают величественную женскую фигуру с четко очерченными головой, носом, подбородком, грудью. Всего на Байкале тридцать скалистых островов, четырнадцать из них находятся в Малом море, т.е. в районе Ольхона.

ВИД НА СКАЛУ ШАМАНКА С ОЛЬХОНА

http://pic.ipicture.ru/uploads/091024/tf7dU3c4UG.jpg

МЫС КОБЫЛЬЯ ГОЛОВА

http://pic.ipicture.ru/uploads/091024/j36QKVWnst.jpg

+1

35

География Ольхона
Ольхон, самый крупный остров Байкала, расположен в средней части озера, вблизи западного побережья. Остров вытянут вдоль берега Байкала, длина Ольхона 73 км (между мысами Хобой и Умыш-Тамэ), ширина достигает 15 км. Площадь острова Ольхон около 700 кв.км, длина береговой линии около 210 км.

Часть Байкала, заключенная между западным побережьем озера и островом Ольхон, представляет собой уникальное водное пространство с особым микроклиматом и носит название Малое Море, говорящее об исключительности и известной самостоятельности. Юго-западная оконечность Ольхона отделена от побережья Байкала проливом Ольхонские Ворота, имеющим репутацию самого коварного места на Байкале.

Существует, по крайней мере, две версии происхождения названия острова, обе проистекают из языка коренных жителей Ольхона - бурят. Согласно первой, название острова произошло от слова «ойхон» - «лесистый», согласно второй - от «ольхан» - «сухой». Обе вполне соответствуют облику Ольхона - он одновременно и сухой, и лесистый, поэтому отдать предпочтение какому-нибудь одному варианту затруднительно.

Западное побережье острова Ольхон, омываемое водами Малого Моря, большей частью пологое, со скалистыми мысами и глубоко вдающимися в берег бухтами. Восточное, напротив, горное, скалистое, круто обрывается в Байкал, глубоких бухт здесь нет. Именно на южном побережье Ольхона находится самая высокая точка острова - гора Жима (1274 м), возвышающаяся над Байкалом на 818 метров. И всего в 11 километрах от высшей точки Ольхона находится самое глубокое место Байкала - отметка 1637 м. В этих местах крутизна подводного склона вблизи острова достигает 30-40 градусов.
Мыс Саган-Хушун. Западное побережье острова Ольхон.
Южная часть Ольхона и, частично, северная оконечность степные, на остальном пространстве произрастают сосновые, лиственничные и березовые леса. В средней части западного побережья острова, начиная от мыса Хужирский до мыса Саса, берега песчаные. Поросшие соснами и лиственницами, рассеченные скалистыми мысами, они оставляют незабываемое впечатление.

Ольхон достаточно велик для того, чтобы иметь собственные озера. Самые крупные и известные: Нурское, сливающееся с заливом Загли при высоком уровне воды в Байкале; Ханхой, с целым ожерельем археологических памятников; Шара-Нур, единственное соленое озеро на Ольхоне; Нуку-Нур, с невероятным количеством водных живых организмов.

Рек на Ольхоне нет, известна лишь пара небольших ручейков, достигающих Байкала. В лесной части острова встречаются небольшие источники, питающие немногочисленные болота. Несмотря на маловодность, на Ольхоне на глазах возникают новые ручьи. В сентябре 2004 года я обнаружил ручей в северном конце Сарайского залива. Он был лишь немного слабее ручья, текущего вблизи поселка Харанцы. Пройдя вдоль русла вверх по течению, я обнаружил, что ручей вытекает из небольшого оврага, который, по-видимому, сам ручей и промыл. Длина ручья - 100-150 метров.

ВИДЫ ОЛЬХОНА

http://pic.ipicture.ru/uploads/091024/FV77CadrGB.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/091024/wWfNI9RRI5.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/091024/L6ODTlTeMn.jpg

Отредактировано Делия (2009-10-24 21:59:16)

+1

36

Климат Ольхона
Самые теплые месяцы на Ольхоне - июль и август. Зима довольно мягкая и малоснежная, но более длинная, чем на материке. Весна и лето наступают позднее, чем на материке. На острове Ольхон выпадает очень малое количество осадков, около 200 мм в год - норма для полупустынь. Южная и юго-западная части острова - самые сухие места не только на Ольхоне, но и на всем Байкале. Виной тому - Приморский хребет, через который переваливают воздушные массы по пути к Ольхону. Преодолевая хребет и скатываясь в байкальскую котловину, они нагреваются, что приводит к падению относительной влажности. В итоге, дожди, предназначавшиеся Ольхону, выпадают на восточном побережье Байкала. Обычный ольхонский дождь - это десять капель в час, но случаются на Ольхоне и очень сильные дожди, и затяжные ненастья.

Ветер на Ольхоне дует часто и подолгу, при этом преобладают ветры северо-западного направления. Среднее количество дней с ветром более 15 м/с равно 148. Благодаря тому, что Ольхон вытянут вдоль Приморского хребта, сам являясь его отрогом, остров испытывает на себе всю силу горного ветра, включая самую свирепую его разновидность - сарму.

