Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Азы Православия » Православные святыни.


Православные святыни.

Сообщений 31 страница 60 из 146

31

Спасибо Мими

0

32

Лунарик88 написал(а):

Икона производит впечатление "Всевидящего Ока"

А вот такой образ "Всевидящего Ока" есть у меня.

Первая ассоциация была-"Нирвана-Будда-и т.д.",потому и купил...Якобы списана с катакомбных фресок первых лет первого тысячилетия...ещё не испорчена "догматизацией и канонизацией"???

Отредактировано Дед Шура (2010-01-24 20:06:40)

+1

33

Ватопедская икона Божией Матери "Отрада" или "Утешение" (3 февраля нв. ст)

Ватопедская икона Божией Матери находится в древнем Ватопедском монастыре на Афоне, в храме Благовещения. Название Ватопедской она получила от того, что близ этого монастыря упал в море с корабля юный царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого,  и чудным заступлением Божней Матери был перенесен на берег целым и невредимым. Спутники царевича высадились на берег и стали искать мальчика, предполагая, что морские волны вынесли его на берег. Когда они уже потеряли надежду, то увидели Аркадия спокойно стоящего под кустарником, недалеко от обители. Проснувшись, царевич сказал, что был спасен Божией Матерью.

От этого события и произошло название "ватопед" ("куст отрока"). Святой царь Феодосий Великий в благодарность за чудное избавление сына украсил и щедро одарил Ватопедский монастырь. На Ватопедской иконе Богоматерь изображена с лицом, обращенным к правому плечу, в память того, что она в 807 году, 21 января (ст. стиль), обратила Свое лицо к игумену монастыря, стоявшему на молитве близ святой иконы, и предупредила его о намерении разбойников ограбить обитель. Игумен предпринял меры предосторожности, и обитель была сохранена. В память этого чудесного события перед чудотворной иконой горит неугасимая лампада. На Афоне эта икона называется также "Отрадою" или "Утешением".

На иконе лик Пречистой Девы исполнен милосердия и страдания, а вот Богомладенца Христа – суров и грозен. Младенец пытается закрыть уста Богоматери, чтобы она не предупреждала людей о готовящихся бедах, т к они должны получить наказание за свои грехи. Но Божия Мать не дает Младенцу этого сделать и отводит Его руку.

В 1852 году отец Серафим Святогорец завещал людям земли Русской обращаться к Ватопедской Богородице «с молитвенным воплем и страдальческими слезами» и веровать, что «гнев Божий в какой бы степени ни разразился вокруг вас, но державная десница Небесной Заступницы отклонит его».

Отредактировано Незабудка (2010-01-31 15:28:38)

0

34

Святая блаженная Ксения Петербургская

http://s004.radikal.ru/i205/1002/44/9d3d5f15f64a.jpg

(память 6 февраля / 24 января)

Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия от благочестивых и благородных роди-телей; отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но не долго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути, ангел смерти разлучил их: Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на двадцать шестом году ее жизни.

Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка.

Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Родные Ксении подали даже и прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но после разговора с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно.

Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.

Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно, уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной. Блаженная же все эти поношения сносила безропотно. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в сильном гневе. Издевательства мальчишек в тот раз превысили всякое человеческое терпение, они ругались, бросали в нее камнями и грязью. С тех пор местные жители положили предел ее уличному преследованию.

Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — зеленой кофточке и красной юбке. Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей “царя на коне” (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого “царя на коне” таким же беднякам, как и сама она. Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.

В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой, неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что была раба Божия блаженная Ксения.

За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича; купчихе Крапивниной предсказала кончину прикровенно, говоря: “Зелена крапива, но скоро увянет”, а одной бедной девице — замужество.

Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики, все старались ей чем-нибудь услужить; особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо.

На семьдесят первом году земной жизни она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. По молитвам блаженной Ксении Господь спас одну девицу от ужасного брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, нуждающиеся получали им необходимое.

Над могилкой блаженной Ксении со временем была построена часовня, к которой стекались ее многочисленные почитатели. После революции большевики закрывали часовню, но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе память о блаженной и веру в ее молитвенное предстательство пред престолом Божиим.
Жители Петербургской стороны замечали, что если блаженная возьмет на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет.
Если возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца – торговля будет успешной.
Если она зайдет в дом, то в нем будут царить мир и согласие.

Однажды она сказала своем старой знакомой Параскеве Антоновой, той самой, которой подарила дом, чтобы та немедленно шла на Смоленское кладбище: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал!».

Параскева в недоумении пошла в сторону кладбища и вдруг увидела толпу народа. Оказалось, что экипаж насмерть задавил беременную женщину, которая успела перед кончиной разрешиться от бремени мальчиком. Параскева взяла его к себе, и так как не могла нигде отыскать отца младенца, усыновила его. Воспитанный ею приемный сын почитал ее как мать и в старости берег покой Параскевы, которая благодарила блаженную за великую радость.

Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась около 1803 года.
На могиле ее (на Смоленском кладбище) была со временем воздвигнута каменная часовня, которая и по сей день служит одной из святынь Петербурга, привлекающей многочисленных богомольцев.

После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской православной церкви.

Отредактировано Laura (2010-02-10 11:03:16)

0

35

Молитва ко блаженной Ксении Петербургской

О святая всеблаженная мати Ксение! Под покровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и под сенью Всемогущего покоишися. Ныне святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси их ко престолу милосерднаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая, испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстани святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом святого крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли, монашествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами. О родителях ее, о детских и отроческих годах ничего не известно. Знаем мы, что отца блаженной звали Григорием.

Акафист святой блаженной Ксении Петербуржской 

КОНДАК 1
Избранная угодница и Христа ради юродивая святая блаженная мати Ксения, избравшая подвиг терпения и злострадания, хвалебное пение приносим ти чтущия святую память твою. Ты же заступи нас от враг видимых и невидимых да зовем ти: Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

ИКОС1
Равноангельского жития взыскала еси, блаженная мати, по успении мужа твоего отвергла еси мира сего красоту и вся яже в нем: похоть очес, похоть плоти и гордость житейскую, юродством разум Христов стяжала еси. Того ради услыши от нас похвалы, тебе возносимые: Радуйся, житием твоим Андрею, Христа ради юродивому равная. Радуйся, имени своего отрекшаяся, себя же умершей именовавшая. Радуйся, в юродстве имя мужа твоего Андрея принявшая. Радуйся, именем мужеским назвавшись, немощи женской отрешившаяся. Радуйся, все имение твое добрым людям и нищим раздавшая. Радуйся, нищету добровольную, Христа ради приявшая. Радуйся, века сего суемудрия юродством твоим отвергатися нас научившая. Радуйся, благая утешительнице всех в молитве к тебе прибегающих. Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

КОНДАК 2
Видя странное твое житие, яко ты презрела еси дом свой и всякое мирское богатство, родные по плоти безумной та полагаху, люди же града Петрова, видя смирение твое, нестяжание и вольную нищету, воспели Богу: Аллилуиа.

