Выходим с собору святого Вита. Это грандиозное сооружение является не только духовной и художественной, но и национально-исторической святыней Чехии — здесь погребены чешские короли, здесь хранятся коронационные регалии средневекового чешского государства.
С 926 года на месте современного грандиозного храма, построенного в готическом стиле, существовала небольшая, круглая в плане церковь Святого Вита, фундаменты которой частично сохранились. В ХI столетии ее перестроили в трехнефную базилику.
В XIV веке Пражское епископство было преобразовано в архиепископство. В связи с повышением статуса Праги чешский король Ян Люксембургский задумал строительство нового собора, призванного символизировать славу Чешского королевства.
В 1344 году в Прагу был приглашен французский архитектор Матье из Арраса. Он занимал должность главного строителя Праги. Матье из Арраса разработал план собора Святого Вита, сохранявшего схему, традиционную для готических соборов Южной Франции. В присутствии короля Яна Люксембургского и его сыновей 21 ноября 1344 года состоялась торжественная закладка первого камня будущего храма.
Строительство собора Святого Вита растянулось на столетия. Восточная его часть была построена в XIV—XV веках, западная — только во второй половине XIX века. Окончательно собор был достроен только в начале ХХ столетия.
Матье из Арраса успел возвести только нижние части стен хора с пятью капеллами. В 1352 году зодчий скончался. После смерти Матье король Карл IV пригласил на должность главного строителя Праги весьма одаренного 23-летнего чешского архитектора Петра Парлержа из Гмюнда, который продолжил строительство собора, существенно изменив его первоначальный план. Парлерж возвел восточную часть храма и часть южной башни, а его сыновья Вацлав и Ян, вставшие во главе строительства после смерти отца в 1399 году, завершили строительство хора, южного портала и бульшую часть южной башни.
После 1419 года, когда начались Гуситские войны, строительство собора приостановилось. В эти годы архитектор Б. Рейт лишь заложил северную башню и опоры среднего нефа. Спустя сто пятьдесят лет, в 1560-е годы, архитектор Б. Вольмут завершил северную часть собора. На этом стройка замерла на долгие столетия, хотя собор все равно жил — в нем совершались службы, проходили торжественные церемонии.
Строительство собора возобновилось только на рубеже XIX—XX веков. Сохранив замысел Петра Парлержа, чешские архитекторы Й. Краннер, Й. Моккер и К. Гильберт возвели западную часть собора.
Сегодня в соборе, в главной части хора над алтарем, можно видеть скульптурную галерею основателей и первых строителей храма. Здесь находятся бюсты Матье из Арраса, Петра Парлержа (оба мастера похоронены в стенах собора, в капелле Марии Магдалины), короля Карла IV и членов его семьи, архиепископов Праги и других лиц, причастных к строительству собора. Эта галерея — единственный памятник подобного рода в западноевропейском средневековом искусстве.
Фасады собора Святого Вита украшает каменная резьба. Над порталом южного фасада расположена мозаика «Страшный суд» (1371—1372 гг.) — самая ранняя чешская мозаика из числа сохранившихся. О том, что храм начинал строить французский зодчий, напоминают каменные фигуры химер, украшающие водостоки. Этот мотив был весьма характерен для средневековой Франции.
Высоко взметнувшая свой шпиль башня-колокольня собора Святого Вита на протяжении многих лет являлась самым высоким сооружением Праги. На ее вершину ведет лестница с довольно крутыми ступенями, преодолев которую можно полюбоваться панорамой чешской столицы.