ВИДЫ ОЛЬХОНА

http://pic.ipicture.ru/uploads/091024/c5Szm1X0cL.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/091024/kBCHxHLUIg.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/091024/TRs5d5M83H.jpg

0

37

Население острова Ольхон

Люди очень давно поселились на Ольхоне - в Сарайском заливе найдена стоянка древнего человека эпохи палеолита, возраст ее оценивается более чем в 13 тысяч лет. В настоящее время Ольхон - единственный обитаемый остров на Байкале. В нескольких небольших поселках проживает около 1500 человек, в основном, коренное население - буряты. Род занятий - рыболовство и скотоводство. Самый большой поселок на острове - Хужир с населением около 1200 человек. Здесь находится единственное на Ольхоне промышленное предприятие - самый крупный на Байкале Маломорский рыбозавод.

Фауна и флора

Живая природа Ольхона в значительной степени пострадала от мощного антропогенного воздействия. По вине человека в последние десятилетия с Ольхона исчезли большой баклан, дрофа, волк, марал, косуля, сокол-балабан. Еще в XVIII веке на острове полностью извели соболя. Редкостью стала нерпа, обожавшая погреться под солнышком на прибрежных камнях. Встретить это уникальное животное теперь можно только на восточном берегу Ольхона. В самые последние годы с Ольхона полностью исчез гнездившийся здесь солнечный орел (он же императорский орел, орел-могильник). Тот самый священный Белоголовый Орел, герой многих древних байкальских легенд, сын Хозяина Ольхона, прародитель ольхонских шаманов, которому до сих пор приносятся жертвоприношения.

В настоящее время на острове обитает 135 видов птиц (кулик, утка, тетерев, глухарь, даурская галка, рогатый жаворонок, белопоясный стриж, каменка, трясогузка и др.). Двадцать видов млекопитающих (рысь, лисица, заяц, белка, хорь, ласка и др.), в том числе эндемичный зверек - ольхонская полевка, встречающийся только в прибайкальских степях; три вида пресмыкающихся и один вид земноводных. Из крупных хищников изредка в зимнее время встречаются одиночные волки, которые проникают на остров по льду. Крайне редко тем же путем заходят и волчьи стаи. Медведей на Ольхоне нет.

МЫС САГАН-ХУШУ

http://pic.ipicture.ru/uploads/091024/7WnKCPq1AE.jpg

МЫС ХОБОЙ

http://pic.ipicture.ru/uploads/091024/MEpnPURjSl.jpg

0

38

Мона написал(а):

Так что вся надежда на твою тему,Делия!

С радостью! Чем могу-помогу! http://i051.radikal.ru/0906/96/fdd72f36a931.gif

0

39

Делия, любуясь завораживающей красотой Байкала, не могу не отметить, как много общего у народов, проживающих так далеко друг от друга! Начиная от этимологии многих слов и кончая обычаем обвязывать разноцветными лоскутками священнные деревья!  http://s58.radikal.ru/i161/0906/e6/4bc0a24d9f48.gif

0

40

Спасибо Ниночка!

0

41

Это - что-то невозможное,  настолько красиво  все!!! http://s46.radikal.ru/i111/0905/1e/6ad435fe09cf.gif

0

42

Красиво :)

0

43

Дааа...действительно: Магия Байкала.
Коасота,глаз не отвести...))))

0

44

Lilitochka написал(а):

Это - что-то невозможное,  настолько красиво  все!!!

Очень красиво и очень интересно!!! http://i016.radikal.ru/0906/f9/4a4e4b353689.gif Сложновато только читать ольхонские легенды...

0

45

Ну вот ,кажется я и вернулась. Во всяком случае,уже могу сидеть.

Скала Аяя

На берегу Байкала в одноименной бухте находится священная белокаменная скала Аяя с древними писаницами бронзового и железного веков. Это место в древности являлось общекурыканским межплеменным культовым центром, где проводились ежегодные грандиозные тайлганы в честь главнейших покровителей-божеств Неба-Земли-Воды. Для проведения такого общенародного праздника требовалось большое «Мировое дерево», аналогом которого являлась сопка Ёрд и большая вода (озеро Байкал, именуемое бурятами священным морем - Байгал-далай). Около скалы Аяя происходили главные ритуалы и церемонии, куда имели доступ только избранные особые жрецы.

Собравшаяся масса народа, не принимавшая участие в главных ритуалах и обрядах возле скалы Аяя, устраивала грандиозные круговые танцы вокруг горы Ехэ Ёрд, которые продолжались шесть дней и ночей. Через эти два сакральные места буряты и их этнические предки - курыканы осуществляли контакт с небесными божествами, отправляя туда свои молитвы и жертвоприношения. И через эти же священные места в ответ на проведенные ритуальные действия нисходили к ним небесная благодать, богатство, счастье, размножение детей и скота.

БУХТА АЯЯ

http://pic.ipicture.ru/uploads/091102/LC40p8HSl5.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/091102/E2WFGRDBpH.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/091102/96Gh9Cl7Oq.jpg

Б. Аяя, о. Фролиха

Губа Аяя привлекательна своей совершенной красотой. Говорят, что и ее название возникло от возгласа удивления: "Ай-аяя, какая красота!". На Северном Байкале эта глубоко врезанная в сушу губа, со всех сторон окруженная крутыми берегами, имеет славу одного из самых красивых мест северо-восточного побережья. Бухта Аяя вдается в сушу на 4 км и имеет прекрасный песчаный пляж. Восточный берег губы низкий, с широким песчаным пляжем, за ним в глубь суши тянется постепенно повышающаяся равнина, поросшая кустарником и лесом. На восточном берегу в губу впадают два ручья, северный из них называется Аяя.

