Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Путь к себе. » Медитация


Медитация

Сообщений 121 страница 150 из 180

121

ОЛЬГА написал(а):

для тех у кого ухудшается зрение.
http://youryoga.org/med/eyes.htm

спасибо Оленька!!! http://s017.radikal.ru/i403/1207/a6/7f333a493474.gif

0

122

1) MOOLA-мантра.
Om
Sat Chit Ananda Parabrahma
Purushothama Paramathma
Sri Bhagavathi Sametha
Sri Bhagavathe Namaha

Hari OM tat sat

Считается, что пение этой мантры (в голос или про себя) или прослушивание, приносит здоровье, богатство, счастье, духовный опыт, глубокую тишину, блаженство, и измененное (повышенное) состояние сознания. Особенно действенна она, если понимаешь смысл.

2) GAYATRI -мантра.
Om Bhur Bhuvah Svaha
Tat Savitur Varenyam
Bhargo Devasya Dheemahi
Dhiyo Yonah Prachodayaat

Это самая могущественная и священная мантра Вед. Считается, что она содержит в себе всю их сущность. Правоверные индуисты повторяют эту мантру каждый день. Считается, что за каждой мантрой стоит определенное божество - дэвата. Гаятри же обращена непосредственно к Ишваре (Богу) нашей Вселенной, которого называют Савитаром, чем и объясняется великая сила этой мантры.
Очень мне нравится. Хорошо восстанавливает душевное равновесие

Перевод примерно такой
"О, Боже, защитник, основа всей жизни, Который есть само-существующее, кто свободен от всех болей и чей контакт освобождает душу от всех бед, кто пронизывает Вселенную и поддерживает все, Творец и Источник Энергии всей Вселенной , Податель счастья, Кто достоин признания, самые прекрасные, Кто чист и Очиститель всего, позвольте нам принять то, что дает Сам Бог, так чтобы Он направил наши мысли в правильном направлении.

3) OM NAMO BHAGAVATE - мантра.
Om Namo Bhagavate Vasudevaya

Эта мантра дарует ощущение того, что Бог повсюду и проявляет высшее знание Васудевы. Создается атмосфера ощущения, что Бог это чистое сознание повсюду. Ощущается присутствие чистого сознания Бога во всех объектах и внутри собственного сознания.

0

123

Метта бхавана, или развитие «дружественности»

Пусть все существа будут счастливы и невредимы,
И пусть их сердца наполняются внутренней радостью.
Из проповеди Будды, посвященной дружественности.

Карания Метту Сутта
(Trans. Ayya Khema, Being Nobody, Going Nowhere, London: Wisdom, 1987, p. 96).
В ранних жизнеописаниях Будды говорится, что он преподавал самые разнообразные духовные практики. Он познакомил с практикой медитации многих своих учеников и последователей, а также тысячи других людей, которые встречались на его пути. Обучая людей, он всегда давал наставления соответственно темпераменту и духовным нуждам каждого ученика. Но из всего разнообразия преподаваемых им методов особое значение он придавал двум: практике осознанного дыхания и медитации, известной как метта бхавана – «развитие дружественности».  (Metta (палийск.) или мaitri (санскр.) означает доброту или дружественность. Bhavana означает «становление», «развитие» и даже «медитация». Пали – язык одного из основных источников буддийской литературы, и в этой книгебольшинство технических терминов дано на нем).

Дружественность — качество ничуть не менее важное для нашего духовного совершенствования, чем практика сосредоточения. Для многих из нас оно может быть даже более важным. Делая свой первый шаг к Просветлению, сам Будда, несомненно, действовал в духе дружественности: он желал, чтобы люди обрели истинное счастье. Вероятно, плодотворное духовное развитие человека невозможно без духа дружественности.

Мы, конечно же, надеемся найти в мудрости Будды счастье и дружественность, а не противоположные им недоброжелательство и ненависть. Преисполненный ненависти человек никогда не достигнет большой мудрости. Из личного опыта нам известно, что, когда мы сердимся или раздражены, наша способность что-либо понимать сужена и ограничена до предела. Нам также известно, что легче быть дружественным по отношению к другим, когда мы сами находимся в состоянии душевного равновесия.

Сосредоточиваясь на дружественности (метта), мы можем прийти к более гармоничным, здоровым состояниям сознания, как только того пожелаем.

0

124

Истоки дружественности

Людей часто поражает первый этап этой медитации: прежде всего практикующий зарождает дружественность по отношению к самому себе. Идею, которая за этим стоит, можно сформулировать так: «Если вы и в самом деле хотите дружить с другими, научитесь прежде быть другом самому себе». В этой простой мысли заложена глубокая и очень действенная мудрость.

Но тут же может возникнуть затруднение: ведь многие люди находят, что любить себя необыкновенно трудно, они не умеют ценить собственные достоинства. Это встречается довольно часто. Будет весьма любопытно, если вы спросите своих друзей о том, какими, по их мнению, хорошими качествами они обладают. При этом некоторые люди чувствуют себя до странности неловко. У меня есть немало друзей, которые ценят добрые качества в других, но с большой неохотой допускают, что в них самих есть что-то хорошее.

Без сомнения, иногда такое отношение к себе объясняется вежливостью или скромностью – истинной или показной, но, вероятно, чаще всего это происходит от полного отсутствия уверенности в своих силах. И, к несчастью, эта тенденция, по-видимому, укоренилась в нашей основанной на христианстве культуре: мы как будто и не должны любить себя. Поэтому в наши дни многие люди имеют весьма неважное мнение о себе. Некоторые даже чувствуют необходимость поддерживать видимость уверенности в своих силах, чтобы их не отвергли другие, и это может чрезвычайно усложнить их жизнь.

0

125

Уверенность в cвоих силах важна для духовного роста

Такое положение дел достойно сожаления, поскольку уверенность в своих силах и возможностях чрезвычайно важна для духовного роста: нельзя совершенствоваться, если нет уверенности в том, что вы можете достичь цели или, по крайней мере, хотя бы некоторой веры в себя. Ясно, что большинство людей должны ценить себя гораздо больше. Практика метта бхаваны особенно ценна в моменты душевного неблагополучия: она позволяет больше ценить себя, свои возможности и свой мир.
Ценность человеческой жизни

Метта бхавана начинается с укрепления уверенности в собственных силах, но это не предполагает роста гордыни или эгоистичной самоуверенности. Речь идет о способности ценить свою жизнь в более широком контексте — как часть человеческой жизни, учитывая все перспективы, которые эта жизнь дает. Мы видим, что человеческая жизнь – нечто удивительное и драгоценное, и, хотя большинство людей сталкиваются в жизни с большими трудностями, у каждого из нас найдется немало поводов для радости.

Человеческое рождение называют драгоценным, ибо оно подобно Исполняющей Желания Драгоценности: его так же трудно обрести, и оно приносит столь же великую пользу…

Рождаясь людьми, мы обладаем способность отвергать дурное и совершать хорошее, мы можем пересечь океан сансары, следовать по пути Просветления и обрести состояние всесовершенного Будды. Поэтому человеческое рождение выше других видов бытия, таких как рождение в мире богов или нагов, оно превосходит даже Исполняющую Желания Драгоценность. Его называют драгоценным, ибо человеческое рождение трудно обрести и оно приносит великую пользу.

И все же, хотя человеческое рождение так трудно обрести, а польза его – огромна, оно недолговечно, так как существует множество причин смерти, и мы без промедления отправляемся в будущее...

Поэтому, учитывая трудность обретения человеческого рождения, его недолговечность и великую пользу, надлежит смотреть на человеческое тело как на лодку и с ее помощью спастись из океана сансары.

Гампопа (Тибет, 1079 — 1153)
(The Jewel Ornament of Liberation, trans. H.V. Guenther, London: Rider, 1970, pp. 16 – 19).

Под сансарой или «обусловленным бытием» Гампопа подразумевает все те ограничивающие нас состояния ума, которые обусловливают цикличные, повторяющиеся действия, складывающиеся в привычный образ жизни. Смысл его слов в том, что жизнь дает нам возможность развивать здоровые, творческие состояния ума, и это лучший способ его применения. Такая оценка возможностей человека вдохновляет нас на духовный поиск. Если бы мы воспитывали в себе подобное понимание значимости человеческой жизни, нам было бы гораздо легче нравиться себе. Нет сомнения и в том, что мы полнее ощущали бы истинную ценность жизни других людей, и в результате испытывали к ним более искренние дружеские чувства.

0

126

Этапы медитации Метта Бхавана

Теперь настало время познакомить вас с самой медитацией метта бхавана. Если хотите попробовать выполнить эту практику прямо сейчас, сначала прочтите краткое описание ее этапов, а затем проверьте, удобно ли вы сидите.

(Природа этой медитации такова, что ее описание получилось более пространным, чем практика осознанного дыхания. Поэтому, если вы хотите просто опробовать эту практику, нужно прочитать только ее краткое описание, приведенное ниже).

Насколько мне известно, метта и "практика осознанного дыхания" - две основные медитации буддизма. (мой коммент)

Краткое описание пути этапов

Чтобы подготовиться к медитации, посидите спокойно около минуты. Примите удобную позу, соберитесь с мыслями, постарайтесь осознать то, что вы чувствуете в данный момент. Затем…
Сосредoтоточьте внимание на себе
Ощутите свое тело, свой эмоциональный настрой, вспомните свою жизнь в целом. Теперь (и это очень важно) осознайте, какие чувства у вас возникают, когда вы делаете это? Осознайте все эмоциональные отклики, которые возникают в сердце, будь то радость или печаль. Просто почувствуйте их — необязательно пытаться описывать их словами. Войдите в мир ваших переживаний.

Постарайтесь ощутить дружественное, доброе отношение к самому себе, пожелайте себе счастья. Произнесите: «Да буду я здоров и счастлив», ели это поможет. (Не повторяйте эти слова механически — нужно проникнуться их смыслом). Постарайтесь поддерживать непрерывное сосредоточение на этом дружественном отношении, терпеливо возвращая внимание к предмету сосредоточения, если оно рассеивается. Через несколько минут…
Подумайте о «нейтральном» человеке
Подумайте о «нейтральном» человеке. «Нейтральным» будет тот, к кому вы не испытываете ни особой любви, ни неприязни. Вновь обратите внимание на то, какие чувства у вас возникают, когда вы вспоминаете этого человека. Вероятно, эти чувства не будут слишком ярко окрашены, и все же, сосредоточьтесь на этих переживаниях и постарайтесь усилить отношение дружественности и участия к этому «нейтральному» человеку. Пожелайте ему счастья и особенно тщательно следите за сосредоточением, поскольку в данном случае, естественно, труднее сохранять постоянное внимание. Итак, в состоянии сосредоточения вы еще некоторое время продолжайте углублять и усиливать метту. Затем…

0

127

Переключите внимание на «трудного» для вас человека. Это тот, с кем вы в данный момент не ладите. Подойдет любой из тех, кто несимпатичен вам или кому не нравитесь вы. Вновь прочувствуйте, какие отклики рождаются у вас в душе, когда вы думаете об этом человеке. Не допускайте рассуждений о том, какие чувства мог бы вызвать образ этого человека, — дайте эмоциям проявляться свободно. Постарайтесь отреагировать на образ этого человека по-новому, с пониманием и доброжелательностью. Не идите на ложные компромиссы и в тоже время дайте уйти любой скрытой враждебности. Сосредоточьте внимание на усиливающемся чувстве доброжелательности по отношению к вашему «трудному» человеку.
Сосредоточьтесь на всех четырех людях
Сосредоточьтесь на всех четырех людях: на себе самом, на своем друге, на «нейтральном» человеке и на «трудном» человеке – и постарайтесь развить равную метту по отношению ко всем четырем, так чтобы не чувствовать меньше дружественности ни к одному из них. Если хотите, представьте, что они сидят вокруг вас. Посвятите этому этапу около минуты (не забудьте, что один из четырех – вы сами). Затем…
Дайте своей метте распространиться вовне
Дайте своей метте распространиться вовне, пусть она расширяется, пока не охватит весь мир. Сначала распространите чувство дружественности на тех, кто находится рядом с вами, в одной комнате или в одном доме. Затем представьте всех, кто живет в вашем районе, городе, части света, где вы сейчас находитесь. Пусть метта исходит от вас, все расширяя круг – распространяясь на всех обитателей страны, континента, других стран, других континентов, Земли, вселенной. Подумайте обо всех этих людях, о том, что они могут чувствовать именно в данный момент, когда вы медитируете. Распространите чувство дружественности на всех животных, на всех живых существ. Постарайтесь думать обо всех с одинаково сильной любовью и добротой.

0

128

Буривух написал(а):

Дальше могу рассказать о практике Веданты и Адвайты, поскольку основой обоих направлений является всё та же медитация

адвайта - самопознание, насколько я понимаю там другой подход к медитации
это именно самоисследование - слежение за своими мыслями и наблюдение
не визуализация
не силовая остановка мыслей
а мягкое направление ума в сторону центра с периферии, что в конечном итоге при непрерывной практике приводит к неуму и остановке мыслей
тогда...
http://i065.radikal.ru/1301/dd/e41040895e49.gif
возможно ты именно это и хотела рассказать, но многие думают что медитация - это сидение с закрытыми глазами в красивой асане на берегу моря и "смотрение" картинок которые предлагает ум и психологи-)))
"представьте себя под пальмой" представьте себя в саду в обнимку с розой"
это чушь - а не медитация
релакс, расслабление - что угодно , но не медитация

медитация в адвайте начинается с постоянного труда над "собой" что при непрерывной практике переходит в безусильное наблюдение замыслями - "темная" медитация - то есть с закрытыми глазами , выполняется для лучшего осознания мыслей (васан) именно тех мыслей которые "лишние"

вообще для начинающих можно предложить випассану - сидение без движение
хотя бы 1 час в день
в любой позе
с закрытыми глазами
просто сидеть и наблюдать ум
и не спать!
и не улетать никуда - потому что все это туфта про глюки и блаженства, особенно смешно когда практикующие начинают блаженно закатывать глаза и говорить что они там что-то виели-)))
ум конечно с радостью представит картинки и даст ощущения
но правильная медитация - это находится в сознании, здравом уме и твердой памяти и просто наблюдать свои мысли
но это не просто-)))

это очень сложно - даже через 4-6 месяцев невозможно удерживать безмыслие больше 2-3 минут-)))
для настоящей медитации должно быть состояние неума 25-30 минут

0

129

Раидана написал(а):

адвайта - самопознание, насколько я понимаю там другой подход к медитации
это именно самоисследование - слежение за своими мыслями и наблюдение
не визуализация
не силовая остановка мыслей
а мягкое направление ума в сторону центра с периферии, что в конечном итоге при непрерывной практике приводит к неуму и остановке мыслей
тогда...

Знаешь, я вообще не понимаю что такое "силовая остановка мыслей" применительно к медитации. Успокоение понимаю.

Раидана написал(а):

"представьте себя под пальмой" представьте себя в саду в обнимку с розой"
это чушь - а не медитация
релакс, расслабление - что угодно , но не медитация

Да, согласна, но совершенно не хочется рассуждать на эту тему. Если человек хочет развить своё тело, он идёт в спортзал или бассейн. Если человек хочет развить своё сознание, он медитирует. Если результаты неудовлетворительные, это значит, что он медитирует мало, или занимается чем-то другим, что называет медитацией. У него есть все возможности для того, чтобы узнать и практиковать и если он этого не делает, это его личные болезни.

0

130

ой, девочки, а я все ни как с медитацией не подружусь, засыпаю как то..... http://s16.radikal.ru/i190/1210/fc/99394628c91c.gif

0

131

Буривух написал(а):

Знаешь, я вообще не понимаю что такое "силовая остановка мыслей" применительно к медитации. Успокоение понимаю.
Раидана написал(а):

многие мастера говорят что невозможно остановить мысли насильно, но путем внимания можно удержать одну мысль - это нелегко но возможно
после такого "силового" приема к уму мысли начинают лезть с еще большей скоростью
это и называют силовой остановкой
но по сути - внимание на одну мысль

успокоение хорошо на чистке предварительных завалов ума, а потом все равно вниманием тренировать "мышцу" пока в безусильное наблюдение не перейдет

Ярило написал(а):

ой, девочки, а я все ни как с медитацией не подружусь, засыпаю как то.....

ну ты же не все время спишь-))) выспись и медитируй http://i065.radikal.ru/1301/dd/e41040895e49.gif

0

132

Буривух написал(а):

но совершенно не хочется рассуждать на эту тему

а в этой теме тогда о чем рассуждать?нет ну не хочешь не будем - я вот про это хотела спросить - :

Буривух написал(а):

Если человек хочет развить своё сознание, он медитирует. Если результаты неудовлетворительные, это значит, что он медитирует мало, или занимается чем-то другим, что называет медитацией.

как определить результаты?
например я развиваю свое сознание - как мне определить свои результаты?

Отредактировано Раидана (2013-03-05 18:20:14)

0

133

Раидана написал(а):

ну ты же не все время спишь-))) выспись и медитируй

http://s019.radikal.ru/i607/1210/9b/1f05f246ce65.gif нет конечно, только время свободное обычно перед сном появляется)))

0

134

Ярило написал(а):

время свободное обычно перед сном появляется)))

поэтому и спишь-)
на самом деле - тебе просто это не надо, это нормально - пока все хорошо никто не думает о Боге - а когда прижмет начинают молиться и просить помощи

поэтому раз пока тебя не прижало - то и спи спокойно и не парься, потом жизнь раком поставит и начнешь медитировать или молиться
http://s41.radikal.ru/i094/1301/36/c57ff9e320f1.gif

0

135

Раидана написал(а):

а в этой теме тогда о чем рассуждать?нет ну не хочешь не будем

Можно и об этом, просто я уже мозоль набила, объясняя :)

Раидана написал(а):

как определить результаты?
например я развиваю свое сознание - как мне определить свои результаты?

Стала ли ты настолько спокойной, что вблизи тебя все и всё стихает и успокаивается? Например :)

0

136

Буривух написал(а):

Стала ли ты настолько спокойной, что вблизи тебя все и всё стихает и успокаивается?

бывает, когда я помню о Присутствии

0

137

Раидана написал(а):

бывает, когда я помню о Присутствии

Видишь, значит есть результаты. Вообще, осознанность предполагает, что ты видишь и перемены и достижения.

0

138

Буривух написал(а):

Если человек хочет развить своё сознание, он медитирует. Если результаты неудовлетворительные, это значит, что он медитирует мало, или занимается чем-то другим, что называет медитацией.

как определить результаты?
например я развиваю свое сознание /я медитирую - как мне определить свои результаты?

Буривух написал(а):

Вообще, осознанность предполагает, что ты видишь и перемены и достижения.

ну так каждый их может видеть - эти результаты (перемены и достижения) каждый интерпретирует по своему и они (результаты) могут совсем не от развития осознанности. Я думала ты выдашь четкий критерий-)))

Например, когда "происходит" окончательная реализация, то в глубоком сне сохраняется осознанность и сомнения "реализован/не реализован" не возникают.

Есть ли такой критерий правильного развития осознанности и правильной медитации?

0

139

Раидана написал(а):

как определить результаты?
например я развиваю свое сознание /я медитирую - как мне определить свои результаты?

Ты медитируешь чтобы... что? Для чего ты это делаешь?

Раидана написал(а):

ну так каждый их может видеть - эти результаты (перемены и достижения) каждый интерпретирует по своему и они (результаты) могут совсем не от развития осознанности. Я думала ты выдашь четкий критерий-)))

Я могу выдать четкий критерий, если ты варишь борщ. И если результат не от развития осознанности, тогда от чего например? И что это за результат? У тебя улучшилось зрение? Ты стала лучше плавать, бегать, разговаривать?

Отредактировано Буривух (2013-03-05 18:55:17)

0

140

हरी ओम् तत् सत्   -  Хари Ом Тат Сат (HARI OM TAT SAT) - Да предамся Высшей Реальности ...

«Бхагавад Гита», перевод Джека Хоули:
"23. Хотя три эти вида духовной деятельности – жертва, очищение и милосердие (яджна, тапас и дана) – самые возвышенные из всех дел, что совершаются в мире, все они затронуты мирской скверной, в Ом числе самые саттвичные их формы. Для очищения их произнести «Ом Тат Сат» перед тем, как приступить к ним. Это древняя формула из трех слов восходит к самому началу времен, когда Божество впервые обнаружило себя в звуке. Каждое из слов – Ом, Тат и Сат – представляет Высшее Сознание, из которого происходит все остальное.
24. Рассмотрим их по отдельности. Слог Ом (в сущности своей – имя, вызывающее к Всевышнему) – то, что произносят духовно умудренные люди, приступая ко всякому духовному начинанию. Это придает их делам священный и возвышенный характер и кладет начало уничтожению в них примеси нечистоты.
25. Говоря Тат (буквально: «То», Бог) во время совершения богоугодных дел, они напоминают себе о том, что все действия принадлежат не им, а Богу. Так они избавляются от чувства «я» и «мое», то есть себялюбия в отношении того, чем занимаются.
26. Звучание слова Сат (буквально: «То, что есть», Само Бытие) вызывает праведное ко всему отношение и напоминает о том, что дело, к которому приступают, есть благое дело, приводящее к осознанию Бога. Произнося Сат, ты очищаешь собственные дела и изменяешь окружающий мир в лучшую сторону.
27. У слова Сат есть также другие оттенки значений и его употребляют с другими целями. Сат – любое действие, совершенное ради Божества. Также Сат – постоянство во всяком духовном начинании (жертве, очищении и милосердии).
Повторение этой формулы – Ом Тат Сат – создает возвышенное отношение к любой деятельности. Подразумевается, что Сат («То, что есть») – это одновременно и средства, и цель: и Божество, и путь к Его достижению.
28.И напоследок, Арджуна, знай, что вера – прежде всего. Всякой духовной деятельности должна сопутствовать вера (шраддха), подкрепленная решимостью, пылкостью и готовностью к духовному росту. Все дела, совершенные без твердой веры, рассматриваются как Асат («не То»), иными словами, не представляют духовной ценности и ни к чему не приведут ни в этом мире, ни в следующем»."

0

141

Буривух написал(а):

И если результат не от развития осознанности, тогда от чего например?

осознанность нельзя развить или не развить
она просто есть сама по себе

про критерии я тебя спросила, потому что там выше был твой пост именно об этом

впрочем, это уже не важно.

0

142

Раидана написал(а):

осознанность нельзя развить или не развить
она просто есть сама по себе

Это как посмотреть. Если ты исходишь из того, что в нас уже всё есть и надо только до этого докопаться, то да. Однако, большинство живёт бессознательно и более того, вообще не знает что это такое - осознанность.

Раидана написал(а):

впрочем, это уже не важно.

Эти разговоры вообще неважны. И не нужны. Ты шла своим путём, я иду своим - у каждого свой. У каждого свои обстоятельства жизни и свои ценности и свои этапы. Можно получить какие-то ориентиры исходя из чужого опыта, но пройти всё равно надо самому и в своих обстоятельствах, поэтому нет никаких критериев.

0

143

Ярило написал(а):

ой, девочки, а я все ни как с медитацией не подружусь, засыпаю как то..

В таких случаях можно медитировать сидя, меньше вероятности уснуть. Плюс можно так положить, к примеру, руку, чтобы она держалась, когда не спишь, но падала и будила, когда заснешь.
Я по этой причине перестала переносить занятия на время перед сном в постель, а то иногда у меня музыка до утра играла. http://i065.radikal.ru/1301/dd/e41040895e49.gif

0

144

Буривух написал(а):

Monika написал(а):
Введением в практику "медитации видения-как-есть" излагается в традиции буддизма Тхеравады

Это очень старая школа, наиболее распространённая в Шри ланке, Индонезии и теперь в Австралии и США. На самом деле именно эта школа вызывает у меня наибольшие симпатии.

В продолжение и дополнение темы.

Чтобы с большей полнотой отобразить живую традицию тхеравады, которую мы находим в Юго-Восточной Азии, рассмотрим коротко еще несколько систем медитации и подходов к ней, используемых современными учителями Тхеравады. Буддизм тхеравады охватывает необычайно широкий диапазон духовной практики. Многие из этих практических методов представляют собой те системы, которые, как полагают, находятся целиком в других традициях, таких, как буддизм махаяны или ваджраяны, индуизм, многие системы йоги, суфизм и западные духовные школы.
Каждая главная религиозная традиция, распространенная по всему миру, выработала разнообразие сходных технических приемов и методов в рамках собственной системы для помощи тем, кто следует по духовному пути. Буддизм тхеравады включает в себя многие такие способы практики; некоторые из подходов к практике представляют собой варианты стандартных технических приёмов медитации сосредоточения или прозрения. Другие охватывают искусство культивирования некоторых отношений и жизненных стилей в качестве основы духовного роста.
Для того, чтобы отчетливо представить эти подходы, мы начнем с более специфических способов медитации, после чего прокомментируем различные более широкие пути подхода к практике, обнаруживаемые в современных учениях тхеравады.
Практические методы, которые ведут к высоким уровням сосредоточенности и поглощенности, занимают в системе обучения тхеравады особое место. Часто они сочетаются с медитацией прозрения. Иногда состояния сосредоточенности и поглощенности культивируются ради их собственной ценности, ради чистоты и силы, совершенно отдельно от практики прозрения. Учителя пользуются многими объектами медитации, чтобы приводить медитирующих к разным уровням поглощенности; но в каждом таком случае принцип медитации состоит в тотальном фокусировании ума, так что ум оказывается поглощен объектом, полностью успокоен и неподвижен. Сила, заставляющая ум целиком сосредоточиться на одном объекте, как внутренний свет, визуализация, звуки, чувства и т. п., приобретает огромные размеры. Когда ум настолько обучен благодаря повторным возвращениям к объекту, что не колеблется и сохраняет устойчивость, медитирующий получает доступ к целому ряду более высоких состояний поглощенности, особых состояний сознания. Они включают в себя поглощенность светом, четырьмя основными элементами, бесконечным чувством любящей доброты, сострадания или душевного равновесия. Эта поглощенность бывает причиной возникновения великого восторга, блаженства и многих необыкновенных переживаний на уровне «сосредоточенности на форме».
На еще более высоком уровне медитирующий может воспользоваться силой сосредоточения для того, чтобы приучиться ко вступлению в поглощенность (или в единение) с бесконечным пространством, бесконечным сознанием и тонкими состояниями, не являющимися ни восприятием, ни отсутствием восприятия. Эти системы обучения, составляющие традиционную часть очищения ума, все еще являются предметом практики и обучения у мастеров тхеравады, включая и многих, представленных в этой книге. Хотя достижение поглощенности трудно и требует хорошего контроля над умом и его неподвижности, поглощенность является источником великого мира и вдохновения на пути очищения Будды. Ею можно воспользоваться в качестве основы для развития глубокого прозрения и душевною равновесия. Визуализация представляет собой упражнение в медитации, которое содержит в качестве объекта применение цвета или формы, внешних или внутренних образов. Использование визуализации обычно среди учителей тхеравады.
Наиболее популярные формы визуализации – это медитация сосредоточения на цвете или на цветных дисках (касина). Это упражнение по традиции применяется для создания в уме последовательного образа цвета, за которым следует дальнейшая сосредоточенность, ведущая к поглощенности. Некоторые учителя и центры пользуются визуализацией цветных огоньков, образов Будды, тела или отдельных его частей, трупов.
В различных случаях применяются более сложные визуализации: некоторые из них напоминают создание внутренней зрительной мандалы. Например, один крупный центр медитации в Бангкоке пользуется системой медитации, которая начинает с развития белого цвета при помощи сосредоточения; затем в этот цвет проецируются видимые образы разнообразных небесных существ. Другие формы и мандалы созданы из четырех элементов, или разных сфер существования. В некоторых случаях визуализация во время медитации служит просто в качестве приспособления для развития сосредоточения. В других способах отдельные визуализации, такие, как визуализация частей тела, не только углубляют сосредоточенность, но также и помогают развитию непривязанности и ведут к возникновению мудрости, понимания истинной природы ума и тела. Использование мантр, или повторения некоторых фраз на пали, – чрезвычайно распространенная форма медитации в традиции тхеравады.
Простые мантры – это повторения имени Будды – «буддхо»; или же в качестве слов мантры употребляются слова «дхарма» или «сангха», сообщество. Другие используемые слова или мантры направлены к развитию любящей доброты; некоторые мантры направляют внимание к процессу перемены при помощи повторения палийской фразы, означающей: «все изменяется»; тогда как еще другие используются для развития душевного равновесия при помощи фраз, которые можно перевести словом: «освободиться!». Очень часто практика мантр сочетается с медитацией о дыхании, так что практикующий повторяет мантру одновременно со вдохом и выдохом, чтобы помочь развитию спокойствия и сосредоточенности. Мантрическая медитация особенно популярна среди мирян.
Как и прочие основные упражнения в сосредоточении, она может применяться просто для успокоения ума или служить основой для практики прозрения, где мантра становится фокусом наблюдения за развертыванием жизни или вспомогательным средством для приобретения покорности и освобожденности. Пение широко используется для развития веры и сосредоточенности; оно представляет собой часть распорядка медитации в буддизме тхеравады. Обычно пение заключает в себе повторение отрывков из палийских писаний. Есть песнопения, воздающие хвалу Будде или его учению, песнопения любящей доброты, песнопения о важнейших понятиях проповедей Будды, песнопения буддийской психологии. В храмах для медитации часто практикуются часы песнопений, чтобы помочь развитию состояний сосредоточенности ума и раскрытию сердца. Также и среди мирян храмовое пение составляет популярную форму медитации, которая служит напоминанием о содержании учения Будды, а также выступает в качестве основы для успокоения ума, из которого могут вырасти ясность и мудрость. В дополнение к основным способам медитации о дыхании, уже описанным в данной книге, учителя тхеравады пользуются многими другими видами практики, связанной с дыханием. Одни учат контролю над дыханием, сходному с упражнениями пранаямы йоги, другие пользуются медитацией о дыхании, как основой для культивирования целого ряда высоких состояний сосредоточенности и поглощенности. Часто использование дыхания сочетается с другими видами практики, например, с повторением мантры, связанным с отметками вдоха и выдоха; или применяется медитация, синхронизирующая дыхание с осознанием движений тела. Некоторая форма сосредоточения на дыхании во время медитации представляет собой наиболее общую формальную практику, находимую в традиции тхеравады. В этой книге мы ранее коснулись того факта, что учителя тхеравады пользуются для медитации особыми позами, переменами поз и движениями тела, связанными с ритуалом, например, простираниями.
В некоторых системах удерживание отдельных поз,– когда практикующий, к примеру, стоит без движения, лежит неподвижно или сидит в какой-то особой позе, – считается важным средством развития сосредоточения, которое приводит изучающего к мудрости. В других системах значительное внимание обращено на движение – сперва на психическую причину движения, а затем на действительное физическое движение, когда оно имеет место. Эта перемена позы и течение движения становятся фокусом в некоторых системах медитации учителей тхеравады. Особые способы ходьбы приняты в качестве упражнений в медитации, а также осознание тела по отношению к одеяниям и окружению. В некоторых храмах тхеравады учителя сознательно пользуются ограниченным или открытым пространством (или обоими его видами) для разнообразных способов медитации. В других местах в качестве части ежедневной практики применяются повторные простирания – как способ медитации о телесных движениях и как способ уменьшения гордости.
Во всех случаях использование особых поз, движений и простираний должно сопровождаться тщательным культивированием внимательности, чтобы надлежащим образом извлечь пользу из этой медитации. Во многих способах подготовки к медитации или в соединении с ней используется интеллектуальный аспект ума. Часто изучающих побуждают заняться изучением До начала сиденья, и такое изучение является частью практики. Это может быть изучение сутр или проповедей Будды, описаний практических методов медитации или изучение Абхидхармы, буддийской психологии. Знание, приобретаемое с помощью такого изучения, затем прилагается к некоторым видам медитации. Например, использование Абхидхармы весьма обычно в Бирме и Таиланде. Здесь медитирующий сперва детально усваивает все категории состояний ума, процесс или условия их возникновения и исчезновения. Он заучивает все части материальной вселенной, различные элементы и отношения между ними. А когда он усвоил все это, он затем применяет полученное знание к своей медитации, наблюдая за всеми возникающими состояниями ума, а также за взаимодействиями ума, тела и окружения. Этот продолжающийся процесс наблюдения подвергается анализу до самых своих составных частей. Когда причины, условия и преходящий характер всех состояний ума усвоены сперва при помощи интеллекта, а затем при помощи наблюдения в прямом переживании, развивается мудрость. Тогда мы отчетливо видим, что мир представляет собой просто серию пустых психических и физических процессов, лишенных какого бы то ни было постоянного «я».

0

145

Другой способ изучения включает созерцание вопросов дхармы, основных вопросов, которые в конечном счете приводят изучающего к логическим парадоксам. Затем, чтобы понять и разрешить эти вопросы, необходимо прямое переживание медитации превыше интеллекта. Иные учителя предписывают медитации, которые являются созерцаниями специфических аспектов дхармы. Например, нам предписывается созерцание размеров изменений во вселенной, природы четырех великих элементов, смысла пустоты. Культивируя медитацию с использованием элементов, можно проверить все свои переживания в течение дня, чтобы увидеть, что они являют собой только четыре великих элемента, возникающие и исчезающие в различных сочетаниях. Наиболее общепринятым изучением должно являться изучение основ буддийской доктрины; оно применяется для развития правильного понимания природы мира при помощи интеллекта. Это понимание, особенно по отношению к природе счастья и страдания, понимание того, кем мы действительно являемся, создает почву для устойчивой веры и энергии. Изучающего затем поощряют к упорству в медитации и в развитии для себя плодов практики. В области состояний чувств наиболее популярными для медитации являются высочайшие сферы – обители божественных существ.
Почти каждый учитель в традиции тхеравады включает в практику, в качестве ее неотъемлемой части, медитацию на любящую доброту и сострадание. Часто практику начинают с культивирования такой любви и сострадания к самим себе, а затем развивают эти качества по отношению ко всем живым существам. Иногда они развиваются при помощи повторения какой-то мантры, например: «Да будут счастливы все создания!», тогда как другие учителя применяют визуализации, способствующие культивированию ума, наполненного любовью. В добавление к состраданию существуют специфические медитации, которые для развития чувств учат радостной симпатии к счастью других; есть также медитации на укрепление душевного равновесия. По мере того, как углубляется медитация, ум становится спокойным, свободным от эгоизма; возрастает мудрость. Мудрость видит наиболее глубокое единство всех вещей и естественно становится источником большой любви и сострадания. Таким образом можно культивировать любовь и сострадание, как специфические медитации на состояния чувств, или позволить этим чувствам естественно развиваться, как основным плодам буддийской практики. Девоционные упражнения составляют сущность наиболее общей религиозной практики буддизма.
Эти виды практики охватывают широкий диапазон – от ежедневных молитв и выражения покорности до девоционных церемоний и посвящений, а на высшем уровне – до чувства преданности истине, дхарме. Многие буддисты-миряне отправляются в храмы и молятся Будде или изъявляют покорность его воле. Среди буддистов весьма распространено неверное понимание Будды: его считают скорее божеством, нежели просветленным человеком. Благоговейное отношение усиливается различными ритуалами, совершаемыми монахами. Они охватывают множество процедур – от простых благословений и освящения воды на свадьбах, от особых похоронных обрядов до более сложных заклинаний и близких к шаманизму практических приемов в некоторых храмах. В каждой стране буддийской традиции практика включает в себя элементы обрядов других религий и древних анимистических культов. В лучших случаях эти виды девоционной практики и ритуалы выполняют для мирян важную функцию, как символы более глубокого значения в их жизни, а также как напоминание о важности учения Будды. Благоговение и покорность становятся источником спокойствия и тишины ума для этих буддистов в периоды жизненных перемен или кризисов. Существуют также посвящения и церемонии в честь связи с дхармой и традицией давностью в двадцать пять веков. Древний ритуал способствует созданию атмосферы доверия и покорности, в которой можно наиболее эффективно следовать глубочайшей практике медитации. В хитроумных учениях можно ясно увидеть, что ученик проявляет покорность не какому-то божеству или божественному созданию, а просто открывается дхарме, раскрытию собственного духовного развития.
Употребление ритуалов и девоционных видов практики поощряется для того, чтобы помочь медитирующим в развитии тех состояний ума, которые ведут к открытости сердца и мудрости. Таким образом, хотя буддизм не является теистической религией, мы обнаруживаем, что использование ритуалов и девоционной практики распространено в нем необычайно широко. Даже в некоторых строжайших и «чистейших» центрах медитации в рутинный распорядок дня включены отдельные виды девоционной практики. Простирания, песнопенья в честь Будды, девоционные песнопенья о Будде и его учении и о монашеской общине составляют часть повседневной жизни большинства монахов. Использование разных ритуалов, возжигание свечей, подношения цветов и благовоний, девоционные песнопенья – все это составляет часть медитации в храмах и в центрах. Путь преклонения перед Буддой, дхармой и сангхой должен в конечном счете вернуть практикующего к самому себе. Благоговение становится средством отказа от эгоизма; из этого отказа практикующий может возрастать в любви и сострадании, возрастать в мудрости, пока наконец Будда, дхарма и сангха не станут едиными с ним. В некоторых аскетических монастырях и монастырях строгой медитации частью медитации оказывается использование весьма сложных и точных правил дисциплины. Практикующего поощряют к возможно большей внимательности в выполнении многих сотен, даже тысяч, правил: он пользуется ими для того, чтобы разбить потребность в собственной индивидуальности, проистекающей из иллюзии «я». Утонченное использование дисциплины, как части практики медитации, составляет чрезвычайно важную часть деятельности многих хорошо известных центров медитации. Трудно понять полную ценность этого метода, если он не был проверен в личной практике. Благодаря использованию точной дисциплины практикующий становится весьма внимательным к телу и речи, а его действия приходят в гармонию с действиями остальных членов общины Это в свою очередь создает очень прочную основу для дальнейшей практики медитации и помогает изучающему проникнуть в самые корни личных желаний. Практикующий следует правилам общины, а не основывает свое поведение на сиюминутном желании. Строгая и точная дисциплина может оказаться огромной и ценной помощью для развития мудрости, если ею пользоваться в соединении о ежемгновенной внимательностью и любящей добротой. Использование форм социальной медитации, ориентированных на служение, таких как обучение, помощь больным, восстановительная работа с наркоманами, также составляет важную часть традиции буддизма тхеравады. Большое число монастырей предназначено для культивирования чистоты при помощи смирения и служения, как главной формы медитации. Такое служение может включать медитацию обучения в ее формальных способах: обучение мирян другим ремеслам и знаниям, например, чтению и письму, помощь очень бедным и больным, а также и другие, более специализированные функции.

0

146

Некоторые храмы особо предназначены для заботы о детях, об их обучении и воспитании. Другие храмы служат центрами восстановительной работы с наркоманами; там помогают тем из них, кто привык к опию или героину и нуждается в лечении в таком месте, где существует любовь, где ему окажут настоящую помощь. Ценность милостыни, как в форме служения, так и в форме раздачи материальных даров, часто подчеркивалась Буддой. Милостыня составляет неотъемлемую часть системы медитации тхеравады и буддийского образа жизни. Благотворительность, когда мы делимся с другими своим трудом и своей собственностью, является фундаментальным средством культивирования внутреннего отречения и мира. Она представляет собой действенное проявление бескорыстия и сострадания ума. Отдача, освобожденность на всех уровнях, оказывается коренной практикой, ведущей к отсутствию эгоизма и очищению ума; эта практика, как таковая, будет особенно важной и распространенной формой медитации. Ради достаточной полноты изложения представляется важным отметить, что, хотя учения, подробно рассмотренные в данной книге, содержат суть буддийской медитации, существуют также и такие виды практики и понимания, которые выходят за пределы нашего описания.
Эти «высшие виды практики» охватывают два класса явлений: первый из них составляют более глубокие уровни прозрения и чистоты, приходящие вместе с практикой випассаны; второй класс охватывает различные виды упражнений в сосредоточенности и упражнения йоги, которым учат в качестве дополнения к мудрости прозрения и культивированию способности выражать эту мудрость в сострадании к самим себе и ко всем другим существам. Многие из этих учений включают практику и описания переживаний, превышающих первый привкус нирваны. В других своих работах Махаси-саядо подробно пишет о высших достижениях, охватывающих поглощенность, плоды нирваны, состояния отрешенности и особенно путь очищения после первого переживания нирваны. Подобным же образом ачааны Дхаммадаро и Джумньен, а также учителя традиции У Ба Кхина учат практике, которая содержит не только поглощенность и отрешенность, но также и работу с раскрывающимися чакра, или центрами энергии внутри тела, как и использование энергий, света и светящихся сплетений, работу с «ниббана дхату», с передачей силы и тому подобными явлениями.
Другие учителя культивируют прочие телесные и психические силы у продвинутых учеников. В большинстве своем представленные здесь учителя – это не только признанные мастера прозрения, которые в своих учениях делают упор на сущность буддийской мудрости, – они также известны как мастера поглощенности, культивирующие многообразные психические силы. Однако такие силы не есть мудрость; и эти учителя, как и вся данная книга, предпочитают учить таким способом, который наиболее прямо ведет к прозрению и освобождению. Обычно учитель прямо приводит изучающего к пониманию этих высших уровней прозрения. Традиция тхеравады подчеркивает необходимость развития практики до глубокого переживания первого вкуса нирваны, после чего медитирующий нуждается лишь в немногих указаниях руководителя, чтобы продолжать практику до конечного освобождения, хотя зачастую на самую практику ему требуется гораздо больше времени. По мере очищения ума раскрывается блистающая и самосущая природа всех переживаний. Естественно обнаруживается дхарма, следуя основным принципам, кратко изложенным в самой первой беседе Будды о четырех благородных истинах. Когда поняты основные учения, все, что остается делать, – это проявлять настойчивость в осуществлении их на практике. Несомненно, в странах тхеравады имеется множество других технических приемов и форм медитации, которые здесь не представлены, хотя в данной главе дается неплохой набор образцов. Стоит отметить и еще один аспект практики – аспект исцеления. В традиции тхеравады существует множество целительных систем – они являют собой или части стандартной системы медитации, или представляются результатами специального развития. Такие системы включают в себя разные средства; назовем лишь немногие из них. Это использование медитаций, сосредоточенных на отдельных частях тела, использование цветных огоньков по отношению к телу или к болезни, использование особых упражнений в сосредоточенной визуализации, использование трав и воды, особым образом собранных и обработанных монахами, окропление святой водой. В церемонии, исцеления, совершаемые монахами, входят также наложения рук и разного рода заклинания, обряды и ритуалы. Частью некоторых традиций исцеления оказываются также астрология и хиромантия. Будда подчеркивал, что для монахов важно проявлять заботу о больных; он весьма энергично выразил это предписание в следующих словах: «Те, кто заботятся о больном, друзья, заботятся о самом Будде».
Фактически все учения и системы медитации, представленные в этой книге, имеют дело с исцелением. Некоторые из них заняты лечением особых болезней тела, но в большинстве своем они имеют своей задачей исцеление наших душевных страданий. Страдание, возникающее вследствие наших привязанностей и желаний, доступно излечению – таково величайшее и важнейшее провозвестие Будды. Исследуя все многообразие практических методов буддизма, изучающие часто задают вопросы относительно различных школ и традиций тех или иных стран; поэтому нередко буддизм описывают в понятиях «повозок»: хинаяна, или «меньшая повозка», махаяна, или «большая повозка», и ваджраяна, или «алмазная повозка». В какой мере учения тхеравады совпадают с этой схемой? Деление на «яна» можно понять разными способами. Один из них состоит в том, что все «яна» относятся к историко-культурной эволюции буддизма; и в этой схеме термин «хинаяна» относится к ранним школам в Индии, развившимся в буддизм тхеравады, который мы находим на Цейлоне и в Юго-Восточной Азии.
Термин «махаяна» относится к буддизму, развившемуся в культурах Китая, Кореи и императорской Японии, тогда как подход «ваджраяны» с особой отчетливостью обнаруживается в эволюции буддизма в Тибете и в Монголии. Другой популярный способ понять разделение буддизма на разные «яна» основан на некотором неправильном представлении каждой традиции. С этой точки зрения, хинаяна, или меньшая повозка, считается ранними поучениями Будды, которые заняты низшими видами практики, ведущими к достижению ограниченного просветления. В хинаяне видят практику, при которой практикующий отделяет себя от других и достигает ограниченной свободы, не помогая никому другому. С другой стороны, махаяна – это большая повозка, основанная на более поздних поучениях Будды; она ведет к освобождению для себя и для всех других существ – это учение, основанное на великом сострадании. Наконец в школах ваджраяны видят школы, содержащие высочайшие учения Будды, при помощи которых человек преодолевает даже двойственность спасения всех существ, или освобождения и свободы. Такое неправильное понимание «яна» сопровождается отождествлением хинаяны с тхеравадой, махаяны – с дзэн и другими восточно-азиатскими школами, а ваджраяны – с тибетским буддизмом. Но когда мы по-настоящему понимаем буддизм, нам становится ясно, что в каждой традиции присутствуют все три повозки, что сущность всей буддийской практики повсюду одинакова. Подлинное значение «яна» видят в описании естественной эволюции практики каждого индивида независимо от школы или культуры. Хинаяна относится к начальной стадии практики, когда практикующий прежде всего мотивирован эгоцентрическими желаниями; мы хотим положить конец страданию, или хотим добиться понимания, или хотим найти блаженство, или истину, или хотим стать просветленными; иными словами, практика начинается потому, что мы хотим чего-то для себя. Этот ограниченный подход оказывается естественной стартовой площадкой. Позднее, когда благодаря практике углубляется понимание, становится ясной истина пустоты «я». Не будучи более связанной иллюзией отдельного «я», практика становится махаяной. Автоматически возникает огромное сострадание, и практика основывается на бескорыстном намерении спасти все живые существа, потому что мы более не делаем различия между собой и другим человеком. Это большая повозка. Когда мы преступаем пределы эгоистической практики, когда ясно видим, что нет никакого «я», которое что-то приобретает, практика выполняется ради всех живых существ. Продолжающаяся практика автоматически переходит в наивысшую, недвойственную повозку, когда уничтожены даже различия между практикой и ее отсутствием. По мере того, как углубляется понимание пустоты, возрастает способность трансмутировать все ситуации и всю энергию в силы, используемые для освобождения.
Наконец исчезает всякое желание освобождения, всякая иллюзия других существ, подлежащих освобождению. Весь мир становится просто местом проявления дхармы, где ни одно событие не совершается вне практики. Истинная природа всех существ проявляется превыше какого бы то ни было вмешательства, не остается ничего, что нужно было бы делать. Остается только жизнь, пребывающая по ту сторону желаний и различий; там надлежащее действие выполняется просто в виде естественного хода событий. Когда мы понимаем, что «повозки» суть ступени естественного развертывания практики, нам становится ясно, что каждая школа (такая как тхеравада или дзэн) содержит в себе все «яна». По мере роста мудрости практикующий переходит от эгоистической практики к бескорыстной. Поскольку весь буддизм нацелен на искоренение алчности, ненависти и заблуждения, между целями разных школ не может существовать подлинного различия. Мы говорим это не для того, чтобы отрицать богатство каждой историко-культурной традиции в буддизме или ценность различий в центре тяжести и технических методах практики. Просто важно с полной ясностью установить, что буддийская практика ведет к тому, чтобы мы оказались в гармонии с четырьмя благородными истинами и пришли к концу всех желаний приобретения и всех иллюзий; важно также понять что любой путь, ведущий к этой цели, будет полным и всеобъемлющим. В конце концов нам необходимо полностью превзойти «яна»: они представляют собой не что иное, как еще одно искусственное различие на пути. Как говорит традиция, буддизм подобен плоту, которым пользуются, чтобы пересечь поток и перейти на другой берег. Когда же мы пересекли поток, нет нужды тащить плот дальше. Или, как писал современный буддийский поэт Том Сэвидж: «Большая повозка, меньшая повозка; все повозки утащим прочь за счет владельцев». Когда мы рассматриваем все эти разнообразные подходы к медитации в свете семи факторов просветления (сосредоточенность, исследование, энергия, восторг, спокойствие, внимательность и душевное равновесие), нам становится легко увидеть, каким образом каждый подход может оказаться полезным в развитии, по крайней мере, некоторых качеств ума, ведущих к просветлению.
Однако необходимо помнить, что медитация в форме какой-то отдельной практики, метода или техники представляет собой просто инструмент для работы. Когда мы развили медитацию, ведущую к мудрости и освобождению, нам в конечном счете нужно освободиться, от всех систем, от любой техники, от какой бы то ни было практики. Тогда медитация более не рассматривается изолированно; она становится неотъемлемым компонентом образа жизни; тогда сама жизнь становится медитацией. Это простое, непосредственное, бескорыстное, ежемгновенное бытие. В последней проповеди Будды своим ученикам, в «Махапариниббана-сутте», говорится: «Пока братья будут проявлять старание в семиричной высшей мудрости, т. е. в развитии семи факторов просветления, до тех пор можно ожидать не упадка братьев, а их процветания». Обратившись к братьям с последними словами, Будда сказал:
«Слушайте же, братья, напоминаю вам: распад свойствен всем составным вещам. Трудитесь прилежно ради собственного спасения!»
Да будут слова дхармы полезными, да принесут они заслугу всем существам, которые нуждаются в помощи для освобождения от тягот страдания, да воспользуются эти существа словами книги! Да будут все существа счастливы, да будут все существа свободны от иллюзии! Пусть они трудятся с прилежанием ради своего спасения!

nrgstyle.ru

0

147

Предлагаю вашему вниманию "Все о медитации" Алисы Бейли

                                                        Вопросы по существу
Каковы цели медитации?

Целью медитации является контакт с Душой и, в итоге, - объединение с ней. Основная задача медитирующего состоит в том, чтобы во внешнем проявлении стать тем, кем он является во внутренней реальности. Благодаря практике медитации существующее у обычного человека отождествление с низшими аспектами личности уступает место отождествлению с Душой.
Через медитацию... раскрываются силы Души. Каждая оболочка, или проводник, через которые Душа выражает себя (на физическом, эмоциональном и ментальном уровнях), несёт присущие ей и скрытые в ней потенциальные возможности, однако Душа, которая является источником этих качеств, обладает ими в самой чистой и наиболее утонченной форме...Силы Души раскрываются нормальным и естественным образом. Происходит это не потому, что они желанны и их осознанно развивают, а потому, что когда Бог внутри берёт власть и устанавливает контроль над Своими телами, Его силы проявляются на физическом плане и потенциальные возможности Души проявляются при этом как познаваемые реалии......О них свидетельствуют мистики прошедших веков. Тот факт, что другие смогли достичь чего-либо, может вдохновлять и интересовать нас, но лишь в том случае, если мы сами предпринимаем необходимые усилия. Ибо процесс раскрытия мыслящего сознания должен быть инициирован и произведен самостоятельно.
Это подразумевает развитие ума как синтезирующего чувства и здравого смысла, и определяет его применение в мирах земной жизни, эмоций и мыслей. Это включает также его переориентацию, при желании, на мир Души и его способность выступать в качестве посредника между Душой и физическим мозгом.
Первое становится возможным благодаря разумным методам экзотерического образования и воспитания; второе - благодаря медитации, которая представляет собой высшую форму процесса образования.

Можно ли при желании овладеть техникой медитации и получить от неё пользу?

...С самого начала следует помнить, что само побуждение к медитации можно считать свидетельством зова Души на Путь Познания. Никогда не следует останавливать того, кому на первый взгляд не достает необходимых качеств. Многие из нас оснащены гораздо шире, мудрее и лучше, чем мы представляем себе. Все мы сразу же можем приступать к развитию способности сосредотачиваться, если хотим того.
Мы обладаем большими знаниями, силой ума, способностями, которые никогда не выходили из царства подсознательного в объективную действительность; тот, кто наблюдал воздействие медитации на начинающего, подтвердит справедливость этих слов...
Результаты первого этапа занятий медитацией - сосредоточения - часто просто удивительны. Люди "обретают" себя; они открывают в себе скрытые и до сих пор невостребованные способности и понимание; они развивают осознавание тонких феноменальных миров, которое для них сверхъестественно; они вдруг по-новому открывают для себя реальность существования ума и понимают, как могут им пользоваться, и постепенно им становится совершенно очевидным различие между познающим и инструментом познания.
Но одновременно отмечается чувство утраты. Прежние призрачные состояния покоя и блаженства, которые давали мистические молитва и медитация, исчезают; временно ощущается какая-то сухость, пустота, нехватка чего-то, и часто это оказывается самым мучительным. Подобное происходит от того, что центр внимания переводится от объектов чувств, сколь бы прекрасны те ни были.
Явления, о которых знает ум и которые он способен фиксировать, еще не открылись, а аппарат чувств уже не оказывает привычного воздействия на сознание. Это переходный период, который будет длиться до тех пор, пока стремящийся не начнёт ощущать влияние нового мира. В этом одна из причин необходимости проявления упорства и настойчивости в практике медитации, особенно на ранних этапах.
Одним из первых результатов медитации обычно бывает рост эффективности в делах повседневной жизни, будь то дома, на работе или в любой области человеческой деятельности. Использование ума в житейских заботах само по себе является упражнением в сосредоточении и приносит ощутимые результаты. Даже если мы не достигнем заключительного просветления в этом воплощении, практика сосредоточения и медитации многое даст нам, во многом обогатит нашу жизнь, значительно увеличит нашу эффективность и способности и расширит сферу нашего влияния.
...Любой человек, который уже не является чисто эмоциональной натурой, имеет достаточно приличное образование и готов усердно работать, может смело браться за освоение медитации. Он может приступить к организации своей жизни с целью предпринять первые шаги на пути к просветлению, и эта организация будет одним из труднейших шагов. Следует помнить, что первые шаги всегда трудны, поскольку приходится избавляться от многолетних привычек и ритмов. Но после того, как эта задача решена, работа значительно облегчается.
В итоге... получаем такой ответ на наш вопрос:

Во-первых, мы приняли гипотезу о существовании Души и том, что Душа может быть познана человеком, который способен развивать и контролировать свой ум.

Во-вторых, базируясь на этой гипотезе, мы начинаем координировать три аспекта низшей природы и объединяем ум, эмоции и физическое тело в одно организованное и всеобъемлющее Целое. А достигаем мы этого практикой сосредоточения.

В-третьих, при переходе сосредоточения в медитацию (что происходит а результате развития способности удерживать состояние глубокой сосредоточенности довольно длительное время) начинает ощущаться наложение на ум воли Души.
Постепенно между Душой, умом и мозгом устанавливается гармоничная связь. Сначала ум берёт под свой контроль мозг и эмоциональную природу, а затем и сам оказывается под контролем Души. Первая стадия является следствием сосредоточения, вторая - медитации.
По этой последовательности действий заинтересованный исследователь поймёт, что предстоит очень серьёзная работа и что прежде всего ему потребуется упорство... Организованность мыслительной жизни всегда и везде и практика сосредоточения, регулярная, ежедневная, по возможности в одно и то же время, вырабатывают твёрдую целеустремлённость, и это два основных условия успеха.

Обязательно ли для обращения к Душе удаляться в уединение?

Большинство из нас живёт в таких условиях, в которых совершенно невозможно достичь полного мира и покоя. Решение же кроется в правильном понимании нашей проблемы и в нашей привилегии демонстрировать новые аспекты старых истин.
Мы, на Западе, принадлежим к более молодой расе. На древнем, очень древнем, Востоке отважных первооткрывателей было довольно мало, все они искали уединения и, открыв для нас возможности, сохранили правила. Они успешно применяли этот метод до сегодняшнего дня, когда люди стали готовы двигаться вперёд уже группами, а не по одному или по два.
Время пришло. В условиях стресса... современной жизни... люди повсюду могут найти и находят в себе центр мира, могут войти и входят в то состояние безмолвного позитивного сосредоточения, которое позволяет им достичь той же самой цели, получить то же знание, вступить в тот же Свет, о которых свидетельствовали великие Сыны человечества.
Место для удаления в уединение обнаруживается в самом человеке. Местом безмолвия, где осуществляется контакт с жизнью Души, является та точка в голове, где соединяются Душа и тело... Те, кто в состоянии проявить достаточную целеустремлённость, способны когда угодно и где угодно удалить свои мысли в центр, расположенный в голове, где и проводится великая работа воссоединения.
Истинное сосредоточение произрастает из сосредоточенной, управляемой мыслью жизни, и самым первым шагом для стремящихся должна стать организация их повседневной жизни и наведение порядка в своих действиях, а также достижение целеустремлённого образа жизни. Это вполне возможно для каждого, кто желает достаточно сильно, чтобы прилагать необходимые усилия, и способен упорно добиваться результатов... Организовав и переустроив свою жизнь, мы испытываем на прочность свой характер и силу желания... Для целеустремлённого человека невыполнение своих обязанностей невозможно. Он будет стараться всё лучше и эффективнее исполнять свои обязанности по отношению к семье, друзьям и в профессиональной сфере...

0

148

C. Техническая сторона и действие медитации

Гипотеза, на которой основаны приводимые здесь теории, может быть выражена в следующих утверждениях: Первое. Энергетический центр, через который работает Душа, расположен в верхнем мозге. Если медитация успешна, энергия Души поступает в мозг и оказывает определённое воздействие на нервную систему. Но если при этом ум не поставлен под контроль и доминирует эмоциональная природа (как в случае чистого мистика), то эффект медитации прежде всего скажется на аппарате чувств, на эмоциональных состояниях жизни.Когда доминирующим фактором становится ум, начинается организованная активность аппарата мысли в верхнем мозге. Медитирующий обретает возможность мыслить ясно, комплексно, эффективно...Второе. Низшие способности, скоординированные у человеческого существа высшего порядка, связаны с областью гипофиза. Именно здесь они координируются и синтезируются и - как уверяют нас авторитетные школы психологии и эндокринологии - с этой областью связаны эмоции, а также более конкретные аспекты ума (происходящие из расовых особенностей, унаследованных инстинктов и, следовательно, не требующие применения творческого, или высшего, ума)...Третье. В случае, когда личность - совокупность физического, эмоционального и умственного состояний - более высокого уровня развития, у неё повышается эффективность гипофиза и становится очень мощной вибрация расположенного рядом энергетического центра. Следует отметить, что, согласно этой теории, у личности низкого уровня развития, реакции которой в основном инстинктивны, а ум практически бездействует, самым мощным является энергетический центр в области солнечного сплетения, а сам человек ещё является более животным по своей натуре.

Четвертое. Центр в области шишковидной железы и верхний мозг приводятся в активность благодаря развитию способности фокусирования внимания и сознания в голове.

Всякая активность различных каналов чувственного восприятия прекращается. Сознание реального человека более не стремится вовне по этим пяти каналам контакта. Над пятью чувствами доминирует шестое - ум, и всё сознание стремящегося вместе со способностями восприятия синтезируется в голове и направляется вовнутрь и вверх. Так подчиняется психическая природа, и сферой деятельности человека становится ментальный уровень. Этот процесс удаления, или абстрагирования, проходит следующие стадии:

1. Удаление физического сознания, или слухового, осязательного, зрительного, вкусового и обонятельного видов восприятия. Их действие временно приостанавливается, а восприятие становится только ментальным, и на физическом уровне остаётся активным лишь сознание мозга.

2. Удаление сознания в область шишковидной железы, вследствие чего область осознания концентрируется между серединой лба и шишковидной железой.

Пятое. Когда это состояние достигнуто и стремящийся обрёл способность к фокусированию в голове, процесс абстрагирования приводит к следующему результату:

Пять чувств постепенно синтезируются шестым - умом, который становится координирующим фактором. Позже становится ясно, что аналогичную функцию имеет Душа. Между троичной личностью и Душой устанавливается непосредственная связь, и... со временем медитирующий перестаёт сознавать ограничения телесной природы, и Душа получает возможность через ум напрямую воздействовать на мозг. Сознание мозга со всеми своими реакциями на феноменальный мир, полностью, хотя и временно, остановленными, пребывает в состоянии позитивного восприятия.

Шестое. Высокоинтеллектуальная личность, фокусирующая своё внимание в области гипофиза, начинает вибрировать в унисон с высшим центром в районе шишковидной железы. При этом между аспектом позитивной Души и ожидающей личностью, которая становится восприимчивой благодаря процессу фокусирования внимания, образуется магнетическое поле. Тогда, как нам говорят, пробивается Свет, и перед нами предстаёт просветлённый человек, и мы говорим о появлении в голове феноменального Света.

Всё это является результатом дисциплинированной жизни и фокусирования сознания в голове. А это, в свою очередь, достигается попытками добиться сосредоточенности в повседневной жизни и специальными упражнениями по сосредоточению. За этим начинаются попытки собственно медитировать, и только позднее - значительно позднее - появляется способность созерцать.
Таково краткое обобщение механики процесса, вынужденно сжатое и неполное. Однако эти идеи следует рассматривать в порядке предварительной версии, пока не будет выработан разумный подход к занятиям медитацией...
Сформулировав и временно приняв нашу гипотезу, мы продолжаем работать до тех пор, пока она не перестанет подтверждаться или не ослабнет наше внимание к ней. Если несмотря на напряжённые размышления мы не можем найти подтверждения какой-то гипотезе, то это вовсе не значит, что она ошибочна.
Люди часто прекращают поиски в этой области из-за того, что им не достаёт настойчивости или они увлекаются чем-то ещё. Тем не менее мы полны решимости продолжать наше исследование и ждать, пока не оправдаются древние техники и формулы. Поэтому мы продолжаем исполнять первые требования и пытаемся жить в большей сосредоточенности ума и заниматься ежедневной практикой медитации и сосредоточения.
Если мы новички или обладаем неорганизованным умом, непостоянным, изменчивым и неспокойным, то придётся начать с упражнений по сосредоточению. Если же мы образованные интеллектуалы или обладаем сфокусированным вниманием, которое дается благодаря занятию бизнесом, тогда потребуется всего лишь переориентировать ум на новую область осведомленности и заняться собственно медитацией. Легко обучать медитации заинтересованного представителя делового мира.

0

149

D. Некоторые предварительные советы

Время для медитации Для медитации желательно отвести специальное время. Для начала вполне достаточно будет пятнадцати минут. Давайте будем откровенны сами с собой и назовем вещи своими именами. Ссылка на "нехватку времени" - это лишь неубедительная отговорка, свидетельствующая просто-напросто об отсутствии желания. Можно ли говорить о действительной заинтересованности, если человек не в состоянии выделять ежедневно по пятнадцать минут из тысячи четырехсот сорока минут, составляющих сутки?Прежде всего, постараемся найти для занятий время, желательно в утренние часы. Это лучше, потому что, как только мы окунаемся в круговорот дня и в обычную суету жизни, ум погружается в состояние интенсивной вибрации; но совсем другое дело, если день начнётся с медитации, пока ум пребывает в относительном спокойствии и может быть быстрее настроен на более высокие состояния сознания.Опять же, если мы начнём день, фокусируя внимание на духовном, на целях Души, то проживём этот день иначе. Если это войдёт в привычку, то скоро изменится наша реакция на повседневные дела, а мы начнём мыслить теми же категориями, что и Душа. Этот процесс подтверждает закон, согласно которому "как человек помышляет... таков он и есть".Место для медитации
Следующая задача состоит в том, чтобы найти спокойное место, где нам никто не будет мешать. Спокойное не смысле "тихое", ибо мир наполнен звуками, но место, где никто не будет отвлекать нас своими обращениями.
Стремящиеся практиковать медитацию жалуются иногда на то, что им мешают семья или друзья. В большинстве случаев они сами в этом виноваты. Люди слишком много говорят. Никого не касается, чему мы уделяем по утрам пятнадцать минут, и совсем не обязательно рассказывать об этом своим домашним или требовать от них соблюдения тишины, потому что нам нужно медитировать.
Если не удается улучить момент для утренней медитации из-за семейных обязанностей, постараемся найти немного времени позже в течение дня. При достаточно сильном желании всегда можно найти выход из трудного положения без ущерба для выполнения нашего долга и обязанностей. В крайнем случае всегда можно встать утром на пятнадцать минут раньше.

0

150

E. Практика медитации

Поза Определившись с местом и временем, мы расположимся на удобном стуле и начнём медитировать. Но вот вопрос: как правильно сидеть? Что лучше: сидеть со скрещенными ногами, стоять на коленях или же просто сидеть или стоять? Наиболее простое и естественное положение всегда самое лучшее.Поза со скрещенными ногами всегда была и по сей день остаётся широко распространённой на Востоке; она описана во множестве книг. Некоторые позы связаны с собственно нервами и той более тонкой структурой нервов, которую индусы называют "нади" и которая является эфирной основой того, что на Западе называют нервной системой.Проблема с выбором позы заключается в том, что ведёт к двум довольно нежелательным следствиям. Во-первых, ум сосредотачивается на механике процесса, а не на его цели; и, во-вторых, нередко появляется упоительное чувство превосходства, основанное на нашем стремлении сделать нечто, что не под силу большинству и что выделяет нас как потенциально знающих. При этом нас увлекает форма медитации; вместо истинного "Я" мы обращаемся к "не-Я".Давайте же выберем такую позу, которая позволит нам как можно быстрее забыть о том, что у нас есть физическое тело. Для жителя Запада это, вероятно, будет положение сидя. Главные требования - сидеть прямо, не изгибая позвоночника, расслабившись (но не сутулясь), чтобы нигде в теле не ощущалось напряжение, и опустив подбородок таким образом, чтобы снять напряжение мышц шеи. Медитация - это внутреннее действие, которое может быть успешным только после того, как тело примет правильное положение, расслабится и будет забыто.

Дыхание

Достигнув физического комфорта, расслабившись и оставив заботы о теле, мы обращаем внимание на дыхание и стараемся сделать его спокойным, равномерным и ритмичным.

Здесь необходимо сделать предостережение относительно практики дыхательных упражнений, которое не касается тех, кто первые годы посвятил освоению правильных методов медитации и очищению телесной природы. В древних учениях Востока контроль за дыханием разрешался лишь после того, как первые три "средства к единению", как их называли, отчасти уже проявлялись в жизни; да и после этого - только под строгим наблюдением.

Практика дыхательных упражнений не имеет никакого отношения к духовному развитию. Она в основном связана с развитием физическим и может привести к серьёзным последствиям. В прежние времена учителя специально отбирали людей для этой формы обучения, которая начиналась лишь после того, как был достигнут определённый контакт с Душой, чтобы таким образом помочь ей направлять вызванные дыханием энергии на достижение её целей и на служение миру.

Поэтому нам остаётся лишь проследить за тем, чтобы наше дыханием стало спокойным и ритмичным, а затем оставить все мысли о теле и приступить к сосредоточению.

Визуализация и творческое использование воображения

Следующей ступенью в практике медитации является использование воображения. Мы представляем себе троичного низшего человека, выровненного, или находящегося в прямой связи, с Душой. Для этого существует много способов. Мы называем это визуализацией. Оказывается, что визуализация, воображение и воля являются тремя очень важными факторами всякого творческого процесса и представляют собой субъективные причины многих наших объективных проявлений.

Вначале визуализация является в основном экспериментом, проводимым для подтверждения веры. В процессе мышления мы приходим к пониманию того, что как внутри, так и вне всех проявленных объектов находится Идеальный Объект, или Идеальная Модель, которая стремится к проявлению на физическом плане. Практика визуализации, воображение и использование воли рассчитаны на ускорение проявления этого Идеала.

Визуализируя, мы исходим из высших доступных нам представлений о том, каким должен быть этот Идеал, в какой вид материала может быть облачен, и выбираем обычно ментальный, поскольку пока не в состоянии вообразить более высокие формы, или типы, субстанции, в которую можем облачить свои Образы.

Когда мы "рисуем" себе мысленную картину, ментальная субстанция нашего ума принимает определенный уровень вибрации, который привлекает к ней ментальную субстанцию именно такого вида, в какую погружен ум. Прочно удерживает этот образ и даёт ему жизнь воля. Этот процесс продолжается независимо от того, способны ли мы уже видеть это ментальным оком или нет. И не важно, если нет, поскольку творческая работа идёт точно так же. Похоже, что когда-нибудь мы сможем следить за всем этим процессом и сознательно управлять им.

Начинающие либо представляют себе три тела (три аспекта природы формы), связанные с сияющим телом света, либо представляют три центра вибрирующей энергии, стимулируемые более высоким и мощным центром. Другие представляют Душу в виде силового треугольника, связанного с треугольником низшей природы "серебряной цепочкой", о которой упоминается в христианской Библии, сутратмой, или нитью Души, восточных Писаний или "линией жизни" других школ мысли. Третьи предпочитают мысль об объединённой личности, ставшей единой с вечно сущей внутри Божественностью, Христом в нас, надеждой славы.

Относительно неважно, какие образы мы представляем себе, при условии, что начинаем мы с основной идеи о "Я", стремящемся к контакту и использованию "не-Я" в качестве инструмента в мире человеческого выражения, или, наоборот, с мысли о том, что "не-Я" побуждается устремиться к источнику своего существования. Представив всё это, мы можем продолжать медитацию. Физическое тело, а затем и природа желания опускаются ниже уровня сознания, а мы сосредотачивается в уме и пытаемся подчинить его своей воле.

Сосредоточение

Именно в этот момент мы сталкиваемся с проблемой. Ум не хочет фиксироваться на избранной нами для размышления мысли и, как правило, сам пытается найти тему для размышления. Вместо того, чтобы быть сосредоточенными на "мысли-семени", мы начинаем думать о том, что будем делать сегодня; вспоминаем о том, что обязательно должны поговорить с кем-то или ещё о каких-то неотложных делах; или начинаем думать о своих любимых и тут же вновь скатываемся в мир эмоций; и все приходится начинать сначала.

Собравшись с мыслями, мы начинаем сосредотачиваться снова и добиваемся большего успеха, но лишь на полминуты, а потом вдруг вспоминаем о назначенной кому-то встрече или о какой-то работе, которую кто-то выполняет для нас, и, вновь оказавшись в мире умственных реакций, забываем об избранном нами направлении мысли. Снова мы собираем свои разбегающиеся мысли и возобновляем свой нелёгкий труд по укрощению своенравного ума. Только благодаря упорной практике у нас наконец вырабатывается способность удерживать ум на одной мысли более или менее продолжительное время.

Как же это достигается? Следование установленной форме или схеме в медитации автоматически устанавливает для ума "кольцо-не-преступи" и как бы говорит ему: "Лишь в этих пределах и не дальше". Мы специально и осознанно установили такие ограничения для своей умственной деятельности, поэтому, как только выходим за них, то сразу же замечаем это. Мы знаем теперь, что должны вернуться за спасительный рубеж, который сами для себя определили.

Для серьёзно интересующихся ниже описана форма медитации, предназначенная для развития способности к сосредоточению.

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Путь к себе. » Медитация


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно