По следам петербургской египтомании: исполняют ли мечты сфинксы?
Корреспондент «Санкт-Петербург.ру» заглянул в глаза сфинксам и узнал, что так делать нельзя.
Сколько всего сфинксов в Петербурге? Как они попали в наш город? Что олицетворяет каждый из них? А знаете ли вы, что мода пить пиво, по легенде, пришла в Петербург вместе со сфинксами? Египетскую "мифологию" Северной столицы изучал корреспондент "Санкт-Петербург.ру".
"Египтомания" в Европе началась еще в начале 19 века после похода в Египет Наполеона. В России увлечение загадочной и далекой культурой затронуло прежде всего не менее загадочный Петербург. В Северной столице и пригородах египетский стиль использовали в оформлении внутридворцовых интерьеров и фасадов зданий, мостов и ворот. Египетские традиции продолжают то и дело всплывать в архитектуре и современного Петербурга. В советское время возводили четырехгранные обелиски по образу египетских архитектурных форм времен Среднего и Нового царства, в 1995 году именно образы сфинксов выбрали для памятника на набережной Робеспьера, египетским орнаментом украшают многие современные клубы и рестораны.
Настоящие сфинксы
Гранитные сфинксы на Университетской набережной действительно настоящие. 35 веков назад они стерегли гробницу фараона Аменхотепа III. Их лица являются портретными копиями своего хозяина. Сдвоенные короны указывают на двойное царствование фараона — Нижним и Верхним Египтом. На лбы им сползают кобры — покровительницы и защитницы фараонов.
Сфинксы были найдены при раскопках древней столицы Египта — Фив, в 1832 году они были перевезены в град Святого Петра. У сфинксов отбиты подбородки и покрывавшие их накладные бороды. При погрузке один из сфинксов упал, разбив в щепки мачту и борт корабля. До последней реставрации на лице сфинкса был виден след от троса.
По легенде, привезенные из фараоновской гробницы сфинксы меняют выражение лица в течение дня. До полудня они спокойны и умиротворены. Но с наступлением темноты портретные копии фараона становятся зловещими, на лицах сфинксов появляется угрожающая ухмылка. Говорят, если увидеть, как лицо сфинкса меняет свое выражение, можно сойти с ума. Заметив слежку корреспондента "Санкт-Петербург.ру", сфинксы в целях конспирации сохранили каменное выражение лица.
Египетский мост
В разгар европейской "египтомании" в 1825—1826 годах на реке Фонтанка появился Египетский мост. Однопролетный цепной мост был весь украшен орнаментами из иероглифов.
На въездах располагались четыре сфинкса с шестигранными фонарями на головах. Эти сфинксы изваяны русским скульптором академиком Павлом Соколовым. Первоначально были отлиты два других сфинкса, но те не подошли и впоследствии они были установлены на набережной Малой Невки на Крестовском острове.
Хотя мост и называется Египетским, его сфинксы скорее относятся к древнегреческим, так как имеют женское лицо. Согласно мифологии, именно женоподобный сфинкс самый страшный и опасный - демон разрушения и неудачи. Он, вернее она, женщина-сфинкс, сидела на большой дороге на окраинах Фив и задавала путешественникам загадку: "Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером — на трех?". Проигравшего сфинкс душила или по другой не менее утешительной версии — съедала.
По легенде, загадку разгадал царь Эдип. Сфинкс, не выдержав поражения, бросилась со скалы и разбилась (по другой версии — съела саму себя).
Если Вы окажетесь на Египетском мосту, на всякий случай помните разгадку - "человек": в молодости он ползает на четырех конечностях, взрослый ходит на двух, а в старости еще и опирается на трость.
В 1905 году Египетский мост не выдержал груза и рухнул под эскадроном гвардейской кавалерии и двигающихся ей навстречу 11 саней с возницами. Жертв не было, сфинксы также уцелели и теперь сторожат новый мост, построенный через 50 лет после обрушения на том же месте.
Жертвам репрессий
Весной 1995 года на набережной Робеспьера были установлены два бронзовых сфинкса. В отличие от красавцев, украшающих Университетскую набережную, эти сфинксы были созданы русским скульптором Михаилом Шемякиным и имеют печальную миссию - напоминают о жертвах политических репрессий сталинской эпохи. Их лица символично разделены на две части: одна часть — это юное женское лицо, обращенное к набережной и живым людям, другая часть — это изъеденный череп, повернутый к тюрьме "Кресты", находящейся на противоположном берегу. Между сфинксами на граните - окно тюремной камеры с решеткой. Недалеко от набережной в Большом доме на Литейном проспекте располагалось Управление Народного Комиссариата внутренних дел (НКВД), где в 1930-е годы допрашивали политзаключенных.
Первые сфинксы
Два небольших сфинкса с женскими лицами охраняют бывший парадный вход Строгановского дворца на Невском проспекте, 17. Имя создавшего их скульптора неизвестно, однако историки утверждают, что сделаны они в Петербурге и, судя по всему, именно строгановские сфинксы первыми появились в Северной столице.
Первоначально они были установлены на даче графа Строганова, построенной в конце XVIII века на берегу большой Невки. Сфинксы украшали пристань дачи. Во двор Строгановского дворца скульптуры переехали в 1908 году.
Исчезнувшие сфинксы
Четыре небольших гранитных сфинкса в 90-х ХVIII века были установлены на пристани Полюстровской набережной (наб. Свердлова). Сфинксы расположены парами, традиционно напротив друга друга и имеют женские лица. Двое охраняют верхнюю часть пристани, двое — нижнюю.
Во второй половине ХIХ века сфинксы таинственно исчезли, вора и пропажу так и не нашли. Только в 1958 году при реставрации на пристани появились новые сфинксы, их воссоздали по подобию строгановских.
ПОЧЕМУ ОНИ СМОТРЯТ ДРУГ НА ДРУГА?
Уж не знаем, откуда пошла эта старая добрая традиция тереть памятники за носы, уши и прочие части, "чтобы желание исполнилось", но со сфинксами так шутить точно не стоит. А еще им нельзя смотреть в глаза. Помните, как в книге Михаэля Энде "Бесконечная история": "сфинксы ничего не видят вокруг, в каком-то смысле они слепы. Зато их глаза что-то излучают. И знаешь, что именно? Все загадки мира! Поэтому они и глядят только друг на друга: взгляд сфинкса может выдержать только сфинкс".
Само слово "сфинкс" и вовсе с древнегреческого переводится как "душитель" (вероятно, в честь той самой страшной женщины-сфинкса).
КАКИЕ СФИНКСЫ ИСПОЛНЯЮТ ЖЕЛАНИЯ?
Все чудотворные свойства легенды приписывают сфинксам и грифонам на Университетской набережной.
Если жених и невеста в день свадьбы напишут желание на бумажке и закупорят ее в выпитую здесь же бутылку шампанского (в воду ее бросать не обязательно), сфинксы исполнят просьбу молодоженов.
Счастье ждет того, кто спустится к воде и, глядя в глаза ближайшему сфинксу, погладит по голове грифона , держа при этом его за правый зуб (по другой версии - за крылья).
"Египетская" пирамида с собачками
Затронула "эгиптомания" и пригороды Петербурга. Четырехгранная гранитная "Египетская" пирамида в Екатерининском парке воссоздавалась дважды. В 1770—1771 годах - архитектором Василием Нееловым, в 1783 году - Чарльзом Камероном.
Внутри в стенах Пирамиды сделаны специальные отверстия для хранения урн. У задней стены снаружи Пирамиды были похоронены любимые собачки Екатерины II: Том Андерсон, Земира и Дюшес.
"Египетские ворота"
Въезд в Царское село со стороны Петербурга венчают Египетские ворота, построенные в 1827-1830 гг. по проекту архитектора Менеласа. В рельефах, украшающих ворота, воспроизведены сцены из египетской мифологии и быта древних египтян. Выполнил их художник Василий Додонов, опираясь на графические материалы французских ученых, сопровождавших Бонапарта в его египетском походе.
Пиво из Египта
По одной из легенд, мода пить пиво пришла в Петербург именно из Египта вместе со сфинксами.
"В одной из древнеегипетских рукописей есть упоминание, что технологию пивоварения придумал бог Осирис и обучил этому своих жрецов, - рассказал корреспонденту "Санкт-Петербург.ру" сотрудник Музея истории пивоварения. - Египетские фараоны любили этот напиток, многие имели свои пивоварни. Так, например, в результате раскопок в Тель-эль-Амарне, древнейшей столице Египта, британские археологи обнаружили остатки пивоварни, принадлежавшей храму, построенному знаменитой Нефертити (конец XV - начало XIV в. до н.э.), а на одном из настенных панно изображение самой царицы, разливающей пиво через ситечко. Такое ситечко имеется в Британском музее".
Известно, что уже древние Египтяне обладали искусством приготовления ячменного солода, приписывая изготовление пенного напитка богу Осирису (или Озирису).
Именно Осирис научил народ земледелию, оседлой жизни, врачебному искусству и строительству.
В одном из писем на папирусе около 3 тысяч лет тому назад отец упрекал сына, что тот слишком часто посещал заведение, где пьют "гаг" — один из сортов пива.
Интересно, что дневная норма питания строителя пирамид состояла из трех буханок хлеба, нескольких пучков чеснока и лука и трех жбанов пива. Более того, оно было одной из важнейших жертв, приносившихся в ритуальных целях в гробницах. Древнее пиво, скорее всего, не понравилось бы нашим современникам, ведь это был не столько напиток, сколько еда. Тогда пиво изготавливалось без применения хмеля и представляло собой слегка процеженную забродившую хлебную массу.
Твердо верившие в загробную жизнь египтяне оснащали умерших всем необходимым. Без пива древние египтяне не представляли себя ни на том, ни на этом свете. На стенах гробниц они высекали сначала в рельефе процесс изготовления пива. В конце III тысячелетия до нашей эры в гробницах вместо барельефов появились деревянные модели с раскрашенными фигурками пивоваров, которые размещали в ящиках, имитирующих определенные помещения дома.
Юлия Земскова
saint-petersburg.ru