На входе в бухту Аяя находится подводный риф, который в 20 м от мыса выступает скалой над поверхностью воды на 1,1 м. В солнечную погоду здесь можно часто наблюдать отдыхающих нерп.

В 8 км от губы Аяя в горах находится живописное ледниковое озеро Фролиха - один из самых известных и привлекательных для туристов объектов на Северном Байкале. Легче всего попасть на озеро из бухты Аяя. В месте впадения ручья Аяя в Байкал начинается хорошая 8-километровая тропа на оз. Фролиха, по которой легко достичь озера за два часа. Живописный ландшафт озера, подковообразно раскинувшегося среди густо заросших хвойным лесом высоких гор, ежегодно привлекает сюда туристов со всего мира. В начале лета и поздней осенью на вершинах гор лежит снег. Окружающие озеро высокие горы расчленены глубокими долинами. У восточного берега находится гора Медвежья высотой 1200 м над уровнем моря. Озеро находится в глубине побережья среди дикой тайги. Попасть на него можно только пешком и еще требуется попутный катер из Северобайкальска на восточное побережье Байкала, поэтому туристов здесь бывает не так много, как на других популярных местах Байкала. С юго-востока в озеро Фролиха впадают две реки: Левая Фролиха и Даватчанд, протекающие параллельно в одной и той же долине. В северо-восточной части озера, откуда вытекает река Фролиха, находятся два покрытых лесом небольших острова и широкий полуостров Валунный, живописная панорама которых открывается при подходе к озеру через перевал из бухты Аяя. Широкий полуостров Валунный - естественная моренная плотина, по обе стороны которого запруженная вода находила сток через узкий Окуневый залив и затем через реку Фролиху в Байкал. Площадь водной поверхности составляет 16,5 км2, глубина до 80 м. Температура воды в озере летом 18-20 С. Вода прозрачная. Длина озера - 9 км. По периметру озеро около 35-40 км, тропы вокруг озера нет, а нагромождение крупных валунов древнего ледника, крупно-глыбовые осыпи и крутые берега, чередующиеся с заболоченным берегом, густо заросшим хвойным лесом, превращают попытку обхода озера по берегу в утомительное занятие. Скорость передвижения не превышает километра в час. Отсутствие троп по берегу озера способствует сохранению озера и его побережья в первозданном виде. Тропа проходит выше озера по его юго-восточному побережью. В озере, из которого вытекает одноименная река, впадающая в Байкал, водится уникальная для Сибири красная рыба даватчан - реликтовая форма ледниковой эпохи. В самом Байкале даватчан (Salvelinus alpinus var erythrinus Georgy) встречается редко, преимущественно в районе губы Фролиха и на прибрежных участках от реки Томпы до Верхней Ангары. Мясо рыбы даватчан красное, иногда ее ошибочно называют форелью. Озеро богато рыбой. Здесь водятся таймень, ленок, щука, хариус, сорога, окунь. Помимо гольца-даватчана, внесенного в Красные книги России и Бурятии, в озере Фролиха обнаружены два водных растения, причисленных к доледниковым реликтам. Это полушник щетинистый, растение в виде пучка темно-зеленых шиловидных листьев, и шильник водяной.

Текст: С. Н. Волков

http://pic.ipicture.ru/uploads/091102/Z2r1nG0HNm.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/091102/7AWh5HQ4f1.jpg

0

46

Сэгэндэ и Барто

Племя элэт (олод) или сэгэнут жило прежде на южной стороне Байкала. Оно убило своего военачальника и, боясь наказания, пошло вниз по Селенге, перешло через Байкал и поселилось между кудинскими и верхоленскими бурятами, где оно размножилось до трехсот колчанов, то есть умеющих носить оружие.

Племя элэт сильно обижало окружающих бурят из племени булагат, экирит и других, отбирая у них жен, дочерей и даже скот. Тогда булагаты и экириты сошлись между собою и уговорились уничтожить все племя элэт. С этой целью булагаты и экириты пригласили все племя элэт, угостили их, напоили допьяна. Когда все элэты стали пьяны, буряты перебили всех мужчин и жен, дочерей и имущество разделили между собой. От этого побоища остались только два человека, которые были на охоте. Их имена были: Сэгэндэ и Барто. Они были дядя и племянник. Когда Сэгэндэ и Барто пришли с охоты, они увидели, что их племя все перебито и все их имущество разграблено; осталась одна только черная овца, которую грабители не заметили. Тогда дядя с племянником, взяв черную овцу, убежали от кудинских бурят и остановились ниже местности, где ныне Александровский завод. Тут они жили некоторое время. Однажды племянник Барто пошел на охоту, а дядя остался. После ухода племянника дядя заколол единственную черную овцу и начал есть. Когда вернувшийся племянник узнал, что дядя заколол овцу, он рассердился и сказал: «Овца могла расплодиться и со временем был бы у нас скот, а теперь у нас ничего нет. Чем же будем жить?»

После этого племянник Барто сделал себе плотик (hал) и поплыл на нем по Ангаре. Понесло его вниз по Ангаре и выбросило на берег ниже нынешнего города Балаганска в Идинском ведомстве. Здесь он поселился и женился на дочери местного бурята. Потомки Барто впоследствии переселились в Балаганское ведомство и ныне составляют Зунгарский род.

Оставшийся дядя Сэгэндэ, кончив мясо черной овцы, тоже сделал небольшой плотик и поплыл вниз по Ангаре искать своего племянника, но не нашел его. Сэгэндэ выбросило течением в устье Оки. Он поднялся вверх по Оке около двенадцати верст и поселился в местности Зуга, так называется падь около нынешнего Николаевского завода. Тут Сэгэндэ женился на дочери тунгуса. Икинаты, потомки Сэгнэндэ, жили в этой местности до прихода русских.

http://pic.ipicture.ru/uploads/091102/LK7jdmn6nI.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/091102/FFPqWz96O1.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/091102/II4Mls3WIf.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/091102/76G66r1qnO.jpg

+1

47

Совершенно фантастическая, неземная красота! Спасибо, Делия, что показываешь нам Байкал!

0

48

Делия! С удовольствием читаю легенды, а смотришь на всю эту красоту - аж дух захватывает! Как будто прикасаешься к Великой Тайне... Спасибо тебе! http://s58.radikal.ru/i161/0906/e6/4bc0a24d9f48.gif

Деревья на голых скалах просто потрясли... До чего же велика Сила Жизни!

0

49

http://s56.radikal.ru/i152/0906/e1/e7a06e16842a.gif  http://s56.radikal.ru/i152/0906/e1/e7a06e16842a.gif  http://s56.radikal.ru/i152/0906/e1/e7a06e16842a.gif

0

50

Хозяйка Байкала

В1937 году С.П. Балдаев записал у эхирит-булагатских бурят, что хозяйкой моря Далайн эжэн Абай саган хатан стала девочка, которая играла на берегу Байкала с юными Булагатом и Эхиритом. Ольхонские буряты считают, что летом она выходит на берег Байкала, гуляет по знакомым местам. Ее угощают только молочными безалкогольными продуктами. Приняв угощение, она уходит в море. Ей также посвящают живых онгонов, лошадей серой масти. Существует также предание о том, что она была из голоустнинских бурят. А когда она пасла овец, ее поймали русские казаки, замучили до смерти и бросили в Байкал. Буряты, живущие вокруг Байкала, возвели ее в ранг покровительницы своих родов и улусов. Кударинские и ольхонские буряты считают также хозяином озера Байкал Дайр саган нойона с женой Далабшата саган хатан.

http://pic.ipicture.ru/uploads/091103/20V1EoupQk.jpg

Шаманские предания

В шаманских сказаниях фигурируют 13 северных нойонов – сыновей тэнгриев. Задача спустившихся с небес нойонов – свершить над людьми суд. Каждый из них выбрал себе место проживания по нраву.

Бурхан-мыс на острове Ольхон стал обиталищем сильнейшего из нойонов – Хан Хутэ-баабая. Иногда духа называют Хан Гхото-баабай. Как пересказывают старожилы, у Хан Хутэ-баабая три замка – на небесах, на земле и в подземном мире. Также в легендах говорится, что Хан Хутэ-баабай стал царем и покровителем всех шаманов северного края.

Почитание духа пещеры Шаманской скалы было настолько велико, что местные жители не решались проезжать верхом возле скалы: обязательно спешивались и обвязывали копыта лошади кожей.

Правом доступа в сквозную пещеру обладали исключительно шаманы, и на посещение ее простыми смертными был наложен строжайший запрет. Кроме того, возле мыса хоронили шаманов.

http://pic.ipicture.ru/uploads/091103/21TIfsChIS.jpg

Отредактировано Делия (2009-11-03 02:22:36)

0

51

Эвенки Киндигиры

Существует предание, что на территории северной части современной Бурятии на пространстве от Байкала до р. Витима еще до прихода ныне живущих здесь эвенков расселялось эвенкийское племя мойогиров. Другие родовые группы тунгусских племен к этому времени уже расселились дальше на север по р. Лене и на северо-запад... Пришедшие прервыми из ныне существующих, эвенки рода киндигир встретили сопротивление мойогиров. Собираясь в дальний путь с берегов Амура и разведав прежде дорогу к Байкалу, киндигиры решили идти отдельными группами и по различным маршрутам. Но одним общим был путь на последнем этапе вверх по р. Витиму до устья Муи, затем по ней к р. Котере, Верхней Ангаре и к Байкалу.

Киндигиры дальше не пошли, их пленила красота Байкала и те богатства тайги, которые они здесь встретили. В предании говорится: киндигиры удивились богатству этого моря, которое было полно живности, что «волны выбрасывали на берег рыбу, которую можно было собирать руками». О киндигирах говорится, что это было хорошо вооруженное воинственное племя, они имели стрелы с металлическими наконечниками и болевые доспехи. Поэтому они без особых препятствий продвигались по земле мойогиров и затем заняли ее.

http://pic.ipicture.ru/uploads/091103/mCEegZldNw.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/091103/WtW46XcOCs.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/091103/W3jvF0TxTO.jpg

0

52

Деличка..... http://s58.radikal.ru/i162/0910/7d/2931f5a9f1a7.gif  http://s56.radikal.ru/i152/0906/e1/e7a06e16842a.gif

0

53

Баргу и Булагчин

            На нашей стороне Байкала, к Ангаре и Енисею. тысячу лет назад жило одно племя бурят. У них был свой вождь, прославленный охотник Булагчин. Всю жизнь он водил племя по крутыми горам и гольцам, по таким трущобам, где теперь человек не пролезет. У Булагчина был младший брат, звали его Баргу. Однажды все племя остановилось на берегу против Ольхона. Баргу сказал брату:
            — До каких пор мы будем лазить по тайге, давай выйдем в степь и там заживем спокойно.
            Старший брат Булагчин осердился на слова младшего брата и сказал ему:
            — Если не хочешь охотиться, то кочуй на аларь и там питайся мышами. Степи скудные, ты пропадешь там с голоду.
            Баргу не послушался Булагчина, подговорил послушных себе людей и за неделю откочевал в степь. Степь в то время называлась аларью. Баргу развел скот, целые табуны коней, и зажил припеваючи. Булагчин не знал, как там в степи устроился его брат, сердце у него болело, и каялся он — зачем ему надо было угнать от себя брата? Через несколько лет, не имея никаких слухов о Баргу, Булагчин послал гонца в степи, чтобы разыскать брата. Когда гонец вернулся, то рассказал, что аларцы живут в довольстве, ни в чем не нуждаются, что народ его племени живет в мире и благодати. Булагчин не поверил ушам своим и решил навестить брата. Не доехал он до брата один день езды и видит, что степь вся черным-черна от разного скота. "Видать, верно говорил гонец мой",— подумал Булагчин и начал объезжать стада.
            Целую неделю объезжал он табуны конец, гурты коров и отары овец. Всех не объехал, надоело ему трястись в седле и направился он к юрте родного брата. Баргу его принял с радостью. Посмотрев на богатство брата, Булагчин решил вывести своих охотников из тайга в степь. Он поселился недалеко от брата, племя которого к тому времени уже называли аларцами, а племя Булагчина потом назвалось булагатами.

http://pic.ipicture.ru/uploads/091104/Cokgw2VTNU.jpg

Богатырь Хоридой

            Не так далеко от Байкала, где теперь живут эхириты, раньше, когда еще не было ни коров, ни коней, жили-были три брата: Булагат, Эхирит и Хоридой, сыновья старого охотника Бурядая. Жили те братья и горя не знали, пока не случилось несчастье. А несчастье то на голову им свалилось нежданно-негаданно. В прежние годы братья ходили на охоту и приносили столько дичи и зверя, что им хватало на целые месяцы. А в тот год, как им поссориться, беда стряслась: солнце всю землю высушило, на зверей и птицу мор напал. Ходили братья на охоту, прохаживали целые дни от потемков дотемна, но убить никого не могли. Начали было они голодать, а тут подфартило: убили Булагат и Эхирит шесть больших косуль. Хоридой с охоты пришел позже и застал братьев за едой. Те оставили ему только одну косулю. Видит он, что братья с ним не по праву поступают, и говорит:
            — Нас трое, косуль было шесть, пошто мне одну оставили, тут две должно быть.
            Братья посмотрели на него, видно, стыдно им стало, и говорят:
            — Мы, братец наш дорогой, считать-то не шибко горазды.
            Рассердился Хоридой, поломал стрелы у братьев и пошел на юг Байкала. Тут он видит: в воде плещутся лебеди, а одна лебедь на берегу. Хоридой понял, что это купаются хитрые шаманки. Он подкрался к платьям и спрятал одно себе за пазуху. Вышли лебеди из воды, все оделись, а одна — не может. Показался Хоридой из-за кустов, те вспорхнули и полетели, а эта стоит и говорит:
            — Отдай мне мою одежду — в обиде не останешься, ежели хочешь, я за тебя замуж выйду и принесу тебе доброго сына.
            Хоридой отдал ей одежду, она оболоклась и стала походить на шаманку. Они вместе ушли к Саянам и там стали жить. Вскоре у них родился сын, потом — другой. Так и пошел род за родом тункинских бурят. Скоро только сказка сказывается, а рода размножались долго. Может, в то время еще Саяны небольшой горой казались, а домашние животные, как дикие звери, по тайге бегали. Про то правда говорится, что наши тункинские буряты из-за Иркутска пришли.

http://pic.ipicture.ru/uploads/091104/aXMDR6OC5m.jpg

О великом шамане Эляе

            Якуты пошли от Эляя. Он был великий шаман, перед ним склонялась вся природа и люди. Откуда он пришел на Лену, никто не помнит. Тогда и Лена была маленькой речушкой, тайга выглядела редкой, сам медведь был немного больше крысы. Сызначала Эляй поселился в верховьях Лены. потом переменил место и спустился до Якутска. Тут в то время ни одной живой души не было. Эляй, значит, первым человеком здесь на землю ступил. Пожил он тут не так много, потом снова вернулся в верховья Лены, взял себе в жены мудрую шаманку и опять к себе в Якутск спустился.
            Мудрые шаман с шаманкой скоро приручили к себе маленьких зверей и вырастили их в больших коров и конек. Они со зверями, как с людьми, говорили и имели на них большое влияние. Оттого все звери и вся тайга их слушались. Как бывало начнут камлать, так вся природа никла, на что уж лиса хитрая и то останавливалась и добычей своей попускалась.
            Наскучило Эляю с одной шаманкой жить, обворожил он ее, и она родила ему три раза по два сына. Стало у Эляя с шаманкой шесть человек. Сыновья выросли скоро. Пока они подрастали, он им присмотрел вокруг Якутска добрые места, чтобы потом их выделить и там поселить. Зашаманил он те речки и долины так, чтобы ветра их не брали и снегом шибко не засыпало.
            Когда Лена водой поднялась, лес и звери подросли. Эляй выделил своих парней и развел их по местам, где лучше жить. У тунгусов он им жен нашел, поженил, и стали сыновья Эляя свое потомство давать. Через сотню лет от его сыновей столько ребят народилось, что они всю якутскую тайгу до самого океана со льдами заселили, и начал этот народ называться якутами, а земля их — якутской. Потому-то якуты себя потомками Эляя зову,. что народились они от него.

http://pic.ipicture.ru/uploads/091104/eqU39S511C.jpeg

0

54

Воевода Афанасий Пашков

            В молодости Афанасий был простым казаком, вместе со своим отцом ходил по Уралу и Алтаю, искал в горах и реках золото, серебро, медь, железо. Уже тогда отец заметил, что из него выйдет добрый казак. Отец не ошибся: с годами Афанасий стал заменять отца, самостоятельно водил отряды, казаки его полюбили, и вскоре о сыне Пашкова Афанасии заговорили по всей уральской и алтайской земле. Царь в то время подбирал людей, чтобы послать их за Обь и Енисей проведать, что за земля там лежит и что за люди там живут. Посылает одного воеводу, от него ни слуху ни духу; посылает другого, и тот молчит. Посоветовали тогда царю послать на Енисей Афанасия. Царь долго не думал, взял да и отписал Пашкову, чтоб он немедля набрал отряд, какой ему надо, и пошел за Урал. А Афанасию и не надо было отряд собирать, отец его уже одряхлел, и он давно уже водил казаков сам. Месяца через два после царской отписки Афанасий пришел на Енисей и остановился в маленьком остроге. Тут уже жили казаки, которые до него сюда пришли.
            Не понравилась ему их жизнь: они все бражничали, зимой у жилых печей сидели, а летом уезжали в тайгу да в степи, на морозное время харчами запасались. "Этак жить не годится,—сказал Афанасий,— не для того мы сюда пришли, чтобы спины греть да животы отращивать". Взял Афанасий всех казаков на Енисее под свое начало и заставил работать. Пристроил он несколько домов к острогу, кругом огород поставил, жить стало свободно, по-человечески. Когда первая весна пришла, Пашков всех своих казаков заставил землю пахать и хлеб сеять. Засеяли казаки большие поля, каждый из них стал себе дом строить, к лету острог на деревню походить стал. Видят казаки, что новый их воевода — казак умный, смышленый, начали они его слышаться, тех, кто самовольничал, он их за Урал отправлял.
            В первое лето Пашков, когда к казакам ближе присмотрелся, из них новые отряды сделал, атаманами назначил тех, кто уже по сибирской земле ходил и знал, чем она дышит. Наказ им Афанасий всегда давал, чтобы на новой земле они замечали каждый пенек и кустик, заносили на бумагу все речки и реки, озерки и ключи, что в них водится, какая рыба живет, а в тайге какой зверь есть, люди как живут, чем питаются, что носят, много ли снегу падает, часто ли дождь идет, какая зелень растет и что пользы в ней. Отправлялись казаки с наказом от Афанасия в разные стороны, что узнавали, воеводе доносили, а он все это собирал в кучу да в Москву отправлял. Вот Москва и знала, какие земли русскими исхожены, откуда реки текут и где их устья, какой народ где живет и чем занимается.
            Во всем Афанасий порядок навел, сам не проказничал и другим не давал. Где земли хорошие казаки находили, там воевода им велел своих людей оставлять, землю распахивать, дома строить, хозяйством обзаводиться Казаки то и делали.

http://pic.ipicture.ru/uploads/091104/3LfS2Taqqc.jpg

Первый воевода Забайкалья

            Не затем Афанасий пришел на Енисей, чтобы воеводством владеть да сидеть на одном месте, да по бумажкам читать, где что делается. Думал про себя воевода, что ежели так и дальше будет, то ноги разучатся ходить и мозги застынут. Стал воевода царю письма писать, а в тех письмах слезно просить его, чтобы воеводство с рук сбыть, самому в поход идти, где что проведать и самому про жизнь узнать, как на Ангаре и Шилке, что делается, чего там русские казаки робят.
            Долго воевода царя упрашивал, не хотел царь его от пускать, дескать, кем же я его заменю, кто на Енисее начальствовать будет. Но сколько ни перечил царь. Отпустил. Боялся, видно, что ежели он его не отпустит, то казак, вольная душа, сам уйдет. Получил воевода разрешение на восток идти и там за царем всю землю зачислить.
            Пашков долго не раздумывал, набрал каких ему надо казаков с тысячу и пошел за Байкал. Енисей да воеводство так ему наскучили, что он свой отряд за Байкал вел денно и нощно. Обогнул Афанасий море и прямо на Селенгу вышел. Тут его встретили казаки, которых раньше он посылал, и пошел он с ними по Селенге до Хилка, дошел до Еравны, а там за Нерчу вышел. Много своих людей он по всем местам, где проходил, на жительство оставил, сам с сотней казаков остановился у Нерчи. Тут он заложил острог, скоро из него целая деревня выросла, а потом и тут воеводой он стал.
            Тут все здешние казаки под его властью были, всех под русскую веру он привел.

http://pic.ipicture.ru/uploads/091104/vyo9RqRKUU.jpg

О казаке Бекетове

            Жил был такой казак по имени Бекетов. Это тот самый казак, который первым переплыл Байкал и со своей сотней служилых открыл для наших дедов всю землю от Байкала до Амура. Про то, как он на Амур пошел, тут теперь никто не помнит, а про то, как он на Нерче серебро открыл, все знают.
            Был Бекетов мужик дошлый, сквозь землю на сто сажен видел. Да как же ему было не видеть, когда он здешние места исходил, как хозяйка свою избу. вот перешел он Байкал, на его берегу первую русскую избушку срубил, перезимовал, подкрепил казаков и на другое лето отправился к Нерче. по слухам Бекетов знал, что тут серебра много таится. Прошел он несколько недель до Нерчи, добрался до одной речки и говорит: "Тут, на этом самом месте, серебро лежит". Стали казаки раскопки делать и на самом деле нашли серебро. Видать, добрую русскую голову он на своих плечах носил, недаром столько дорог прошел. С тех пор и начали здесь серебро добывать.
            Про самого Бекетова народ рассказывал, что он был человек с доброй душой, никого в обиду не давал и честь казацкую держать умел.

http://pic.ipicture.ru/uploads/091104/ecyt5EWUnH.jpg

Сказ о Ерофее

            Было это дело давным-давно, тогда еще русские люди только что стали появляться за Байкалом. Для устройства русских поблизости к чужой границе царь послал своего посла Ерофея с большим количеством слуг в нашу далекую землю. Ерофей долго не задержался, с кем надо встретился и поехал домой к себе в Москву, чтобы доложить, как тут идут дела у русских людей. Ехал он со своим посольством тихо, мирно, никому зла не делал, и его никто не шевелил.
            Вот доехал он до Байкала и остановился ночевать. В то время около Прорвы стояла небольшая избушка, ее поставили те самые казаки, которые первыми из русских переплывали Байкал. Ерофей лег спать в избушке, а его служилые люди разместились во дворе. Ночью поднялась страшная буря, Байкал заволновался, пошел сильный дождь. В это время незаметно один какой-то хан подкрался со своим войском к Прорве, перебил всех слуг посла, а потом убил самого Ерофея.
            На другой день буряты увидели убитого Ерофея, они донесли об этом в Верхнеудинский острог. Оттуда приехали и похоронили всех убитых. На месте, где убит посол Ерофей, через несколько лет выросла деревня. Русские буряты назвали ту деревню Посольск. И посейчас буряты почитают Ерофея за своего покровителя.
http://pic.ipicture.ru/uploads/091104/T8CSZWzzS5.jpg

0

55

Потрясающе!!!! http://i016.radikal.ru/0906/f9/4a4e4b353689.gif Я тут можно фотки выставлю.. у подружки сегодня выклянчила... они, конечно, не такие красивые, но это тоже Байкал...Камни напоминают фигурки животных и людейhttp://i070.radikal.ru/0911/0e/68c3db4a49e5.jpghttp://s51.radikal.ru/i133/0911/3d/753cab24dcd0.jpg http://i024.radikal.ru/0911/f2/734b06e75595.jpg

0

56

И просто виды...http://s50.radikal.ru/i129/0911/20/4927c73bc0ea.jpg http://s61.radikal.ru/i171/0911/b4/fb7aa1f9953b.jpg

0

57

Айрушенька,золотко!Спасибо! Если есть ещё-выставляй! Такую красоту грех прятать в домашних альбомах Пусть видят все! http://i051.radikal.ru/0906/96/fdd72f36a931.gif

0

58

да, великолепно...

0

59

http://s61.radikal.ru/i174/0905/26/921f640ceb14.gif  Делия, фотографий очень много, но я выбрала те, которые мне самой нравятся... А на конкурсе "Золотой черепахи" ТАКИЕ фотографии зимнего Байкала представлены http://i077.radikal.ru/0910/89/90208c22814c.gif ... глаз не оторвать...конкурс уже закончился и идет отбор лучших для полуфинала...

0

60

Как Ермак Сибирь Завоевал

            Жил-был давно удалой казацкий атаман Ермак Тимофеевич. Никто не знал, какого он рода и племени и откуда он появился. Жил Ермак на Урале, ходил с казаками по рекам, на худых людей страх нагонял, а добрым как мог помогал. Жил в то время на Урале самый богатый человек. С чужих земель на этого богача начали устраивать набеги какие-то люди и его разорять. Знавал тот богатый человек про Ермака, слыхал он про него, что храбрее его казаков нету и что казаки его удалые ни смерти, ни страха не ведают. Отправил человек своих гонцов на все четыре стороны искать Ермака Тимофеевича. Долго ли, коротко ли они его искали, но нашли и представили на Урал к хозяину. Как пришел Ермак к хозяину, так никто с тех пор к его богатству и близко не подходил, боялись чужеземцы не то что ходить грабить Урал, а даже смотреть на него издалека.
            Ожил Урал, стали богатства его расти да множиться, людей туда понаехало видимо-невидимо. То ли тесно стало на Урале людям, то ли они услыхали, что за уральскими горами земля еще богаче, но начали они тайком проходить к Иртышу и Оби, а кто поумнее да храбрее был, тот и дальше, к Енисею пробирался. Но только проведали люди, что сибирская земля богата, а взять в ней ничего нельзя. Сибирский хан всех из нее выгоняет, кто не в его племени числится. Уральский богач донес о том царю, что, мол, в Сибири живет хан, как собака на сене, сам ничего не добывает из земли и другим не дает. И назвал он в своем письме, что есть у него храбрый и умелый казак Ермак Тимофеевич, который за Урал может пройти и царство сибирского хана покорить. Когда царь об этом узнал, он позвал к себе Ермака Тимофеевича, и спрашивает:
            - Ты ли есть храбрый казак Ермак Тимофеевич?
            - Да, - отвечает он ему, - я Ермак Тимофеевич, но только про храбрость свою сам не слыхал, про то у казаков спросить надо.
            - Служба для тебя у меня подискалась, - говорит царь. - Будешь ли ты мне служить верой и правдой?
            - Служить могу, а вера и правда потом скажется, - ответил Ермак Тимофеевич.
            На том царь с Ермаком и сошлись. Вернулся Ермак на Урал, собрал своих казаков и говорит:
            - Царь службу нам дал, надо пойти нам в Сибирь, проведать, кто там живет, богатства разузнать, а коли те люди нас не примут, то хана сибирского полонить и к царю отвести.
            - С тобой, наш атаман Ермак Тимофеевич, хоть на край света пойдем, - ответили казаки, - вели нам про запас коней дать да пороху побольше, а харчи сами найдем.
            Недолго собирался Ермак Тимофеевич в поход. Реки разошлись, казаки погрузились на плоты и лодки; где по воде плыли, где на конях ехали, а где пешком шли. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Долго шел Ермак Тимофеевич со своими казаками, пока увидел людей чужого рода-племени. Несколько человек он захватил в плен, они ему рассказали, что находятся под властью грозного сибирского хана Кучума, который знает, что на него царь русские войска послал, что он, хан, разослал своих людей собирать для себя войска, что он не хочет уйти из своего царства.
            Ермак Тимофеевич тем пленным сказал, что он не будет зла чинить кучумовым людям, что пусть ему передадут об этом, а самому Кучуму надобно прийти-де к Ермаку и полюбовно договориться. Ермак отпустил пленных, и те нашли Кучума и рассказали ему обо всем. Кучум был хитрым из хитрых. Драться с Ермаком он сразу не мог, войск у него было мало, и чтобы оттянуть время, он собрал у своих людей много подарков и повез их к Ермаку.
            Долго Ермак гулял с Кучумом, обо всем полюбовно условились и разошлись. Ермак обрадовался, что так у него хорошо все вышло, что он бескровно Сибирь пройдет и для Руси новую землю откроет. Но не улеглась еще Ермакова радость, как хан Кучум войска свои набрал и двинул их против казаков. Такого коварства Ермак не ждал. Когда он об этом узнал, то сильно рассердился, позвал своих служилых людей, сказал:
            - Кучум войск набрал несметное число. Своему слову он изменил; не пожалеем же живота своего, одолеем Кучума и на колени поставим.
            Казаки в один голос ответили:
            - С тобой, Ермак Тимофеевич, и в огонь и в воду.
            Не успели после этих слов казаки коней накормить, как в них со всех сторон полетели стрелы. Кучумовых войск была тьма-тьмущая. Долго бились с ними казаки, и через несколько дней ханские войска поредели, не выдержали и начали разбегаться по тайге. Сам хан Кучум со своими верными татарами попал в плен. Ермак постыдил его за измену и хотел снять ему голову. Но Кучум поклялся всеми богами и сказал:
            - Отпусти меня, и больше ты о Кучуме слова плохого не услышишь, мои люди будут верными слугами твоего царя.
            - Не по воле царской я к тебе пришел, - ответил Ермак Тимофеевич, - на то воля казацкая была, не с царем ты дрался, а с моими добрыми казаками, у них и прощения проси.
            Больше Ермак Тимофеевич слова не вымолвил. Смотрит на казаков и молчит. Казаки тоже стояли тихо, они слушали, как говорят промеж собой когда-то грозный хан и их атаман. А Ермак ждал слова от казаков, что они скажут. Долго бы это тянулось, но один казак подошел к Ермаку и говорит:
            - Отпустим его, пускай с миром идет в тайгу, там места много, всем хватит.
            - Быть тому, как тобой сказано, - ответил Ермак.
            Кучум повалился в ноги атаману, хотел поцеловать ему сапоги, но Ермак Тимофеевич отошел в сторону и сказал своим казакам, чтобы они увели его подальше от стана и отпустили на все четыре стороны.
            Долго про Кучума не было слышно, притаился он где-то в тайге, но снова начал собирать войска. Встретился Ермак с Кучумом и в третий раз на реке Иртыше. Крепко верил атаман слову хана, но тот обманул его. Собрал хан войска еще больше, чем у него было. Кучум напал на казаков ночью. Завязалась крепкая схватка. Всю ночь шел бой, как дикие звери нападали татары на казаков. Наутро Ермак встретился лицом к лицу с Кучумом. Борьба между ними продолжалась недолго, сибирский хан поплатился за свое коварство жизнью. Когда хана не стало, татарам не за кого было воевать, и русские остались в Сибири.
            Потом царь позвал к себе Ермака, и за то, что он завоевал Сибирь, дал ему много дорогих подарков. Ермак, когда вернулся, пораздал их своим верным казакам. Казаки получили подарки и сказали, что они, подарки, не стоят и одного казацкого волоска, потерянного в боях. "Не дороги подарки, - ответил Ермак, - а дорога милость Руси".

Записано от Егора Ивановича Сороковникова-Магая, 1938 г.

http://pic.ipicture.ru/uploads/091111/nFWRyBB5ou.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/091111/RUF3QNyBF1.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/091111/OdQiPt4L1p.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/091111/RkFwQGrFti.jpg

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Байкал » Байкал-краса планеты


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно