Черты личности
/ Светлана Яхван /
За всю историю существования человечества, люди делали разнообразные попытки соединить воедино особенности личности с анатомическим строением человеческого тела. Так появились хорошо известные типологии Кречмера и Шелдона. Эти психологи связали поведение человека с его физической конструкцией.
Высокие и худые люди относящиеся к эктоморфному типу, например, чаще бывают заторможенными, робкими, склонными к одиночеству и умственной деятельности. Сильные, мускулистые люди, относящиеся к мезоморфному типу, отличаются стремлением к доминированию и динамичностью. Невысокие люди с признаками тучности, относящиеся к эндоморфному типу, как правило очень общительные, добрые, весёлые и спокойные.
Швейцарский психолог К. Юнг, пытался связать особенности поведения людей со сложившимися типами приспособления в природе – плодородного и прожорливого.
К плодородному типу приспособления относятся рыбы. Этот тип отличается повышенной плодовитостью и продолжительностью жизни.
К прожорливому типу приспособления относятся млекопитающие. Этот тип обладает различными средствами самосохранения при меньшей плодовитости.
Исходя из теории Юнга, для одних людей-экстравертов основное значение имеют внешние предметы и события. Люди-экстраверты, как правило, открыты, обходительны, веселы, контактны, коммуникабельны.
Люди-интроверты, в отличии от экстравертов, углублены в свою внутреннюю жизнь. Их интересуют собственные переживания, собственная личность, они замкнуты, застенчивы, их трудно понять. Каждый человек обладает и экстраверсией, и интроверсией, но только относительный перевес того или другого определяет тип.
Олпорт считал, что человек может иметь различное количество главных черт таких как: трудолюбие, честность, деловые качества, любовь к музыке и др., которые характеризуют его образ жизни. Кроме того, у него могут быть и многочисленные второстепенные черты, которые соответствуют его установкам в различных конкретных ситуациях.
Кэттелл выделил шестнадцать параметров, оценки личности. Тиких как: замкнутость – открытость, серьезность – легкомысленность, застенчивость – дерзость, сообразительность – бестолковость и др.. Ответы на вопросы анкеты-опросника Кеттелла помогают построить профиль личности человека.
Айзенк старался определить личность человека по двум основным осям: интроверсии и экстраверсии и уровню тревожности. Согласно теории Роджеса, живой организм имеет стремление сохранять и улучшать свою жизнь. Представление человека о самом себе – это концепция собственного реального «Я», которое развивается в процессе жизни. Ещё, человеку свойственно иметь идеальный образ своего «Я» видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать. Роджерс считал, что к идеальному «Я» стремится реальное «Я» человека.
Эриксон стал родоначальником теории психосоциального развития личности. Он считал, что человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов. Положительный или отрицательный результат протекания кризиса влияет на развитие личности. Каждому возрастному этапу соответствует определённый кризис.
На первом году жизни человек переживает начальный кризис, который связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка. Если потребности удовлетворяются у ребёнка развивается чувство доверия к окружающему миру, если нет - возникает недоверие.
Следующий кризис связан с первым опытом обучения, с формированием привычки к чистоплотности.
Третий вид кризиса соответствует второму детству. В этом периоде происходит самоутверждение ребенка.
Четвёртый вид кризиса связан с вступлением в школьный возраст. В школе ребенок учится самостоятельно работать, выполнять поставленные задания, общаться со сверстниками.
Пятый вид кризиса связан с подростковым возрастом. Происходит поиск моделей поведения на основе прошлого опыта подростка с его потенциальными возможностями и выбором, который он должен сделать.
Шестой вид кризиса бывает в юношеском возрасте. Этот кризис связан с поиском близости с любимым человеком.Отсутствие подобного опыта может привести к замыкании человека на самом себе.
Седьмой вид кризиса человек переживает в сорокалетнем возрасте. Характеризуется этот кризис развитием чувства сохранения рода, переоценкой жизненных ценностей, сменой ориентиров.
Восьмой вид кризиса переживает во время старения и обозначает окончание жизненного пути.
Пекк утверждал, что для того чтобы чувство полноценности могло развиваться свободно, человеку необходимо преодолеть три существующих подкризиса.
Первый подкризис – это переоценка человеком собственного «Я».
Второй подкризис - это осознание факта ухудшения здоровья и старения тела.
Третий подкризис - это исчезание самоозабоченности и формирование готовность без ужаса принять мысль о смерти.
Теги: Психология мужчин