ИКОС 2
Разум от Бога тебе данный ты, Ксения блаженная, в мнимом безумии скрыла еси; в суете града великого аки пустынница жила еси, молитвы Богу свои вознося непрестанно. Мы же дивяшеся таковому житию твоему, взываем тебе хвалебно: Радуйся, крест тяжкий юродства, от Бога тебе данный, на рама своя принявшая. Радуйся, мнимым безумием сияние благодати скрывавшая. Радуйся, дар прозорливости смирением крайним и подвигом молитвы стяжавшая. Радуйся, дар сей на пользу и спасение страждущих являвшая. Радуйся, страдания людския прозорливо в дали необозримей зревшая. Радуйся, жене доброй о рождении сына прорекшая. Радуйся, яко жене той у Бога чадо испросившая. Радуйся, всех к Богу в молитве прибегати научившая. Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

КОНДАК 3
Силою свыше, от Бога тебе дарованной, зной и люту стужу мужественно претерпевала еси, распиная плоть свою со страстьми и похотьми. Тем же Духом Святым просвещаемая, взывала непрестанно Богу: Аллилуиа. икосз Имея, о блаженная, небо покровом себе, землю же ложем своим, отвергла еси плотоугодие Царства Божия ради. Мы же зряще таковое твое житие со умилением, зовем ти: Радуйся, жилище свое земное людям отдавшая. Радуйся, Небесного крова взыскавшая и получившая. Радуйся, ничтоже земное имущая, а всех духовно богатя-щая. Радуйся, житием своим терпению нас научающая. Радуйся, любовь Божию людям показующая. Радуйся, плодами благочестия украшенная. Радуйся, терпение и незлобие миру явившая. Радуйся, теплая предстательница наша пред Престолом Всевышнего. Радуйся Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

КОНДАК 4
Бурю житейскую во граде Петрове мятущуюся кротостию и незлобием преодолела еси, блаженная мати, бесстрастие же тленному миру стяжала еси. Тем же и поеши Богу: Аллилуиа.

ИКОС 4
Слыша о тебе, яко ты, злостражда Христа ради, скорбных утешаеши, немощных укрепляеши, заблудших на путь правый наставляеши, людие страж-дущия к помощи твоей прибегаху, воспевающе тебе: Радуйся, путь Христов всем сердцем возлюбившая. Радуйся, Крест Христов радостно понесшая. Радуйся, всякое поношение от мира, плоти и диавола претерпевшая. Радуйся, даров Божиих преисполненная. Радуйся, любовь к ближним явившая. Радуйся, страждущим людям утешение подававшая, Радуйся, слезу плачущих отиравшая. Радуйся, благодатию Духа Святого чудесно согреваемая. Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

КОНДАК 5
Боготечной звездой явилася святость твоя, Ксения блаженная, осветившая небосклон града Петрова. Уже бо лю дем, гибнущим в безумии греха, ты явила путь спасения, всех к покаянию призывая, во еже вопити Богу: Аллилуиа.

ИКОС 5
Видя подвиги твоя в молитве, терпении хлада и зноя, благочестивые люди пытахуся умалити страдания твоя одежду тебе и пищу приносяще. Ты же вся сия нищим раздавала еси, желая подвиг свой сохранити. Мы же дивя-ся вольней нищете твоей взываем ти сице: Радуйся, зной и стужу Христа ради добровольно терпевшая. Радуйся, в молитве непрестанно пребывавшая. Радуйся, град Петров всенощным бдением от бед ограждавшая. Радуйся, гнев Божий многажды от него отвращавшая. Радуйся, во все дни года ночами в поле молившаяся. Радуйся, сладость райскую в нищете духовной вкусившая. Радуйся, яко в сладости сей вся земная оставившая. Радуйся, яко вся в Боге пребывавшая. Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

КОНДАК 6
Проповедуют святость жития твоего, богоблаженная, вси избавлении тобой от многоразличных болезней, бед и скорбей, богатии и убозии, старцы и юныя. Тем же и мы, прославляюще тя. Богу вопием: Аллилуиа.

ИКОС 6
Воссияла слава подвигов твоих, блаженная мати, егда ты нощию строителям церкви Смоленской камни тайно носила еси, облегчая труды делателей церковных. Сия ведуще и мы грешнии зовем ти таковая: Радуйся, тайно творити добродетели нас научающая. Радуйся, к подвигам благочестия всех призывающая. Радуйся, строителям храмов Божиих помогающая. Радуйся, святость церковную возлюбившая. Радуйся, труды наши на пути спасения облегчающая. Радуйся, к тебе прибегающих скорая помощница. Радуйся, всем скорбящим благая утешительница. Радуйся, града Петрова небесная заступница. Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

КОНДАК 7
Хотя избавити от скорби плачущаго врача, жену хоронившего, ты повелела некоей девице на Охту бежати и тамо мужа себе обрести и утешити. И совершившася тако, якоже ты рекла еси. Они же в радости воспеша Богу: Аллилуиа.

ИКОС 7
Новое чудо в молитве своей показала еси ты, блаженная мати, егда рекла еси жене благочестивой: «Возьми пятак, потухнет». Сим прорекла ей о пожаре дома ея. И по молитве твоей пламень огня угасе. Мы же ведяще сия вопием ти похвальная: Радуйся, скорби людския угашающая. Радуйся, дерзновение пред Богом за страждущих явившая. Радуйся, свеча неугасимая в молитвах к Богу ярко горящая. Радуйся, предстательница наша в бедах и напастях. Радуйся, страстьми одержимых от гибели спасающая. Радуйся, благочестивых дев от брака неверного отвращающая. Радуйся, клеветою уязвленных от отчаяния избавляющая. Радуйся, на суде неправедном скорая защитница. Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

КОНДАК 8
Странницей бездомной прошла еси путь жизни твоей в стольном граде Отечества нашего, в велицем терпении скорби и поношения неся. Ныне же в горнем Иерусалиме пребывая, в радости поеши Богу: Аллилуиа.

ИКОС 8
Всем вся была еси, Ксения блаженная: скорбящим утешение, немощным покрове и защищение, печальным радование, нищим одеяние, болящим исцеление. Сего ради и вопием тебе: Радуйся, в горних обителях пребывающая. Радуйся, о нас грешных тамо молящаяся. Радуйся, благий образ служения Богу явившая. Радуйся, униженных и гонимых покровительница. Радуйся, православный люд молитвами твоими заступающая. Радуйся, обидимых молящихся тебе защищающая. Радуйся, обидящих вразумляющая. Радуйся, неверных и глумителей посрамляющая. Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

КОНДАК 9
Всякие претерпела еси болезни, блаженная мати, нищету телесную, глад и жажду, еще же и поношение от людей беззаконных, иже мняху тя безумной быта. Ты же Господу моляся, выну взывала ему: Аллилуиа.

ИКОС 9
Вития многовещанныя не могут разумети, како ты безумием своим безумие мира сего обличила еси и немощию своею посрамила еси крепкия и мудрыя. Не ведают бо в тя Божией силы и Божией премудрости. Мы же помощь твою получивший поем ти таковая: Радуйся, Божественного Духа носительница. Радуйся, со апостолом Павлом немощию своею хвалившаяся. Радуйся, мнимым безумием своим мир обличившая. Радуйся, красоту века сего спасения ради отвергшая. Радуйся, небесная блага всем сердцем возлюбившая. Радуйся, на путь спасения нас призывающая. Радуйся, во грехе пьянства грозная обличительница. Радуйся, безмездным врачом и милостивым всем бывшая. Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

КОНДАК 10
Хотя спасти душу ты плоть свою со страстьми и похотьми распяла еси и невозвратно себя отвергши, крест свой на рама своя возложила еси и Христу всем сердцем последовала еси, поя ему: Аллилуиа.

ИКОС 10
Стена еси твердая и прибежище необоримое явилась молящимся тебе, мати Ксения. Тем же заступай и нас от враг видимых и невидимых молитвами твоими, да зовем ти: Радуйся, на труд духовный нас воздвигающая. Радуйся, от сетей вражиих нас избавляющая. Радуйся, фимиам кадильный Богу приносимый. Радуйся, мир Божий в сердца людей приносящая. Радуйся, дух злобы в сердцах озлобленных угашающая. Радуйся, детям благим благословение подающая. Радуйся, тайною молитвою их от болезней исцеляющая. Радуйся, миру озлобленному мудрость Божию явившая. Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

КОНДАК 11
Пение хвалебное приносят ти, Ксения блаженная, спасшиеся твоими молитвами от бед и скорбей и всяких напастей и купно с тобою радостно поют Богу: Аллилуиа.

ИКОС 11
Светозарным светом явилось житие твое, святая мати, во мраке жития сего освещающим люди. Ты бо падших из тины греха избавила еси и к свету Христову направила путь их. Тем же и зовем ти: Радуйся, православных людей Божиим светом просвещающая. Радуйся, Христова угодница, в мире надмирно пожившая. Радуйся, труды многими великую благодать стяжавшая. Радуйся, во тьме греха благодатию Божию сиявшая. Радуйся, отчаявшимся на пути спасения руку помощи поющая. Радуйся, немощных в вере укрепляющая. Радуйся, духов злобы посрамляющая. Радуйся, житием своим ангелов удивившая. Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

КОНДАК 12
Благодать обильно источаеши, Ксения блаженная, на чтущих память твою и прибегающих к покрову твоему. Тем же и нам, тебе молящимся, источи от Бога струи исцеления, да зовем Ему: Аллилуиа.

ИКОС 12
Поюще многая чудеса твоя, блаженная мати, восхваляем тя и всеусер-дно молим: не остави нас грешных в скорбных обстояниях, но умоли Господа сил, да не отпадем от веры нашея Православныя, в Нем же тобою утверждаеми зовем ти: Радуйся, сострадати страждущим нас научающая. Радуйся, немощи наша всеусердно врачующая. Радуйся, распинати плоть со страстьми и похотьми научающая. Радуйся, о чтущих память твою ходатаица и покровительнице. Радуйся, скорбный путь прошедшая. Радуйся, спасение вечное сим улучившая. Радуйся, ко гробу твоему притекающим отраду подающая. Радуйся, о спасении Отечества нашего присно ходатайствующая. Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

КОНДАК 13
О, святая блаженная мати Ксение, в житии твоем крест тяжкий понесшая. Приими от нас, грешных, моление сие к тебе приносимое. Огради нас молитвами твоими от наветов духов тьмы и всех мыслящих нам злая. Умоли Всещедрого Бога подати нам силу и крепость, да кийждо от нас возьмет крест свой и вослед Христу грядет поя Ему с тобою: Аллилуиа. (три раза) Сей кондак читается трижды, затем Икос 1, Кондак 1.

КОНДАК 1
Избранная угодница и Христа ради юродивая святая блаженная мати Ксения, избравшая подвиг терпения и злострадания, хвалебное пение приносим ти чтущия святую память твою. Ты же заступи нас от враг видимых и невидимых да зовем ти: Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

ИКОС1
Равноангельского жития взыскала еси, блаженная мати, по успении мужа твоего отвергла еси мира сего красоту и вся яже в нем: похоть очес, похоть плоти и гордость житейскую, юродством разум Христов стяжала еси. Того ради услыши от нас похвалы, тебе возносимые: Радуйся, житием твоим Андрею, Христа ради юродивому равная. Радуйся, имени своего отрекшаяся, себя же умершей именовавшая. Радуйся, в юродстве имя мужа твоего Андрея принявшая. Радуйся, именем мужеским назвавшись, немощи женской отрешившаяся. Радуйся, все имение твое добрым людям и нищим раздавшая. Радуйся, нищету добровольную, Христа ради приявшая. Радуйся, века сего суемудрия юродством твоим отвергатися нас научившая. Радуйся, благая утешительнице всех в молитве к тебе прибегающих. Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

0

36

Блаженная Ксения

Далекая околица.
Глухая ночь осенняя.
До света в поле молится
Молитвенница Ксения.

На ней косынка красная
И кофточка зеленая;
Душа блаженной ясная,
От мира удаленная.

Облаяна барбосами,
Не прибегая к посоху,
Идет ногами босыми
По лужам, аки по суху.

Мещанами осмеяна,
Без совести зазрения.
Наверное, сто семей она
Спасла от разорения.

Так с песнею молебною
Среди житья народного
Была горбушкой хлебною
Для всякого голодного.

Заступница вселенская,
Прошла по жизни Ксения,
На кладбище Смоленское
Легла до Воскресения.

И там лежит нетленная
В часовне под колоннами.
И кротко вся Вселенная
Приходит к ней с поклонами.

Для вечного спасения,
Как свечечка возженная,
Нам помогает Ксения,
Великая  блаженная.

0

37

побывала на ВВЦ в Москве на православной ярмарке и видела эту икону: Богородицы.которая открывает глаза и плачет..Икона просто списана,т.е. цветная. И...она открывала и закрывала для меня глаза. Была поражена и обрадована.Фотографии этой иконы предлагались служителями Афонского монастыря тут же. И на них Богородица приоткрыла глаза!
Знакомый, глубоко врующий человек,который был со смной,объяснил, что Матерь Божья открывает глаза не всем и что это знак мне свыше.
правда ли это?
Теперь сижу и думаю: как расценивать этот факт?,т.е. чудо,мне явленное.

обратилась с этим вопросом к одному
иерею,так он ответил:

"Слава Богу за всё! Благодарите Бога, и Божию Матерь."

И опять тольком никто ничего не объяснил.
А что делать-то теперь мне с этим?
Знакомый .видя.что мне эта икона понравилась, подарил мне фотографию её.И она! тоже открывает и закрывает глаза....

у меня "крыша едет "конкретно
Может кто подскажет что?
буду признательна.
вот эта икона:

0

38

Все мы "подспудно  жаждАем чудес"...и они воистину "имеют место быть".

Лана написал(а):

Теперь сижу и думаю: как расценивать этот факт?,т.е. чудо,мне явленное.

"Гордыня - мать всех грехов..." Я достоин,я избран,ну и т.д....коль  нет всего перечисленного,пусть и в иной "интертрепации",то ЗНАК сей непременно будет раз'яснен...
Из своего опыта-"бесы балуют".Ибо "...кто безгрешен-бросЬте в меня камень..."

Лана написал(а):

обратилась с этим вопросом к одному
иерею,так он ответил:
"Слава Богу за всё! Благодарите Бога, и Божию Матерь."
И опять тольком никто ничего не объяснил.
А что делать-то теперь мне с этим?
Знакомый .видя.что мне эта икона понравилась, подарил мне фотографию её.И она! тоже открывает и закрывает глаза....
у меня "крыша едет "конкретно

Я б начАл именно с "крыши"...разложи ВСЕ свои мысли и чаяния по этому поводу...да пердай листу чистому...не правь,не перечитывай,не задумывайся...и прочЬти с утреца,на свежую голову.Дай Бог,сама все и поймешь-увидишь...

0

39

Виды купольных крестов

Мерило праведное

Всякий, видевший православный крест, обращал внимание на его косое подножие. Но не многие знают, что это подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда.

Если вспомнить распятие Иисуса Христа, то не обойтись без рассказа о двух разбойниках, распятых рядом с Ним. Один из разбойников раскаялся в грехах, поверил на кресте в Иисуса и вошел вместе с ним в Царствие Небесное. Другой злодей так и остался нераскаянным. Так и в жизни каждого человека — крест служит мерилом его духовного состояния. Либо под тяжестью грехов перекладина весов опускается вниз, либо, облегченная раскаянием, поднимается вверх.

Шестиконечный православный крест с косой нижней перекладиной — один из древнейших русских крестов.

В народе подножие креста получило название «стояло». Шестиконечный русский православный крест с древних пор ставился на куполах храмов. Правый конец его нижней косой перекладины всегда поднят вверх, показывая, словно Божий компас, направление пути.
В отличие от обычного компаса «стрелка» его закреплена неподвижно: верхний конец указывает на север, а нижний обращен на юг. Это еще одно значение косой перекладины, указывающее, что с пришествием Спасителя начался процесс духовного возрождения и изведения человечества из области тьмы в область света.

                       Солнце, вознесшееся на Крест

Иногда на надглавных крестах можно увидеть исходящие из центра прямые или волнистые линии. Эти линии передают сияние солнца. Всем известно, что солнце — это источник света и тепла, без него невозможна жизнь. Но точно так же невозможна жизнь без Христа. Не случайно Спасителя нередко называют Солнцем Истины.

Известное выражение «Свет Христов просвещает всех» содержит глубокий смысл. Fwz (по-гречески — «свет») означает не чувственный свет, исходящий из материальных источников, а нетварный, фаворский. «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Евангелие от Иоанна, 8:12). Но как передать этот невещественный свет средствами, имеющимися под рукой? Тем более что материал у русских кузнецов был один — металл. В придачу молот и клещи, да еще и собственные руки. Но русские мастера разрешили эту задачу. Они изображали свет-сияние прямыми и волнистыми линиями, исходящими из центра креста.

+3

40

Звезда утренняя   

На небе — миллионы звезд, но только одну из них мы называем царицей. Царица звезд — это Вифлеемская звезда, свет Рождества Христова. Та самая звезда, которая привела волхвов к месту рождества Иисуса Христа.

Звезда — это символ духовной мудрости и чистоты, вестник нового дня. Крест Господень тоже «сияет яко звезда на небеси». Создатели накупольных крестов на свой лад славили «сверкающий звездами образ». Самым излюбленным у кузнецов был такой прием: исходящее из центра креста лучевое сияние украшалось звездочками на концах.

                        Трилистник — символ Живоначальной Троицы

Трилистная форма креста на куполах храмов и колоколен — излюбленная у русских мастеров. Правда, крестные «ветви» нередко украшают не только листьями. Здесь также можно найти диковинные цветы, а листья по форме напоминают сердца. Трилистные завершения концов могут быть как круглой, так и заостренной, треугольной формы (треугольник как символ Святой Троицы в раннем христианстве присутствует в надписях на надгробных плитах и встречается в храмовых росписях).

Бывают надглавники с маленькими крестиками на трех концах.

+3

41

«Аз есмь виноградная лоза»

Это слова самого Спасителя Иисуса Христа. И уже много лет обвивающая крест виноградная лоза с гроздями ягод является символом Живого Христа. Мастера всегда очень тонко передавали символическую связь виноградной лозы с Таинством Причащения. Полумесяц внизу представляет собой символическую чашу. Объединенные вместе виноградная лоза и чаша напоминают о том, что при совершении Таинства Евхаристии (Причастия) — хлеб и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христовы. Причастившись Святых Тайн, человек соединяется с Христом и делается участником вечной жизни.

                                           Дух в кресте

Третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух — с незапамятных времен изображается в виде голубя. В Ветхом Завете голубь, выпущенный из Ноева ковчега и возвратившийся с масличной ветвью, возвестил людям мир. В виде голубя древние христиане изображали человеческую душу, упокоенную в мире. Сохранившись в своем самом главном значении — Святого Духа — голубь долетел и до русской земли, опустившись на золотые кресты наших церквей.

Стоит повнимательней приглядеться к ажурным крестам на куполах церквей, и на многих можно увидеть голубя. На куполе церкви Жен Мироносиц в Новгороде парит голубь, сотканный, буквально из воздуха. Но чаще кресты православных храмов увенчивают литыми металлическими фигурками голубей. На фото — надглавный крест собора Дмитрия Солунского во Владимире (XII век), на самой вершине его уселся изящный, словной живой голубок. В древности на Руси кресты с голубем были нередким явлением. Встречались даже литые объемные фигурки голубей с распростертыми крыльями.

Растение Воскресения

Если вы увидите, что из-под основания креста как бы произрастают побеги, знайте — такой крест называют «Процветший». Побеги символизируют возрождение жизни — воскресение Христа из мертвых

«Живоносный сад», «саде небесный» — так величают в православном каноне крест Господень. Святые отцы церкви называют крест «Животворящим», «Растением Воскресения». От иных крестов-накупольников, сплошь усыпанных цветами, невозможно отвести взгляд. Они действительно напоминают растения в весеннем саду. Их тонкие стебли переплетаются так, словно они живые, а не выкованы из холодного металла. А с каким тонким вкусом подобраны растительные элементы — ягоды, цветы или готовые вот-вот распуститься бутоны!

Нет сомнений, что русских мастеров вдохновляла сама природа. По лесам и садам примечали они, как буйный хмель обвивает стволы берез, как ромашки усыпают луг, превращая его в звездное небо. И теперь перевитый затейливыми узорами крест устремляет свои побеги в небеса.

Древо вечной жизни

Праздником Воздвижения Честного Креста Церковь прославляет его Божественную силу, как залог победы над злом, как причину нового неба и обетование вечной жизни. При великом славословии, пении «Святый Боже», Крест, украшенный цветами, как древо жизни, выносится из алтаря на середину храма, где пяти-кратно — на четыре стороны света и дважды на восток — поднимается вверх.

В христианстве символом дерева жизни является крест. По словам преподобного Иоанна Дамаскина «Древо жизни, выращенное в раю, предызображало драгоценный Крест».

Неудивительно, что этот символ очень часто венчает купола. Побеги могут произрастать как из сердцевины, так и из нижней перекладины, напоминая готовые распуститься листья дерева.
Цветение крестов-надглавников бывает столь разнообразным и пышным, что вполне уместно его сравнение с цветущим деревом. Эти обильные побеги — апофеоз неудержимой животворящей силы.

Венец славы

Надглавный крест с терновым венцом на Руси встретить практически невозможно. И вовсе не потому, что кузнецы не могли выковать подобный крест. Скажем, у католиков реалистический образ мучений Христа (Тело, провисшее на вытянутых руках, обильные следы крови и язвы на теле) считаются в порядке вещей. А вот у русского народа такое изображение не прижилось. Наш народ не понаслышке знает, что такое изорванное тело, но несломленный дух. И поэтому ему важнее другое — величие внутреннего подвига Иисуса Христа. Потому-то в православной русской традиции принято «надевать» на крест царский или цветочный венец. Терновый венец Христа таким образом превращается в «венец правды» и «венец славы». Если посмотреть на надглавный крест московской церкви Николая Чудотворца на Берсеневке, то вы увидите, что лавровый венок, надетый на крест, придает орудию страстей праздничный вид, прославляя победу Христа над смертью. В других надглавных крестах, как, например на церкви Рождества Богородицы в с.Городня Тверской области (на фото слева) терновый венец трансформируется в зубчатый нимб — символ святости.

+3

42

Царь царствующих

Корона на вершине надглавного креста встречается не очень часто. Архимандрит Макарий в своем труде «О форме крестов на главах храмов и колоколен» писал: «…на некоторых храмах поверх крестов имеются короны. Но короны эти, как думают, приделаны только к тем храмам, которые находились в особенных отношениях к коронованным лицам».

Это на самом деле так. Корона помещалась на вершину надглавного креста в знак того, что эта церковь либо воздвигнута по царскому указу, либо на пожертвования из царской казны. Священное Писание называет Иисуса Христа царем царей и господином господствующих. И царская власть — тоже от Бога. В знак признания этого сами короны христианских царей украшены крестом.

Очень часто корона на вершине накупольного креста указывает, что перед нами Царский Крест, или Крест Небесного Царя — Иисуса Христа. Устанавливая царский венец на вершине креста, российские мастера всегда помнили, кто есть Царь Славы, и поэтому венчали саму корону крестом.

                    Оружие невидимой брани

«Божественное оружие верных», «триобоюдный меч» и «щит христиан» — так называют Крест Господень в церковных канонах. Основными видами оружия в древности были копье, меч, лук и стрелы. Чтобы крест стал копьевидным, его окончания должны иметь форму наконечника копья (пики). Однако наделенный воинской атрибутикой крест не имеет ничего общего с «холодным оружием». Крест Спасителя — орудие духовной брани. Это «триобоюдный меч, начала тьмы сечеша», закаленный в горниле страстей Христовых.

Признаком «меча» (клинка) на надглавном кресте может быть лезвие (нередко изогнутое) или его рукоять.

Наличие таких деталей перекликается с пониманием монаха как воина Христова. И монашеское облачение считается одеянием христова воина. Клобук — шлем, хоругвь — военное знамя, крест — «оружие непостыдное». Но надо помнить, что Крест Господень — это «оружие мира», это «оружие спасения», «меч духовный», которым «побеждаются враги видимыя и невидимыя». Вооружась им, человек становится неуязвимым. Не случайно в надглавных крестах часто встречается образ креста-щита. Ведь щит — это, прежде всего, защита, а что охраняет человека лучше, чем вера? Как говорили наши предки в старину: «Кресте живоносный, ты ми буди крепость и победа, и щит, и стена нератуема»…

Скипетр победотворный

+3

43

Скипетр победотворный

   
       
     (С)

+2

44

olysha

Как много информации... никогда не обращала внимания на такие подробности... красивая церковь и красивая... Спасибо!

0

45

УМНИЧКА,  olysha!!!   Очень хорошая  информация!

0

46

Лана написал(а):

побывала на ВВЦ в Москве на православной ярмарке и видела эту икону: Богородицы.которая открывает глаза и плачет..

Ну да, у иконы глаза полуоткрыты. http://s55.radikal.ru/i147/0906/8c/9ed374b293ec.gif

0

47

Дед Шура написал(а):

"Гордыня - мать всех грехов..."

есть такое немного...  Работаю над этим.

Дед Шура написал(а):

Я б начАл именно с "крыши"...разложи ВСЕ свои мысли и чаяния по этому поводу...да пердай листу чистому...не правь,не перечитывай,не задумывайся...и прочЬти с утреца,на свежую голову.Дай Бог,сама все и поймешь-увидишь...

Страшно,Дед Шура...ох............
Но попробую убрать страх и все сделать.

Спасибо большое.Вы мне очень помогли.

0

48

Лунарик88 написал(а):

Ну да, у иконы глаза полуоткрыты.

Глаза у Богородицы.когда мы подошли к лотку Афонского монастыря,были закрыты совсем.
А потом....открывались.
Нас было двое,и обоим одно и тоже не приснилось.

0

49

Лана написал(а):

Дед Шура написал(а):
"Гордыня - мать всех грехов..."есть такое немного...  Работаю над этим.

Ну так  я  тоже  работаю, тоже такой  грешок  имеется.

0

50

А я не работаю...

0

51

olysha,спасибо! http://i051.radikal.ru/0906/96/fdd72f36a931.gif
Всегда было интересно, почему кресты на куполах такие разные, с чем это связано. А тут, как по заказу, подробненько и ясно...

0

52

Дед Шура написал(а):

А я не работаю...

Еще как, работаешь! Просто для  тебя это - не работа, а  жизнь.

0

53

Сегодня праздник в честь одной из самых почитаемых на Руси икон Владимирской Божией Матери.

По преданию, икона Владимирской Божией Матери была написана в I веке апостолом и евангелистом Лукой на доске от стола, за которым некогда сидели Иисус Христос и Богородица. Много раз являла она свои чудеса: сходила со своего места и пребывала в воздухе, сохранялась невредимой во время пожаров, защищала города и войска.

В первой половине XII столетия икону из Константинополя привезли на Русь, она была подарена великому князю Юрию Долгорукому . Образ хранился в Вышгородском монастыре под Киевом.

Сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, отправляясь в 1155 году править Владимиро-Суздальской землей, взял икону с собой. Она была помещена в Успенский собор Владимира и стала именоваться «Владимирской».

Много раз являла икона свои чудеса: сходила со своего места и пребывала в воздухе, сохранялась невредимой во время пожаров, защищала города и войска. В 1164 году икона находилась в походе Андрея Боголюбского против волжских булгар, которых он победил заступлением Богоматери. Пред сражением молился князь пред чудотворною иконою Богоматери: «Всякий, уповающий на Тебя, Госпоже, не погибнет». Булгары были разбиты.

Во время пожара в апреле 1185 года, когда сгорел во Владимире соборный храм со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредимою. Слава города Владимира возрастала и распространялась в течение всего времени, пока пребывала в нем чудотворная икона Богоматери. Пред Владимирской иконой древнерусские люди приносили клятву верности своему Отечеству.

Наиболее популярное из преданий о помощи Богородицы верующим связано с избавлением Москвы от нашествия хана Тамерлана осенью 1395 года. В память об этом событии было установлено всероссийское празднование в честь сретения (встречи) Владимирской иконы Богородицы (8 сентября по новому стилю).

Тамерлан с полчищами татар вступил на русскую землю и приближался к Москве. Численность его войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью. Тогда Великий князь московский Василий Дмитриевич послал в Владимир за чудотворной иконой. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы, люди стояли по сторонам дороги на коленях с молитвою «Матерь Божия, спаси землю русскую». В Москве икону встретили 26 августа: «весь град изыде противну иконы на сретение ее»…

В час встречи иконы Тамерлан спал в шатре. Легенда говорит о том, что в этот момент он увидел во сне высокую гору, с которой к нему спустились святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в сиянии ярких лучей стояла «лучезарная Жена». Бесчисленные тьмы ангелов с мечами окружали ее. Утром Тамерлан созвал мудрецов. «Не сладить тебе с ними, Тамерлан, это Божья матерь, заступница русских», – сказали гадальщики непобедимому хану. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы», – говорится в летописи…

Благодарные за свое освобождение русские построили Сретенский монастырь на месте встречи иконы. После 235 лет пребывания во Владимире икона Божьей Матери Владимирская перешла в Москву и была установлена в соборе, построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы. Не прошло и века, как в 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел уже до реки Угры. Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу реки. Летописцы пишут, что неожиданно и без всяких оснований на татар напал животный, необъяснимой природы страх. Он парализовал и физическую силу, и волю татар. Хан Ахмет оказался не в силах совладать с деморализованным войском и вынужден был отступить… В память об этом событии до 1917 года в Москве ежегодно совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь.

В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля. Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение «светозарной Жены, осенявшей храм»… Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор. С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители.

В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена, как многие православные святыни в годы гонений на Церковь. В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России – икона Владимирской Божьей Матери – была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее.

Отредактировано Козерожка (2010-06-03 11:32:58)

0

54

Козерожка написал(а):

Сегодня праздник в честь одной из самых почитаемых на Руси икон Владимирской Божией Матери.

Нужно зайти сегодня в церковь.... ПРАЗДНИК ИКОНЫ ВЛАДИМИРСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ !!!!
Всегда почитала ее...

0

55

У меня икона "Владимирской Божией Матери" - семейная реликвия, она передается из поколения в поколение по женской линии, мне от мамы досталась. Надо бы подреставрировать, всё никак не соберусь...

0

56

Хрустальный крест на куполе храма Михаила Архангела на Студёной горе во Владимире.

7 июня 2010 новый крест украсил купол храма Михаила Архангела на Студёной горе во Владимире
Чертежи нового креста создавали по архивным материалам. Стремились сделать его похожим на тот, что венчал храм в первые годы после основания. Кстати, он был зеркальным.

Крест выполнен из нержавеющей стали с золотистым нитрид-титановым покрытием. Изготовили его на специализированном предприятии в Чебоксарах. Декорирован кристаллами из бесцветного хрусталя. Эту часть работ выполнили мастера завода "Гусевской хрусталь". Украшают конструкцию тридцать восемь хрустальных вставок различной формы. В ночное время предусмотрена внутренняя подсветка.
Конечно, уже использовали хрусталь и ранее, но таких крестов почти нет в России, очень мало.  Высота самого креста - полтора метра. Вместе с маковкой она увеличивается до шести с половиной метров. Полуторатонная конструкция легко возносится на купол храма Михаила Архангела. Высота церкви вместе с новым крестом достигает тридцати одного метра.
Храм на Студеной горе открылся осенью 1893 гг. Церковь построена в формах "русско-византийского" стиля губернским инженером Карабутовым. Закрыли церковь в 1929 году. В 80-е годы здесь располагалась музейная экспозиция "Часы и время".
До революционного лихолетия храм Михаила Архангела тоже украшал хрустальный крест, он как бы маяком являлся в городе Владимире, и он, когда солнышко падало на него за 10 верст было видно его отражение, этого креста. Пришедшие к власти большевики его конфисковали на нужды рабоче-крестьянской республики как церковную ценность. Вряд ли Федор Григорьевич Архангельский, на чьи средства был построен храм, предполагал, что в 20-ые годы прошлого столетия с его даром поступят так безбожно. И уж точно мало кто верил в то, что в 2010 году поруганный храм обретёт свое завершение в виде креста хрустального.

0

57

ИКОНА НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА
АНГЕЛЬСКИЙ СОБОР
НА ПРАВОСЛАВНЫХ ИКОНАХ ИЗОБРАЖЕНИЯ АНГЕЛОВ ЕСЛИ И ВСТРЕЧАЮТСЯ, ТО, КАК ПРАВИЛО, ЭТО АРХАНГЕЛЫ ГАВРИИЛ И МИХАИЛ. И ЛИШЬ НА ОДНОМ ОБРАЗЕ НЕБЕСНЫХ СИЛ БОЛЬШЕ ДЮЖИНЫ

До наших времен сохранилась икона Неопалимая купина, на которой изображен образ Божией Матери. До революции эта икона находилась на Конюшенном дворе близ Смоленского бульвара, и которая оставила называние Неополимовские переулки. Именно здесь был единственный первый храм, который освещен во имя Пресвятой Богородицы.

Икона Неопалимая купина получила название из одного библейского сюжета, в котором рассказывается о пророке Моисее, получившем видение. Он увидел говорящий терновый куст – купины, который пылал пламенем огня и не сгорал. Из куста послышался голос Божий, оповещающий о скором освобождении еврейского народа от рабства. Икона и символизирует Неопалимую купину, которая является напоминанием рождения Спасителя от Девы Марии.
Пресвятая Дева Мария изображена на иконе объятой пламенем огня с младенцем на руках. Образ расположен в центре православной восьмиконечной звезды. Звезда образована из двух ромбов зеленого и красного. Зеленый цвет отображает листья тернового куста, а красный являет собой огонь опаливший купину. На некоторых иконах, на концах лучей имеются буквы А.Д.А.М. Эти буквы, по преданию, были составлены Архангелами. Они взяты с четырех сторон света и являют собой имя первого человека. С востока Архангел Михаил взял букву «А» от звезды «Анатоли», с запада Архангел Гавриил взял букву «Д» - «Дисис», с северной звезды Архангел Рафаил взял букву «А» - «Арктос» и буква «М» взята Архангелом Уриилом с южной звезды «Месембрии».
В средневековых преданиях именно ангелы управляли всем стихиями – мороз, молния, дождь, ветер, гром, и на иконе каждый ангел изображен со своим символом. Один ангел держит облако, другой меч, третий чашу, четвертый держит закрытый кивот, обозначающий мороз, и еще один ангел держит в руках фигуру, которая означала ветер. Если молиться этой Пресвятой Богородице у этой иконы, то она обязательно поможет, и стихийные бедствия утихнут. В древности эту икону считали защитницей от гроз и пожаров.

Богородица

1 -  Лестница — символ восхождения к Горнему миру.
2 -  Фигура с нимбом внутри стен — символ Небесного Иерусалима, где будут пребывать праведники после Страшного суда.
3 -  Красный ромб — символизирует божественный огонь.
4 -  Синий или зеленый ромб — символизирует куст купины.

Евангелисты, славящие Деву Марию

5 -  Ангел — символ евангелиста Матфея.
6 -  Лев — символ евангелиста Марка.
7 -  Телец — символ евангелиста Луки.
8 -  Орел — символ евангелиста Иоанна.

Ангелы природных стихий

9 -  Облака — атрибут ангела, ведающего дождем.
10 -  Кузнечные мехи — атрибут ангела, раздувающего небесный огонь, то есть ответственного за молнии.
11-  Мальчик, держащий трубу, — атрибут ангела ветров.
12 -  Радуга — атрибут ангела, отвечающего за хорошую погоду и жару.

Ангелы нематериальных сфер

13 -  Кадило и светильник — атрибуты ангела молитвы.  Кадило — символ возносимых к Богу прошений, а светильник — символ надежды.
14 -  Мальчик с нимбом и чаша причастия — атрибуты ангела Божьего милосердия. Ребенок с нимбом — прощеная душа, а чаша — символ жертвы Иисуса.
15 -  Зеркало и отраженный в нем ребенок с нимбом — атрибуты ангела благочестия. Зеркало символизирует добродетельных мирян, поскольку те должны быть примером для всех остальных, иными словами, зеркалом, в котором отражается их просветленная душа в виде ребенка.
16 -  Книга Страшного суда — атрибут ангела божественной истины. В книге записаны все грешники и праведники. Эти данные потребуются на Страшном суде.
17 -  Дискос и чаша причастия. Атрибуты ангела Божьего благословения.

Архангелы

18 -  Алебастровый сосуд — атрибут архангела Рафаила. Его считают врачевателем душевных и телесных болезней. В сосуде находятся лекарства.
19 -  Меч — атрибут архангела Михаила, победителя злых сил.
20 -  Фонарь — атрибут архангела Гавриила, символ божественного озарения, света Божьего.
21 -  Огонь — атрибут архангела Уриила — символ божественной премудрости и страха Божьего, жгущего, как огонь.

Ветхозаветные сюжеты, связанные с пророчествами о Богородице

22 -  Неопалимая Купина — видение Моисея.
23 -  Древо Иессея. Иессей был отцом царя Давида. Однажды во сне ему было явлено все генеалогическое древо его сына. Христиане считают, что Иессей видел во сне и Богородицу, и Христа (его образ запечатлен среди листьев), которые происходят именно от Давидова колена.
24 - Видение закрытых врат пророком Иезекиилем. В своем видении Иезекииль узрел четверо врат, трое из которых были отворены, а четвертые (восточные) — закрыты. И тогда голос Бога возвестил: «Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой чело-век не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены». По трактовке Отцов Церкви, речь снова идет о Богородице. Через нее Господь войдет в мир, но врата останутся закрытыми, то есть Матерь Божия останется Приснодевою.
25 -  Лестница Иакова. На пути в Месопотамию патриарху Иакову явилось таинственное видение: лестница, соединяющая небо и землю, по которой восходят и нисходят ангелы. Христианские богословы также усматривают в этом видении свидетельство о Деве Марии. По ней, как по лестнице, в мир сошел Господь.

Дело в том, что православные богословы не проявляли особого интереса к вопросам ангелологии, и русские мастера, работая без общепринятого образца, создали несколько вариантов иконы с различным набором персонажей. Разнообразие персонажей, присутствующих на иконе, создает некоторые трудности для ее толкования. Главная проблема — идентификация ангелов: определение их атрибутов, функций и имен (для тех немногих ангелов, у которых были собственные имена). Мы взяли в качестве примера икону, написанную современным мастером в соответствии с одним из первых образцов XVII века, лишенных иконографических противоречий.

По материалам Журнала «Вокруг света» №6 2011 (Павел Котов) и сайта  wwwikona-kiot.ru Игорь Калинин, художественного руководителя иконописной мастерской «Православная икона»

+1

58

Спасибо!!! Очень интересно и нужно http://s60.radikal.ru/i168/1007/1b/8ebbd36b1de8.gif  http://s006.radikal.ru/i213/1101/f5/57d840b692e4.gif

0

59

Икона "Духовный лабиринт". XVII век.

В центре лестница, изображающая жизнь человека от младенчества до глубокой старости.
А лабиринт показывает, что наверх есть 2 пути - это молитва и ..., тогда как в ад ведет множество путей (каждый подписан 1 из грехов)

http://ierusalim.3dn.ru/_ph/11/2/590363625.jpg

В Новоиерусалимском монастыре, в музее, есть икона – про дорогу, про жизненный путь –  которая называется "Лабиринт духовный". Редчайшая по своей иконографии, больше такой нигде нет. 
...рассмотрим внимательнее икону.  В центре иконы изображен лабиринт из 12 кругов, из которого два входа ведут вверх, в жизнь вечную, и двенадцать – вниз, в геенну огненную. Внутри лабиринта – круг, где представлены начало и конец пребывания человека на земле. Жизненный путь человека изображен как ступенчатая лестница, по которой поднимаются и спускаются мужчина и женщина. На первой ступени они еще дети, на последней – глубокие старики. Указан возраст – 1 год и 90 лет. На смертном одре – в центре справа – душу человека принимает Ангел. Но тут же и стоит бес со списком грехов усопшего.
Под лабиринтом изображена преисподняя. В правом углу – огненная пасть сатаны. Преисподняя населена бесами и демонами, между которых заметны и Ангелы, забирающие раскаявшиеся души. Над лабиринтом изображено Царствие Небесное с Градом Новым Иерусалимом, к стенам которого приближаются души праведников в виде двух отроков, сопровождаемых Ангелами. В небе над Новым Иерусалимом – Дух Святой в виде голубя…
Иногда экскурсоводы предлагают взглядом пройти лабиринт, и узнать свой главный грех, а возможно и наверх попасть, то есть выйти к Новому Иерусалиму.
Думаю, что современное сознание в вопросах жизненного пути и лабиринта в частности, сталкивается с некоторыми стереотипами, осознать которые не так и легко, и вот эта икона помогает это сделать…

1. Закройте глаза и представьте, не думая, свою жизненную дорогу, соединяющую прошлое, настоящее и будущее. Представили? Теперь глаза можно открыть. Так вот, сам по себе вопрос жизненного пути в подавляющем большинстве случаев решается визуально для современного человека: на прямой, реже – на плоскости или в ортогональной проекции. Но тут важно, что практически прямой путь, такой автобан, и это приветствуется и считается правильным.
Думаю, что в средневековом сознании в представлении о правильном пути  была извилистая дорожка.

2. Позитивистская идеология сформировала в современном сознании деление "на предметы", "объекты" - и любимая "картинка мира" у большинства из нас – отсутствует, ее нужно собирать как пазл, что требует много времени и сил, так что никто особенно с этим не возится. Все мухи у нас отделены от котлет глобально– и это, считается, хорошо.

Попытка воспринять мир – целиком вызывает у современного человека сильнейший стресс, депрессию, или любимую американцами "паническую атаку". Точно так же, как даже идея войти в лабиринт и двигаться в нем в приблизительном направлении среди каменных стен. Цель должна быть четко ясна, ее достижение – по прямой и "здесь и сейчас"
Есть множество культурологических исследований про "картинку мира", "сакральные пространства" и "места силы", как их только не называли – и хронотопом, и иеротопией. Но создать её современными средствами не удаётся. Как ни пытаются понять храмовую архитектуру, лабиринты и культовые строения, и построить на основе кусочков знаний и опыта пространство современности (это сейчас перфомансом называется) – "картинки мира" – не выходит…
Любой новый лабиринт становится непредсказуем. Сооружая его, люди думают, что уподобляются Богу. Геометрически четкий узор линий вдруг пресекается множеством боковых ходов, галерей, тупиков, ответвлений, в которых беспомощно снуют человечки. Так же душа современного человека, душа, утратившая четкую цель, окруженная множеством соблазнов, которые неизменно уводят в сторону и губят слабого, смятенного путника.
Наверное, эта икона, созданная в 18 веке и совершенно неканоническая – отчаянная попытка пусть так - "в лоб", дидактично и упрощенно – представить духовный путь человека, в эпоху, когда уже сама духовность стала разрушаться…

И вот что интересно – в большинстве лабиринтов, например, в Шартре, нужно идти к центру лабиринта..., а здесь – из лабиринта надо выйти…

0

60

Какая потрясающая икона! Во истину, заставляет серьёзно задуматься!

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Азы Православия » Православные святыни.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно