Значительным вкладом Б.Кистяковского в учение о праве была разработка проблемы русского «правового нигилизма», где он убедительно показал, что отсутствие в России на протяжении столетий цивилизованного правопорядка привело к тому, что правосознание даже интеллигенции соответствует полицейскому государству, когда право воспринимается не как правовые убеждения, а как принудительное правило.
В своих общефилософских и философско-правовых воззрениях Б.Чичерин (1829-1904) находился под заметным влиянием идей Гегеля и Канта. Суть его философско-правового либерализма состоит в признании человека изначально свободным существом. При этом он выделял три уровня либерализма: уличный (своеволие), оппозиционный (недовольство властью) и охранительный (гармония свободы, власти и закона). Вытеснение метафизики позитивистскими учениями во II половине XIX в. привело, по оценке Чичерина, к упадку философии права, которая ранее занимала "выдающееся место в ряду юридических наук" и была "одним из важнейших предметов преподавания в университетах". Своей метафизической философией права Чичерин и стремился содействовать возрождению былой значимости этой научной дисциплины. Философские основания права, по оценке Чичерина, должны служить руководящими началами практики. Философию права Чичерин понимает как философию естественного права. Само право Чичерин понимал как внешнюю свободу, определяемую общим законом. В отличие от нравственности право есть начало принудительное, а нравственность служит восполнением права там, где юридический закон оказывается недостаточным.
Своей философией права, критикой юридико-позитивистских концепций, настойчивой защитой государственно-правовых форм либерализма и свободы личности Чичерин внес существенный вклад в обновление и развитие юридических и философско-правовых исследований в России.
Видное место в отечественной философии права занимает В.С. Соловьев (1853-1900) различая право положительное и право естественное. Идея права получает у него моральное обоснование. Свобода лица, поясняет Соловьев, превращается в право только тогда, когда за всеми одинаково признается их свобода. Но равенство трактуется Соловьевым не в формально-юридическом, а в нравственно-содержательном смысле, а именно - в нравственно-справедливом значении. Имея в виду справедливое равенство, он подчеркивает: "Справедливость есть несомненно понятие нравственного порядка". В целом определение права в его отношении к нравственности у Соловьева звучит так: "Право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла".Таким образом, право, согласно Соловьеву, - это выражение принудительной нравственной справедливости. Как "воплощенное право" и правовую организацию общественного целого, заключающую в себе полноту положительного права и единую верховную власть, трактует Соловьев государство. Речь у него идет о "правовом государстве" с тремя различными властями - законодательной, исполнительной и судебной. Сущность права Соловьев видел в равноценности двух нравственных начала: личной свободы и общего блага. Естественное право для него, есть чистый феномен, идея права; позитивное же – его объективация. Общий же смысл права – осуществление справедливости.
Соловьевская идея права на достойное существование получила развитие в учении о праве П.Новгородцева, где он представляет право на достойное существование не только как нравственное право, но уже и как юридическое.
Таким образом можно видеть, что в русской филосовско-правовой мысли отмечается смещение акцента в сторону теоретической защиты идеи правового порядка как состояния более ценного, чем хаос и произвол. Национальное своеобразие русской философско-правовой идеи проявляется стремлением к высшей чем право и государство истине – истине Бога, абсолютной правде. Поиски же правды, характерные для русского характера имеют пока не высшую силу, а лишь заблуждения, анархию и государственный абсолютизм. И тем не менее данное право не противоречит задаче и сущности права, поскольку осуществляется во имя охраны основных правовых ценностей – свободы и достоинства личности.