Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Мифология » Легенды о цветах.


Легенды о цветах.

Сообщений 121 страница 133 из 133

121

Мать-и-мачеха

http://s7.uploads.ru/t/CDdBQ.jpg

         МАТЬ-И-МАЧЕХА   (лат. Tussilágo  fárfara).  Буквальный перевод –  «кашлегон муконосный». От латинских слов «туссис» -  кашель,  «лаго» - прогонять и «фарфара» -  «носящий муку» (на нижней  части листа есть мучнистый налет).
         Русское название возникло из-за особенности   листьев мать-и-мачехи:  нижняя сторона пушистая и мягкая — «мать», а верхняя гладкая и холодная — «мачеха». В народе говорят: «Родная мать любит, как летнее солнце греет, а мачеха не любит – холодная, как зимнее солнце». Символизирует материнскую заботу.
         У этого растения есть еще одна довольно редкая особенность – его цветки появляются раньше листьев. За это англичане называют мать-и-мачеху  «сын раньше отца».

         Народные названия:  мать-трава, царь-зелье, двоелистник, лапуха студёная, мартовский цветок, табачная трава (в некоторых местностях ее листья «курят» от кашля), конское копыто, околоречная трава, ранник,  подбел (из-за беловатой окраски нижней стороны листьев), камчужная трава (камчуг –  старинное название подагры), пожарный салат. Последнее название указывает на еще одну особенность  мать-и-мачехи. Она хорошо  растет на кострище,  где нет растений - конкурентов, а прекрасное удобрения — зола  способствует ее быстрому росту. Если  раскопать почву в том месте леса, особенно елового, где она растет, то можно найти угольки — след давнего костра.

http://sg.uploads.ru/t/VpflU.jpg

         Цветет мать-и-мачеха  раньше всех травянистых растений  и дольше других первоцветов – 38 дней.

         О  ее происхождении сложено много в основном грустных легенд.  У одной женщины умерла родная дочка. Все дни проводила она на кладбище, гладила ладонями, ласкала землю, в которой покоилось любимое дитя. Из материнской любви появился цветок, который войлочной теплой стороной листа укрывал могилу девочки. Но была у этой женщины еще и падчерица, которую она не любила. И поэтому  другая сторона листа  была более жесткой и холодной. 

http://s9.uploads.ru/t/mSjne.jpg

         В другой старинной русской легенде рассказывается, что давным-давно, один мужчина полюбил другую и ушел из семьи. В прежней семье у него осталась дочка с чудесными золотистыми волосами. И вот новая жена заревновала мужа к родной дочери, злилась, что он ходит к ней, и решила ее погубить. Заманила ребенка на обрыв и столкнула вниз. Мать спохватилась, что дома доченьки нет, побежала ее искать, и нашла мертвую. Бросилась она тогда в дом к мачехе и притащила ее к обрыву. А потом в борьбе обе с обрыва упали. На этом месте  выросли маленькие желтые цветочки под стать златокудрой девочке. И листья с одной стороны, как материнская любовь, были мягкими и нежными, а с другой – жесткими и холодными, как ненависть мачехи. Назвали их люди мать-и-мачеха.

         А эта легенда рассказывает о счастливой семье, в которой вдруг умерла мать. Дети перестали играть и петь, а отец  от горя согнулся, высох. Вскоре молодая вдова соседка окрутила  вдовца и стала его новой женой. Но жизнь так и не вернулась в дом, ведь мачеха – это не мама, от голоса ее холодом веет, а прикосновения ее злые и колючие. Как только по весне пригрело солнышко, младшая дочка стала бегать со своей тоской к реке и лить слезы об умершей маме. Однажды плача подняла она голову: а около ног ее желтый цветочек расцвел. И в тот же день мачеха без следа исчезла, и в дом снова вернулся звонкий смех. С тех пор стал этот цветок  появляться каждую весну, чтобы проверить, хорошо ли детям, и вновь исчезнуть. А летом на его месте появляются листики: с холодным верхом и теплой мягкой внутренней стороной. 

         Интересна украинская легенда о мать-и-мачехе. Давно это было. Жили муж с женой в согласии и любви, радовались детям.  Однажды попала  жена под сильный дождь, сильно простудилась и слегла. Таяла она с каждым  днем, как восковая свечка. Чует, не подняться ей уже. Просит мужа: «Ой, Василий, умру я, видно.  Не дай деткам пропасть, женись. Но не бери соседскую вдову, не будет она нашим детям матерью. У нее и своих достаточно».

         Похоронил Василий жену, а вскоре  сосватал - таки соседскую вдову, сумела она втереться в его доверие. Завела она еще те порядки. Поделила детей на своих и мужа. Своим все, а сиротам – ничего. Ее дети одеты, накормлены, ухожены, а мужнины –  голодные, холодные, в старой одежде. Только снег сошел,  а уж мачеха выгнала чужих детей греться на солнце на берег реки. Холодно  детишкам в рваной одежде, стали они просить:

         - Солнышко! Солнышко! Согрей нам головку!

         Пожалело их солнышко и одело им на головы золотые веночки из своего света, согрели они своим теплом детей. Увидела это мачеха, прибежала к реке и спрашивает:

         - Где вы взяли такие веночки?

         - Нам солнышко дало, - ответили  дети Василия. От зависти мачеха аж побелела, вбежала в дом и к своим детям:

         - Берите одеяла,  и скорее бегите на берег реки. Пусть солнышко и вам подарит золотые веночки!

         Но солнышко только сожгло  верх одеял и ушло за облако. Подул студеный ветер с морозом  и заморозил   мачехиных  детей. А на берегах реки  появились желтые цветы и зеленые листья - дети матери и дети мачехи, а от самой  мачехи только одеяла остались.

         С  этим растением связаны интересные поверья и обычаи. В старину на Руси  у  него был  свой  день – 10 апреля. Обычно к этому времени уже теплело, и снег таял. В этот день   славили мать-и-мачеху: «Мать-и-мачеха  всяк  снегодень после 10 апреля оделит материнской заботой, даст своего огня да тепла, потому как сама – что солнышко расцветшее. Она мать-цветок, не оставит она того, кто в сиротстве поднимается, даст каплю материнского тепла всякому, кто одинешенек на белом свете». 

Наши предки считали, что в этот день  мать-и-мачеха приходит  на смену Степанову венку, который после 10 апреля теряет свою магическую силу.  Его плели еще на Степана сеновала  15 августа прошлого года. Всей семьёй собирали  целебные травы и плели из них венок. Его приносили домой, и вешали в красном углу избы для защиты дома и всех живущих в нем от различных напастей.  Если кто заболевал зимой, тогда  хозяйка выдергивала из венка  травы и  цветы, заваривала из них чай и болезнь отступала. А после 10 апреля его заменяла мать-и-мачеха. В этот день ее рвали и готовили из нее  различные целебные снадобья.

         Согласно народному поверью, если носить при себе мешочки с листьями и цветками мать-и-мачехи, то это привлечет  любовь  и женское счастье. А если сплести венок из цветков мать-и-мачехи, положить его на белое блюдо в главной комнате дома, то  семью навсегда покинут ссоры, и в доме воцарится покой и согласие!

         Исстари ее считали волшебной, верили, что особенно она благосклонна к женщинам и детям. Для здоровья и благополучия  ребенка, клали траву под матрас,  в его ладанку зашивали несколько цветков растения. Мать-и-мачеха считалась покровительницей  сирот, помогая  им преодолеть одиночество.

         В народе по цветам мать-и-мачехи определяют погоду, так как они  заранее предупреждают с точностью не хуже барометра о наступлении холодов и дождливой погоды. Когда пригревает солнце, ее цветы распускаются, расправляются. Но если ожидается весенняя непогода, они прячутся в пушистый воротник, который сохраняет нежные лепестки от стужи. Тем, кто собирается копать колодец, она укажет место близкого залегания водного горизонта. И вот, что еще интересно. С развитием мореплавания  мать-и-мачеха попала в Северную Америку и  успешно там прижилась.

0

122

Мята

         МЯТА (Minthe). Слово "мята" никакого отношения к глаголу "мять" не имеет, хотя такой соблазн есть. Имя растению дали древние греки в честь нимфы Менты, возлюбленной  Плутона, которую его ревнивая жена превратила  в растение с нежным, холодным запахом. Перейдя в славянские языки, оно видоизменилось в современное русское слово "мята».
         Существует несколько десятков ее видов, а самая популярная из них – мята перечная, народные названия -  холодок, холодка, чайная мята, благородная мята, английская мята. А вот здесь подробнее.
         Распространена она почти повсеместно в умеренном климате, но не все знают, что в диком виде мята перечная не встречается, это культурное растение! Многие исследователи полагают, что она была выведена в Англии в 17 веке, путем  скрещивания, вероятно, мяты полевой и мяты колосистой, или является природным межвидовым гибридом мяты колосистой и мяты водной. И уже отсюда она распространилась в страны Европы, Азии и Америки, вот почему ее нередко называют английской мятой.
        В России первые плантации английской мяты появились в 1893 г. в Полтавской губернии на площади 27  гектаров -  для удовлетворения спроса на мяту для кваса, табака и мыловарения.

        Украинская легенда объясняет появление мяты  по-своему.  Полюбила девушка Мента красивого парубка из бедного рода. Ее родители запретили им встречаться. Но влюбленные нарушили тот запрет и тайно встретились. От замечательного запаха, что шел от девушки, юноша уснул. И в это время злые люди их разлучили. Красавицу Менту забрали  в лесное царство, а парня бросили в глубокую реку. Узнала об этом девушка, и, чтобы быть вместе с любимым, бросилась, плача, в ту же реку. А там, куда падали ее слезы, выросли растения с бледно-фиолетовыми цветочками и стеблями, прекрасным запахом. Назвали их люди  в честь погибшей девушки мятой. 

        На языке цветов мята является символом целомудрия, доброты и гостеприимства, девичьей красоты и молодости. Она широко используется в народной обрядности и быту.

        Однако,  нужно иметь в виду, что часто в  украинском фольклоре встречается словосочетание «рута-мята», как   название отдельного растения, да и во многих    источниках, в частности -  в интернете, тоже. Однако, это неверно, ибо такого растения в природе не существует. Есть отдельное растение мята, и отдельное растение рута,  и относятся  они к разным семействам.

         Мята изгоняет из дома злых духов, и потому в  деревнях нередко ставят на окно горшочек с растущей мятой. На  Троицу  было принято украшать свои дома  зелеными ветками  деревьев, а на полы  класть полевые травы: тимьян, ромашку, мяту и т.д. Считалось, что все это обеспечит хороший  урожай, а если положить в кошелек мятный листик, то это принесет удачу в денежных делах.

         Мята считалась женской травой, запах которой привлекает внимание мужчин.  Собранную в Троицын день мяту, девушки и юноши клали под подушку, чтобы увидеть во сне будущих суженых. Она также  играла важную роль  в свадебной обрядности. По традиции, венок для невесты и венки для дружек плели из мяты, барвинка и руты.

Издавна в народе были известны ее целебные свойства, считалось, что мята может продлить жизнь человека на многие годы. Верили, что она приносит в дом мир, покой и доверие.

         Между прочим, мята может спасти от  укусов комаров. Для этого достаточно слегка натереть открытые участки кожи ее листьями. Вид мяты здесь не играет роли.

+1

123

Сказка-легенда о кактусе "Царица ночи"

http://s8.uploads.ru/t/ycxwp.jpg

Существует поверье, что цветущая "царица ночи" приносит счастье, удачу, исполняет желания. Только одну ночь в году "драконий кактус" - "царица ночи" дарит людям чудный цветок... Растение настолько интересно и непредсказуемо, что о нем сложены легенды, одну из которых Вы сможете прочитать...

- Однажды, - говорится в красивой сказке, - в неведомой стране, в неизвестном мире собралось много-много цветов. Королева этого царства - роза - была, как всегда, в центре внимания. Оттесненный и зажатый в угол безмолвно восхищался ею невзрачный змеевидный, колючий кактус. Он был некрасив, и это не осталось незамеченным среди стройных и горделивых растений. Как ядовитые стрелы, в его сторону направлялись едкие насмешки и остроты. Кактус безропотно сносил их: высшим наслаждением для него было любоваться красотой своей королевы.

Смеркалось, близилась ночь, и вдруг в темном углу, где до сих пор виднелся только силуэт причудливо переплетенных, колючих ветвей, появилось маленькое светлое пятнышко. Увеличиваясь в размерах, оно излучало нежный, прозрачно-зеленоватый, таинственный свет. Все цветы повернулись в его сторону. Перед ними медленно раскрывался цветок неописуемой красоты. Это была симфония света и красок. В немом восхищении застыли все растения, когда розетка цветка развернулась полностью и стала величиной с большую тарелку. До самого рассвета, молча, словно зачарованные, созерцали цветы эту чудо-красоту.
http://s8.uploads.ru/t/VnWmp.jpg

Но вот забрезжил рассвет, и там, где только что был прекрасный цветок, луч солнца снова осветил худощавое тело безмолвно и скромно приютившегося в углу кактуса. Гул пробежал по рядам цветов. Откуда могло явиться виденное ими чудо? Кактус? Нет, конечно, не он был тому причиной. - И все-таки - это он! - воскликнула очарованная роза.

http://s9.uploads.ru/t/zs4Wr.jpg

Сконфуженный стоял кактус перед изумленными взорами цветов. По его телу, которое уже никому не казалось безобразным, скатилось несколько прозрачных как слеза росинок. Он не мог сдержать их, испытывая чувство глубокой признательности королеве цветов. Ведь никто другой, а сама королева поверила и подтвердила всем, что это он, кактус, был так прекрасен.

Вот и кончилась сказка. Но кактус, о котором шла в ней речь, существует на самом деле. На всех языках мира его называют царицей ночи.
Есть у него научное латинское название - Selenicereus grandiflorus (L.) Br. et R. - СЕЛЕНИЦЕРЕУС

http://s8.uploads.ru/t/I3C5o.jpg

"Кактусы" С.Турдиев, Р.Седых, В.Эрихман.

0

124

Полынь

      ПОЛЫНЬ (Artemisia) - (дающая здоровье). Относительно происхождения родового латинского названия нет единого мнения. Большинство считает, что оно произошло от греческого  "artemes" - здоровый, так как во все времена и у всех народов  она считалась  эликсиром здоровья. Согласно другой версии, растению дано имя Артемизии, жены царя Мавзола, которая излечилась этим растением, по третьей -  имя Артемиды, покровительнице рожениц (полынь раньше применяли для лечения некоторых женских болезней).

http://s5.uploads.ru/t/4UqtQ.jpg

      Русское название "полынь" произошло от славянского "полети" - гореть,  из-за очень горького вкуса, от которого во рту горит. Есть также версия, что название свое полынь - пелын – получила, вероятно, из-за характерного для нее серовато-пыльного цвета.

      В Библии полынь – символ суда Божия за отступничество и непослушание; символизирует горечь наказания за человеческие грехи и пороки. У восточных народов полынь – символ родины и памяти о предках. В древней  Руси  – символ вдовства и печали, олицетворение  несчастной любви, горечи утраты и обиды.

      Народ  дал ей  выразительные названия:  нехворощь, глистник, горечь,  дикий перец, вдовья трава, божье дерево, трава Святого Иоанна, чернобыльник,  абсент, вермут, белые венички, емшан (или евшан) и др. О некоторых из  народных  названий полыни хочется рассказать подробнее.

      В средние века полынь обыкновенная ассоциировалась с Иоанном Крестителем потому, что она начинает цвести в конце июня (Рождество Иоанна Крестителя по старому стилю  - 24 июня). И еще - по преданию, он  носил пояс, свитый  из ее стеблей, когда  жил в пустыне. Кроме того,  в канун Дня святого Иоанна (Ивана Купала)  надевали венки, сплетенные из полыни, как защиту от злых сил, жгли ее в традиционных кострах, отмечающих летнее солнцестояние.

http://s9.uploads.ru/t/iHqDF.jpg

      Красивый куст ростом с человека под названием «божье дерево» знаком многим. Однако,  не всем известно, что это - полынь лекарственная или кустарниковая полынь (лат. Artemisia abrotanum). В древности у славянских народов божье дерево играло важную роль как магическое и культовое. Видовое название происходит от греческого слова “abrotos”, что означает -  божественный, бессмертный - так высоко ценилось это растение. Об этом же говорит и его русское имя, причем название “божье дерево” дано растению только в России и в славянских странах.

      В Западной Европе этот вид полыни считается одним из символов любви. Народные ее названия – «молодой любовник», «поцелуй меня скорей», «девичья погибель». К сожалению, в многочисленных сайтах название «божье дерево» через запятую соседствует с вышеприведенными,  без каких-либо пояснений, хотя явное смысловое рассогласование здесь очевидно.

      На Руси исстари божье дерево разводили в садах, сажали в огородах.  Сорванные побеги, имеющие сильный пряный запах, развешивали в сенях дома, предбанниках и уборных в качестве освежителя воздуха. Его дымом окуривали жилые помещения, хлева с животными для изгнания паразитов. Верили, что оно  отваживает злых людей и завистников.

      Принято считать, что чудесная трава евшан, запах которой возвращает человеку память, это полынь. Так написано в многочисленных комментариях к летописям. Впрочем, на самом деле, это может быть любая степная трава с характерным сильным ароматом (часто так называют еще и чабрец). Половецкая по происхождению легенда о пучке полыни, не давшем забыть о родине, рассказана ещё на страницах Волынской летописи XIII века. Но только после переложения ее на стихи Аполлоном Майковым, она стала широко известной и потом часто пересказывалась многими авторами.

      Это было в далекие-далекие времена. Однажды утром войско половцев под предводительством двух ханов  -   братьев, Отрока и Сырчана, было разбито  русскими воинами во главе с Владимиром Мономахом. Сырчан  ушел  вглубь степей, а Отрок перебрался на Кавказ. Прошло время, окрепла сила степной орды. Стал Сырчан звать к себе брата Отрока. Не раз приглашал его вернуться в родные края, но тот уже привык к чужбине, и ни сказания, ни песни предков не увлекали его. Тогда Сырчан приказал привезти из степи пучок полыни и отправил ее брату. Вдохнув запах сухой полыни, беглец не смог устоять против могучего зова родины и приказал седлать коней.

      Чернобыльником назвали полынь обыкновенную из-за ее черноватого стебля (былинки). В народе ее считают травой забвения, на Украине зовут ее «забудьками». На Винничине записана  о возникновении этого названия  интересная легенда. Однажды чумак с работником  остановились на ночлег в поле, разожгли костер, чтобы приготовить пищу.

      Чумак отошел в сторону и свистнул. Сразу же со всех сторон к нему сползлась огромная стая змей. Собрал он их в котел и стал варить. Когда вода закипела, он слил ее на землю и заменил новой. Лишь в третью воду чумак положил пшено. Наелся он каши, а работнику не дал. Велел ему вымыть котелок и ложку, наказав ни в коем случае не пробовать змеиной каши. Но тот  не послушался хозяина, наскреб на дне полную ложку и съел. Тотчас же он услышал разговор трав друг с другом о том, какая из них от какой болезни помогает, услышал, как волы разговаривают между собой. Засмеялся он от радости и хозяин понял, что тот не послушался его запрета. Тогда  он предложил  работнику съесть очищенный стебель чернобыльника. Только он съел его, как вмиг  не только  перестал понимать язык трав и животных, но и позабыл, о чем говорили они ранее. Вот с тех пор и зовут на Украине чернобыльник забудьками.

http://sd.uploads.ru/t/SXTUp.jpg
Полынь Шмидта Нана

      Подобные легенды существовали и у других народов. В старинной русской сказке говорится о юноше, что  попал в плен к крымским татарам. Однажды он увидел, что его хозяин варит змею. Закипевшую воду тот сменил семь раз, сливая на землю. В том месте трава почернела и преврати-лась в чернобыльник. Юноша отведал змеиной каши и  приобрел способность понимать язык животных и трав. Пошел он в конюшню и стал просить коней вынести его на свободу. Один конь согласился спасти юношу. Тот сел на него и умчался. Хозяин отправился было в погоню, но видя, что догнать беглеца не удастся, закричал ему вслед: «Слушай, Иван! Как приедешь домой, навари кореньев чернобыльника и выпей — еще больше будешь знать, чем теперь!» Юноша поверил  и  сделал так, как сказал татарин. И тут же лишился волшебного дара.

      По мнению к.б.н. В. Артамонова именно чернобыльник стал в народе олицетворением травы забвения потому, что полынь обыкновенная нередко пышно разрастается на забытых, неухоженных могилах.    Видов полыни  много. Назову лишь еще одну – полынь ароматную, хорошо всем известный и широко применяемый в кулинарии эстрагон, или тархун. Какой бы ни был вид полыни, в народе ее всегда ценили очень высоко: и за целебные свойства и за, как  верили наши предки, ее волшебную, магическую силу. В народной мифологии ее называют матерью всех трав, она считается одним из самых сильных оберегов.

      В старинных поверьях и обрядах полынь играла весьма заметную роль. Верили, что она защи-щала от ведьм, колдовства и сглаза. Для этого полынь специально заготавливали, соблюдая строгий ритуал. Срывали  только на Успение, 28 августа,  причем, рвать ее можно было лишь левой рукой, до первых петухов, т.е. – до полуночи. Собранную траву связывали в пучки, освящали в церкви, сушили и хранили до тех пор, пока понадобится.

      В  старину  во многих странах существовало поверье:  если во время путешествия надеть полынь в виде кушака или  положить ее в обувь, то не устанешь при ходьбе.  А если, накануне Иванова дня, раскопать землю у корня полыни, и найти там уголек, то его надо носить его с собой, потому что  он обладает удивительными целебными свойствами. Защитит от падучей болезни, от чумы, нарывов, молнии, квартаны (четырехдневной малярии) и ожогов,  от боли в спине в полевую страду. Полезно было всегда носить с собой  и просто веточку полыни: в этом случае вы не отравитесь ядом, не подвергнитесь нападению диких зверей, не получите солнечный удар. В России, на Украине полынь и подобные ей травы раскидывали по дому, клали на окна, пороги, под стрехи домов, чтобы защититься от русалок, которые могли «замутить рассудок» человека, свести его с ума.

      Накануне же Иванова дня люди делали из полыни венки и надевали их на головы в надежде, что в течение года не будут болеть голова и глаза. А еще верили, что такого же эффекта можно добиться, если посмотреть сквозь пучок полыни на пламя Купальского костра. Сокровенный венок (тот, который украшал всю ночь у костра чучело Купалы) вешали в доме над дверью, чтобы ссоры и несчастья обходили его стороной. Очень плохой приметой считалось, если такой венок падал или разрывался - это указывало на то, что на семью наслано злое колдовство. Еще   полынь считалась приворотным зельем. Стоило только во время игр хлестнуть полынью избранника, и он уже на других не обращал внимания.
      Чаще всего полынь применяли на Троицкой неделе  - ее еще называли русалочьей. В это время старались не ходить в огороды и лес, чтоб не раздражать всякую нечисть. В случае же необходимости брали с собой ту полынь, которую на Троицу разбрасывали по хате и под столом. Полынь, при защите от русалок, считалась средством, равносильным священной вербе, а также ладану. Если на Троицу приходилось ночевать на открытом воздухе, то ее клали  под голову.  Если  случалось купаться, то  бросали в воду. Защищаясь от мавок и схожих с ними мифологических персонажей славянского фольклора, девушки носили полынь за пазухой, подмышками,  вплетали ее в косы. А  если на Купалу ударить русалку веточкой полыни, то  она по поверью, будет служить тебе весь год.
      Верили, что русалки нападают в лесах и полях на неопытных девушек и парней, не имеющих при себе полыни. Русалка при встрече с человеком непременно спрашивает: «Полынь или петрушка?»
      Если человек ответит: «Петрушка», — то русалка со словами: «Ты ж моя душка», утащит его с собой и защекочет до смерти. Если же он скажет: «Полынь», то русалка убежит от него с криком: «А ну, ты, сгинь!». Причем оберегом в этом случае могла служить как сама полынь, так и  просто ее название, произнесенное вслух. Бытовало заклинание: «Хрен да полынь, плюнь да покинь!».

      В русалочью неделю венки из полыни, как оберег, носили не только женщины, но и мужчины, их надевали даже на скот, защищая от злых сил. По поверьям, ведьмы отбирали у коров моло-ко. Наваром из полыни, собранной на Иванов день, обмывали им вымя -  чтобы они давали больше молока.  Для очищения от злых духов и колдовства под Рождество или Новый год ею окуривали дома и конюшни, а собранной в июле и высушенной полынью перекладывали снопы хлеба против мышей.

      Исстари, еще с языческих времен, полынь сопровождала  человека от колыбели до гроба. На Украине, при отлучении ребенка, грудь, мазали полынью, так как считалось, что у ребенка, повторно взявшего грудь, всю жизнь будут недобрые глаза. Дети носили полынь за поясом или на груди, привязав ее к застежке сорочки -  от сглаза и нечистой силы. В Западной Украине был обычай класть в гроб полынь, чтоб задержать разложение. Ветку полыни  вкладывали  в руки покойного, чтобы тот мог отгонять адское пламя. По другим поверьям, мертвым давали полынь, чтобы отгонять черта, когда их  душа  отлетает от тела.

  Старинные поверья и легенды живы до сих пор. Так, космонавты берут с собой по традиции веточку полыни – она  дольше всех трав сохраняет аромат, напоминая о Земле.

                       ***
Букет полыни горькой у дороги
Напомнил запах летних трав,
Напомнил о разлуке и тревоге.
Полынь-трава, полынь у переправ
И у обочин… Так неприхотлива.
Никто не сеял, не сажал и не берёг
Но есть в ней волшебства невидимая сила.
Качнись и вздрогни, тонкий стебелёк…
Качнись, впитавший горечь и печали,
Прощание, земли последний стон.
И травы дикие запели, закричали
Под ветра разговор и перезвон.

                ***
Забыл однажды князь свою землицу.
Жил на чужбине уже много лет.
И плачь травы, и гриву кобылицы,
и маков красных позабыл он цвет.

Тогда с гонцом скорей ему послали
пучок полыни горькой и седой.
И вспомнил он, как травы напевали,
как плакал ветер в ковыле степной.

И горький запах родины он вспомнил.
И сам заплакал и вернулся в степь.
Седые травы, как морские волны,
Здесь суждено прожить и умереть.

Татьяна Пороскова
Thursday, 19 November 2015

0

125

ВЕРБА

http://s9.uploads.ru/t/PEG2x.jpg

       ВЕРБА (Verbene) Название этого дерева указывает на его священное значение – «священные ветви». Этимология ее древнеславянского названия, связывается с верчением, вращением (веретено), а также Веремье (врем'я – время, ).
       Происхождение вербы в народе объясняют по-разному. Есть легенда, что верба была завезена из Китая: привезли однажды  в плетеных корзинах какой-то товар, разгрузили, а корзины выбросили. Одна из ветвей принялась и выросла в чудесное дерево.

       В красивой сказке Олеся Бердника «Верба та водяний цар» происхождение вербы объясняется так. Жила однажды на свете девушка невиданной красоты, и уж так любовалась собою, все в зеркальце смотрела: 

– Неужели когда-то пропадет вот такое чудо? Неужели полиняют брови, померкнут глаза, сморщится кожа и стану я сгорбленной старухой?

       Много к ней парней  сваталось, и от всех она требовала:

       – Подарите мне вечную красоту, тогда я полюблю вас. Кто добудет тайну неувядающей молодости, тот станет моим избранником.

Явился к ней однажды Водяной царь, стал в любви признаваться, обещал любое желание красавицы выполнить.

       – Отлично, - загорелась она, замыслив, однако, обмануть водяного. – Буду твоею, но... сделай так, чтобы вечно мой прекрасный образ отражался в зеркале твоих вод, чтобы из года в год он становился все красивее и красивее.

Нахмурился царь, задумался. Понял, что дала ему дева коварную загадку, обманула его. Быть вечно молодой, быть отраженной в озере и вместе с тем не идти к нему? Но слово было сказано, достоинство властителя вод не позволяла ему отказаться от обещанного.

       – Будет так, как ты потребовала, - вздохнул царь. - Вечно твой волшебный образ будет отражаться в этом озере, но станешь ты плакучей вербой – деревом прекрасным и задумчивым. Целовать я стану корни твои, которые купаться в водах моих будут, нежить косы твои зеленые волнами буйными…

Вот так и появилось на Украине новое славное дерево – верба.

       По тому месту, которое она занимает в народной культуре, вербу  по праву можно назвать украинским деревом-тотемом, от которого, как верили в старину, происходят люди. Вероятно, в древние времена, верба символизировала Богиню, которая занималась деторождением. Недаром в украинском народе до сей поры существует поверье, что «детей находят на вербе». Она является  символом жизнеспособности, быстрого роста, плодородия: из веточки, без корня, на любой почве вырастает верба. А главное  - она является символом Украины: «Без вербы и калины нет Украины»

         О вербе сложено много легенд, в которых она выступает также и символом грусти, сожаления, нелегкой женской доли, которой много приходится терпеть, гнуться, но не ломаться.

         Была у матери Вербы дочь Калина. Работала она в поле, захотела пить. Увидела криницу, зачерпнула воды. Первую каплю отдала пташке и только собралась пить, как услышала далекий голос матери – « Не пей, доченька». Не послушалась Калина, снова зачерпнула воды, поднесла к губам, но пташка смахнула ее своим крылом. Снова зачерпнула девушка воды,  напилась и превратилась в калиновый куст.

         Бежала мать, чтоб остеречь дочку, но не успела и от горя превратилась в плакучее дерево. С тех пор мать Верба оберегает все водные источники, чтоб люди никогда не узнали злых чар.

       Еще легенда. У одной женщины было столько детей, что она, возгордившись, готова была поспорить с самой матерью – Землей своей плодовитостью. Та рассердилась и превратила ее в вербу.

       В народной поэзии отмечались два свойства вербы – ее особенный шум и то, что она стоит над водой.

Шум вербы – знак вести или неожиданности, девичьей грусти.

В кiнцi гребли шумлять верби,
Що я насадила…
Нема того козаченька,
Що я полюбила…

       Старались  вырастить вербу возле дома. Примечали, примется – девушка замуж выйдет, а хлопец женится. В народной речи сохранилось много пословиц, примет, связанных с вербой: «Верба, что немец, куда ни ткни, тут и примется», «Верба красна – бьет напрасно», «Верба бела – бьет за дело». «Дождешься, как от вербы яблок».  «У тебя и на вербе груши растут».
Особо отмечалась ее связь с водой. «Где верба, там вода, где вода, там и верба». «Где серебрится вербица, там здоровая водица». Вербой обсаживали криницы, ставки (пруды), чтоб вода «была пригожа и здорова».
      Сажали ее и над копанками, местами, где стирали белье, чтоб вода в них очищалась.

      Многие верили, что освященная верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя – помочь при пожаре. «Будь великiй, як верба, здоровий, як вода, а богатий, як земля.». «Без вербы не весна».«Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед» Верили, что весенняя верба передает от себя людям здоровье и  силу.

      Верба считалась  священным деревом, символом непрерывности и постоянства жизни. Именно верба символизирует древнеславянского языческого бога Ярилу. До наших дней летом на Подолье, Волыни, в других местностях сохранился красивый обычай выбирать "Купайлицю" (купальское дерево).

      Девушки и парни  выбирали небольшое, но роскошное со многими ветками деревце вербы, ставили его на лугу, на берегу реки и  украшали лентами, «качалками» (спелые вишни с хвостиками, сплетенные на небольшой палочке с помощью нитей), позднее  и конфетами. Девушки водили вокруг купальского дерева хороводы, пели песни, часто шутливые, заигрывая с ребятами.

      Вечером парни подходили к деревцу, разрывали "стражу" - круг девушек -  и разбирали Купайлицю. Каждый срывал себе ленту, девушки знали, чью. Иногда парни, сорвав несколько вербовых веточек, делали перевясло (обычно это жгут из перекрученной соломы для перевязки снопов) и пытались им обвить девушку - намекали на желание любить и иметь от милой ребенка. Так создавались пары.

        Ободранное купальское деревце сжигали или бросали в воду. По окончании праздника ветки вербы сажали во дворах.

       С приходом христианства отношение к вербе стало неоднозначным. Старую вербу считали проклятым деревом, так как, по легенде, из вербы были сделаны гвозди для креста, на котором был распят Христос. В наказание за это та верба стала бесплодной, трухлявой и с кривым стволом. Бытовало поверье, что нечистые силы весной спасаются на вербе от поздних холодов, а после Вербного воскресенья они падают прямо в воду, поэтому с Вербного воскресенья и до самой Пасхи запрещалось черпать воду под вербой.

       А еще бытовало и такое поверье: вербу дома посадить – себе заступ готовить. Считали, что человек, посадивший вербу, умрет, когда из ее ветки можно будет вытесать лопату. Данное поверье не столь уж пессимистично: пока вырастет ветка достаточной толщины, человек может естественным образом состариться и умереть.

       На вербе любят качаться русалки (по поверью, существовавшему на Харьковщине, они могут бегать по ней в виде белки). Иногда о странной любви люди говорят: "Влюбился, как черт в сухую вербу".

       С другой стороны, верба была для христиан священным деревом. На праздник Вербного воскресенья  принято освящать вербу и хранить ее дома весь год в переднем углу за иконами.

       В народе тесно переплелись старинные традиции с христианскими. Исстари верили, что верба наделяет здоровьем. Родители, придя из церкви с освященной вербой, начинали символически стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно». Хлестали освященной вербой и себя, чтобы прибавилось здоровье, при этом приговаривая: «Не я бью, верба бьет». Освещенной вербой еще стегали и новобрачных или молодых девушек, для того, чтобы у них родилось много здоровых детей.

       Святая верба пользуется большим уважением среди нашего народа. «Грех ногами топтать святую иву», а потому даже мелкие веточки, если они остались после освящения, сжигали, чтобы, не дай Бог, под ноги не попали.

       Бытовало поверье, что из вербы, растущей в глубине дремучего леса, в самой чаще деревьев, куда не проникает ни один луч света, можно сделать волшебную дудочку: ее музыка развеселит и заставит смеяться самого грустного человека на свете, а злой человек, услышав ее, признается и покается во всех своих злодеяниях.

       И еще в старину верили: если в темном лесу найти зеленую вербу, которая никогда не слышала шума воды и пения петуха, сделать из нее свирель и заиграть, то мертвецы оживут, встанут из могил и вернутся с того света.

0

126

БЕЛЕНА

http://s7.uploads.ru/t/6Us7Z.jpg

     БЕЛЕНА  (лат.  Hyoscyamus). Название произошло от греческих слов «hys» - свинья и  «kyamos» - бобы, т.е. «свиные бобы». Это растение назвали так, по мнению одних  авторов, потому, что, если его съест свинья, оно вызывает у нее конвульсии. По мнению  других  слово «свинья» имеет здесь только пренебрежительный смысл.

     По поводу русского названия тоже нет единого мнения. Одни  полагают, что оно  произошло от слова «белый»  из-за   серо-зеленых беловатых листьев белены. Другие указывают на то, что у древних кельтов она была посвящена богу солнца Беленусу,  в честь которого  и получила свое имя, а потом это название   пришло на Русь.

     Из-за ядовитости всех ее частей, тяжелый неприятный запах и липковатые листья народ  дал белене мрачные, отталкивающие названия: ядовитый табак, трава-блекота,  дурника, бесиво, бешеница, дурь-трава, одурь, собачий мак, люлюх (укр.), блёкат (белорус.) пьяный корень, око дьявола. С давних пор белена являлась символом психического помешательства, раздора.

http://sg.uploads.ru/t/fmJIv.jpg

     В средневековой Европе  ее относили к травам, которыми пользуется дьявол для извращения чувств людей – мак, белладонна, мандрагора и белена -  считая, что они позволяют видеть адские тени и злых духов.

     Согласно белорусской легенде, когда бог готовил землю для человека, он посеял разные добрые хлеба и растения. Однако некоторые семена попали на места, отравленные чертовой слюной («черт поплевал»). И вместо  ячменя вырос пырей,  а вместо ржи – кострец, вместо яблонь и груш появился терновник, а вместо целебных трав – белена и другие вредные растения. 

     По одному преданию, записанному на Украине, когда сняли с креста  тело Христа, его гонители приказали  закопать в горе крест Господень, а место над ним засыпать мусором, чтоб никто не нашел, и посеять там семена белены. Но Бог, видя эту злобу, чтобы не допустить поругания святого места, дал семена душистых цветов  человеку по имени Василий и велел посеять их на том месте, где была белена. И выросли там васильки.

     На Руси белена  считалась колдовской травой, выросшей из злого духа колдуна-дьявола, противника Ярилы. Тот победил злого духа  и превратил его  в траву белену. Но и став травой,  колдун-дьявол продолжает яриться, творить зло людям. Еще в древнем травнике говорилось о том, что человек, пожевавший белены, или надышавшийся дымом ее семян, буйствует, ему что-то мерещится, кажется. В общем, отведавший  колдовской травы, начинает яриться.  О таком человеке, совершающем неадекватные поступки, говорят — взбеленился, белены объелся.

     А еще со времен древней Руси сохранилась  интересная  легенда  о двух котах-духах по имени Люб и Нелюб. Люб - дух-хранитель брачного ложа. Людям он иногда  являлся в образе  симпатичного кота с золотисто-рыжей шерстью и большими ушами со стеблем стрелолиста в зубах. А Нелюб – черный  злобный кот с цветком белены в зубах.  От  них  зависел успех любовных отношений. Если ночью к влюбленным приходит кот Люб, их ждет удача и семейное счастье. Если же Нелюб -  их ожидают тяжелые испытания и раздоры. Поэтому  Люба необходимо было ублажать, всячески угождать и задабривать, чтобы он  не пускал в спальню злого  и коварного Нелюба. И сейчас кое-где перед свадьбой пекут любки – овальные коржи из пышного теста. В центре такого коржа запекался из ржаной муки гриб ножкой вверх. Такие любки  оставляли возле брачной постели, чтобы Люб благословил молодых.

     О ядовитости белены сложено немало легенд. Например, о том, что в давние времена существовала такая вот военная хитрость. Отступающая армия оставляла врагу, подмешав белены, свой винный запас. Наступающий противник, конечно же, не упускал  возможности воспользоваться таким «чудесным» подарком и выпивал отравленное вино. Позднее, под покровом ночи, воины возвращались на оставленные позиции и вырезали одурманенных врагов.

     В шекспировском «Гамлете», явившийся принцу Призрак, рассказывает  о коварстве его родного дяди  и причине смерти отца:

...Когда я спал в саду
В свое послеобеденное время,
В мой уголок прокрался дядя твой
С проклятым соком белены во фляге
И влил в притвор моих ушей настой...

     Поскольку белена вызывала галлюцинации, она входила в состав «волшебной мази». Существовало поверье, что если натереться такой мазью под мышками, то можно превратиться в ведьму и улететь на шабаш.

     В то же время этой траве,  наши предки приписывали и могущественные положительные свойства. Так, бытовало поверье, что тот, кто держит белену в руке, не боится никакой опасности. Пучок белены, вплетенный в науз  (оберег в виде узла, завязанный определенным образом и  носимый на шее), защищает от безумия и гипноза. Так же считалось, что человек, который носит на теле белену, становиться весел и приятен другим людям: она притягивает нему всеобщую любовь. А если бросить ее в воду, она привлекает рыб и делает их ручными, а еще вызывает дождь. Были и весьма экзотические поверья. Мужчина, который хотел завоевать любовь женщины, должен был, обнаженный, обязательно стоя на одной ноге, ранним утром  собрать белены. А один средневековый  «рецепт» применения белены для удачной охоты  просто вызывает улыбку: «Если смешать сок белены с кровью молодого зайца и налить в кожаный мешок, к нему сбегутся зайцы со всех окрестностей» (Поль Сидур, «Магические растения»).

     Когда белена отцветает, на верхушках ее стеблей появляются плоды: кувшинообразные, довольно привлекательные коробочки с крышечками. Семена мелкие, очень похожие на семена мака. Детям нравится играть этими коробочками, нередко они едят и семена. Оттого среди детей часто (чаще, чем среди взрослых) случаются отравления беленой.

0

127

Ирис - цветок богини Ириды

Легенда об ирисе
Ирису посвящены легенды многих стран и в них воздается должное его прекрасным цветкам, расцветка которых отражают собой все цвета радуги. Издали ирисы кажутся маленькими маячками, указывающими путь морякам...

По легенде первый ирис расцвел несколько миллионов лет назад и был так прекрасен, что полюбоваться им пришли не только звери, птицы и насекомые, но и вода и ветер, которые затем разнесли созревшие семена по всей земле. А когда семена проросли и расцвели, ирис стал одним из любимых растений человека.
http://s9.uploads.ru/t/vG8HS.jpg

Флоренция лишь потому названа римлянами Флоренцией, что вокруг этого этрусского поселения в свое время в изобилии росли ирисы, а дословный перевод с латинского на русский "Флоренция" - означает "цветущая". С тех пор ирис флорентийский украшает городской герб Флоренции.

Этот вид ириса прославился также тем, что с давних пор из его корневища научились извлекать душистое эфирное масло с ароматом фиалок. Именно поэтому корневище этого ириса называют фиалковым корнем. Этот естественный ароматизатор применялся в королевских гардеробных уже в XV в. Из 1 кг корневищ в среднем получают 7 г эфирного масла, которое используют в парфюмерии. Извлекают душистые вещества и из цветков.

Свое название цветок получил из рук знаменитого целителя Гиппократа, который дал имя растению в честь древнегреческой богини Ириды, провозглашающей людям волю олимпийских богов. Богиня Ирида сходила по радуге на землю, поэтому слово "Ирис" в переводе с греческого означает радуга. Карл Линней, который предложил единую систему научных названий растений, сохранил за ирисом его древнее имя.

А вот еще одна легенда об ирисах. Однажды радуга, прежде чем исчезнуть, рассыпалась на части. Чудесные осколки радуги упали на землю и проросли очаровательные цветы. Рассыпалась радуга на мелкие осколки - вот и зацвели ирисы. Проросли они, согласно поморской легенде, из слез рыбачки, которая часто оплакивала разлуки с мужем.
http://sd.uploads.ru/t/ysdYW.jpg

Другая легенда рассказывает. Когда титан Прометей похитил на Олимпе небесный огонь и подарил его людям, на земле вспыхнула дивным семицветием радуга - так велика была радость всего живого на свете. Уже и закат отгорел, и день угас, и солнце ушло, а радуга по-прежнему светилась над миром, даруя людям надежду. Она не гасла до самого рассвета. И когда утром снова вернулось на свое место солнце, там, где горела и переливалась красками волшебная радуга, расцвели ирисы…

Цветы ириса известны человеку с древнейших времён. На острове Крит на фреске, которая находилась на стене Кносского дворца, изображен жрец, окруженный цветущими ирисами. Этой фреске около 4000 лет. Цветки ириса запечатлены в камне восточных и римских галерей и балюстрад. В средние века они росли в садах замков и монастырей, откуда перенеслись в сады горожан. Арабы еще в глубокой древности высаживали на могилах дикий ирис с белыми цветами. А в Древнем Египте его разводили еще в XVI-XV веках до нашей эры, и он был там символом красноречия. В Аравии, наоборот, они были символом молчания и печали.

В России слово "Ирис" появилось как ботаническое название растений во второй половине XIX века, а до этого периода пользовались народным названием "Касатик", жители Украины называли ирисы "Петушок". В Болгарии, Сербии и Хорватии ирис называется Перуника - в честь славянского бога Перун.

У славянских народов широко использовалась радужная гамма цветов и оттенков и причудливые формы соцветия ирисов. Их можно было видеть в народных промыслах, в текстильной промышленности, а также в украшении быта: роспись жилища, утвари, одежды (в орнаменте рубах, сарафанов, рушников, шалей и полушалков).

На японском языке "ирис" и "воинский дух" обозначены одним и тем же иероглифом. 5 мая, в день мальчиков, весь народ совершает ханами - ритуальное любование цветами в ирисовых садах, где они растут погруженными в воду и в этот день изображения ирисов появляются на всех предметах обихода. В традиционный праздник мальчиков из цветов ириса готовят магический талисман, который должен вселить в душу юноши отвагу. Листья ириса похожи на мечи, и японцы глубоко убеждены в том, что они должны пробудить в будущем мужчине силу, мужество и отвагу. Некогда в день ханами японцы из цветков ириса и померанца готовили напиток, называемый майским жемчугом. Употреблявшие его исцелялись от многих болезней.
http://sg.uploads.ru/t/30pYA.jpg

Ирис имеет множество названий (взято из словаря): Iris, касатик, петушок, певник (пивник), пискульник, касатка, пролеска, косички, сазаны, касатик, лепешник, чикан, петушки, бубенчики, чистяк, волчий огурец, заячьи огурчики, медвежьи огурцы, пикульник, певник, сорочьи цветы, чеменник. Среди всех названий наиболее распространенным остается нежное "касатик", то есть дорогой, любимый, желанный.

0

128

Мак - символ плодородия, забвения, праздности

http://s3.uploads.ru/t/4h32N.jpg

Легенда о маке
Мифопоэтический образ - знак сна и смерти, а цветущий - небывалой красоты, также символ неувядаемой молодости и женского очарования. Символ Великой Матери, означающий Мать-Деву, ночь. Посвящен всем лунным и ночным божествам. Символизирует плодовитость, плодородие, забвение, праздность. Китай: уход от дел, отдых, красота, успех; однако, как источник опиума - распад и зло. Христианство: сон, невежество, безразличие. Кроваво-красный мак олицетворяет страдания Христа и сон смерти. Греко-римская традиция: период сна и смерти растительного мира, эмблема Деметры (Цереры), Персефоны, Венеры, Гипноса и Морфея. В народной поэзии мак известен как знак кратковременного счастья: "Проходит мой век, как маковый цвет"...

Есть несколько легенд и мифов связанных с появлением мака. Когда Господь создал землю, животных и растения, все были счастливы, кроме Ночи. Как ни старалась она при помощи звезд и светящихся жучков рассеять свой глубокий мрак, слишком много красот природы она скрывала, чем всех отталкивала от себя. Тогда Господь создал Сон, сновидения и грезы, и вместе с Ночью они стали желанными гостями. Со временем в людях пробудились страсти, один из людей даже задумал убить своего брата. Сон хотел остановить его, но грехи этого человека мешали ему подойти. Тогда Сон в гневе воткнул свой волшебный жезл в землю, а Ночь вдохнула в него жизнь. Жезл пустил корни, зазеленел и, сохраняя свою вызывающую сон силу, превратился в мак.

Мак служил символом плодородия из-за своей большой плодовитости. Поэтому он является постоянным атрибутом Геры (Юноны) - богини плодородия и супружества. Храм и статуя богини плодородия и супружества - Геры (Юноны) на острове Самос украшались маковыми головками. С маком в руке всегда изображалась богиня жатвы - Церера (Демитра). Из цветков мака и хлебных колосьев плели венки, которыми украшали ее статуи. Часто саму богиню называли Меконой (от греческого mecon, makon - мак).
http://s3.uploads.ru/t/lmsMQ.jpg

Древние греки считали, что этот цветок был сотворен богом сна Гипносом для Деметры, когда она настолько устала в поисках своей пропавшей дочери Персефоны, которую украл Аид, повелитель подземного царства мертвых, что не могла более обеспечивать рост хлебов. Тогда Гипнос дал ей мака, чтобы она заснула и отдохнула.

С маком иногда изображали Персефону - ее представляли обвитой гирляндами маковых цветов - как символ спускающегося на землю в это время покоя. По древнеримской легенде - он вырос из слез Венеры, которые она проливала, узнав о смерти прекрасного юноши Адониса. Согласно буддийской легенде, мак вырос на земле, которую коснулись ресницы засыпающего Будды.

Мак называют "слепой удар", поскольку яркий красный цвет мака действует ослепляюще, и "слабая голова", т.к. запах его цветов вызывает головную боль. Этот цветок является атрибутом Гипноса. Его изображали в виде лежащего или сидящего юноши или ангела с опущенными крыльями, несущего в руках маковые головки, иногда с венком из маковых головок на голове.

"Прекрасный, юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон..."

Он был атрибутом бога смерти - Танатоса, поэтому его изображали в виде юноши с венком из мака, но с черными крыльями, в черном одеянии и гасящего опрокинутый горящий факел. Царство сна Морфея было засажено маками.

http://sg.uploads.ru/t/lZ6Jc.jpg

Мак так же считается цветком ангелов, так как его употребляют для украшения церквей в день Сошествия Святого Духа. Маленькие дети, одетые ангелочками, идут в этот день в процессии перед священником, несущим Святые дары, и осыпают дорогу перед ним маковыми цветками.

Усыпляющие и обезболивающие свойства мака были хорошо известны во времена античности. Теофраст, которого называют "отцом ботаники", дал весьма чёткое его описание, а также целебных свойств. В древних медицинских рукописях маковый сок упоминается как напиток, погружающий человека в сон на время хирургических операций. Гомер писал, что Елена Прекрасная облегчала маковым соком страдания воинов, раненных во время Троянской войны. Вергилий назвал мак "lathean" - "дающий забвение". Гиппократ говорил, что маковый сок может служить питательным и укрепляющим средством. Диоскорид предупреждал, что сок мака может убить, если его выпить слишком много. В XVI веке появилась первая предостерегающая книга ботаника и врача Таберне-Монтануса (Якоба Теодоруса) - "Сок маковых семян", в которой говорилось об опасности его чрезмерного употребления.

Красные маки как символ. В 1915 г., во время Первой мировой войны, канадский военный врач Джон Маккрей (John McCrae) написал ставшее широко известным стихотворение "In Flanders Fields" ("В полях Фландрии"), начинавшееся такими строками: "Всюду маки свечами печали горят На войной опалённых фландрийских полях, Между мрачных крестов, что рядами стоят, В тех местах, где недавно закопан наш прах" - перевод А. Яро.

В 1915 году, вдохновлённая этими стихами, американский профессор Мойна Михаель ответила своим собственным стихотворением: "Мы вспоминаем красные маки, В полях что растут - доблести знаки, Будто кричат небесам о крови Героев, что вечно будут живы". Потом ей в голову пришла идея носить красные маки на День поминовения в честь тех, кто погиб во время войны. Она была первой, кто носил их, она продавала маки сотрудникам и друзьям, а деньги шли на благотворительность. Позже мадам Гуерин из Франции, побывав в США, начала делать искусственные маки и продавать их в пользу детей-сирот и овдовевших женщин. В 1921 году Франко-Американская лига детей продавала маки в помощь осиротевшим в войне во Франции и Бельгии. Эта традиция распространилась и на другие страны, в частности, Великобританию.

http://s3.uploads.ru/t/Oaoeq.jpg

Существующее во многих местностях поверье, будто мак растет всегда в обилии на полях битв. Главным основанием этого народного поверья послужила, конечно, красно-кровавая окраска его цветов. Но на самом деле обилие здесь мака легко объясняется тем, что на этих полях обыкновенно не пускают пастись скот, вследствие чего мак имеет больше времени для вызревания и, рассевая ежегодно многочисленные семена, со временем чуть не сплошь покрывает эти поля своими ярко-красными цветами. Народ, однако, уверен, что это не цветы, это кровь убитых, которая поднимается из земли и, превратившись в кровавые цветы мака, просит живых молиться об упокоении грешных душ погибших. Детей запугивают тем, чтобы они не ходили на поля мака, так как цветы его высасывают кровь. И называют их "sprokelloem" -"цветы привидений".

Мак попал на Восток - в Иран, Индию, Китай в IX веке, и если до этого времени его знали лишь как пищевое растение, то с X века в Китае стали выращивать с целью получения опиума. Пагубное пристрастие к этому растению началось с курения. В XIII веке вредную привычку переняли в Индии. В XVIII веке в Китае увлечение маком достигло колоссальных размеров и правительство вынуждено было прибегнуть к запрету выращивания и ввоза опиума.

Во многих странах на протяжении тысячелетий культивируют Мак снотворный, или опийный (Papaver somniferum L.). Из его незрелых коробочек получают опиум - загустевший млечный сок, служащий для изготовления медицинских препаратов (папаверин и др.) и наркотиков. Из семян этого растения изготовляют техническое масло. Также семена мака используются в кондитерских изделиях. В России запрещено возделывать "Опийный мак (растение вида Papaver somniferum L.) и другие виды мака рода Papaver, содержащие наркотические вещества".

0

129

ИУДИНО ДЕРЕВО — ЭТО НЕОФИЦИАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ РАСТЕНИЯ ЦЕРЦИС.

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/2/152/879/152879174_i__1_.jpg

Такое необычное наименование имеет библейские корни. Существует целая легенда об иудином дереве, связанная со смертью апостола Иуды, который предал Иисуса Христа. Согласно этой легенде Иуда, терзаемый муками совести, повесился на дереве.
Недалеко от этого места росло прекрасное растение, которое цвело белоснежными цветками. Увидев терзания и смерть несчастного, дерево сжалилось над ним. И так погрустнело, что его белоснежные цветки стали фиолетовыми. И это не случайно, ведь именно фиолетовый цвет олицетворяет скорбь и тоску во многих культурах и религиях. А само растение стали называть иудиным деревом.

Есть и другая версия происхождения такого необычного названия. Согласно ей это растение было очень распространено в древней Иудее, а потому и названо иудиными деревом.

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/2/152/879/152879171_Cercis__iudino_derevo1.jpg

Багрянник европейский или Церцис европейский, или Иудино дерево (лат. Cercis siliquastrum) — деревья или кустарники, вид рода Багрянник (Cercis) семейства Бобовые (Fabaceae).

Естественный ареал вида охватывает Средиземноморье, Ближний (без Африканской части) и Средний Восток, растёт на Черноморском побережье Крыма (в районе Ялты, Алушты) и Северного Кавказа (от Геленджика до Адлерского района Сочи), а так же в Закавказье.[5][6].

Растёт на каменистых склонах, обычно на известь содержащем субстрате.

Засухоустойчив, светолюбив.

Растёт медленно, в 4—5 лет достигает высоты в 1—1,5 м. В 100 лет достигает высоты 12,5 м при диаметре ствола 50—60 см и кроной диаметром до 10 м.

Цветёт очень обильно в конце апреля — начале мая, до распускания листьев. Плодоносит в сентябре.
Декоративное растение. Культивируется с XVI века.

Древесина может использоваться при столярных работах. Почки идут для приготовления острых приправ

Цветки без запаха, но дают хороший взяток пчёлам, особенно эффектен во время цветения, когда вся крона его бывает покрыта фиолетово-розовыми цветками.

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/2/152/879/152879175_iCercis__iudino_derevo.jpg

+1

130

Красивое очень.
Моника, http://s5.uploads.ru/t/8Vdun.gif

0

131

Амариллис

Амариллис (лат. Amaryllis) —  род однодольных растений семейства Амариллисовые (Amaryllidaceae). Выделен шведским систематиком Карлом Линнеем в 1753 году. {28}амарилис.jpg

В давние времена жила прекрасная нимфа Амариллис, которая вместе с подружками весело проводила свое время. Каждый день был по-своему интересен: девушки болтали без умолку, заливались смехом, танцевали, украшали себя венками из цветов сказочной красоты и внимали мелодичным звукам свирели. Там, где ступала легкая ножка Амариллис, расцветали чудесные цветы с особенным ароматом, наполняя своим благоуханием лесной воздух. Даже птицы завидовали мелодичному голосу юной нимфы, когда она пела, сидя на берегу ручья. Уж очень хороша собой была Амариллис.

Но у красавицы оказалось жестокое сердце. Очаровательная нимфа любила пленять своей красотой зазевавшегося пастушка или обычного прохожего (в то время боги еще спускались на землю, чтобы потешиться среди смертных). И никогда уже не суждено было бедному юноше, который хоть раз увидел Амариллис, полюбить другую девушку: умирал он от тоски по неземной красоте. А нимфа смеялась над несчастным и делилась с подругами своей очередной победой. И количество таких жертв несчастной любви к нимфе-кокетке неумолимо росло. Парни перестали жениться, а земные девушки не находили себе мужей. Дети перестали появляться на белый свет, и люди оказались на грани исчезновения. А красавица все не унималась, она, как и прежде, очаровывала мужчин.

Увидели это боги и решили, что если не остановят Амариллис, то скоро на земле не останется ни одного человека. Все будут влюблены в юную нимфу и умрут от тоски по ней. И позвали они бога осени – бога увядания, – чтобы тот наказал чародейку. Бог спустился на землю и, увидев Амариллис, влюбился в нее. Понял бог осени, что трудно ему будет избавиться от прекрасной девушки и задумал превратить нимфу Амариллис в прекрасный цветок. Его он перенес в далекую пустыню Южной Африки подальше от людей и наделил смертельной силой – ядом, который мог убить любого, кто рискнул бы сорвать чудное создание. Отныне в начале осени в пустынных землях Африки распускался цветок амариллис, которым можно любоваться только издали, а прикоснуться к нему нельзя.

Шли столетия, амариллис украшал своими удивительными цветами унылую пустыню, радуя бога осени своим цветением. Но в глубине цветка продолжала жить душа прекрасной нимфы, которая пообещала себе, что не будет больше так жестока к юношам. Но люди боялись прикасаться к ядовитому цветку и обходили ее стороной. Амариллис все же надеялась и ждала, что найдется человек, который полюбит ее в образе сказочного цветка, и тогда спадет заклятие бога осени.

Однажды в тех краях оказался молодой ученый, который искал новые виды растений для создания лекарственного средства от страшных болезней. Увидев цветок амариллис, он влюбился в него без памяти, выкопал из почвы и аккуратно перевез в Россию. Он посадил волшебный цветок у себя дома в самом удобном и хорошо освещенном месте, чтобы амариллис чувствовала себя уютно, как дома. Каждый день ученый часами любовался своей недоступной возлюбленной, терпеливо ухаживая за привередливой красавицей. И однажды произошло чудо, которого долго ожидала юная нимфа. Любовь молодого человека к цветку оказалась настолько преданной, что чары, наложенные богом осени на Амариллис, развеялись.

https://forumupload.ru/uploads/0009/61/87/14/t728123.jpg

Ночью, когда весь дом спал, из цветка вышла прекрасная девушка. Это была уже не прежняя легкомысленная нимфа, а юная темноволосая волшебница с мягким сердцем. Познав все тяготы одиночества, она не захотела оставлять своего спасителя умирать от тоски по ней. Уходя, Амариллис в память о себе сохранила прекрасный цветок, который и по сей день цветет в начале осени…

0

132

Monika написал(а):

Уходя, Амариллис в память о себе сохранила прекрасный цветок, который и по сей день цветет в начале осени…

Прекрасный!

0

133

https://forumupload.ru/uploads/0009/61/87/1290/927535.jpg

+3


Вы здесь » Lilitochka-club » Мифология » Легенды о цветах.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно