Развитие образной речи. Эту задачу, несомненно, надо рас¬сматривать и по отношению к детям младшего и среднего дошкольного возраста, однако особое значение она имеет для детей старшего дошкольного возраста.
Прежде всего развитие образной речи происходит при ознакомлении детей с разными жанрами художественной литературы, в том числе с произведениями малых фольк-лорных форм (пословицами, поговорками, загадками) и с фразеологизмами. После чтения литературных произведений необходимо обращать внимание детей не только на содержание, но и на художественную форму. Разнообразные задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности значительно влияют на развитие образной речи. Прекрасной основой служат также лексические и грамматические упражнения.
Дети знакомятся с произведениями разных литературных жанров (сказками, рассказами, стихотворениями, произведениями устного народного творчества), их художественными достоинствами, учатся понимать значение образных выражений и целесообразность их использования в тексте. Специальные творческие задания на материале фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок развивают поэтический слух и подводят детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.
Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание де-тей к необычным выражениям, а подбор синонимов и анто-нимов к фразеологизмам помогает понять обобщенный смысл малых фольклорных форм (зарубить на носу — запомнить навсегда; повесить голову — загрустить). Развитие образной речи должно проходить в единстве с развитием других качеств связного высказывания, основанных на представлениях о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточном запасе образной лексики и понимании целесообразности ее использования в собственных сочинениях.
Развитие словесного творчества включает все направления работы над словом — лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок, рассказов, загадок. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству.
Важно подчеркнуть, что широкое понимание образности относится к культуре речи. В этом смысле воспитание у детей интереса и бережного отношения к языковому богатству, умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и в словесном творчестве становятся одной из важнейших задач речевого воспитания в дошкольном детстве. По тому, как ребенок строит свое высказывание, на-сколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Логопедия. Развитие речи ребенка.
Сообщений 61 страница 90 из 118
Поделиться612012-11-05 20:23:54
Поделиться622012-11-05 20:26:01
Литература
Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологи-ческие исследования. М., 1956.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Уша¬ковой. М., 1993.
Зрожевская АЛ. Обучение монологам-описаниям // Дошколь¬ное воспитание. 1986. № 12.
Максаков А.И., Туманова ГЛ. Учите играя. 2-е изд. М., 1983.
Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. науч. тр. / Под ред. Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. М., 1987.
Проблемы изучение речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1994.
Развитие речи детей дошкольного возраста. 3-е изд. / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984.
Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Уша¬ковой. М., 1990.
Сохин ФЛ. Осознание речи дошкольниками: Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтае-вой. М., 1978.
Сохин ФЛ. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. 1989. № 3.
Струнина Е.М., Ушакова О.С. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. 1981. № 2.
Умственное воспитание детей дошкольного возраста. 2-е изд. / Под ред. Н.Н. Подьякова и Ф.А. Сохина. М., 1988.
Ушакова О.С, Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литера¬турой. М., 1998.
Элъконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
Поделиться632012-11-05 20:47:29
Pavlinushka,ну вот собственно и вся программа Ушаковой. Надеюсь, тебе пригодится.
Очень хочется, чтобы и другим тоже пригодилась
Поделиться642012-11-08 07:21:40
Лигия!
Большое спасибо за проделанную работу и предоставленные материалы.
Всё скопировала и распечатала.
Очень актуальный материал. Хоть ты и пишешь, что он сухой...
Внуки: мальчик- 7 лет, девочка - 4 года, девочка - 3 года, мальчик 1год и 10 мес.
Лигия!
Всё что у тебя будет интересное по логопедии, пожалуйста, по возможности выкладывай.
Ведь твои материалы - это реально опробованое на практике. С удовольствием будем учиться! [взломанный сайт]
Поделиться652012-11-08 08:41:33
Очень хочется, чтобы и другим тоже пригодилась
Ну, все мы рано или поздно и детьми и внуками обзаводимся. А потому - действительно, бесценный материал!
Поделиться662012-11-08 17:00:17
Очень хочется, чтобы и другим тоже пригодилась
так мы ж пользуемся!!!!! Спасибо большое!!!!
Поделиться672012-11-09 20:25:53
4. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (дети 7-го года жизни)
Лигия,спасибо!!!Ты мне очень помогла!!!!
Начинала с упражнений в начале темы...идем дальше...
У меня сын когда торопится "Проглатывает"Слоги,такое впечатление,что речь за мыслью не успевает!!!
Как с этим можно поработать?
Поделиться682012-11-17 01:10:32
Всё что у тебя будет интересное по логопедии, пожалуйста, по возможности выкладывай.
Есть, Павлинушка, есть материал...Постараюсь выкладывать.
ну вот собственно и вся программа Ушаковой.
Кстати,вот такая книжка Ушаковой есть в продаже....
У меня сын когда торопится "Проглатывает"Слоги,такое впечатление,что речь за мыслью не успевает!!!
Как с этим можно поработать?
Такое у детей бывает, особенно до 6 лет. Они действительно часто в речи не успевают за мыслью. Бывает от волнения (в школе , например)...
Если сказал неправильно, то переспроси спокойно, скажи , что не поняла , что он сказал и проси повторить. Но все - очень спокойно, с улыбкой, чтобы он чувствовал, как для тебя важна его речь , а следовательно и он сам. А самое главное, чтоб бояться не стал, не волновался лишний раз...
Очень хороший предмет - "Сценическая речь". Она тому и учит: контролировать свою речь, то, что хочешь сказать и то, что и как ты говоришь.... Пусть в роли докладчика побудет...Поучите с ним вместе стихи, проси его рассказывать что он видел, его впечатления.
Книги читайте не спеша, с выражением...Как-то так...
Поделиться692012-11-17 01:15:29
Завтра начну с сыном заниматься,были у логопеда,он звук "Р" не чисто произносит.
Кстати, рекомендации от логопеда у к-го проблемы с Р:
Чтобы научиться правильно говорить звук [Р] нужно выполнять такие упражнения: Для выработки напора воздуха:
- Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
Для языка.
- Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. При этом язык и губы не напряжены. Ладошкой, поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.
- Цоканье, прищелкивание языком. С переменным темпом щелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался к нёбу на мгновение, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев, нижняя челюсть при упражнении неподвижна.
- Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна.
Артикуляционная гимнастика
«Качели» - Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
«Маляр» - Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться
«Чистим верхние зубки» - Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
«Посчитаем верхние зубки» - Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть остается неподвижной.
«Гармошка» - Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
«Барабан» - Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «д-д-д». Язык при этом упирается в верхние зубы, рот не закрывается.
«Комарик» - Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук «з».
Нормальная постановка языка при произнесении твердого звука «Р»
- Кончик языка поднят к нёбу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.
- Губы открыты, зубы разомкнуты, на ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха. Звук получается звонкий.
Приемы постановки звука
Открыть рот, на одном выдохе длительно произносить звук «ддд» в быстром темпе, ритмично. При этом язык должен смыкаться не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серии звуков сильно подуть на кончик языка, при этом возникает вибрация.
Далее звук отрабатывается звук в слогах (ра, ро…), потом в середине, в конце слов. После отработки предложений, отрабатываются скороговорки, чистоговорки, стихотворения.
Поделиться702012-11-17 18:47:20
Очень хороший предмет - "Сценическая речь".
Попробую поиграть в докладчика.
Он стихи читает с выражением,прозу то же,а с разговорной речью поработаем.
что не поняла , что он сказал и проси повторить.
Прошу,но он очень не любит повторять....
Кстати, рекомендации от логопеда у к-го проблемы с Р:
Лигия,огромное спасибо!!!
Поделиться712012-11-27 17:44:45
Лигия
Лигия , а не могли бы Вы подсказать,что делать,если у ребенка все звуки поставлены \ мы делали такую гимнастику,как вы дали\ и медленно он правильно говорит,а в обычном разговоре все идет по старому ,т.е. не проговаривает некоторые буквы правильно.
Поделиться722012-12-02 10:49:35
медленно он правильно говорит,а в обычном разговоре все идет по старому ,т.е. не проговаривает некоторые буквы правильно.
Продолжать тренироваться и закреплять то, чего добились. Доводить это до автоматизма.
Просить повторить медленно, правильно и понятно. Ребенок сам постепенно привыкнет контролировать свою речь.
Наш логопед всегда сетует по поводу того, что не все родители понимают (а некоторые просто не знают), что нескольких занятий в неделю с логопедом просто не достаточно. Ребенок должен тренироваться ежедневно. Тогда будет результат. Если ребенку был поставлен какой-то звук, а он неделю-две не ходил в д\сад, то, как правило, труд логопеда идет "коту под хвост", т.к. дома с ребенком конкретно логопедией обычно никто не занимается.
Почему в логопедических садах такой прогресс у детей с очень серьезными нарушениями речи? Потому что занятия проходят регулярно и в течение всего дня. В большинстве л\садов у каждой группы свой логопед, который, как 2-ой воспитатель, постоянно при детях. Процесс коррекции речи и обучения непрерывен. Отсюда и результаты.
зы: Золотко, а почему на Вы? Мы с тобой вроде "на ты " были?
_____________________________________
Еще несколько домашних заданий от логопеда. Скопировано из папки ребенка у которого основные проблемы с Ж-Ш
Поделиться732012-12-02 15:12:55
Лигия, Спасибо большое! Будем заниматься! Всё скопировала.
Отредактировано Pavlinushka (2012-12-02 15:13:40)
Поделиться742012-12-02 19:03:59
Приемы постановки звука
Спасибо за информацию!
Очень своевременно!
Поделиться752012-12-03 15:57:09
Мамино золотко написал(а):
медленно он правильно говорит,а в обычном разговоре все идет по старому ,т.е. не проговаривает некоторые буквы правильно.
Продолжать тренироваться и закреплять то, чего добились. Доводить это до автоматизма.
Знаю хороший способ развивать дикцию + привычку к правильным речевым оборотам + слуховую память + одновременно зрительную память на тексты, + логическую память:
Этот способ мне пригодился, когда надо было огромный объем информации усваивать за короткий период времени (а дикция и прочее автоматом прилагаются).
1. Берём учебник или любой письменный материал гуманитарного плана (сомневаюсь в действенности такого способа для того, чтобы выучить математику, например), информацию из которого нам нужно твёрдо усвоить.
2. Внимательно читаем текст и карандашом выделяет самое главное таким образом, чтобы можно было при соединении выделенного получить качественные конспект.
3. внятно начитываем выделенное на аудио для того, чтобы получилась хорошая лекция.
4. Несколько раз слушаем начитанное.
Каждый раз это упражнение помогает всё быстрее схватывать суть текстов, быстро и качественно запоминать полученную таким образом информацию
+ (бонусом) самому слышать огрехи в своей речи, внятно говорить, нарабатывать привычные речевые обороты.
С экранными текстами это работает намного хуже, особенно если экран не отражает страницу целиком.
Поделиться762012-12-04 09:43:36
Этот способ мне пригодился, когда надо было огромный объем информации усваивать за короткий период времени (а дикция и прочее автоматом прилагаются).
1. Берём учебник или любой письменный материал гуманитарного плана (сомневаюсь в действенности такого способа для того, чтобы выучить математику, например), информацию из которого нам нужно твёрдо усвоить....
Хороший способ. Я тоже, когда в средней школе и в институте училась его использовала (кстати, с математикой и физикой он тоже прокатывает, когда подчеркиваются ключевые слова для запоминания), правда без аудиозаписи. С пересказами перед зеркалом самой себе.
Для дошкольников он не совсем подходит, тем более в плане коррекции звукопроизношения. Хотя бы потому что ребенок еще читать не умеет (по крайней мере, не обязательно умеет, а уж тем более бегло.) И тексты для пересказов предлагаются совсем небольших объемов с опорой на картинные планы или пересказы по наводящим вопросам... Ребенок только учится контролируемому рассказыванию,потому работает в паре со взрослым, а не самостоятельно. + Самокритика в этом возрасте развита слабовато...и проч., и проч., и проч...
зы: Кстати, о зеркале. Репетиция тех же стишков перед зеркалом здорово помогает научиться не боятся чужих глаз при публичных выступлениях. Помогает отработать жесты, мимику...
Поделиться772012-12-04 11:34:05
Для дошкольников он не совсем подходит, тем более в плане коррекции звукопроизношения
Да. Но детки дошкольниками остаются не вечно
Мой сын, обезьянничая и желая доказать папе, что он может знать историю не хуже, уже к 10 годам имел весьма приличные знания по истории, далеко выходящие за рамки школьной программы+ богатую и правильную речь. Это при том, что логопеды с ним никогда не занимались. Этот способ даёт ещё и возможность постоянно пополнять словарный запас, понимать, какие слова в каком контексте используются. Учителя неоднократно замечали, что, в отличие от сверстников, у сына не было проблем с тем, чтобы быстро и точно сообщить свои мысли, он не мычал и не спотыкался, подбирая слова.
Поделиться782012-12-05 00:04:48
Да. Но детки дошкольниками остаются не вечно
Тут не поспоришь.
Поделиться792012-12-05 09:43:42
Ребенок должен тренироваться ежедневно.
. дома с ребенком конкретно логопедией обычно никто не занимается.
С Матюшей бабушка занимается почти каждый вечер, но большее время он проводит в саду.Садик у нас обычный,т.е. за тем как он говорит никто не следит. Ставку логопеду в дет.саду урезали и она занимается только с подготовишками, а моему еще 5 лет. Лигия,спасибо тебе за книжку я скачала ,будем хоть сами заниматься. Логопедический садик у нас один на весь район,так.что туда попасть...
Знаю хороший способ развивать дикцию
Жозефина спасибо,думаю нам на будущее тоже пригодится.
Поделиться802012-12-06 06:42:25
Кстати, о зеркале. Репетиция тех же стишков перед зеркалом здорово помогает научиться не боятся чужих глаз при публичных выступлениях. Помогает отработать жесты, мимику...
Лигия! Спасибо, берем на заметку!
Знаю хороший способ развивать дикцию + привычку к правильным речевым оборотам + слуховую память + одновременно зрительную память на тексты, + логическую память:
Жозефина, Спасибо! Метод интересный. Делала сама так в юности, только не наговаривала на ауди.
Поделиться812012-12-10 19:08:38
Лигия,у нас получается!!!!Спасибо!!!
"Р" начала прорываться...еще не совсем чистая,но она есть!!!!
Поделиться832012-12-10 21:30:27
Лигия!
Спасибо, но увы.... при распечатывании фоток буквы в большинстве своем расплываются... не читается текст...
Жалко.. столько труда...
Поделиться842012-12-10 22:19:49
Спасибо, но увы.... при распечатывании фоток буквы в большинстве своем расплываются... не читается текст...
Да? Тогда надо будет отсканировать....Просто на сканирование уходит времени гораздо больше времени, чем на фото. А фотик самый обычный... И толстые непрошитые книжки сканировать проблематично: листочки вываливаться начинают.
Поделиться852012-12-11 15:58:28
А фотик самый обычный... И толстые непрошитые книжки сканировать проблематично: листочки вываливаться начинают.
Лигия!
А может можно фотографировать по ОДНОЙ страничке по отдельности, а не по две вместе и тогда видимость-читаемость будет лучше?....
Поделиться862013-04-05 16:08:13
А может можно фотографировать по ОДНОЙ страничке по отдельности, а не по две вместе и тогда видимость-читаемость будет лучше?....
Нужно будет попробовать на новый фотик.
Поделиться872013-04-05 16:20:50
Есть такой замечательный автор - Татьяна Ткаченко. Она логопед-практик. Много интересного и нужного разработала. Так вот, когда встал вопрос о выборе тетрадей, по которым знакомить детей со звуками и буквами, их обозначающими, оказалось, что все современные пособия грешат "алфавитизмом". Знакомство с буквами идет не по принципу значимости букв в русском языке, как это обычно наблюдается в букварях (так детей проще и легче научить читать), а именно по алфавиту. Какое уж тут чтение. Тут , действительно, только одно знакомство. А на кой оно тогда, спрашивается...
Случайно в книжном нашла тетрадь Ткаченко "Пиши, читай-ка!". Она 2008 года. Была в единственном экземпляре, и когда ее попытались родители закупить на группу, выяснилось, что с тех пор она не переиздавалась и , скорее всего, переиздаваться не будет. Сейчас уже новые стандарты в образовании, и авторы тоже новые...
В общем, сканировала я для вас эту книжку. Глядишь, кому-нибудь и пригодится.