Сегодня день, который называется прощённым воскресеньем.
В этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.
Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими....
Прощённое воскресенье - Один заглядывает внутрь себя и внимательно ищет ответ на трудный вопрос: "Кого я обидел?" Другой репетирует шаблонную фразу, которую скажет всем, кого встретит - из расчета, что лучше попросить прощения у каждого: "мало ли кого я случайно задел словом или делом". Кто из этих двоих прав? И как действительно простить человека, который нанес тебе обиду ? Правда ли, что надо просить прощения даже у малознакомых людей? В Прощеное воскресенье нужно просить прощения в первую очередь у тех, кого вы действительно чем-то обидели.
Но церковная традиция говорит о том, что мы просим прощения вообще у всех. Особенно хорошо это видно в храме, когда после вечернего богослужения прихожане выстраиваются в цепочку и друг у друга испрашивают прощения. Эта практика пришла к нам с Афона, где монахи просили друг у друга прощения в начале поста. По-моему, это замечательная традиция: ведь мы не всегда замечаем, когда делаем людям больно. Думаем про себя: «Ну нет, этого человека я точно ничем не мог обидеть», но так ли это? Попросить прощения у всех братьев и сестер по вере будет совсем не лишним.
Если человек, который просит у вас прощения в Прощеное воскресенье, ничем вас не обидел, все равно ответьте ему традиционно. В этом не будет лжи. Словами «Бог простит, и я прощаю» мы свидетельствуем, что никакая обида не может быть сильнее любви Божией, что мы всегда способны простить. Ведь диавол может поссорить даже самых близких людей. Давайте будем готовы прощать заранее.
Прощение обид – это спасительный якорь. Господь попускает нам такие обиды, а они действительно мучительные подчас, жжёт, и лукавый тут как тут, подсыпает соль на раны и вкладывает какие-то постоянные мысли, которые у тебя крутятся, что, «мол, как он мог, как он меня обидел, и я так страдаю, переживаю, а он! И надо было сказать ему так или вот так, и если бы я сказал так…» И ничего от этих мыслей не происходит. И этот губительный, порочный мысленный круг, такая мысленная воронка, в которую лукавый сознательно вгоняет наши мысли, просто выматывает, обессиливает. Она лишает человека и покоя, и бодрости. Силы уходят как в песок.
Если кто-либо оскорблен тобою и знаешь, что он с любовию примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобою. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, коих ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкою, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения: тем надобно и успокаиваться.
Господь говорит нам: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матфей 6:14,15)