РАЗНООБРАЗИЕ СПОСОБОВ ОПРАВЫ КАМНЯ
ЕЩЕ ДО НАЧАЛА ПИСЬМЕННОЙ ИСТОРИИ люди закрепляли декоративные камни контрастных цветов в художественные изделия. На наиболее ранних стадиях этого процесса камни закреплялись с помощью различных клеящих веществ в специальные углубления или ячейки, вне зависимости от того, было ли изделие выполнено из драгоценного металла, камня, дерева или какого-либо другого материала.
Однако в течение первого тысячелетия до нашей эры появился ряд более надежных, изысканных и искусных «механических» способов крепления вставляемых элементов. Не говоря о простой ободковой закрепке, наиболее передовые из этих способов могут быть, в целом, охарактеризованы как разновидности очень сложной «чеканной» закрепки, к которым относилась фиксация вставляемых элементов в гнезда посредством смещения металла по краю, вокруг вставляемого элемента.
Похоже, что эти усовершенствования в большинстве своем имели место в степях Евразии, откуда они распространились с разнообразными культурными потоками в разных направлениях. Среди этих видов чеканной закрепки была «цыганская» оправа, иногда применяющаяся и сегодня. Отдельный камень помещается в выдолбленную выемку, затем металл вокруг него смещается боковыми ударами, чаще всего с помощью гладкого пуансона с закругленными краями.
Другим евразийским наследием первого тысячелетия до нашей эры является вид закрепки, которую можно назвать «чеканно-перегородчатой». Ее использовали в Европе в эпоху Великого переселения народов и в период раннего Средневековья, поэтому она достаточно хорошо известна. Похоже, что этот вид существовал в развитой форме уже в первой половине первого тысячелетия до нашей эры в Великой степи и оттуда распространился по Индии, Ирану и Европе в первые века новой эры. В Европе он достиг особенно высокого уровня исполнения, прежде чем исчезнуть ближе к концу третьей четверти тысячелетия.
Хотя чеканно-перегородчатые оправы позволяли получать великолепные результаты (особенно благодаря возможности целиком покрывать поверхность предмета драгоценными камнями), эта техника требовала большого напряжения. Так, чтобы замысел соответствовал исполнению, нужно было строго следить за толщиной камней, высотой перегородок и их соотношением. В Европе она открыла путь более простым техникам, особенно глухой (или ободковой) закрепке, при которой верхний край простого, со скошенными стенками ободка из полоски металла прижимается по периметру камня. Различные варианты таких оправ, в частности в виде красиво украшенных розеток с крапанами, были очень популярны. Преимущество этой техники заключалось в простоте процесса оправления камня, а также в возможности демонстрировать большую часть камня, одновременно прочно его фиксируя.
К сожалению, глухие оправы любого вида не могут быть расположены друг к другу достаточно близко, чтобы дать мастеру настоящую свободу в создании узоров из камней. Можно не сомневаться, что, стремясь обрести именно такую свободу в дизайне, в то время как отходят на задний план чеканно-перегородчатые оправы, ювелиры Индии, вероятно, в последние столетия до нашей эры, создали свою уникальную технику кундан.
Кундан, или сверхочищенное золото, плющится в узкие полоски фольги и очищается до такой степени, что становится «липким» при комнатной температуре. При такой степени чистоты оно может фактически образовывать молекулярную связь под давлением специальных стальных инструментов, с помощью которых фольга сначала обжимается вокруг камней, затем обрезается, моделируется и полируется, принимая любую форму, какую пожелает мастер. Кундан может применяться на любой жесткой поверхности, и поскольку для прикрепления к металлу нет необходимости в пайке, эта техника дает почти полную свободу, идет ли речь о соединении металла с эмалью или ранее вставленными камнями или даже органическими материалами, такими как дерево и кость. Нет сведений о том, что эта техника применялась где-либо кроме Индии, несмотря на ее очевидные преимущества и на тот факт, что визуальные эффекты, которые она производила, часто имитировались ювелирами соседних регионов.
ИНКРУСТАЦИЯ ПОЛУДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
ВПОЛНЕ ВЕРОЯТНО, что самые ранние опыты человека по инкрустации предметов из декоративных камней и аналогичных материалов являлись также и самыми первыми попытками закрепки камней; побудительная причина в обоих случаях, конечно, была одна и та же. Однако в то время как основная история ювелирных технологий, о которых идет речь в разделе «Разнообразие способов оправы камня», была связана с драгоценным металлом в качестве основы, здесь мы сосредоточимся на развитии специальных техник и художественных приемов, использовавшихся для механической фиксации драгоценного металла в твердом камне (а в какой-то мере и в других материалах, например в слоновой кости). На конечном этапе развития этого вида искусства, занимавшего важное место в Индии эпохи Великих Моголов, инкрустированный драгоценный металл был усыпан прекраснейшими драгоценными камнями и ослеплял своим великолепием, что производило сильнейшее впечатление. Однако в классическую эпоху - в конце XVI и в XVII веке - инкрустация соответствовала изысканному вкусу мастеров, воспитанных в глубокой приверженности богатой и строгой традиции и умевших сохранять художественный баланс и гармонию.
Самый ранний известный пример инкрустации твердых камней драгоценным металлом зафиксирован в XII веке в восточной части иранского мира. Заманчиво думать, что это действительно самый ранний этап развития этого вида искусства и что на каком-то уровне оно связано с возникновением, причем именно в данное время и именно в данном регионе, мощной и влиятельной школы обработки медных сплавов, которые инкрустировались серебром и медью.
Следующие известные к настоящему моменту примеры инкрустации твердых камней датируются XV веком и происходят из того же региона, что и образцы XII столетия. Сравнение приемов их изготовления ясно указывает на принадлежность изделий к одной школе, существовавшей в течение всего этого времени. В соответствии с давней традицией иранская школа XV века (эпоха Тимуридов) отдавала предпочтение золотому арабесковому орнаменту с полупальметтами, без использования драгоценных камней. Однако золотая инкрустация неизменно оживлялась искусно выгравированными внутренними элементами в форме листьев.
Время от времени она все же включала камни, закрепленные методом, при котором металл скошен резцом внутрь и огибает края камня - прием, сходный с современной техникой закрепки, чаще всего используемой в оправах типа «паве».
Тимуридская школа инкрустации продолжала существовать при Сефевидах в начале XVI века. Эта традиция была также воспринята оттоманскими тюрками, вероятнее всего, в результате захвата ими в 1514 году столицы Сефевидов -Тебриза, откуда они вывезли богатую добычу и многочисленных ремесленников.
Несмотря на многовековой опыт развития этого вида искусства в Иране, трудности, связанные с инкрустацией твердых камней и других материалов массивными декоративными элементами из металла, каким бы он ни был чистым, ограничивали как свободу мастера, так и набор внешне эффектных и эстетически приемлемых приемов инкрустации. Результаты этих ограничений, а также некоторых неудачных попыток расширить набор типов инкрустации особенно ясно прослеживаются на примере обширного материала из Османской Турции. Прежде всего, речь идет о целом ряде образцов, украшенных камнями, где инкрустированные элементы кажутся лишними на предметах, которые они были призваны украсить (в отличие от другого типа инкрустации, характерного для оттоманской эпохи, в которой используется только золото, инкрустируемое заподлицо с поверхностью камня).
В Индии и в этом случае применялась идеально подходящая для данной цели техника кундан, позволявшая мастеру по инкрустации, или зарнигиану, сделать золото настолько чистым и мягким, что, по словам Абу аль-Фазиля -министра и историка императора Акбара, - «верилось в сказание о золоте Парвиза, которое он мог размять рукой». Благодаря этой технике мастер мог вырезать в камне любые углубления и гнезда, помещать в них столько золота, сколько хотел, и украшать его таким количеством драгоценных камней, какое требовалось. Насколько позволял ему его вкус, он был свободен сделать свои произведения такими, что они радовали глаз и их приятно было взять в руки. Представленные здесь образцы красноречиво свидетельствуют, что этот вкус был действительно тонким и удачно сочетался с использованием исключительных технических средств.
Маленький флакон
КИНЖАЛ
Клинок из джохарской стали, покрытие золотом двух цветов; рукоять из нефрита (белого, с едва различимыми полупрозрачными разводами), инкрустирована золотом и украшена рубинами и изумрудами в технике кундан
Длина 395 мм, максимальная ширина 93 мм
Индия, вероятно Декан, первая половина XVII в.
Приобретен в 1999 г.
ДЕТАЛЬ ЮВЕЛИРНОГО ИЗДЕЛИЯ
Центральная часть из просвечивающего зеленовато-серого нефрита; инкрустирована золотом в технике кундан и украшена рубинами и изумрудами
Диаметр 46 мм, толщина 7 мм
Индия, Декан или владения Моголов, вероятно, первая половина XVII в.
Приобретена в 1994 г.
ЧАША
Вырезана из горного хрусталя; инкрустирована золотом в технике кундан и украшена рубинами, изумрудами и стеклом цвета синего сапфира; на основе под камнями (изображением в сторону внутреннего объема чаши) перья зимородков и миниатюрные изображения лиц
Высота 48 мм, диаметр 85 мм
Индия, Декан или владения Моголов, конец XVI -начало XVII в.
Приобретена в 1994 г.
ЧАША
Вырезана из горного хрусталя; инкрустирована золотом
в технике кундан и украшена рубинами и изумрудами Высота 53 мм, диаметр 70 мм Индия, Декан или владения Моголов, конец XVI -начало XVII в.
Приобретена в 1999 г
ЧАША
Вырезана из нефрита (тусклого, светлого, серовато-зеленого цвета); инкрустирована золотом в технике кундан и украшена рубинами, изумрудами, бирюзой, сапфиром и прозрачным стеклом цвета синего сапфира и цвета зеленого изумруда
Высота 32 мм, диаметр 57 мм
Индия, владения Моголов или Декан, конец XVI -начало XVII в.
Дар Коллекции аль-Сабах, 1980-е гг.
ШКАТУЛКА
Вырезана из горного хрусталя; инкрустирована золотом в технике кундан и украшена рубинами и изумрудами; внутри сделана из золота и серебра
Высота 57 мм, диаметр 51 мм
Индия, Декан или владения Моголов, конец XVI -начало XVII в.
Приобретена в 1994 г.
ШКАТУЛКА
Вырезана из нефрита (бледного, серовато-кремового цвета); инкрустирована золотом в технике кундан и украшена рубинами и изумрудами
Высота вместе с крышкой 32 мм, максимальная ширина (от угла к углу) 88 мм
Индия, вероятно Декан, около середины XVII в.
Приобретена в 1999 г.
МИНИАТЮРНАЯ РУКОПИСЬ КОРАНА
Рукопись написана черными чернилами на бумаге, миниатюры и декор выполнены чернилами, золотом и красками; накладки на переплет из нефрита (белого цвета с легким сероватым оттенком), инкрустированы золотом и декорированы рубинами и изумрудами в технике кундан; кожаный корешок окрашен золотом
Высота 94 мм, ширина 57 мм, толщина 19 мм
Индия, Декан или владения Моголов, датируется 1085 годом хиджры /1674-1675 гг. от Р.Х.
Приобретена в 1999 г.
ЧАША
Вырезана из многослойного агата; с бронзовыми позолоченными
накладками Высота 40 мм, длина 123 мм, ширина 88 мм Индия, вероятно Камбай, XVI в. Приобретена в 1991 г. Опубликована: Sotheby's, London, 24 and 25 April 1991, lot 671
ЧАША
Вырезана из горного хрусталя; серебряная оправа выполнена в технике выколотки репуссе и позолочена Высота 91 мм, длина 240 мм, ширина 165 мм Кубок - Индия, владения Моголов
или Декан, середина XVII в.:
оправа - Тибет, XVIII в. Приобретена в 1980-е гг. Опубликована: Atil 1994. р. 322
(также в изданиях на немецком, португальском и арабском языках)
МАСЛЯНАЯ ЛАМПА
Вырезана из нефрита (очень бледного, зеленовато-серого цвета, одна сторона испещрена красновато-коричневыми крапинками)
Высота 45 мм, длина 82, ширина вместе с ручками 80 мм
Индия, Декан или владения Моголов, XVII в.
Приобретена в 1998 г.
ПЛЕВATEЛЬНИЦА
Вырезана из нефрита (светло-зеленого цвета с несколькими черными пятнышками) Высота 70 мм, длина вместе с ручкой 107, ширина 80 мм Индия,
владения Моголов или Декан, XVII в. Приобретена в 1996 г.
МИНИАТЮРНАЯ ЧАШЕЧКА
Вырезана из звездчатого граната (густого, красновато-пурпурного цвета с коричневатыми оттенками, проявляющего эффект звездчатости), с позолоченной серебряной оправой
Высота 32 мм, длина 64 мм, ширина 30 мм
Индия, вероятно Декан, XVI в.
Приобретена в 1988 г.
МИНИАТЮРНАЯ ЧАШЕЧКА С ПЕРСИДСКИМИ СТИХАМИ
Вырезана из изумруда (сохранившего кристаллическую форму, зеленого цвета с голубоватым оттенком материал верхней части соединяется в основании чашечки с непрозрачной породой);
надпись вырезана алмазным диском Высота 41 мм, максимальная ширина граней 38 мм,
максимальная ширина между углами 43 мм;
вес 252,0 карата Индия, Декан или владения Моголов, конец XVI - XVII в.
Приобретена в 1980-е гг.
ЩИТ
Выкован из листового серебра, украшен выемчатой эмалью и позолочен, украшен рубинами, алмазами, изумрудами, халцедоном, агатом и горным хрусталем в технике кундан
Диаметр 488 мм, толщина 75 мм
Индия (вероятно, Центральная или Северная), XVIII в.
Приобретен в 1999 г.