Сейчас обнаружила, что Лана, уходя, уничтожила и эту тему, хотя выкладывала мои материалы. Ладно, прорвемся. Я постараюсь восстановить материал "ЭЗОТЕРИЗМ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ"
МЕДИТАЦИЯ (лат. meditatio — размышлять, обдумывать, инд. аналог — дхиана, кит. — цинь лу — “размышление в тиши”) — форма психической активности, обеспечивающая погружение человека в особые трансовые состояния. В западной культурной традиции понятие М. относится к актам размышления, обдумывания или рефлексии. По восточным представлениям, М. являет собой процесс, посредством которого достигается «просветление». М. понимается на Востоке, как процесс роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной, философской в экзистенциальной сфере. При высоком уровне овладения методиками М. возможно достижение психического состояния, характеризующегося неэгоцентрическим и интуитивным типом мышления. Самые ранние письменные источники, посвященные М., относятся примерно к 1500 до н.э. Уже в "Ведах" (см.) рассматриваются практики М. древней Индии. В 6 ст. до н.э. началось развитие различных форм М. — даоистской в Китае, буддистской в Индии, и даже, согласно ряду свидетельств, у древних греков. По некоторым источникам, первыми христианами, начавшими пользоваться техниками М., были отшельники, жившие в египетских пустынях в 4 в. Их медитативная практика в своих главных чертах напоминала традиционную индуистскую и буддистскую М. В 11 и 12 вв. дзеновская форма М., называем “дзадзен”, распространилась в Японии. В 1960-х за на медитативной практики охватила и США в форме представляющей западную версию индуистской традиции. Она была завезена как практика "трансцендентальной М. ". Общим для всех форм М. является наличие стимула или предмета, на котором концентрирует свое внимание медитирующий. Предмет М. предназначен для "сосредоточения", т.е. является в сущности объектом для концентрации внимания. Согласно критерию природы объекта сосредоточения, существует четыре вида М. :
1) Повторение в уме. В этом случае объектом для сосредоточения является какой-либо психический стимул. Классическим примером психического объекта для сосредоточения является "мантра". Повторение стихотворных отрывков также можно рассматривать как вид мантры. В качестве мантры иногда используют и тексты народных песен.
2) Повторение физического действия. Этот объект для концентрации связан с фокусировкой внимания на каком-либо физическом действии. В древнем йоговском (индуистском) способе М. внимание сосредотачивается на повторяющихся дыхательных упражнениях. Различные формы дыхательного контроля подсчета вдохов и выдохов (пранаяма) лежат в основе одной из форм хатха-йоги. Известен и другой вариант хатха-йоги, использующий различные позы (Асаны). Некоторые народы Востока используют в практике М. продолжительные хороводные танцы с повторяющимися движениями. Распространение бега трусцой в США дало импульс изучению этой версии физической культуры. Одним из эффектов, о которых стало известно, являются переживания бегунами ощущений, подобных медитативным. Причиной этого, как выяснилось, выступает устанавливающееся во время бега регулярное дыхание или однообразные звуки от ударов ног по земле.
3) Зрительная концентрация. Объектом для концентрации является зрительный образ — картина, пламя свечи, лист дерева и т.п. В восточных культуре для зрительной концентрации часто используется мандала.
4) Сосредоточение на проблеме. Этот объект для концентрации представляет собой попытки решения проблемы, включающей парадоксальные компоненты. Классическим примером являются дзеновские коаны
Механизмы воздействия практик М. на человека точно не установлены. Роль объекта для концентрации заключается, как полагает ряд специалистов, в том, чтобы дать возможность интуитивному, неэгоцентричному типу мышления, соотносимого с активностью правого полушария, занять в сфере сознания доминирующее место — место, которое обычно занимает аналитический эгоцентрический тип мышления, традиционно соотносимый с активностью левого полушария. Объект для концентрации обеспечивает, очевидно, возможность такого сдвига путем монополизации нервной активности левого полушария, что позволяет правому полушарию стать доминантным. Подобное состояние "исключительного познания" называется нирваной (см.), сатори (см.), просветлением (см.), состоянием "сверхсознания" или обретением "космического сознания". При этом М. может трактоваться лишь как процесс, или набор методик, которые используются медитирующим для достижения состояния "сверхсознания". Нередко выделяется ряд "терапевтических критериев", присущих процессу М. и указывающих на возможность приближения к состоянию сверхсознания. Это, например: 1) затрудненное дыхание, 2) спутанное мышление, 3) релаксация, 4) отстраненное наблюдение и 5) высшее состояние сознания. Для состояния медитационной релаксации характерно то, что организм достигает состояния, близкого ко сну по своему восстановительному потенциалу, или превосходит его. Отстраненное наблюдение в индийских священных книгах описывается как состояние, при котором субъект М., наблюдая окружающую его среду, остается "покоящимся в себе зрителем". Такое состояние представляет собой безличное пассивное состояние наблюдения, при котором медитирующий просто "сосуществует" с окружением, а не противостоит ему, пытаясь подчинить себе. Это неаналитическое, интуитивное состояние. Последней ступенью опыта М., является "состояние сверхсознания". Это состояние включает в себя все предыдущие состояния, отличаясь большей интенсивностью переживания. Физиологической основой М. является способность коры головного мозга человека под воздействием медитативной тренировки вырабатывать необычные сочетания очагов возбуждения и торможения, продуцировать яркие образы, вызывать посредством внушения материальные сдвиги в организме, оперировать эндорфинами (внутренними наркотиками) и гормонами, вырабатываемыми железами внутренней секреции человека. В религиозной практике М. применяется в контексте мистики (см.) с целью духовного лицезрения объектов веры и непосредственного общения с ними. Тем самым обеспечивается стремление всякой религии сделать символы своей веры чувственно воспринимаемыми. В качестве культурного феномена М. могут функционировать также в качестве духовных упражнений, позволяющих усовершенствовать способности человека, выступая в качестве психической первоосновы различных форм физической культуры. Всестороннее развитие получили М. на Востоке, став неотъемлемой частью не только религии, но и всей культуры, наложив отпечаток на все виды деятельности. Родиной наиболее разветвленных, многогранных и всесторонне разработанных религиозно-медитативных систем была и остается Индия. Медитативностью проникнута практика йоги, состоящая из этической и физической подготовки, дыхательных и психоэнергетических упражнений, отключения чувств и мыслей от внешнего мира, их концентрации и сосредоточения на отдельных объектах, медитативного умозрения и созерцания. Целью йоги, ее высшей ступенью является состояние самадхи, экстатического озарения и просветления, обеспечивающее, согласно учению йоги, непосредственное слияние человеческой души с духовной сущностью Вселенной. Другую всеобъемлющую религиозно-медитативную систему предложил буддизм. Он рассматривает М. как одно из важнейших средств предотвращения сопутствующих жизни страданий и достижения нирваны. Медитативная практика буддизма направлена на последовательное преодоление жажды телесной жизни для жизни вечной и складывается из целенаправленного подавления, вытравления эмоций, воли, словесного мышления. Идя этим путем, буддистский архат стремится впасть в состояние сатори, в котором стать способным узреть свое истинное "я" и мир духовных сущностей, открытый Буддой. В Китае не без индийского влияния также сформировались две высокоразвитые религиозно-медитативные системы даосизм и чань-буддизм. Даосская техника М. заключается в овладении психической энергией "ци", выработке в организме человека различных веществ здоровья и достижение на этой основе физического бессмертия. Чань-буддизм, именуемый в Японии дзен-буддизмом, представляет собой неиндийский вариант буддизма, само название которого "чань", "дзен" скопировано с санскритского слова "дхиана" и означает не что иное, как М. Чаньские (дзенские) способы медитирования делают упор на двигательную активность, вчувствование в природу и так называемое мгновенное озарение, возникающее под действием стресса. Особое направление медитативной практики возникло в индийском и китайском тантризме. Основными медитативными приемами тантризма были углубленное чтение священных текстов (тантр), перемежаемое видениями (даршанами), произнесение и пен особых сочетаний звуков (см. Мантра), экстатические танцы, сопровождаемые магическими жестам (см. Мудра), длительное вглядывание в символические изображения (янтры), особая психосексуальная практика. В мусульманском суфизме также содержатся определенная система медитативного тренинга. Развитые системы медитативной практики содержались также в иудейской каббале и христианском и исихазме. В Европе М. систематически являлись в мистериях Древней Греции, в языческих культах Рима. С приходом эры христианства в роли М. используется молитва. В Европе М. с самого начала имели коре - отличия от медитативных практик стран Востока. Они не абстрагировались от словесного мышления его логикой и использовали формулы словесных внушений. С возникновением конкретной науки и ее обращением к человеческой психике феномен М. предметом специального исследования: стала изучаться роль целенаправленного внушения в лечении болезней, была создана гипнология как наука о гипнозе, в 19 в. аптекарь Куэ предложил систему психотерапевтического самовнушения. Первая такая научно-медитативная психотехника была создана психотерапевтом И. Шульцем и получила название тренинга. Источниками аутотренинга послужили временная теория гипноза и индийская йога. Основным отличием психотренинга Шульца от восточной М. явился вербальный, словесный характер в внушений. Во второй половине 20 ст. на Западе резко усилился интерес к культурному наследию Востока, в том числе и к М., осмысленной в западном культурном контексте в качестве психотерапевтического средства и элемента практической деятельности человека. М. слагается из: 1) фильтрации чувственных восприятий соответственными органами; 2) фиксацией идей (памятью); 3) умения сопоставлять идеи. Согласно этой схеме, выделяются общие правила, ведущие к облегчению М. Необходимо: 1) избегать рефлекторных ответов на вопросы, диктуемых исключительно памятью без участия остальных элементов; 2) избегать споров, сводящихся обыкновенно лишь к сопоставлению форм (диалектика), а не идей. Согласно йоге, огромное большинство споров имеют исходной точкой или различное понимание какой-либо терминологии (в этом случае спор основан на недоразумении), или различие основных догматов миросозерцания (в этом случае спор бесцелен); 3) упражняться в познавании невидимого в видимом, астрального и ментального тел помимо физической оболочки объекта. Недостаточно рассматривать контуры тела человека, желательно проникнуть в астральные соответствия его форм, в динамику проявлений ауры и даже в свойства ментальной монады личности. Недостаточно рассматривать произведение искусства в реализационных деталях, необходимо вникнуть в идею; 4) всюду разыскивать натуральные аналогии и эти аналогии истолковывать самым широким эбразом; 5) не пренебрегать случаями познания гармонии и законченности в формах: посещать музеи, слушать хорошую музыку, вообще не чуждаться мира искусства.
Что мы только не изучаем в учебных заведениях? Но есть один очень серьезный предмет, который не изучают нигде: как думать и о чем думать. Известна мудрость: «Посеешь мысль — пожнешь действие. Посеешь действие — пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу». Мысли определяют судьбу. Мысли — причина всего того, что происходит с нами в жизни. Меняя мысли, мы меняем жизнь. Если вы считаете себя неудачником: нет денег, плохое здоровье, не складываются взаимоотношения с родственниками, сослуживцами, это означает, что более 50% ваших мыслей — отрицательные. Не приходите в смятение от этой новости. Это просто сигнал: начинайте менять мысли. Изменить их непросто. Положительному мышлению, как и всему серьезному, нужно учиться. Практика положительного мышления — это медитация. Медитация очень многогранное слово, в переводе оно означает размышление, наслаждение самим собой, исцеление, положительное мышление, осознание своих естественных качеств, соединение чистых мыслей и чувств. С помощью медитации устанавливается связь с Высшей душой, что позволит мне увеличить духовную силу, изменить характер и накопить добродетели на 21 рождение.
Далее пойдет речь о медитации в Раджа-йоге. «Раджа» — король, властелин; «йога» связь, соединение. Обладая властью над собой, я устанавливаю связь с Высшей душой, с Богом. Медитация начинается с осознания того, кто я. Ум создает мысли: «Я — душа, воплощение покоя, любви, счастья. Я — свет, сила, мощь, энергия. Я вечная и бессмертная. Я пришла в этот мир, чтобы нести покой. Где я, там меняется атмосфера. Она наполняется светом, умиротворением. Я — ребенок Всемогущего Отца. Мой Отец — Океан покоя, и я воплощение покоя. Мой Отец — Океан любви, и я воплощение любви. Мой Отец — Океан счастья, и я счастливая душа». Чистые возвышенные мысли наполняют душу силой. Их надо создавать как можно чаще. При этом старайтесь почувствовать состояние, которое возникает благодаря этим мыслям. Снова и снова создавайте их, и вы будете наполняться счастьем. Любые мысли о душе, ее качествах, об отношениях с Богом — медитация. Важно понять, что чувства могут возникать как за счет физических органов чувств: глаз, ушей, носа, рта, кожи; так и за счет тонких: ума, интеллекта, привычек. Например, я съел что-нибудь очень вкусное, или послушал хорошую классическую музыку, или вдохнул аромат луговых цветов, или душевно пообщался с другом. В результате у меня возникло хорошее состояние, созданное физическими органами чувств. Но у них есть существенные ограничения: ими невозможно пользоваться 24 часа в сутки. Мы не можем все 24 часа есть что-то вкусное. Да, я получил удовольствие, но ограниченное, которое заканчивается вместе с действием физических органов. Поэтому никогда не старайтесь сделать основой своих чувств — внешнее. Внешнее — непостоянно. Чтобы поддерживать состояние наслаждения жизнью, нужно управлять умом, не позволяя ему создавать мысли какие попало. Нужно, чтобы ум танцевал, чтобы он был счастливым, и для этого создать привычку думать всегда позитивно. Тогда у вас всегда будет хорошее настроение без обращения к чему-либо внешнему. Вы будете свободны и независимы настолько, насколько захотите, и там, где захотите. Вот зачем нужна медитация — чтобы наслаждаться самим собой. Медитация — творчество. Творите возвышенные мысли, такие, которые отзываются радостью в вашем сердце. Какой душой вы хотите быть? Об этом и размышляйте. Мысленно придумывайте, создавайте свой совершенный образ, достойный всего самого лучшего в этом мире. С чем вы при этом столкнетесь? Ум очень беспокоен, неустойчив. Когда мы в состоянии бодрствования, ум почти никогда или крайне редко, да и то лишь на короткое время, остается устойчивым и спокойным. Однако только это его состояние и позволит сконцентрировать ум и оставаться в медитации. Будьте настойчивы. Контролируйте неугомонное поведение ума. Пустые, негативные мысли сами лезут в голову. Иногда мы чувствуем это и говорим: "Тьфу ты! Такая глупая мысль пришла на ум!" Снова и снова возвращайте его от повседневных и пустых мыслей к возвышенным.
ПРИТЧА Подозрительность
У одного человека пропал топор. Решил он, что его украл сосед, и стал приглядываться к нему: ходит, как укравший топор; глядит, как укравший топор; говорит, как укравший топор. Словом, каждый жест, каждое движение выдавали в нем вора. Но вскоре топор нашелся. На другой день посмотрел человек на соседа. Вовсе тот и не похож на вора: ни жестом, ни движением не походил он больше на человека, укравшего топор! Случайные мысли, которые отвлекают ум во время практики медитации — это отзвук наших повседневных забот и тревог, вызванных привязанностью к людям или вещам. Не следует подавлять эти мысли. Это неправильный путь. Нужно наполнить ум светлыми, возвышенными мыслями: о себе, о Боге, о Его доме, качествах, действиях. В результате этого посторонние мысли исчезнут сами собой. Быстро это не происходит. Увы, сформировалась устойчивая привычка создания пустых и отрицательных мыслей, а от привычки избавиться непросто. Будьте терпеливы и поощряйте себя за все, даже самые маленькие достижения. Никогда не теряйте веру. Тогда все обязательно получится. Медитация — это единственное средство, с помощью которого душа может мгновенно установить связь с Высшей душой. Это и есть йога. Йога — восстановление утраченной связи, отношений души с Высшей душой. Чтобы связаться с человеком, который живет далеко от нас, нужны средства связи: телефон, Интернет, телеграф. Но если электричества нет, средства связи «молчат». Чтобы связь состоялась, нужно несколько средств: звук, электричество, магнетизм. Если хоть чего-то нет — связи нет. Когда человек выступает перед большой аудиторией, ему нужен свет и звук для установления контакта. Без солнечного или электрического света выступающий и слушатели не смогут увидеть друг друга, а без микрофона — слышать. Даже если мы просто беседуем друг с другом, нужны свет и звук, иначе мы не увидим и не услышим друг друга — вот такие ограничения. Между тем, никакие физические средства этого мира — тепло, свет, звук, электричество, магнетизм — несмотря на всю их силу, не нужны для того, чтобы установить и поддерживать отношения с Богом. Ведь Он не имеет тела, поэтому Его нельзя воспринимать через физические органы чувств. Мы знаем, что Он — Истина, Сила, отличная от всех физических сил. С Ним можно устанавливать связь только с помощью мысли. Душа находится от Всевышней души всего лишь на расстоянии мысли. При этом контакт постоянный, без ограничений, 24 часа в сутки. Итак, медитация играет роль «беспроводной связи» между душой, находящейся в этом мире, и Высшей душой в Ее вечной обители. Это подобно тому, как, однажды настроив радиоприемник на определенную волну, мы постоянно слушаем программу данной радиостанции. В терминах техники энергия души и Высшей души должна иметь «одинаковую частоту». Энергия Бога — энергия покоя, счастья, любви, блаженства. И если душа излучает такую же энергию, она в йоге с Высшей энергией автоматически. Медитация — это лестница, ведущая к Богу. Поднявшись на ее самую верхнюю ступеньку — я свободен. Мое состояние остается устойчивым и неколебимым и не зависит от внешних ситуаций и поведения людей. Я спокоен, счастлив и наслаждаюсь жизнью. Без любви к Богу йога не может быть успешной. Любовь — та сила, которая преображает душу, и тогда все ее желания исполняются. Наши отношения с другими — телесные, а, следовательно, преходящие. Истинным и вечным Другом души является лишь Бог. Любые отношения между матерью и сыном, мужем и женой, братом и сестрой предполагают чувство любви, нежности, теплоты и заботы. И если бы мы глубоко осознали, что Всевышний — это Мать и Отец, Брат и Друг, Возлюбленный, да и вообще — все, что ценит душа, у нас бы появилась горячая любовь к Нему. Ведь если мы кого-то любим, то помним совершенно естественно, без всякого труда. Но это осознание приходит только тогда, когда мы познали духовные законы и применяем их на практике. Этому нужно учиться. Почему у нас нет любви к Богу? Мы долго жили в атеистической стране, и нас никто не учил любить Бога. Нам всегда внушали, что Бога нет. А если даже что-то и говорилось о Нем, то с утверждением, что сегодняшний мир, полный страдания и печали, создан Богом. Откуда могла появиться любовь к Нему? Сегодня важно понять и принять, что Бог — тот, кто не приносит страданий, Он создает рай на Земле и приносит всем счастье. Воспоминание о Нем для меня — благо. Это путь к освобождению от зла внутри себя, путь к гармонии с этим миром. Йога — средство от болезней тела. Она восстанавливает и уравновешивает мысли, снимает напряжение, раздражение, страх, отчаянье. Чем больше воспоминания, тем мы легче, спокойнее, счастливее, здоровее становимся. Итак, с чего начать практику медитации? Как только вы утром открываете глаза, сначала очень искренне, от сердца мысленно произнесите: «Доброе утро, мой дорогой и любимый Отец!» Далее напомните себе: «Я не тело, а душа. Я — спокойная душа. Я наполнена добродетелями». Эти утренние мысли — основа всего распорядка дня. И если не было преобразования этих первых мыслей, то не может быть успеха и на протяжении всего дня. Ранние утренние часы — начальное время каждого дня. Просыпаться лучше всего в 4-5 часов утра, а ложиться не позднее 22.00. Большинство из нас живет совсем в другом режиме. Мы до позднего вечера смотрим телевизор, а утром встаем с большим трудом. Если вы хотите овладеть практикой медитации, придется проявить силу воли и изменить режим. Телевизор лучше вообще не смотреть. И если с самого утра создавать возвышенные, сильные мысли, они и станут основой возвышенных слов и действий в течение дня. Далее, когда вы утром пойдете в душ, имейте такие мысли: «Я — возвышенный образ, а это тело — живой храм, для живого образа. Сейчас я чищу и украшаю этот храм. В храме находится образ, который любит сам Бог. Сам Бог вспоминает добродетели этого образа». Стоя под душем думайте: «Это не мое тело. Это храм драгоценного образа, принадлежащего Богу. Я стану достойным образом этого храма и его попечителем». Тогда уйдет сознание «мое» — грубая форма телесного сознания. Телесное сознание не позволит практиковать медитацию. Что тут нужно понять? В течение дня мы много раз говорим «я» и «мое». Мы так привыкли к этим словам, что не можем их не говорить, они для нас привычны. Но нужно изменить их значение. Когда употребляете слово «я», думайте «я — душа», т.е. произнесли слово «я» и сразу мысль: «Кто я? Я не тело». Телесное сознание приходит тогда, когда я считаю, что я — это тело. Поэтому всякий раз, когда мы употребляем слово «я», нужно почувствовать себя энергией, светом, бессмертным образом. А когда мы используем слово «мое», то кто, прежде всего, «мой»? Всевышний Отец. Вот такое должно быть преображение в мыслях и чувствах. В течение дня мы в отношении многих вещей говорим «мое». Моя квартира, мои привычки, мои вещи, моя семья, моя работа и т.д. Как только слово «мое» появляется в мыслях или на устах, немедленно подумайте: «Мой Всевышний Отец». Тогда практиковать медитацию будет легко. Было замечено, что мы, каждый час употребляем слова «я» и «мое». На работе мы также постоянно используем эти два слова. Сколько бы раз мы не повторяли слова «я» и «мое», вслух или мысленно, нужно преобразовать их значение. Если это делать — автоматически и легко станешь постоянным йоги. Тогда не придется прилагать очень большие усилия, потому что намерения и чувства изменятся. Думая «я — душа», мы меняем чувства и намерения в каждом слове и действии. А это именно намерения и чувства либо обманывают нас, либо делают счастливыми. Важно подчеркнуть, что усилия нужно прилагать с большим удовольствием, наслаждением. Посмотрите, мы постоянно кого-то вспоминаем, какую-нибудь ситуацию или какого-нибудь человека, но обязательно что-то вспоминаем. Можем ли мы жить не вспоминая. Нет, ум работает так, что нам нужно кого-нибудь вспоминать. Так лучше вспоминать то, что пойдет на пользу. Почему бы не вспоминать Того, от Кого получаешь только благо? Зачем вспоминать ситуации и тех, кто приносит нам потери? Вспоминая это, мы впадаем в отчаянье. А зачем самих себя расстраивать? Пусть будет просто: «Мой один Отец, мой — только Отец». Чем больше мы считаем что-то «своим», тем больше оно трогает наше сердце. Посмотрите на свои взаимоотношения: когда кто-то из близких родственников оставил тело, как сильно проявляется сознание «мое». Глядя на вещи, фотографию умершего, мы говорим: «Мой», и сами себя расстраиваем. И вспоминаем того, кто ушел, как правило, в течение долгого времени. Почему? Потому что он для нас — «мой». Хотя, конечно, нам понятно, что тот, кто ушел, не вернется, но мы снова и снова вспоминаем его. Он «мой». Вот также надо вспоминать и Всевышнего Отца — Он «мой». И это должно идти из глубины сердца. Но это возможно только тогда, когда есть достижения, полученные благодаря применению знания, и вы переживаете радость. Если, например, кто-то чувствует сильную боль и вдруг получает известие о том, что выиграл в лотерею 10 миллионов, о чем он будет думать: о боли или о лотерее? Если мы воспринимаем слова «Мой Отец» сердцем, мы никогда не забудем Его. Это и называется отдать ум Богу. Если вы в таком состоянии — уйдут все тревоги, и вы будете ощущать только блаженство. Это и есть йога. Приняв душ, обычно мы готовим завтрак. Очень важно готовить в тишине, соединив ум с Богом, напоминая себе: «Я — душа. Я — ребенок Бога. Я наполнен любовью и покоем. Я чувствую любовь и покой, которые мой Всевышний Отец изливает на меня. Я наполняюсь любовью и покоем. И пища полна любви, покоя, силы. Спасибо, Отец, за все». Завтракайте тоже в тишине, неторопливо и с удовольствием. Ни в коем случае не на ходу. Снова и снова за все благодарите Отца. Не разрывайте связи с Богом. Позавтракав, мы идем на работу. Вступая в контакты и взаимоотношения, я должен напоминать себе: «Я — душа, я — спокойная душа, я — милосердная душа». Кто бы ни предстал перед вами, не должно быть отвращения, ненависти, неуважения, взаимодействуйте с чувством милосердия. И чем более безнадежный случай, тем больше вы накопите в душе, если будете сохранять свое состояние милосердия. Следите в течение дня, чтобы даже малейшие оттенки гнева не проявились в ваших мыслях, словах, действиях. Гнев — это не естественно для души. Оттенки гнева: раздражение, напряжение, злость, мстительность, насмешливость. Если вы не будете их контролировать, они будут управлять вами, и вы не сможете медитировать. А это ваши убытки.
ПРИТЧА Гнев — не ты. Ученик спросил мастера: — У меня случаются приступы гнева. Я хочу от него избавиться, но не могу. Что мне делать? Мастер не сказал ни слова, просто заглянул так глубоко в его глаза, что тот даже вспотел. Ему захотелось нарушить молчание, но он не осмелился. Наконец мастер улыбнулся и сказал: — Странно! Я искал, искал, но не смог найти гнева здесь и сейчас. — Но он не всегда здесь. Он проявляется внезапно. Как я могу показать его сейчас? Мастер снова улыбнулся: — Тогда это не та истинная природа, которая останется с тобой навсегда. Если бы твой гнев был частью тебя, ты бы смог показать его мне. Когда ты родился, его с тобой не было. Когда ты умрешь, его с тобой не будет. Где-то тут есть ошибка. Уходи и подумай. Иди! Медитируй... Сами не гневайтесь и не вызывайте у других этого чувства. Глядя на людей, думайте о них как о душах и о том хорошем, что в них есть. Никогда не концентрируйтесь на отрицательных качествах тех, кто вас окружает. Если такие мысли приходят, немедленно прикажите им: «Стоп! Я так думать не буду. Я хочу быть сильным, счастливым, доброжелательным». Сильные и счастливые не создают отрицательных мыслей и поэтому никогда не устают. Главная причина усталости — отрицательные мысли. Если их было много в течение дня, к вечеру мы придем домой «разбитыми». Вот почему очень важно овладеть практикой медитации и йоги. Вы забудете о том, что такое усталость. Чтобы сохранять свое состояние, находясь на работе, не погружайтесь в отрицательные и негативные события и ситуации, не участвуйте в пустых разговорах и сами их не начинайте, никогда не спорьте и никого не критикуйте. Если мы все научимся договариваться между собой и объединять свои усилия, чтобы созидать, мир на земле станет раем.
ПРИТЧА Не будьте фрагментами
Однажды трое святых шли вместе через лес. Всю свою жизнь они увлеченно трудились, причем каждый в своем аспекте: один был последователем пути преданности, любви и молитвы; другой — пути знания, мудрости, интеллекта; третий — действия, служения, долга. Они были самоотверженными искателями, но так и не достигли целы, не познали Бога. Однако в тот день произошло чудо! Неожиданно начался дождь, они добежали до маленькой часовенки, протиснулись внутрь и прижались друг к другу. И вот когда они коснулись друг друга, то вдруг почувствовали, что их уже не трое. С удивлением они взглянули друг на друга. Явно чувствовалось чье-то высокое присутствие. Постепенно оно становилось все более видимым и излучающим. Это был экстаз — видеть божественный свет! Они упали на колени и взмолились: — Господи, почему Ты вдруг пришел? Мы трудились всю жизнь, но не удостоились такой чести — видеть Тебя. Почему это случилось вдруг сегодня? — Потому что сегодня вы здесь все вместе, — ответил Бог. — Коснувшись друг друга, вы стали одним целым и поэтому смогли увидеть меня. Я всегда, был с каждым из вас, но вы не могли меня проявить, потому что были лишь фрагментами. О чем эта притча? Если мы хотим единства где угодно: в семье, на работе, в стране — первое, что необходимо сделать в этом направлении — перестать критиковать друг друга. Критика превращается в огромные массы негативно заряженной энергии, которая непременно проявится. Поэтому никого не критикуйте. Любая точка зрения имеет место быть. Когда вам захочется кого-то критиковать и вы почувствуете, что эти отрицательные мысли рвутся наружу, скажите им решительное «стоп». И создавайте такие мысли: «Он (она) — тоже душа, и ее изначальные качества — любовь и покой. У нас один Отец, и он (она) — мой брат (сестра) и тоже ребенок Бога. А Бог любит каждого своего ребенка, видит в нем только достоинства, и я смотрю на него глазами Бога. У каждого есть хотя бы одно достоинство. И, конечно, я вижу достоинства этой души: она — целеустремленная, настойчивая, преданная... Она очень точно играет свою роль и не может играть по-другому. Она хороший учитель и дает урок, как мне избавиться от собственных недостатков. Спасибо, душа». Зарабатывая для тела, важно не забыть заработать для души. Исполняя служебные обязанности, обращайте внимание на то, какие качества вы проявляете, иначе исполнение обязанностей можно превратить в сеть собственных недостатков. Если я расширяю сеть, я сам в ней окончательно запутаюсь. Чтобы этого не происходило, и на работе как можно чаще вспоминайте своего Отца. Тогда одновременно улучшается качество йоги и обеспечивается материальный рост. В этом двойной доход — и для ума, и для тела, т.е. будут и деньги, и счастье: т.е. и материальное богатство будет приходить, и посредством ума вы будете накапливать богатство на 21 рождение. Что еще важно понять для успешной практики медитации? Не стремитесь к внешнему счастью: славе от использования талантов, высокой должности, хороших заработков. Если сконцентрироваться на этом, ослабеет контроль за своим личным развитием. Счастье, основанное на внешних средствах — это все равно что здание, возведенное на фундаменте из песка. Состояние не будет устойчивым, ведь вы зависимы от внешнего, а все внешнее преходяще, не делайте его опорой. Непреходящее счастье основано на духовных усилиях. Основа любого создания — наше внутреннее отношение. Так что не придавайте значения внешним средствам, но придавайте значение духовным усилиям. Вернувшись с работы и приступая к домашним обязанностям, снова спросите себя: «Кто я»? Поговорите с Отцом. Если вас беспокоит какой-то вопрос, который требует ясности, или проблема, которая ждет решения, настройте свой ум на присутствие Бога. Представьте, что Он, как яркая Звезда, наполненная силой и добром — перед Вами. Задайте Ему свой вопрос откройте свое сердце. Спросите, какая духовная сила или добродетель поможет вам: мужество, терпение, решительность, сила отпустить, честность или великодушие? Имейте доверие к Нему. Возможно, решение будет неожиданным, но примите ответ. Помните: вы можете изменить только себя, не других. Доверьтесь тому, что получите. Бог — Источник всех сил и добродетелей, попросите Его наполнить вас: Сосредоточьте ум на яркой Звезде. И пусть Бог наполнит вас нужной силой или добродетелью. Впитайте ее. Будьте открытым для энергии Бога. Я получаю помощь Бога. Я наполняюсь силой Бога, добродетелями Бога. Все трудное становиться легким. Я воспользуюсь этим духовным решением. С благодарностью за все, что вы получили, возвращайтесь к своим повседневным обязанностям. Засыпайте на коленях у Отца, вспоминая Его. Тогда в сновидениях вы непременно совершите прогулку в мире ангелов. И проснетесь похожим на ангела. Рано утром напишите Богу письмо. Можете начать так: «Здравствуй, Отец...» Пишите обо всем, что вас беспокоит, тревожит, о том, что вы хотите изменить. Пишите искренне, а дальше просто наблюдайте, что будет происходить. Будьте честным. Будьте верным в отношениях. Не будьте корыстным. Будьте готовы дарить счастье другим. Это и есть медитация. Когда мы практикуем медитацию, это должно быть не где-то внутри нас, скрыто. Это должно быть очевидным для всех, кто общается с нами. Взгляд, голос, манеры, поведение, отношение к жизни, ситуациям, людям должны быть возвышенными и притягательными. Такая душа должна выгодно отличаться от других своим благородством и достоинством. Только тогда можно себе сказать: «Да, я чему-то научился» . Медитация должна присутствовать в ваших мыслях, словах, действиях. Для ее практики не требуется уединенное место, особая поза, особая музыка, ароматические палочки. Все это возможно, но совсем не обязательно. Обязательно в течение дня поддерживайте свой положительный настрой, следите за своим состоянием, сделайте это привычкой. Если состояние колеблется — снова и снова напоминайте себе: Кто я? Какой я? И создавайте, а еще лучше записывайте возвышенные мысли. Чем больше вы их запишите, тем скорее заметите изменения в себе. Ирина Покровская
РАДЖА-ЙОГА — система йоги (основана в 3—2 вв. до н.э.), в которой практикующий человек поступенчато утверждает себя в качестве повелителя (“раджа”) всех своих умственных и телесных способностей и сил. Р.-Й. нацелена на реализацию человека как хозяина собственной природы, а в конечном итоге — на его полную независимость от всего внешнего. Вследствие этого, философия РАДЖА-ЙОГИ не считает, что какие-либо упражнения тела способны развить или усовершенствовать умственные способности, прозрение и интуицию, хотя она не оспаривает, что подобные практики могут уменьшить влияние или полностью избавить от определенных препятствий и помех, но только благодаря существованию своих собственных, ими же причиненных в прошлом неверных мыслей и действий. РАДЖА-ЙОГА суть многоступенчатая системная программа развития духовных и физических сил человека в процессе обретения им единства со своим высшим Я — бессмертной реинкарнирующей монадой духа. Завершается достижением просветления (самадхи).
Что такое медитация в Раджа
...Медитация в Раджа йоге отличается от других медитативных практик. В ней используется созерцание, размышление и концентрация, но эта медитация находится в стороне от других медитативных методов. В ее основе – понимание двойственности человеческой природы. Тело, в том числе и мозг, – материальны. Это внешняя оболочка, машина управляемая изнутри сознательным, духовным существом, которое думает, понимает, размышляет и чувствует. Мозг – один из устройств в этой машине; он является чем-то вроде распределительного щита. С течением времени, по ряду причин, мы стали ошибочно отожествлять свою сознательную сущность с мозгом или телом. Это величайшая трагедия, которая привела к осквернению человеческих чувств, развратила характер и поведение людей, внесла пороки в их жизнь. Она породила страдания, привела общество на путь борьбы за существование, нарушила мир в мире. Поэтому человеку нужно снова вернуться к своему изначальному истинному сознанию, освободившись от пут тела, и утвердиться в этом состоянии. Необходимо также понять, что среди всех душ есть Высшая Душа, Высшая в смысле нравственного статуса и совершенных качеств. Высшая Душа – Океан Добродетелей, Океан Духовного Могущества. Соединяя свой ум с Ним, человеческая душа получает глубокий трансцендентальный опыт, освобождается от всего привнесенного зла. Таким образом, медитация в Раджа йоге – это осознание своей изначальной метафизической природы и погружение ума в полное любви осознание Бога, концентрация на Нём и Его качествах. Слово «йога» означает «соединение»; таким образом, йога – это искусство соединения мысли со Всевышним, способность фокусировать свой ум на Нём, бестелесном и нематериальном Свете, и размышлять только о Нём и Его качествах, это приводит к погружению в Океане блаженства и покоя. Йога наполняет душу светом, силой, творческой Энергией. ...Эта медитация дает возможность переживать близость к Богу и ощутить Божественное присутствие гораздо сильнее, чем в молитве, в которой люди ищут и зовут Бога. ...В Раджа йоге практикуют концентрацию сознания не на образах божеств или гуру, а только на Бестелесном Боге, чья форма – сверкающая точка света. Мы испытываем такое вдохновение, что состояние любви к Богу и мысли о Нём возникают безо всякого напряжения. Медитация – это, скорее, способ существования, нежели совершение какой-то процедуры. ...Медитация в Раджа йоге может быть определена как система упражнений для сознания, в которых присутствуют такие процессы, как творческое мышление, интуитивное постижение, безмолвное размышление и концентрация на метафизической природе своего «Я» и на Боге; медитация ведет к постижению человеком самого себя. Это искусство или наука, и она может практиковаться на различных уровнях знания, веры и сознания. Иными словами, эта медитация – техника самораскрытия, самореализации, которая ведет к высшему и всеобъемлющему осознанию и постижению Бога, это техника концентрации сознания на Нем. Медитация притягивает ум и сердце человека к Богу, устанавливает прямую связь между нами и Всевышним ...Человек, практикующий эту медитацию, избавляется от плохих привычек, таких как курение, употребление спиртных напитков и т.д., вырабатывает в себе терпимость и выдержку; расширяются его социальные и экономические возможности. Вследствие всего этого личность стремительно развивается. Возможности ума становятся безграничными благодаря высвобождению энергии, которая ранее использовалась лишь частично или в пустую. Непродолжительный курс в университете дает ясное знание и доступное толкование многих метафизических концепций, живое описание их, основанное на духовном опыте в области сознания. Здесь объясняется, что душа – это бесконечно малая точка сознательного и немеркнущего света, что 1) ум, 2) интеллект 3) личные качества, склонности или санскары — это три постоянно присущие душе способности, через которые проявляется духовное сознание. Из глубины нашего "Я" струятся лучи жизненной силы. Человеческая душа – это сверкающая точка сознательной энергии, божественная по своей природе, вечная и бессмертная. Можно вспомнить в этой связи, что элементарная структурная единица материи – тоже точка света, или энергия, которая не может быть уничтожена. Ниже 21 видеоролик, продолжительностью 110 минут. Проигрываются непрерывно, один за другим. Просто разверните на весь экран и наслаждайтесь просмотром. Приятной медитации.
Для правильного соединения нужно настроиться на правильную волну. Как по телефону, общение становится возможным только если набрать правильный номер. Это достигается не сразу. Нужна учеба и практика медитации. Признаки правильной медитации. 1) Во рту возникает ощущение сладости. 2) Как глоток чистой воды, после долгой и мучительной жажды. 3) Мышцы губ непроизвольно растягиваются в улыбке. 4) Приходит ощущения счастья, блаженства и покоя.
Трудности соединения в медитации.
Ум отвлекается, соединение пропадает. Или если недостаточно внимания, появляются помехи. Что-то произошло в течение дня, или какие-то грандиозные планы, наш ум притягивается туда. Методы «борьбы» с этим. До медитации продумать, мысленную картину того, что я хочу взять у Источника, что говорить, что думать. Какой из 36 добродетелей, и какой из 8 основных сил мне хочется взять на данный момент. Лучше написать на бумаге, план. Это необходимо для того чтобы удержать мысли в «узде». После нескольких таких медитаций, такая необходимость отпадет.
Что необходимо для медитации
В домашних условиях, прежде всего, уединиться, включить тихую медитативную музыку. Сесть удобно, на кресло. Вовсе не обязательно скрещивать ноги, в позе лотоса. Это не всегда удобно. Ведь должна медитировать душа, а не тело. Главное создать мысленный образ "Позы лотоса". Отрешаемся от физического мира. Я душа, я точка света, нахожусь посередине лба. Я сосредотачиваюсь, на себе, и представляю себя в Океане Покоя. Можно представить цвета окружающие душу разные пастельные цвета плавно переходящие друг в друга. Доминирующие цвета – серебристо-белый и Золотисто-красные цвета. В соответствии выбранного Вами для медитации места.
Воображаемые места: 1) Тонкий мир – основной цвет — яркий самосветящийся серебристо-белый. В этом мире, какое то время души пребывают в тонком теле, есть движение, но нет звука. По-другому этот мир называется "Ангельским миром". 2) Бестелесный мир – основной цвет — яркий самосветящийся золотисто-красный. В этом мире, какое-то время души пребывают в бестелесном состоянии. Это – Мир душ. Мир Покоя и Тишины.
Советы начинающим.
Продолжительность медитации каждый назначает себе сам, по настроению. Лучше начинать с 10-15 минут. Таким образом, постепенно увеличивая продолжительность времени. Главное в процессе медитации качество, а не продолжительность. Вся медитация должна происходить без напряжения. Спина должно быть выпрямлена, глаза открыты.
Не рекомендуется медитировать, когда есть недомогания, сильные головные боли.
До медитации продумать, мысленную картину того, что я хочу взять у Источника, что говорить, что думать. Какой из 36 добродетелей, и какой из 8 основных сил мне хочется взять на данный момент.
А,где можно прочитать про 36 добродетелей и про 8 основных сил.
8 основных сил - сиддха - дословно "совершенный" - в индуистской, джайнской, буддийской традициях это человек , достигший совершенства, владеющий 8 сверхъестественными свойствами:
1. способность становиться бесконечно малым; 2. способность становиться бесконечно большим; 3. способность становиться очень легким; 4. способность становиться очень тяжелым; 5. мгновенно перемещаться в любую точку пространства; 6. достигать желаемого силой мысли; 7. подчинять себе время; предметы и вещи; 8. уметь подчинять своей воле происходящее в природе и мире события.
Цель буддизма и индуизма отражает понимание и переживание необусловленной или предельной реальности каждой традиции. Для индуистов, в общем, целью является освобождение личного Атмана от цикличного существования и слияние с безличным Брахманом или же быть вечно единым с избранным божеством. Каждый человек в конечном итоге достигнет этого постоянного состояния, откуда нет возврата к циклическому существованию. Самым главным исключением являются аватары, которые постоянно "нисходят" на землю, когда хаос и зло одерживают верх. Тантрические буддисты желают достичь Буддовость в самые короткие сроки не для того, чтобы избежать циклическое существование, а чтобы помочь другим существам как можно скорее достичь Буддовости. В садханах Ваджраяны, включая Чиннамунда Ваджраварахи Садхану, говорится напрямую или подразумевается, что зарождение боддхичитты, четырех неизмеримых и посвящение заслуг являются составляющими садханы, что подчеркивает это альтруистическое намерение достичь Буддовости для спасения всех чувствующих существ. концепция бодхичитты и идеал Бодхисаттвы – одни из наиболее отличительных черт буддизма Махаяны. Другим важным различием между индуизмом и Махаяной является то, что все методы Махаяны действуют с лежащей в её основе предпосылкой понимания пустотности сущностного бытия. Для достижения этих целей существует много методов, и некоторые из этих методов могут сбить практикующего с пути. Многие индуистские и буддистские тантрические садханы предупреждают практикующих, чтобы они не очаровывались получением сиддх и других сверхъестественных сил. Эти силы настолько привлекательны, что многие практикующие стремятся приобрести эти мирские средства и не заинтересованы в освобождении себя и других. Истинный и искренний практикующий видит в них только средства к достижению цели, а не саму цель. Индусы имеют восемь сиддх, но они отличаются от буддистских.
Восемь великих буддистских сиддх:
1) Кхадга – способность быть непобедимым с мечом, наделённым силой с помощью определённых мантр; 2) Анджана – бальзам для глаз, который устраняет невежество; 3) Паделепа – способность быть "быстроногим" или мазь, которая делает человека "скороходом"; 4) Антардхана - способность становиться невидимым; 5) Раса-Расьяна алхимическая способность превращать основные металлы в золото или обладание эликсиром бессмертия; 6) Кечара - способность летать по воздуху; 7) Бхучара - способность мгновенно оказываться в любом месте; 8) Патала – способность посещать нижние миры.
Ниже перечислены индуистские сиддхи:
1) Аниман – способность становится очень маленьким, вплоть до размера атома; 2) Махиман – способность становиться очень большим; 3) Лагиман– способность становиться очень лёгким; 4) Гариман – способность становиться очень тяжелым; 5) Прапи – сила получать всё (желаемое); 6) Пракамья – сила непреодолимой воли; 7) Ишитва – сила превосходства; и 8) Вашитва – сила подчинять всё (сущее).
Сравнивая эти мирские достижения с восемью сиддхами и шестью сверхъестественными силами Буддистов, сходства очевидны. Они включают в себя основной интерес в превосходстве или подчинении, в изменении формы, в контроле над элементами или, по крайней мере, способности выйти из-под власти их воздействия, и, в целом, в управлении одушевлёнными и неодушевлёнными объектами. Хотя не следует стремиться достичь все эти сиддхи и сверхъестественные силы ради обретения силы, их можно использовать для того, чтобы привлечь человека на путь буддизма или индуизма. В тибетском буддизме известны 84 сиддхи. Сиддха способен обучить других тому, что он умеет сам.
Советы начинающим. Продолжительность медитации каждый назначает себе сам, по настроению. Лучше начинать с 10-15 минут. Таким образом, постепенно увеличивая продолжительность времени. Главное в процессе медитации качество, а не продолжительность. Вся медитация должна происходить без напряжения. Спина должно быть выпрямлена, глаза открыты. Не рекомендуется медитировать, когда есть недомогания, сильные головные боли. Петр Ивлин
думаю правильно было бы это назвать тренингом по саморасслаблению а не медитацией
очевидно что Петр Ивлин понятия не имеет что такое медитация
очевидно что Петр Ивлин понятия не имеет что такое медитация
Раидана, а я думаю, что Петр Ивлин знает что такое медитация. Вопрос упирается в определения. Ты воспринимаешь Медитация только, как процесс неделания и остановки мыслей, соединяясь с вселенной, оставаясь сторонним наблюдателем в себе. Но я вкладываю в это понятие гораздо шире смысл. Ты видишь один цвет спектра и считаешь, что только это правильно. А стараюсь увидеть все цвета и оттенки спектра.
В продолжение первого поста Последняя из трех практик, рекомендуемая школами веданты для ученика, это глубокая медитация НИДИДХЬЯСАНА. Но ее можно проводить только для освоившего подготовительные дисциплины (Садхана). Первыми двумя практиками являются чтение и слушание (шравана) и мышление (манана)
ПЛОДЫ МЕДИТАЦИИ — согласно Патанджали, правомерен следующий список знаний и способностей, возникающих в результате фиксации разума, саньямы: 1) Знание прошлого и будущего. Достигается саньямой на тройственном изменении предметов: изменениях их сути, качеств и условий. 2) Понимание значения звуков, издаваемых животными. Достигается саньямой на различии звука и слова, объекта и значения. 3) Знание предыдущих воплощений. Достигается рассмотрением тенденций развития привычек, шаблонов состояния. 4) Знание содержимого ума (Читта) других людей. Достигается рассмотрением их ментальных образов. 5) Погруженное состояние. Достигается саньямой на форме тела, волей к избавлению от привязанности к ней и разделения видения и глаз. Многие интерпретируют погруженное состояние как невидимость тела, однако некоторые придерживаются позиции, что это означает покидание тела во время транса и перемещение в тонком теле. В Индии распространено убеждение, что великие йоги способны по своей воле становиться невидимыми, дабы оградить свой покой, однако возникает разница во мнениях, осуществляется ли это путем управления эфиром в окрестности тела, либо наведением иллюзии на наблюдателя. С точки зрения йога это скорее представляется вопросом силы воли, чем осознанными манипуляциями. 6) Знание момента смерти. Достигается саньямой на двух формах кармы (см.): зарождающейся и скрытой. Другим способом является правильная интерпретация знамений: чего-либо необычного или проявляющегося за обычными пределами восприятия. 7) Различные формы силы. Достигаются саньямой на симпатии, дружелюбии и т.п. Эти добродетели должны воспитываться намеренно до тех пор, пека их ощущение не станет осознанным и хорошо известным, после чего на них можно медитировать. 5 этом случае чрезвычайно уместно изречение о том, что добродетели должны воспитываться во имя самих добродетелей. Физическая сила и различные качества других существ. Достигаются саньямой на образе слона и этих существ. Существует древний афоризм о том, что человек становится тем, о чем думает. Человек способен стать Мастером, медитируя на мастерстве мастера, равно как человек становится более человечным, постигая, что означает быть человеком. Созерцание отдыхающей кошки может помочь расслабиться, гальки — придать плавности, столба — укрепить в твердости. 9) Знание крошечно малых, скрытых и удаленных предметов. Достигается распространением развитого видения или рассмотрением предметов внутренним видением, возникающим при закрытых глазах. В этом случае имеет место только рассматривание, но не воображение и не запрашивание, которые могут исказить ясновидение. Согласно Патанджали, следует особо отметить саньяму, направленную на сердечный центр. Она приводит к обретению знания собственного характера и склонностей и развивает чувствительность по отношению к окружающей жизни. Для йога, нацеленного на достижение цели человеческой жизни, наиболее важной является саньяма, направленная на постижения подлинного Я человека. Прозрение и интуиция, относящиеся к объективным предметам, хотя и являются признаками силы обращенного вовне разума, но тем не менее представляют собой препятствия к успеху его высшего созерцания. Левитация достигается саньямой на жизненном ветре, именуемом удана. Яснослышание проявляется как результат саньямы на связи слухового аппарата и эфира (Акаша). В этой практике необходимо особое внутреннее намерение, так как слух является наиболее духовным и наименее внешнеориентированным восприятием. Астральные перемещения достигаются саньямой на связи тела и эфира (Акаша), или на чем-то легком и свободном, например на кусочках ваты. Власть разума над материей достигается саньямой на объективном предмете, проводимой в пять стадий, означающих постижение его объективного характера и формы; составляющих его субстанций т.е. стихий земли, воды и так далее; его более тонкой, чем материальные проявления, природы; его отношений с другими предметами; и его назначения и извлекаемой из него пользы. Первые три ступени связаны с тройственностью Объект, Качество, Действие, а две последние — с его взаимоотношениями с другими объектами. Они приводят также к развитию власти над стихиями, совершенствованию тела, неподверженности его влияниям земли, воды и других элементов.
Признаки правильной медитации. 1) Во рту возникает ощущение сладости. 2) Как глоток чистой воды, после долгой и мучительной жажды. 3) Мышцы губ непроизвольно растягиваются в улыбке. 4) Приходит ощущения счастья, блаженства и покоя.
1 и 3 есть, а второе и четвертое, особенно состояние покоя пока не пришло!!! Но во рту стало сладко, яки сахару поела!!!!
Вау, как я такую прекрасную тему чуть не прошляпила!!!!! Вот такая медитадия мне по душе пришлась, аж запело все, села переписала (обычно копирую), расписала все по шагово, буду внедрять!!!! Моничка, спасибо огромное!!!!!!
Конечно интересно!!!! А можно для лентяев самую легкую?
Как на мой взгляд, то легче не бывает Буддизм вообще и в силу древности своей и специфики (цели), очень логичен, строен и прост. Интересно, что ЛАМРИМ (священная книга буддизма) разделён на пять томов и каждый из них предназначен для определённого уровня сознания. К примеру первый том для "несовершенных душ", а последний для тех, кто решил идти путём архата. И если первый доступен для понимания абсолютно всем, то пятый вообще не понятен и нечитаем для тех, кто не созрел. Если мы не помешаем Монике, то выложу их медитативную технику из первого тома.
Мне казалось раньше что я знаю кое-что о медитации... а прочла посты Моники и поняла..я практически ничего не знаю.
Monika написал(а):
Ты воспринимаешь Медитация только, как процесс неделания и остановки мыслей, соединяясь с вселенной, оставаясь сторонним наблюдателем в себе. Но я вкладываю в это понятие гораздо шире смысл.
вот это определение самое верное как мне кажется... труднее всего не просто отключатся а и еще вести сам процесс в нужное русло.
Буривух написал(а):
Если интересно, могу выложить буддийскую
Я бы тоже с удовольствием почитала и если возможно то попробовала применить. Думаю что Моника не станет возражать....
Если мы не помешаем Монике, то выложу их медитативную технику из первого тома.
было бы здорово И конечно очень хочится разбудить душу, несовершенной как то у меня язык не повернулся, я точно не совершенна, а душа моя совершенна, только уж надежно запрятана, да из 36 добродетелей Бога о которых Моника писала у меня некоторые отсутствуют, а некоторые на половину если я-душа будет на первом месте, то легче стать добродетельной Девочки какие вы умнички, что возродили эту тему, значится и для меня пришло время расти духовно!!!!!! (тут должен быть такой смайлик, только без бутылки)
Я уверена, что возражать не станет, но возможно, что она закончила выкладывать информацию. Вот появится и спросим. Мне тоже нужно немного времени, чтобы подобрать общедоступный материал, не заводя в дебри, иначе отдельную тему открывать придётся.
Ярило написал(а):
И конечно очень хочится разбудить душу, несовершенной как то у меня язык не повернулся, я точно не совершенна, а душа моя совершенна, только уж надежно запрятана
Есть разница межу духом и душой. Зерно духа в тебе неизменно, чисто, совершенно и неуничтожимо, в отличии от души. Понятие "духовность" берёт своё начало от слова Дух, а не от слова душа. От слова душа - душевность. Если бы твоя душа стала совершенной, ты завершила бы круг земных воплощений, круг разомкнулся бы и перешел в спираль. Спираль дальнейшей эволюции.
Мне тоже нужно немного времени, чтобы подобрать общедоступный материал, не заводя в дебри, иначе отдельную тему открывать придётся.
Буривуша, а открой, больше не меньше!!! Я как еврейка заявляю!!!! Разные практики, разные люди, каждый для себя что нить подберет.. Мне пжалуйста самую легенькую!!!!
Если мы не помешаем Монике, то выложу их медитативную технику из первого тома.
Давай, хорошо бы, но я очень далека от йоги, буддизма, потому и говорю, я из всего только несколько упражнений дыхательных освоила, а вот позы...... Жалею, что раньше на йогу не пошла!!!!
Давай, хорошо бы, но я очень далека от йоги, буддизма, потому и говорю, я из всего только несколько упражнений дыхательных освоила, а вот позы...... Жалею, что раньше на йогу не пошла!!!!
Для медитации самая классическая - поза лотоса. Однако, можно медитировать стоя, лёжа и на ходу В буддийской медитации используются специальные подушки, которые облегчают сидение со скрещенными ногами. Глаза могут быть как открытыми, так и закрытыми. Буддисты советуют полуприкрытые веки. Наверное все видели какие глаза у статуй медитирующего будды. Абсолютное требование, объеденяющее все техники - прямой позвоночник. Ничто не должно мешать течению энергии. Сознание должно быть чистым, т.е. никаких кофе, чаёв, курения и тем более пития алкоголя, хотя бы несколько часов перед.
Тогда, для начала, попробуй медитировать лёжа. Единственная трудность может возникнуть тогда, когда ты успокоив поочерёдно тело, дыхание, чувства и отключишь "астрального болтуна", просто уснёшь вполне довольная собой Это не плохой результат, просто это означает, что потеряно сосредоточение.
Lekachka написал(а):
Буривух а сколько по времени???? Курю я частенько!!!
Исходя из того, что практиковать будете вы сами, то и рамки сами будете устанавливать. В идеале всего этого вообще быть не должно, отсюда и надо отталкиваться
Лилия написал(а):
Буривух не пью не курю,спорт люблю,готова к медитации!
Ну отлично! Спорт нам пригодится только в смысле прямого позвоночника. В процессе успокоения физического тела, оно должно висеть на позвоночнике, как на вешалке, образно выражаясь.
Ярило написал(а):
это самое легкое, а вот чтоб найти уголок, где через каждых пять минут дергать не будут это сложнее
Но постепенно можно приучить близких к тому, что в течении часа, допустим, ты для них недоступна и никто не должен шуметь, пока ты занята. Объясни и убеди всех окружающих в том, что этот час только твой и то, чем ты занимаешься в течении этого часа настольковажно и нужно, что от этого занятия напрямую зависит твоё здоровье душевное и физическое. Во-первых, это действительно так, а во-вторых час личного времени может и должен позволить себе каждый человек, если не хочет погрязнуть в психических, психологических и бытовых проблемах. Впоследствии, когда появятся успехи в освоении медитации, тебе уже не будет мешать всё внешнее.
Monika написал(а):
Буривух, конечно, не помешаешь. Даже наоборот, буду рада твоему участию
Хорошо, тогда приступим, благословясь Отдельную тему я вести не смогу, конечно, в связи с отсутствием времени и присутствием известных обстоятельств.
Сначала "ЧТО", потом "КАК". "ЧТО" Система медитации, известная под названием Ламрим, была основана в одиннадцатом веке великим тибетским святым Атишей и получила дальнейшее развитие в практике многих поколений тибетских подвижников. Она впервые была описана в замечательной работе Атиши под названием "Светоч на пути к Пробуждению". В ней сконцентрирована суть всего буддийского учения о воспитании ума на различных стадиях медитативной практики. Выдающаяся работа великого буддийского подвижника Цонкапы "Ламрим Ченмо" ("Великое объяснение ступеней пути к просветлению") основывается на "Светочи на пути к Пробуждению" Атиши и посвящена его глубокому исследованию. Обаяние и красота учения Ламрим в соответствии с первоначальным замыслом его авторов должна заключаться в постепенном подходе к вопросам тренировки ума через медитативное созерцание, с учётом всей сложности человеческого сознания. Практикуя Ламрим, человек совершает необычайное духовное путешествие, постепенно рассеивая окутывающую его пелену невежества. Методы этой практики чрезвычайно просты и рациональны, но вместе с тем и необычайно глубоки. От тех, кто приступает к ней, не требуется никаких специальных знаний или предварительной подготовки. Доказательством же эффективности системы медитации Ламрим служат многочисленные примеры великих подвижников прошлого. Она начинается с простых упражнений, направленных на приобретение правильных взглядов и устремлений, и приводит практикующего к глубокому пониманию сути реальности и пустоты, скрытых за внешней стороной явлений. В результате такого постижения ставятся под вопрос сами основы большинства тех общепринятых представлений, которые являются корнем всех наших постоянно изменяющихся эмоций, и таким образом выявляется противоречие между тем, как вещи существуют на самом деле, и тем как они видятся нам. Когда такое видение достигает совершенства, выходя за рамки двойственности и концептуальности на его основе развивается вселенское сострадание бодхисаттвы ко всем живым существам: это и есть состояние полного просветления, при котором индивидуальность освобождается от любых ограничений и способна полностью реализовать свой человеческий потенциал. В практике Ламрим есть две линии преемственности, и обе они исходят от Будды Шакьямуни: линия глубокого понимания, переданная через Манджушри, и линия обширной практики, идущая через Майтрейю. Эти две линии появились как результат объяснения двух основных тем, содержащихся в преподанных самим Буддой сутрах запредельной мудрости: учения о пустоте (внешняя тема) и об этапах пути ясного знания (сокровенное значение). Первое из этих учений распространял Манджушри, а второе – Майтрея. Атиша объединил обе линии в единое целое, из чего позже возникли три линии преемственности традиции Кадам. В Тибете Атиша написал работу под названием "Светоч на пути к Пробуждению", которая стала основой для всех последующих трактовок, появившихся позже в Тибете. Для интенсивной медитации по практике Ламрим необходимо выполнять предварительный этап практики, не только подготавливая место для медитации, но и настраивая свой ум на восприимчивость. Лучше всего это выполнять в рамках того, что называется шестью подготовительными практиками.
"ДЛЯ ЧЕГО" Все живые существа обладают врождённым ощущением себя, основанного на составных элементах тела и сознания, и это "я" естественным образом требует счастья и стремится избежать страданий. Этот природный инстинкт распространяется на все формы жизни, существующие во Вселенной, независимо от разницы в их физическом проявлении. Именно он заставляет всех нас относиться к самим себе как к наивысшей ценности. Поскольку этот инстинкт существует, каждый человек имеет естественное право добиваться своего счастья и стремиться избежать страданий. Как говорится в "Непревзойдённой непрерывности1", все живые существа в равной мере обладают способностью освободить самих себя от пут страданий и тревог. На существование такой способности указывает наличие у всех живых существ врождённой природы Будды, или семени полного просветления. Человек отличается от других существ наличием возможности использовать свои мыслительные способности, и при этом обладает таким даром, как любовь, доброта и честность по отношению ко всем живым существам. Важно, чтобы люди, стремящиеся познать всю глубину человеческой природы, не стали рабами материализма. Существует объективная возможность трудиться ради собственного блага, и при этом не лишаться искренности и честности. Но вся ирония заключается в том, что, хотя основной целью развития материального благосостояния является достижение большего счастья и покоя, в случае, когда человек заполняет всю свою жизнь заботами о материальном, не принимая во внимание нужды своей духовной жизни, эта основная цель может быть так никогда и не достигнута. Совершенно очевидно, что знания нашего ума гораздо сильнее и значительнее знаний тела. Поэтому, если цельность сознания сохраняется и после смерти, для нас становится крайне важно позаботиться о своей посмертной судьбе. Важно попробовать, опираясь на это свойство сознания, добиться непреходящего состояния покоя и счастья, независимо от того, возможно это или нет. В этом случае самой большой личной заботой для нас становится достижение такого состояния. Когда мы вскользь упоминаем о сознании, это выглядит так, как если бы мы говорили о чем-то едином. Но если заглянуть глубже, то обнаружится, что существуют различные виды и уровни сознания. Некоторые виды сознания не желательны для нас, потому что, возникая, они причиняют нам страдания. Но существуют и другие, развитие которых ведёт к возникновению мира и покоя. Так что нашей немаловажной задачей становится научиться правильно различать эти две категории сознания. В целом, сознание по своей природе обладает свойствами ясности и знания; оно также подвержено изменениям и трансформации. Поэтому сущностная природа сознания чиста и ясна, а это говорит о том, что заблуждения, загрязняющие ум, не проникают в его основную природу. Все пороки ума (такие, например, как невежество), которые заставляют нас страдать, являются привнесёнными, побочными и не присущи сознанию в качестве его неотделимой части; они нестабильны и существуют в нас лишь временно, и поэтому их можно ослабить и даже вовсе искоренить, если применить для этого необходимые противодействующие силы. Тогда наступит непреходящее спокойствие и счастье.
Как я часто отмечаю, в мире существует множество различных категорий людей: кто-то придерживается различных духовных убеждений, кто-то полностью их отрицает, а кто-то попросту безразличен к религии. Сталкиваясь с ситуациями, которые невозможно логически объяснить, но которые требуют своего разрешения, люди отличаются друг от друга способностью справляться с ними. Например, лица, не имеющие религиозных или духовных убеждений, встречаясь с ситуациями, поддающимися обычному человеческому пониманию, успешно ориентируются в них. Но любые обстоятельства, превосходящие их собственное понимание, действуют на них как шок, и попытки решить здесь проблемы заканчиваются лишь разочарованием и огорчением. Тот, кто практикует дхарму, лучше понимает жизнь и поэтому никогда не теряет мужества и веры – факторов, наиболее важных для поддержания в человеке духовной силы. Поэтому, значение духовного развития в жизни каждого совершенно очевидно, и я уверен, что в этом отношении буддийское учение может предложить человеку очень многое. Существует множество различных методов практики дхармы, и все они отличаются друг от друга в зависимости от личности. Некоторые люди могут полностью отречься от мирского образа жизни и избрать путь отшельника, посвятив всё своё время и силы медитации. Другие занимаются практикой, придерживаясь общепринятого мирского образа жизни. Не следует ошибочно полагать, что практику дхармы можно отложить на будущее, когда для этого будет, так сказать, подходящее время; напротив, она должна органично войти в вашу жизнь прямо сейчас. Смысл заключается в том, чтобы жить, руководствуясь благими заповедями дхармы, определяя ими направление и цель своей жизни. Если человек способен занять такую жизненную позицию, дхарма принесёт пользу не только ему как личности, но улучшит также общество, в котором он живёт, в целом. На самом деле, альтруизм является замечательным источником счастья и блага в нашем мире. Если бы мы рождались в сфере существования, в которой развитие альтруизма было бы невозможно, мы оказались бы в практически безнадёжной ситуации. К счастью, это не так. Как человеческие существа, мы имеем всё, что требуется для духовного развития, и прежде всего, самое ценное – наш человеческий мозг. Очень важно, чтобы мы не упустили великую возможность, дарованную нам самим фактом наличия у нас человеческого тела, потому что время по природе своей мимолётно, и оно не будет нас ждать. Природа вещей такова, что они подвержены процессам изменения и распада. Поэтому крайне важно, чтобы мы сделали наше нынешнее человеческое существование осмысленным. Раньше мы уже говорили о том, что все живые существа, так же как и отдельная личность, имеют естественное право добиваться своего счастья. Тогда в чём же разница между индивидом и всеми остальными? Разница состоит в том, что когда кто-то говорит о своих делах, независимо от их важности, он озабочен лишь собственной личностью, когда как забота всех остальных касается благополучия бесчисленного количества живых существ. Разница между двумя этими заботами – в количестве.