Айрон написал(а):Какая интересная тема... как воображение развивает...
2 мая (Четверг)
Сегодня сходите в лес, в гости к деревьям. Отыщите берёзу, соберите её кору и поиграйте с ребёнком в берестяную грамоту.
Расскажите детям, что во времена, когда на Руси ещё не было бумаги, люди пользовались для письма верхним слоем берёзовой коры — берестой, белой снаружи и золотисто-жёлтой изнутри. Собирать бересту надо очень осторожно, чтобы не повредить ствол дерева. Лучше всего собирать бересту весной, с упавшего или срубленного дерева. Аккуратно сделайте два параллельных горизонтальных надреза вокруг ствола и один вертикальный, снимите кусок бересты и принесите его домой.
Дома его можно расправить и нацарапать на нём буквы и рисунки острым кончиком ручки. Попробуйте, как пишут по бересте фломастеры, линеры, как ложится на неё акварель.
Буквы на бересте процарапывали специальной костяной или металлической палочкой, которая назвалась «писало». Пусть ребенок попробует, как и наши предки, написать или нарисовать что-нибудь на кусочке коры с помощью острой палочки.
Кстати:
Жители Сибири использовали бересту для изготовления лодок, которые называли «берестянками».
Сделанный из прутьев легкий остов обтягивали сшитыми кусками бересты. Такая лодка выдерживала двух человек. Из бересты до сих пор изготавливают легкие туески для сбора ягод, грибов. Этот прочный материал долгое время сохраняет их свежими. Когда-то из него делали емкости для хранения воды, молока, кваса, солений. Сделайте вместе с ребенком различные поделки из бересты, соорудите кораблики и пустите их плавать в луже или ручейке. Рассмотрите внимательно бересту: она состоит из отдельных слоев, словно книжка с крепко прижатыми друг к другу страницами. За год вырастает один слой. Определите самые старые (на поверхности ствола) и самые молодые слои. Найдите большой кусок бересты и оставьте ее на улице во время дождя. Затем проверьте, насколько она промокла. Когда-то в сырую погоду солдаты клали тонкую кору березы в сапоги, делая между двумя слоями подошвы прокладку. Ноги в таких «утепленных» сапогах не промокали.
Еще о березе:
. Чаще других в нашей стране встречаются береза повислая и пушистая. Попробуйте вместе с ребенком определить, какую из них вы встретили.
Березу повислую — дерево до 20 м — несложно узнать по поникающим ветвям, она всегда «грустит».
Есть особая форма этого вида — «плакучая» береза с особо длинными, низко опущенными ветвями. На молодых побегах растений хорошо заметны бугорки — «бородавки», поэтому раньше этот вид назывался березой бородавчатой.
У березы пушистой ветки приподняты, крона более пышная. Нетрудно заметить, что молодые побеги у таких берез имеют густое опушение, за что этот вид и получил такое название. Листья березы повислой — на длинных черешках, с многочисленными смолистыми железками и острым кончиком. На их внешней стороне имеются бородавки, и если их раздавить, то образуется белый налет. У березы пушистой лист по форме напоминает яйцо, верхний его кончик заострен, а бородавки отсутствуют.
Белоснежная и гладкая в верхней части ствола кора березы повислой становится темной внизу. Здесь она покрыта крупными трещинами, более грубая. Из-за этого кора у некоторых старых берез выглядит темной. Кора березы пушистой белая или сероватая, гладкая, трещин мало даже в нижней части ствола.
Всего же на Земном шаре насчитывается более 120 видов березы! Это белоствольное дерево давно уже стало символом России (правда, нашим официальным символом является лиственница, так как она занимает самые большие территории). Березняки в нашей стране — это еще и признак присутствия человека. Березовые леса обычно возникают там, где были вырубки или пожары.
Во что можно поиграть во время прогулки
Игра «Береза — это…» развивает мышление ребенка, позволяет ему взглянуть на один и тот же объект с разных точек зрения. Взрослый предлагает ребенку определить, что значит то или иное дерево в жизни разных животных, людей и т.п. Например: «Для птицы наша береза — это…» (варианты ответов: столовая; место для постройки гнезда; место, где она может спрятаться, и т.п.); «Для жука наше дерево — это …» (его жилище; место, где он откладывает личинки, где может найти добычу); «Для художника береза — это…» (объект для картины, источник вдохновения); «Для усталого путника раскидистое дерево — это…» (место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть…); «Береза для мебельщика — это…» (древесина, из которой можно сделать много разных предметов); «Дерево для зайца — это…» (пища — кора зимой, укрытие); «Дерево для горожанина — это…» (чистый воздух; прохлада в зной; «зонтик» от дождя; место для отдыха и т.п.).
Игра «Что будет, если…». Предложите ребенку подумать и ответить, что случится с березой, если… (исчезнут птицы; дождевые червяки, грибы, перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не будет ветра; человек повредит кору и т.п.).
Игра «Что такое хорошо и что такое плохо». Сначала ребенок называет все, что для березы «хорошо», затем — все, что для нее «плохо».
Игра «Я видел на березе…» развивает память и помогает вспомнить особенности жизни дерева. В нее лучше играть всей семьей. Игру начинает взрослый, который говорит: «Я видел на нашем дереве лист». Ребенок должен воспроизвести предыдущую фразу и дополнить ее: «Я видел на нашем дереве лист и птицу». Третий участник повторяет эту фразу и добавляет: «Я видел на нашем дереве лист, птицу и гусеницу»; четвертый: «Я видел на нашем дереве лист, птицу, гусеницу и капельку росы» и т.д.
Игра «Найди дерево» помогает активизировать сенсорную «память». Ведущий (для младших детей им будет взрослый, ребята же старшего возраста могут выполнять эту роль по очереди) предлагает участнику игры закрыть глаза, берет его под руку и по очереди подводит к разным деревьям. Задача ребенка — потрогать, понюхать кору, листья и, вспоминая результаты исследований, определить березу.
Игра «Что от чего» закрепляет знания о разных частях деревьев. Приготовьте наборы карточек с листьями, плодами, цветками разных деревьев. Задача игроков — как можно быстрее собрать все карточки, которые имеют отношение к березе.
Игра «Что лишнее» развивает наблюдательность и закрепляет знания о растениях. Повесьте на березе предмет, который не должен там находиться, например, сосновую или еловую шишку, дубовый лист и т.п. Задача ребенка — как можно быстрее найти ошибку.
Игра «Наша береза умеет…» развивает речь и наблюдательность. Предложите ребенку ответить на вопросы: «Что умеет наше дерево?» (подбираются глаголы: шелестеть, расти, качаться и т.п.); «Какое наше дерево?» (прилагательные: красивое, пушистое, грустное, старое).
(По материалам Флай-мама, и nataly-teplyakov
Отредактировано Лигия (2013-05-02 02:06:05)